26
27
28
АВТОПроизводствоІЗона особойНынешний апрель был богат на события в Калуге. С разницей всего в несколько дней состоялись открытие завода Peugeot Citroen-Mitsubishi и запуск производства полного цикла Skoda Fabia на заводе VolkswagenMade in KalugaФранцузско-японский альянсИтак, ряды производителей калужского автомобильного кластера пополнили компании-партнеры PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi Motors, которые 23 апреля официально открыли совместный завод «ПСМА Рус» в индустриальном парке «Росва». Долевое участие партнеров в проекте – 70% (PSA) и 30% (MMC). Начальные инвестиции составили 470 млн евро. Первый Peugeot 308 сошел с конвейера еще 9 марта. По итогам пер-Производство полного цикла завод PSA-Mitsubishi планирует начать в 2012-мвого квартала на долю этого хэтчбека в структуре продаж «Пежо Россия» приходится 50%, а на долю Citroen С4, производство которого стартует в августе, – более трети продаж автомобилей этой марки в России.В торжественном мероприятии в честь начала работы завода приняли участие полномочный представитель президента РФ Георгий Полтавченко, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, первые лица PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi Motors, а также десятки дилеров и других партнеров автопроизводителей. Помимо названных моделей на предприятии будут собирать Citroen C-Crosser, Peugeot 4007 и Mitsubishi Outlander. Производство полного цик-ла планируют начать в 2012 году – к тому времени завод должен выйти на полную мощность и при работе в три смены выпускать 125 тысяч автомобилей в год. Из этого объема 85 тысяч придется на среднеразмерные хэтчбеки и седаны Peugeot и Citroen, включая два новых седана, один из которых разрабатывается специально для России, а 40 тысяч – на внедорожники трех брендов. Производство на заводе «ПСМА Рус», как обещают, будет организовано максимально эффективно и компактно, разместится в двух корпусах: покрасочном и сборочном. Для того чтобы снизить негативное воздейст-алужская область стала зоной концентрации иностранных предприятий в немалой степени благодаря руководству региона и губернатору, которые решили сделать из нее процветающий край. Начиналось все в 2007 году, когда правительство области издало постановление «О создании открытого акционерного общества «Корпорация развития Калужской области». Ее целями стали развитие инфраструктуры индустриальных парков и технопарков на территории области и организация финансирования будущих проектов. Досконально изучив требования потенциальных инвесторов, Калуга сумела предложить им хорошо оснащенные промплощадки для монтажа производственных линий, куда подведены инженерные сети, торговые пути, газ, электричество. Привлекают также и высокие налоговые льготы. Кроме того, в Калужской области планируется строительство сопутствующих производств, например выпускающих автокомплектующие. На сегодня в регионе реализовано пять проектов индустриальных парков площадью почти 2,5 тысячи гектаров, уже открыты или готовятся к открытию в скором времени следующие международные предприятия: Volkswagen, PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi Motors, Volvo Trucks, Samsung, Ruukki, Nestle, Lafarge, Siemens, L’Oreal и др.К26№10І май–июнь 2010 І За рулем – Регион І Производствоконцентрациииспользовать только водоразбавляемые краски, которые на сегодняшний день считаются наиболее экологичными. Штат завода составит около 3000 человек, сотрудников будут готовить в Центре обучения, открытом в Калуге при поддержке правительства области.Немцы и SkodaЧерез пять дней Калуга порадовала очередным событием: компания «Skoda Auto Россия» объявила о запуске полного цикла производства обновленной Fabia, а заодно и о российской премьере автомобиля. Напомним, что этот завод располагается в технопарке «Грабцево». Fabia стала второй моделью в линейке автомобилей Skoda, производство которой будет проходить по полному циклу. Предыдущую версию Fabia собирали на заводе в Ка-вие на окружающую среду, здесь собираются применять самые современные технологии трех производителей в сфере экономии энергопо-требления, снижения выбросов углекислого газа и уменьшения количества отходов производства. Так, например, для покраски кузовов планируютлуге крупноузловым методом. Первой моделью, переведенной на полный цикл, стала Skoda Octavia, о чем компания объявила в октябре 2009 года. Уточним, что мелкоузловая сборка гораздо более трудоемкий процесс, включающий сварку и окраску кузовов, то есть фактически это сборка машины с нуля из готовых деталей. Fabia с новым обликом появятся у официальных дилеров в мае, а заказы принимали уже с начала апреля. Несмотря на значительные преобразования, цены на все версии новой Fabia остались прежними и варьируются от 389 000 до 644 000 рублей в зависимости от комплектации. Если на французско-японском предприятии журналисты могли запросто все фотографировать, то здесь презентация проходила в обстановке секретности. Поэтому съемка была предоставлена фирмой-производите-27За рулем – Регион І №10 І май–июнь 2010 АВТОПроизводствоІлем, а присутствовавшие на презентации фотографы чуть не плакали от досады: сюжетов масса, завод действительно очень зрелищный и красивый, а снимать нельзя. Дело в том, что уже в июле Volkswagen обещает выпустить для России «народный автомобиль» стоимостью около 400 тысяч рублей. Сейчас он тестируется под служебным кодом 251 (хотя, по слухам, имя моде-Полный цикл сборки на заводе VW проходят Tiguan, Octavia и Fabiaли уже придумали). Спроектирован автомобиль специально для наших условий, собирать его будут здесь же, на заводе Volkswagen. Обещают, что заказы начнут принимать уже в июне, а в августе должны начаться первые продажи (подробнее на с. 8). Обстановка секретности объясняется тем, что все модели как Skoda, так и Volkswagen собирают на одном конвейере. Видимо, журналисты могли подсмотреть рождение новинки, но как ни всматри-вались, ничего «секретного» так и не увидели. Завод, разумеется, не самый крупный в Европе, но, тем не менее, производство это по-своему уникальное – с одних и тех же линий до конца года будет сходить до пяти различных моделей автомобилей. В будущем планируют расширить гамму. Так как большинство процессов автоматизировано, возникает вопрос, как справляются с этим разнообразием роботы (а их на производстве задействовано 102!), не могут ли они допустить ошибку? Однако это исключено – все модели заложены в программе, а искусственный разум различает машины по штрих-коду. На предприятии особенно гордятся участками автоматизированной лазерной сварки и пайки, считают эти технологии прорывом в будущее. Благодаря усовершенствованной технологии окраски фирма гарантирует защиту кузова от сквозной коррозии в течение 12 лет. Мощность предприятия – 150 000 автомобилей в год при штате более 2800 человек. На сегодняшний день полный цикл сборки здесь проходит помимо Skoda Octavia и Fabia еще и Volkswagen Tiguan. В крупноузловом производстве находится более 20 моделей различных брендов, принадлежащих концерну Volkswagen. Калужская область начинает превращаться в привлекательный край не только для фирм-производителей, но и для кадров – сюда уже потянулся народ из других городов отечества. Оно понятно, «зона особой концентрации» вполне способна грамотно вывести регион из «зоны риска». Елена АЛЕКСЕЕВА Фото автора и Volkswagen28№10І май–июнь 2010 І За рулем – Регион