30
31
РЕТРОHorch 855 Special RoadsterІПутешественникОдно из значений английского слова roadster – «путешественник по дорогам». Именно родстером издавна называли двухместный автомобиль спортивного характера с открытым кузовом и легким складным верхом. Новинка от компании Horch, датированная 1935 годом, так и именовалась – Special Roadsterрошло всего три года с момента появления на немецком автомобильном рынке нового игрока – концерна Auto Union, образованного путем слияния четырех предприятий: Audi, Wanderer, DKW и Horch. Последнему отводилась роль производителя наиболее дорогих и роскошных моделей, способных потеснить на Олимпе Mercedes-Benz и даже Maybach. И поначалу это неплохо получалось. Так, 12-цилиндровый Horch 670 добавил марке солидности – до этого в Германии только Maybach мог позволить себе производство моделей с таким числом цилиндров. А показанный на Берлинском автосалоне 1935 года спорткабриолет Horch 853 поражал своей красотой. Но дебютировавший годом ранее на том же салоне Mercedes-Benz 500K мог уже похвастать и двигателем с компрессором. При таком неблагоприятном для Horch раскладе требовалось что-то предпринять, чтобы не прогореть.ПHorch 855 Special Roadster в музее Audi, за бронированным стекломАвтомобиль весьма элегантен с любого ракурсаПлод конкуренцииЭксперименты с нагнетателями концерн DaimlerBenz начал еще в середине 20-х годов – над ними в конструкторском отделе колдовал сам Фердинанд Порше. Тогда же двигатель с компрессором был опробован на гоночных трассах, и началось мелкосерийное производство первых гражданских моделей. Ничего сверхъестественного в конструкции не было – два ротора, вращающиеся в особой камере в несколько раз быстрее коленвала, наполнялиДвигатель Horch с компрессоромцилиндры воздухом под давлением, что значительно увеличивало мощность. Этот неоспоримый факт технического прогресса позволил заполучить в клиенты фирмы почти всю германскую элиту, включая кайзера Вильгельма и рейхспрезидента Гинденбурга. Дирекции Horch, видевшей свою продукцию на месте Mercedes-Benz, оставалось довольствоваться вторыми ролями – временно… К решению проблемы в Цвиккау подошли творчески. Взяв за основу шасси модели 853, конструкторы несколько сократили колесную базу. Двигатель получил компрессор. Кузов типа «родстер» нарисовал талантливый дизайнер Гюнтер Миквауш, которому в 1935-м исполнилось всего 27. Он появился на фирме Horch в 1932 году и был всего лишь выпускником дрезденской Академии искусств. Но уже первая его работа – Horch 853 – заставила говорить о нем как об одаренном кузовщике. Со временем Миквауш основал и конструкторское бюро по проектированию кузовов – именно в его стенах и создавались очертания будущего родстера. Весь его облик говорил о скорости как о главной стихии автомобиля. Силуэт вышел сверхнизким, двери получили подлокотный выгиб, ветровое стекло из двух частей рассекало воздух, молдинги на боковинах придавали стремительности, а изящные бамперы – утонченности. Экстерьер 855го просто кричал о нем как о самом быстром автомобиле. Новинку назвали красиво и звучно – Horch 855Special Roadster. Приставка Special в данном случае означала не специальное исполнение, а всего лишь наличие стекол в дверях, так как у «нормального» родстера вместо них пристегивающиеся боковины. В создание машины было вложено столько сил, что казалось, результат должен был оказаться восхитительным. Но вышла осечка с компрессором – видимо, инженерам Horch не хватило опыта. Если нагнетатель Mercedes-Benz 500K увеличивал мощность со 115 «атмосферных» сил до 180 «наддувных», то у 855-го эти цифры равнялись 120 и 135 л.с. соответственно. Такие показатели было стыдно поместить даже в информационный бюллетень, не то что на рекламный плакат! И, несмотря на свой стремительный вид, Horch 855 так и остался навечно тихоходом. Его максимальная скорость не превышала 140 км/ч, в то время как Mercedes-Benz 500K мог мчаться со скоростью 170. Естественно, перспектива серийного производства Horch 855 оказалась отвергнута, а от компрессора в конечном счете пришлось отказаться.НалегкеПриоритеты пришлось расставлять заново. Из-за невозможности выжать выдающиеся скоростные показатели Horch 855 стали именовать «прогулочным автомобилем выходного дня». Получалось не-30№11І июнь 2010 І За рулем – Регион І Horch 855 Special Roadsterлепо: столь стремительный облик и какая-то спокойная езда в нерабочие дни. Внешний вид, начинка и предназначение автомобиля явно не соответствовали друг другу. Но что-либо изменить было уже невозможно. Мотор, устанавливавшийся на Horch 855, вел свою родословную аж с 1928 года, а на проектировку нового не было средств. Цена равнялась 22 000 рейхсмарок. Поразительно, но столько же стоил и Mercedes-Benz 500K, что совсем уже не оставляло шансов «неконкурентоспособному» 855-му. Тем не менее это один из лучших автомобилей фирмы 30-х годов. С 1935 по 1939 год изготовили всего лишь семь экземпляров Horch 855 – благодаря чему модель считается самой редкой за всю историю марки. До сегодняшнего дня сохранилось лишь три. Судьба одного – самого последнего с номером шасси 855007 – поистине удивительна. ровать столь редкий двигатель не бралась ни одна мастерская, поэтому Horch 855 отправился на свалку в пригороде Лос-Анджелеса, где наверняка и пропал бы. Но свалка оказалась необычной: обитателями там были в основном олдтаймеры, а ее хозяин Руди Кляйн, немецкий эмигрант, славился тем, что не отправлял их в металлолом, а хранил в том виде, в котором они ему достались. Ему достаточно было просто владеть машиной, не делая ровным счетом ничего. А предпочтение он отдавал, естественно, немецким авто… Horch пробыл на автокладбище под калифорнийским солнцем еще пару десятков лет, пока не попался на глаза какому-то охотнику за автосокровищами. Естественно, тот пытался всячески выцыганить Horch у Кляйна, но Руди, видимо, к тому времени узнал его настоящую цену. Не удалось уговорить его и представителям Audi, приехавшим в Америку за частичкой своей истории. Зато Кляйн раскрутил бывших соотечественников на небывалую сделку: он дает им свой Horch 855 «напрокат» сроком на двадцать лет, а за это фирма Audi полностью реставрирует его. Воссоздание родстера заняло несколько лет. Сегодня этот автомобиль пока еще можно увидеть в заводском музее Audi, но наступит день и он вернется к Кляйну, потенциальному богачу. Цена раритета уже давно перемахнула отметку в миллион евро, поэтому «экземпляр номер семь» стоит в витрине из прочного стекла, бережно оберегающей раритет от воздействия окружающего мира. И это после двадцати лет на свалке! Судьба… Иван БАРАНЦЕВ Фото AudiПод колпакомПосле войны этот автомобиль стал именоваться трофеем и обрел нового хозяина – американского офицера. Отслужив в Европе, американец перевез машину в свой родной Лос-Анджелес. Часть пути была проделана в трюме транспортного судна, а после этот Horch 855 своим ходом добрался из Нью-Йорка до Калифорнии. В 60-х машина вновь сменила владельца. Новый хозяин не относился к родстеру как к исторической реликвии, поэтому гонял на нем не жалея мотора. В итоге двигатель заклинило, и американец продал старый немецкий родстер. Ремонти-на правах рекламы31За рулем – Регион І №11 І июнь 2010