32
ПРАВАCтрахованиеІУщербная арифметикаСчитать будут по правилам или как всегда?равительство России выпустило долгожданное постановление «Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств», вносящее нововведения в Закон об ОСАГО. В документе две принципиальные вещи: 1) подробно расписано, как следует считать износ автомобильных деталей, пострадавших в ДТП, и 2) запрещено начисление износа на элементы безопасности – износ подушек и ремней безопасности, а также деталей, при неисправности которых запрещается движение автомобиля, учитываться не будет, выплаты за них владельцам старой и новой машин будут одинаковыми. Полисы обязательного страхования сегодня имеют более 30 миллионов. Все эти люди застрахованы в очень разных страховых компаниях. И разброс в оценке ущерба пострадавшей стороне у страховщиков отличается в разы. Новые правила могут снять часть конфликтных ситуаций – с 1 сентября 2010 года все должны считать одинаково. Или не должны? Считать предлагается исходя из определенных вводных автомобиля – и тут начинаются вопросы.ППо возрастуИз документа можно понять, сколько страховщики имеют право по закону не доплатить своим клиентам исходя из марки машины и ее возраста. Максимально возможная степень износа – 80%. Но это, скорее всего, если в ДТП пострадала «старушка», которую давно пора поменять по программе утилизации, получив ваучер на 50 тысяч рублей.По стажу деталейКстати, если автовладелец уже менял какую-то изношенную деталь на новую, то он должен предоставить чеки (заказ-наряды) о произведенном ремонте, чтобы возраст детали считался с момента замены. Это плюс новых правил. Главное, не забыть, куда чеки засунул после ремонта...В постановлении указано, что «родиной» автомобиля следует считать государство, где автомобиль был либо произведен, либо подвергся «достаточной переработке». Что именно имеется в виду под такой переработкой, неясно, но российские иномарки вполне могут подходить под это определение. Страховщики предлагают иномарки, собираемые на территории России, приравнять к тем моделям, которые импортируются в РФ. А это, как говорится, две большие разницы, особенно если говорить о стоимости деталей. Кстати, документ советует опираться на средневзвешенную стоимость детали в том регионе, где произошла авария. По какой методике будут «взвешивать», пока страховщикам неясно. И уж тем более непонятно, какие критерии будут использоваться для определения «границ товарных рынков».Единственное, что не подлежит сомнению, – это необходимость менять подушки и ремни безопасности на новые. Логика ясна: если подушка сработала, обратно ее не запихнешь. Но вот знающие люди подсказывают: а как же торпедо, а облицовка стоек кузова и т.д.? В некоторых моделях не предусмотрено выделенных крышек и прочих конструкций для подушек, и при аварии они разрывают все вокруг. И все это не должно подлежать износу...По правилам и безА вот жирный минус всего документа – нет единой методики расчета сумм выплат. Удивлены? Все внимание – износу, а подсчет ущерба как такового не прописан. Поэтому и сегодня все, что насчитает оценщик, можно обжаловать в суде. Учет износа же только усложнит и запутает подсчет ущерба. Чувствуете сослагательность всего этого текста? Слово «если» так и просится на бумагу. Правила могут позволить, если... будут считать одинаково, если... Опять это слово портит всю картину. И главное – все заработает, если будет создана единая информационная база для всех участников рынка. Ведь вышеописанная методология этого нормативно-правового акта является бесполезной без предусмотренных им справочников и номенклатур в количестве девяти документов, которых пока нет. И если их не будет к 1 сентября, то количество претензий и споров может только увеличиться, так как каждый снова волен трактовать правила по-своему при самом что ни на есть полном соблюдении закона. И опять по одним и тем же повреждениям автомобиля у разных людей и организаций будут получаться очень разные суммы. Елена ШИТИКОВА Иллюстрация Виктора СКРЫЛЕВАПо мере безопасностиОчень правильное решение – не считать и не учитывать износ деталей, при неисправности которых запрещается движение автомобиля. По-любому менять на новые, и точка. Но вот вопрос – какие именно детали будут отнесены к «системам безопасности»? Со списком узлов пока не определились. Говорят, это случится к осени. Но если смотреть на опыт зарубежья, то там это не только подушки безопасности, ремни, системы ABS и ESP, но и фары головного света, фонари, бамперы и капот. А как будет у нас? Или вот задаются автомобилисты вопросом – в результате ДТП пострадал тормозной шланг. Машине десять лет. На нее требуется установить б/у шланг такого же возраста? Или новый? А тормозные диски? Можно поставить и бывшие в употреблении, но это же тормозная система, значит, безопасность под угрозой – надо ставить новые?По родинеОдну из главных ролей будет играть страна выпуска транспортного средства: документ подразумевает, что медленнее всего в цене теряют детали машин, произведенных в Японии, – именно они считаются самыми надежными. Высоко ценятся и европейские машины, даже турецкие. Далее в порядке возрастания коэффициента «изнашиваемости» – Северная и Южная Америки и Азия (с учетом Китая и без учета Японии). На последнем месте, увы, – продукция автозаводов, расположенных на территории России. Нашей машинке каждый год эксплуатации обойдется в пять с лишним процентов потери товарной стоимости.32№14І июль–август 2010 І За рулем – Регион