АВТОЛЮБИТЕЛЬтюнинг инг ретроФЕНИКСтекст: Константин Васильев, Илья Пименов фото: Константин ЯкубовГоночныйВЭтот автомобиль хорошо знаком постоянным посетителям ОлдтаймерГалереи Ильи Сорокина, которые видели его на разных этапах реконструкциисе началось в 1978 году, когда в журнале «За рулем» были опубликованы рисунок художника Александра Захарова и краткое описание ГЛ-1, рекордного гоночного автомобиля, созданного в конце 1930-х коллективом энтузиастов Горьковского автозавода под руководством инженера Евгения Агитова. Автором текста был Лев Михайлович Шугуров, в то время заведовавший отделом науки и техники «За рулем». По инициативе знаменитого журналиста родилась рубрика «Страницы истории», знакомившая читателей с важными вехами автомобильной истории, в том числе отечественной. ГЛ-1 удостоился публикации одним из первых.0,5По официальной версии, аббревиатура расшифровывалась как «Гоночная Липгарта», в честь главного конструктора завода имени Молотова 1933–1951 годов. Единица же означала, что авторы плани-ВОССТАНОВЛЕНИЮ ПОДЛЕЖИТВосстановить имеющийся лишь на рисунке автомобиль ничуть не проще, чем существовавший в металле, но бесследно потерянный44 44За а рулем ру улем ле – Регион Регион Регио егио гио ги г он №01/янв № №01 №0 №01/январь 01 1/ /янв я варь арь – ф фе февраль/2011 еврал вр вра ра рал р ал ль/20 ь/ ь/2 /20 011 11 ровали продолжить серию гоночных машин. Однако воплощению планов помешали смена настроений высшего руководства, а главное – начавшаяся Великая Отечественная война. Подлинный ГЛ-1 не сохранился. По разным версиям, его то ли уничтожили сами заводчане (такая судьба постигла многие экспериментальные автомобили тех лет), то ли он погиб во время бомбежки завода немецкой авиацией. Сотрудники музея ГАЗ уверены: автомобиль пустили под нож по приказу начальства. В те годы и с людьми-то не церемонились... Идея восстановить ГЛ-1 возникла у Александра Бушуева, владельца одной из столичных реставрационных мастерских, очень давно. А вдохновила его та самая публикация в журнале «За рулем». Параллельной идеей было создание современного спортивного ав-томобиля в стиле ГЛ-1, что и стало о заданием для творческого конкурса, в котором приняли участие студенты Московской государственной художественнопромышленной академии им. С.Г. Строганова. Из множества представленных работ наиболее любопытным оказался дизайн-проект «Гладиатор». Воплощение по ряду причин отложили. Сам же довоенный автомобиль создали заново, на что ушло несколько лет. Реализацию проекта сдерживало то, что техническая документация была утрачена. Все, что осталось — скупые описания и несколько старых, еще довоенных фотографий. Очень помогли горьковчане, в том числе и родственники гонщика-испытателя ГЛ-1 Аркадия Николаева, предоставившие снимки из личного фотоархива.1.2.3.СНАРЯЖЕННАЯ МАССА ГЛ-1 СОСТАВЛЯЕТ 1100 КГ. ЭТО НА 270 КГ МЕНЬШЕ, ЧЕМ У СЕРИЙНОЙ «ЭМКИ»4.5. 1. Шины американские: Firestone Deluxe Champion, размерностью 7.00 -16 (на современный 2. ГЛ-1 Бушуева – промежуточный й лад: 180 80 R16). R 6) 2 ГЛ для Александра А Б й этап к созданию спорткара для России. 3. Тормозная система «эмки» не потребовала глубокой модернизации. 4. На архивных фото видны цифры 217 — вероятно, номер экспериментальной модели. Его сохранили. 5. Корпус заужен, но рулевой вал остался сбоку от двигателя. Пришлось сделать вырез под руку. Вместо пассажира – аккумулятор№01/январь – февраль/2011 За рулем – Регион45 АВТОЛЮБИТЕЛЬТОЛЬКО ВПЕРЕД!тюнинг инг нг ретро«Прижизненные» фотографии ГЛ-1 говорят о том, что машину постоянно дорабатывали: несколько раз переделывали кузов, меняли колеса и другие детали. Но агрегатная база оставалась прежней. За основу конструкции брали узлы серийного ГАЗ-М1 и приводили их в соответствие с предназначением автомобиля. Целью ставили достижение максимальной скорости на прямой. Поэтому, например, двигатель ГАЗ-11А, развивавший в стандартном варианте 50 л.с., форсировали сперва до 65, а потом и до 100 л.с. И эта мощность приходилась на массу чуть более тонны. Обычная «эмка» послужила донором агрегатов и для реконструкции. Точнее, мастера «Кузовной мануфактуры» использовали два автомобиля, разукомплектованных и не представляющих существенной ценности. У М1 заимствовали мосты, подвески, тормозные механизмы и 6-цилиндровый двигатель ГАЗ-11А. Кузов заузили, рулевую колонку, чтобы не усложнять дополнительными валами, оставили сбоку от двигателя.Машину накрыли смещенным к левому борту аэродинамическим колпаком. Детали конструкции, скрытые от объективов фотокамер под дюралюминиевым кузовом, стали для авторов реплики объектом приложения инженерных талантов. Аккумулятор в защитном ящике разместили в кокпите справа от пилота. Горловина бензобака, если судить по старым фото, располагалась в хвостовой части, но штатный бак «эмки» в скошенном задке не помещался — пришлось изготовить другой. Попасть за руль можно только через люк в крыше, словно внутрь боевой техники. Да и обзорность, в общем-то, как в танке: с одной лишь смотровой щелью перед глазами. Теснота и огромный тонкий руль создают полную иллюзию путешествия во времени. Много споров было по поводу цвета. Специалисты утверждали, что довоенная машина была серебристой (это подтверждают и архивные фотографии ГЛ-1), но художник журнала решил сделать ее ярко-красной. «Революционную» идею поддержал и Александр Бушуев.Сегодня проект полностью завершен. Но это не означает конец истории: создатель реплики анонсировал начало работы над ГЛ-2. Об этом автомобиле известно лишь то, что его авторами были те же: конструктор ЕвгенийДЛЯ ВОССОЗДАННОГО АВТОМОБИЛЯ АВТОРЫ ВЫБРАЛИ ЯРКИЙ БОЛЬШЕВИСТСКИЙ КОЛЕРАгитов и гонщик Аркадий Николаев. Автомобиль, собранный на базе агрегатов от серийных машин, должен был развивать скорость около 200 км/ч. Заводчане успели построить макет, но он также был уничтожен во время войны. Все, что осталось — рисунок, изображавший ГЛ-2 на гоночной трассе. Техническую документацию готовит Александр Антонов, главный конструктор Формулы «Русь». Цвет выбрали тот же — ярко-красный, такой же, как у феникса, огненного орла, возрождающегося из собственного пепла… Но особенно интересно то, что Александр Бушуев ведет переговоры о том, чтобы «второму» ГЛ было доверено открытие формульной трассы в Сочи. чи. чиКРАСНАЯ БЫСТРЕЕУ советских собственная гордостьНаши коллеги из журнала «Купи авто» сделали любопытную подборку цитат из советских газет и журналов об авто- и мотоспорте: «...Грязные махинации с призами, бездушное отношение толпы к несчастьям, происходящим на гонках, вызывают отвращение...» «...Кто станет ездить с такой головокружительной скоростью по нашим неблагоустроенным дорогам на нежных и недолговечных гоночных машинах? К чему при нашей бедности культивировать столь дорогое удовольствие?» «...Нам не надо гонщиковпрофессионалов, нам чужды их кастовые интересы, их темные махинации с…в частности, на первых фотографиях нет аэродинамического колпака, колеса спицевые, а капот венчает дорестайлинговая решетка радиатора «эмки»Время прохождения 1000 м с места — 35,5 с, а максимальная скорость составляла порядка 160 км/чГЛ-1 существовал в единственном экземпляре, но постоянно дорабатывался…первенством...» «...Нет смысла рисковать жизнью и здоровьем гонщиков только для того, чтобы завод ГАЗ мог утереть нос заводу ЗИС...» Автоспорт в СССР считали «буржуйской заразой» вплоть до второй половины 1930-х. Гоночные автомобили, такие, как ГЛ-1, собирали полулегально, кустарными методами. Отношение изменилось лишь после того, как на страницах «Правды» знаменитый летчик, первый Герой Советского Союза А.В. Ляпидевский назвал автомотоспорт хорошей основой для подготовки военных водителей и танкистов. К началу второй мировой войны появилось сразу несколько заводских и частных гоночных машин. ГЛ-1 конструкции Евгения Агитова — одно из лучших достижений советского технического творчества. 22 сентября 1940 года этот автомобиль, пилотируемый Аркадием Николаевым, на километровом участке Московского шоссе под городом Горьким показал среднюю скорость 161,87 км/ч. Достижение стало всесоюзным рекордом. Пусть иностранные автомобили того времени были быстрее, а иногда и значительно быстрее наших. Это нисколько не умаляет заслуг первых отечественных энтузиастов автоспорта.46За рулем – Регион №01/январь – февраль/2011