ОБОЗРЕВАТЕЛЬвести • репортаж • актуальноПлатная бедатекст: Елена ШитиковаНОТЕММЕРААВ прошлом году президент Дмитрий Медведев подписал поправки к федеральному закону «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ». В соответствии с ними федеральные, региональные, а также местные органы власти могут объявлять платными не только целые дороги общего пользования, но и их отдельные участкиИстория о концессияхВ 2006 году появилась идея построить полноценную платную трассу Москва – Санкт-Петербург. Однако денег на такой гигантский проект (по оценкам, около 200-240 млрд руб.) у государства нет. Вот и заговорили о концессиях… Сразу вспоминается учебник истории и рассказ о НЭПе, когда введение концессий было якобы продиктовано необходимостью переоснащения, привлечения новых технологий, оборудования, опыта... Возможно, все это и было, но каждая концессия старалась при этом как можно больше выжать из России за время своей работы здесь. Суть нынешнего партнерства государства с концессионером в следующем. Государство отдает частной компании землю лет на тридцать, та на ней строит дорогу, окупает затраты путем сбора платы с клиентов, зарабатывает прибыль и возвращает трассу государству. Практика на самом деле весьма распространенная в мире. Проблема лишь в том, что Россия – не весь мир…равда, пока назначать плату за проезд можно лишь на недавно построенных или недавно отремонтированных дорогах, проектная документация на которые утверждена после 14 ноября 2007 года (то есть после вступления в силу самого закона). При этом деньги за проезд всетаки предполагается брать только там, где есть бесплатная альтернатива. Где ждать платных дорожных радостей в первую очередь? Платный участок дороги длиной 52 км уже существует на федеральной трассе М4 «Дон». Это обход села Хлевное и города Задонск (на границе Воронежской и Липецкой областей). Одно время там шел ремонт, и плата за проезд не взималась. Но недавно все закончилось, и теперь такса здесь около 1 руб. за км. Порядка 55 руб. за весь отрезок. Ночью чуть дешевле – около 50 руб. Вообще, на трассу «Дон» власти давно положили глаз. Когда в качестве эксперимента обход Хлевного стал плат10За рулем – Регион №02/февраль/2011Пным – тогда это было 20 руб. с легковушки – люди возмутились, но стерпели и стали платить… Хотя построена дорога была на деньги налогоплательщиков, а реконструкция ее финансировалась из дорожного фонда. Смолчал народ потому, что, когда запустили платный участок, первые два года все средства шли управлению трас-Стоимость проездаГермания: легковушки – бесплатно, грузовики – 0,15 €/км Франция: 0,12 €/км Испания: 0,03–0,08 €/км Австрия: 7€ – 10 дней, 72€ – год Чехия: $15 (400 чеш. крон) – год Италия: 0,04–0,07 €/км Швейцария: 40 шв. франков – год А самая дорогая в Европе – платная трасса Остров – Вышгородок в Псковской области. Здесь километр дороги для грузовиков обходится в 17 рублей (0,4 евро), чуть дешевле для легковушек. Альтернатива — плюс 150 км по бесплатному бездорожью.ШУМНЫЙ «ДОН»сы «Дон». Деньги там получались приличные, их хватало на содержание трассы на всей территории Липецкой области – капиталистическая экономика в действии. Но потом систему финансирования поменяли. Куда сегодня уходят деньги и как они возвращаются в дорогу – сие нам неизвестно. И вот теперь речь идет обо всей федеральной трассе. С 1 мая 2010 года трасса М4 передана в управление госкомпании «Автодор». Уже объявлено о введении оплаты за проезд двух участков трассы, находящихся на территории Ростовской области: первый – от развилки Лиховской до Новочеркасска, второй – от Батайска до границы с Краснодарским краем. Для машин с местными номерами (61 и 161) будет сделано исключение – введение платы за проезд их не коснется. Донские автомобилисты смогут «бесплатно наслаждаться новым качеством дорог», которое является обязательным условием для придания им статуса плат- ных. До старта Олимпиады-2014 государство запланировало потратить на «Дон» больше 600 млрд руб. Уже на большей части реконструированного участка – 4–6 полос, стоит разделительный барьер, во многих местах – виадуки, даже на незначительных ответвлениях; а на крупных пересечениях, как, к примеру, под Богучаром, – развязки. Теперь по объездной обходят и город Богородицк (около 32 км), местные жители забыли про вечно ремонтирующийся мост в Верхнем Мамоне – заработал новый, современный. А после Ростова-на-Дону до поворота на Краснодар – вообще песня: везде новые эстакады, развилки и проч. Стройка продолжается. Красота! Одни сплошные плюсы. Пока дорога бесплатная. А станет платной – народ отправится в альтернативу, а там… Как рассказывают липецкие автолюбители, на параллельную дорогу власти «забили» – она убитая (хотя налоги исправно собираются), за ней давно перестали следить, ее содержание, видимо, сведено к нулю. По словам представителей «Автодора», пока из 1517 км трассы «Дон» платными будут 766 (почти40%). А вот когда к Олимпиаде дорогу реконструируют полностью, встанет вопрос и об оставшихся бесплатных 60%. Вкладываться властям пришлось и при строительстве Западного скоростного диаметра в СанктПетербурге — первой в России платной дороги, построенной на условиях концессии. ЗСД – скоростная магистраль, которая пройдет по эстакаде через районы плотной жилой застройки (от развязки на пересечении с Кольцевой вдоль ж/д путей Балтийского направления через Морской канал и Канонерский остров, через Васильевский остров, Приморское шоссе и до автодороги «Скандинавия» в районе поселка Белоостров). Всего почти 50 километров. Проезд по ней планируется сделать платным уже в первом квартале этого года. Из общей стоимости дороги (которая не раз увеличивалась и сегодня составляет 212 млрд руб.) 50% должен был выделить федеральный бюджет, 34% – концессионер и 16% – городской бюджет. При этом концессионер получалЗАСАДА НА ЗСДправо эксплуатации скоростной трассы, дабы окупить свои расходы. В итоге город потратил на почти 6-километровый участок около 16 млрд рублей. Теперь планируется объявить новый концессионный конкурс. А пока вторую очередь ЗСД будут строить не за деньги концессионеров (их сегодня не уговорить), а за деньги налогоплательщиков. Сколько придется платить за проезд по скоростной трассе? Данные расходятся. Еще недавно говорили, что на первом участке ЗСД (от КАД до грузовых рай-Новейшая история…Решение зрело давно – бюджетных денег на строительство дорог в России не хватает. Еще в 1992 году Борис Ельцин пытался завести платные дороги, был даже принят закон «О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе»… Но ситуация в стране была такова, что народ просто побоялись нервировать лишний раз. Зато сегодня уже никто ничего не боится. И возмущение автомобилистов: «Доколе будут рвать две шкуры – и транспортный налог (или акциз на бензин – как решат), и оплату дорог?!» – потонуло в слезах народа, просящего у власти наконец-то построить нормальные дороги.№02/февраль/2011 За рулем – Регион11 ОБОЗРЕВАТЕЛЬБалтийское море Калининградвести • репортаж • актуальнопервые платные участки появятся не на строящихся, а на уже действующих трассах, которые будут быстренько «отремонтированыреконструированы».АрхангельскФИНЛЯНДИЯ СкандинавияЭСТОНИЯ Петрозаводск Санкт-Петербург В. НовгородЛАТВИЯ ЛИТВА ПсковНа Западе платные дороги составпредусматривается СПАД взимание платы предусматривается ляют десятые доли процента от М1 «Беларусь» не предусматривается общего числа, а финансирование взимание платы взимание платы Тверь Центральная кольцевая ЦКАД не предусматривает бесплатных происходит исключиБЕЛАРУСЬ Смоленск автодорога тельно за счет налогов. В России ЦКАД взимание платы платная СПАД Скоростная же собирается только 50% трансавтодорога Москва – Обход г. Одинцово Санкт-Петербург портного налога. В 2009 году, наМосква пример, собрали 62 млрд руВладимир М2 «Крым» Тула блей. А общие затраты на дорожНижний Новгород ную сеть составили 200 млрд. То, Подъезд Обход УКРАИНА Орел как собираются деньги в развик аэропорту Курск г. Чебоксары тых странах, – тема отдельного Домодедово Белгород материала. А вот то, сколько стоЛипецк Казань ит проезд по тамошним дорогам, – Чебоксары Воронеж ни для кого не секрет.М4 «Дон» Сочи Краснодар Ростов-на-Дону Майкоп Краснодар-Абинск-Кабардинка КазахстанФедеральные трассы, которые перейдут в управление госкомпании «Российские автомобильные дороги» до 2015 годаКОПЕЙКА ЗА ДОРОГУской области, 54 км магистрали Казань – Оренбург – граница Казахстана. К 2016 году госкомпания надеется собрать с автомобилистов 62,8 млрд рублей «платы за проезд». Сумма, равная доходам от транспортного налогообложения, и очень далекая от 1 трлн, который, по данным дорожников, необходим, чтобы держать дороги России в порядке. Так ради чего будут огород городить?.. С 1 января 2011 года отменена плата за проезд по мосту через Обь в Барнауле и дороге регионального значения Алтай – Кузбасс. После долгих размышлений власти пошли навстречу населению... ю.. ..КСТАТИНа мой взгляд...Разгул алчности местных чиновников с принятием нового закона вызывает опасение. Но почему-то я уверена, что до платного их счастья еще далеко. Одна техническая деталь: развязки платных дорог устроены таким образом, что въехать или покинуть трассу, минуя КПП (контрольно-пропускной пункт), просто невозможно. А КПП – это достаточно широкий участок дороги, на котором расположено множество турникетов. И все это, в общем-то, худо-бедно надо построить, огородить, а значит – потратиться, вложиться, профинансировать… Елена Шитикова, редакторУфаонов морского торгового порта) будут брать плату в 100 руб. с легковушек, сегодня сумма уменьшилась до 70... Если так все тяжко, может, не «заморачиваться» всей дорогой, а сдавать участки трасс инвесторам внарезку – подумали, видимо, в верхах… Реконструкция нескольких километров не заняла быПО КУСОЧКАМдолгое время и не стоила бы бешеных сумм, а после нее эти отрезки смогли бы приносить бизнесменам быстрые деньги. Через несколько лет качественный участок дороги мог бы вернуться в государственное лоно… Возможно, это и выход, но если все кинутся в концессию – арендовать дороги, то кто же будет строить новые, бесплатные, и тем более – ремонтировать существующие?.. Понятно, чтоПока «коммерческие» проекты можно пересчитать по пальцам. Как уже было сказано, введен ряд платных участков в Липецкой, Ростовской, Псковской областях. Строится участок длиной 44 км в обход города Ногинска (дорога должна разгрузить трассу М7 «Волга» около Балашихи), плановое окончание стройки – в 2016 году. Теоретически в России в ближайшие годы могут стать платными 1380 км федеральных дорог. «Автодор» заявил о работах по строительству и реконструкции до 2016 года 235,1 км автодороги М1 «Беларусь», 122 км – М3 «Украина», 671,9 км – М4 «Дон», 251 км – М10 Москва – СанктПетербург, 53,9 км ЦКАД Москов-ГДЕ, ЧТО, КОГДА12За рулем – Регион №02/февраль/2011Светлое будущее для российских дорог наступит еще не завтра. А пока научиться пользоваться системой платных автобанов россияне могут за рубежом