44
46
АВТОЛЮБИТЕЛЬретрок портретуМодели Mercedes-Benz W114 и W115 – бессмертная классика штутгартского концерна из эпохи 70-хтекст: Иван Баранцев, фото: Mercedes-Benzлова о бессмертности моделей W114 и W115 – не литературная гипербола. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить музей Mercedes-Benz, одним из экспонатов которого является экземпляр модели 240D 1976 года выпуска. В музей он попал в 2004-м, когда его пробег составил 4,6 миллиона километров – столько сумел накрутить греческий таксист Грегориос Сакинидис, сменив за все это время только два дизельных двигателя. Это несомненный рекорд, однако многие Mercedes-Benz W114 и W115 спокойно преодолевают по миллиону километров. Эти модели и сегодня выглядят довольно свежо, хотя создавались более сорока лет назад. В рекламе их называли «моделями нового поколения», а в обыденной речи немцы прозвали Strich Acht, то есть «черточка-восемь» (/8). Восьмерка – от года премьеры, 1968. Кроме W114 и W115 в семейство вошли седаны W108 и W109, а также двухместный родстер W113 Pagoda. За девять лет выпустили почти два миллиона экземпляров /8, большую часть из которых составили седаны. Созданные на одной платформе W114 и W115 отличаются друг от друга прежде всего двигате-СС НЕМЕЦКОГОРесурс 55-сильного дизеля OM 615 нередко превышал 1 000 000 км пробега44 За рулем – Регион №04/март/2011лями и комплектацией. Тогда еще не было ранжирования, но если применить современную систему классификации к автомобилям 1968 года, то их можно было бы отнести к классу E. «Cтопятнадцатый» является бюджетным вариантом: в него ставили 4-цилиндровые бензиновые моторы мощностью 95–115 л.с. либо 4- или 5-цилиндровые дизели от 55 до 80 «лошадок». Дизели полюбились не только таксистам, но и фермерам, прозвавшим автомобиль SchweineDaimler («Свиной Даймлер»). Это же прозвище потом закрепилось за дизельными W123. Максимальная скорость составляла 125 км/ч, а сотню он набирал за 31 с (как VW Beetle). Еще одним прозвищем трудяги 115го стало HeizÖlferrari («Дизельный Феррари»). Купе отличалось от седана буквой С в обозначении, двигатель с инжектором обозначался буквой E на шильдике – Einspritzung в переводе с немецкого «впрыск». Самой дорогой являлась модификация 280 CE – купе с впрысковым мотором объемом 2746 см3 и мощностью 185 л.с. Инновация отразилась и на цене. Если в 1970-м обычное купе 250С стоило 18 430 дойчмарок, с системой впрыска – на 940 марок дороже. Такой же мотор стоял и на топовом се- АВТОЛЮБИТЕЛЬретроГреческий таксист Грегориос Сакинидис со своим автомобилем-рекордсменомВнешне американские W114 и W115 отличались бамперами и оптикойНа снимке слева направо: Карл Вилферт, Фриу Наллингер, Фридрих Гейгер и Пол Брак Автор дизайна «нового поколения» – Поль Брак, который работал на Mercedes десять лет, с 1957-го по 1967-й. При нем машины Mercedes-Benz приобрели неповторимый внешний вид и безошибочно идентифицировались. В первую очередь это касалось вертикальных передних фар, впервые предложенных Браком – это его решение уже давно признали вехой в истории автомобильного дизайна. Он же максимально расширил заднее стекло, а создавая купе на базе W114, отказался от центральной стойки кузова, превратив его в хардтоп. Потом такое решение станет классикой всех купе – от сменившего 114-й C123 до нынешнего С212. А чтобы крыша у купе не выглядела пустой, Брак добавил два хромированных рейлинга, несших функциональную нагрузку – на них крепился багажник. «Автомобильный дизайн должен быть не агрессивным, а нежным, как женщина, как ее поцелуй, и пластичным, как скульптура» – Поль Брак оставался французом и в работе. Потому все «модели нового поколения» вышли необычайно приятными и гармоничными.46 За рулем – Регион №04/март/2011дане 280Е, а самой простой была модификация 230 с двигателем в 120 сил. Купе не отличалось большой долей в производственной программе – всего их изготовили 67 048 экземпляров. Кроме седана и купе на базе «штрих-ахт» мелкими сериями делались и специальные автомобили: пикапы, универсалы, фургоны, кареты скорой помощи и катафалки… Также изготовили большое количество седанов long на 8 мест. «Штрих-ахт» получил звание одного из самых безопасных автомобилей. Впервые на легковых моделях Mercedes-Benz появился парковочный тормоз вместо ручника, приводившийся в действие педалью. Базовая версия седанов W114 и W115 отличалась довольно скромным интерьером, но это компенсировалось множеством опций, довоЛиния крыши купе ниже почти на 50 мм. Ради более динамичного вида убрана средняя стойка. Ранее такое же решение применялось на купе W112СПИСОК ОПЦИЙдящих финальную стоимость автомобиля до астрономических высот. По заказу устанавливались электрические стеклоподъемники на передних или на всех дверях, люк в крыше (также с электроприводом), подголовники, подлокотник, кондиционер, радиоприемник Becker, стеклоомыватель фар, легкосплавные диски колес, центральный замок и даже дополнительные звуковые сигналы. Самый скромный седан оценивался в 13 000 дойчмарок, а модификация с мотором 280Е и всеми опциями могла дотянуть и до сорока тысяч. Внешне отличить дорогой «штрих-ахт» от дешевого можно только по дополнительным бамперам («половинки» под основным) и хромированным накладкам на рамках боковых окон. Версии для американского рынка отличались фарами, усиленными бамперами, а спидометр и одометр градуировали в милях.Отличаются и версии разных лет. Последние уже без форточек в передних дверях, с боковыми зеркалами большего размера, травмобезопасным рулем, увеличенной ручкой багажника. Можно увидеть и передние крылья измененной формы, и более низкую облицовку радиатора… Производство моделей W114 и W115 прекратилось в декабре 1976 года. К тому времени на конвейере уже несколько месяцев параллельно собирали новый W123, но количество заказов на «штрих-ахт» постоянно отодвигало его уход. Больше всех о прекращении производства горевали таксисты – 123-й еще не завоевал у них такого доверия, как предшественник. Возможно, поэтому Грегориос Сакинидис так и не сменил свою машину, проездив почти сорок лет за рулем своего единственного и любимого Mercedes-Benz W115 240D. D. .