6
7
8
9
10
12
14
16
ГА ЕТ А ГА З ЕЗТ АИСПЫТАТЕЛЬна подходеLada Granta цена от 220 000 руб.СдвигНу вот, дождались! Событие, которого ждали широкие народные массы, свершилось! Lada Granta, первая за долгие годы вазовская новинка с «человеческим лицом», представлена журналистамрайний раз я был в Тольятти лет десять назад, когда нам предложили опробовать на ходу один из предсерийных вариантов «Калины». С тех пор, если не считать «Приоры» (читай рестайлинговой «десятки»), вазовцы не баловали журналистов поводами посетить завод. Тем интереснее было спустя много лет зайти в «Греческий зал» – демонстрационное помещение в Центре стиля АВТОВАЗа... И автомобиль, ради которого нас здесь собрали, мне сразу понравился!6За рулем – Регион №09/май/2011Т ОМНАА М Е ЕРгладко было на бумаге, да забыли про овраги? Сотрудники ВАЗа в один голос уверяют: серийные машины будут именно такими, в чем вы сможете убедиться уже осенью во время тест-драйва. Дай-то Бог. Вообще, слово «качество» звучало рефреном во время всей презентации. Ведь машина должна не только выглядеть как огурчик, но и ездить соответственно. И ломаться как можно реже. Для этого еще на стадии формирования техзадания решили: на поставщиках не экономим! Сказано – сделано, и к производству комплектующих привлекли самые именитые фирмы. Причем если сравнивать, к примеру, с «Калиной», поставщики поменялись процентов на 80. Но и это полдела. С помощью французских специали-Ктекст: В. Фомин, фото: Г. Садков и АВТОВАЗ, рис.: К. ВасильевВесьма ладный, можно сказать, крепко сбитый седанчик, смотрится весьма гармонично. Даже наро-фий число скептиков, заочно ругавших вазовскую новинку, существенно сократится. Конечно, представленные на обозрение «Гранты» сделаны по обходной технологии, что заметно. Но рядом стоял полноразмерный тарировочный макет, при взгляде на который легко убедиться, чтоВООБЩЕ, СЛОВО «КАЧЕСТВО» ЗВУЧАЛО РЕФРЕНОМ ВО ВРЕМЯ ВСЕЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ LADA GRANTAчито выступающий багажник не нарушает общих пропорций кузова. А то, что средняя часть вместе с дверями, крышей и ветровым стеклом практически без изменений перекочевала с «Калины», не каждый и заметит. Думается, даже при разглядывании этих фотогракачество поверхностей, равномерность и величина зазоров, а также точность подгонки сопрягающихся деталей ничуть не отличаются от зарубежных аналогов. Но вот вопрос: что случится, когда дело дойдет до конвейера? Может быть, как в той поговорке: Lada Granta – первый крупный проект 33-летнего дизайнера Ивана Лепешкина. Для нас успех Ивана – отдельный повод для гордости. Г-н Лепешкин закончил кафедру дизайна Московского автомеханического института. Из шумной профессиональной автомобильной тусовки, сложившейся в институте еще до образования этой кафедры, между прочим, вышел и ваш покорный слуга, и многие другие автомобильные журналисты. Кстати, Иван тоже имеет прямое отношение к журналистике: несколько лет он создавал отличные рисунки будущих моделей чуть ли не всех автомобильных марок, ориентируясь лишь на «шпионские» фотографии закамуфлированных машин. Получалось великолепно! Работы г-на Лепешкина с удовольствием публиковали в столичных журналах. До АВТОВАЗа Иван успел поработать на Ульяновском автозаводе и московском ЗИЛе. На УАЗе молодой дизайнер трудился над заменой древней «буханки». Причем рисовал с размахом – к примеру, один из его проектов того времени имел вогнутое (!) ветровое стекло. А на заводе Лихачева г-н Лепешкин работал над рестайлингом «Бычка». Правда, вознесшимся мощно начинаниям не суждено было сбыться – ульяновцы уже и не говорят о новом микроавтобусе, а что происходит с ЗИЛом, мы все прекрасно видим. Тем радостнее, что на АВТОВАЗе у Ивана Лепешкина появились отличные перспективы!№08/май/2011 За рулем – Регион7 ГА ЕТ А ГА З ЕЗТ АИСПЫТАТЕЛЬна подходеОбшивка двери цельноформованная, но без текстильных вставок. Стеклоподъемники – исключительно ручныеЗаднее сиденье лишено подголовников, а его спинка откидывается только целикомНа опытных образцах стояли калиновские баранки, но на серийные машины будут ставить новые трехспицевые рули (в комплектациях «Люкс» и «Люкс+» центральная спица будет иметь металлизированное декоративное покрытие)Версия «Норма»Все, как на «Стандарте», кроме:Версия «Люкс»ЭкстерьерВсе, как на «Норме», кроме: шены в цвет кузова • Рамки боковых окон окрашены в черный цвет• Противотуманные фары • Диски колес литые, 14” • Наружные зеркала и дверные ручки окра-ЭкстерьерКомфортческими отверстиями и маленькими колпаками, 14” • Фартуки колес• Бамперы окрашены в цвет кузова • Хромированная накладка на решетке радиатора • Диски колес штампованные с круглыми перифери-Интерьер• Текстильные вставки вобшивках дверейИнтерьерБезопасность• Подушка безопас-Комфортности водителя• Раздельное заднее сиденье • Дополнительные уплотнители порогов пола • Контейнер для очков • Металлизированное обрамлениебагажника c ДУ • Противосолнечный козырек пассажира с зеркалом • Бортовой компьютер • Центральный замок с ДУ • Аудиосистема• Климатическая система • Электропривод и обогрев наружных зеркал • Обогрев передних сидений • Электростеклоподъемники задних дверей • Электропривод открывания замка крышки• Регулируемая по высоте рулевая колонка • Электростеклоподъемники передних дверей • Стекла тонированные, теплопоглощающие • Электроусилитель руля • Электропривод замка крышки багажника • Фильтр воздушный салона • Центральный замок • АудиоподготовкаБезопасностьцентральной консоли и вентиляционных дефлекторовпассажира • Ремни с преднатяжителем • L-образные подголовники задних сидений (3 шт.)• ABS + BAS • Подушка безопасности переднегоНачиная с версии «Норма» все машины будут иметь не интегрированную с бампером решетку радиатораВ варианте «Люкс» уже на всех боковых окнах устанавливаются электрические стеклоподъемники8За рулем – Регион №09/май/2011 Версия «Стандарт»Экстерьеркую шагрень), облицовка радиатора (интегрирована с передним бампером), наружные зеркала заднего вида и дверные ручки – черные неокрашенные • Диски колес штампованные с овальными периферическими отверстиями, 13” (на фото видны 14-дюймовые, но на серийных машинах они будут ставиться только на версию «Норма») • Полноразмерное запасное колесо• Бамперы (с фактурой под мел• Брусья безопасности присутствуют во всех 4 дверях. Кроме того, в передних имеются специальные вставки безопасности • Передние сиденья снабжены регулируемыми по высоте подголовниками • Вентилируемые тормозные диски • Дневные ходовые огни • Иммобилайзер • Дополнительный стоп-сигнал (светодиодный)Версия «Люкс+»• Механические стеклоподъемники дверей • Заднее сиденье цельное, транс• Механический привод замка крышформируемое ки багажника • Полная обшивка багажника • Стекла бесцветные • Черное обрамление центральной • Два «подстаканника» в облицовке консоли и вентиляционных дефлек- тоннеля пола торов • Кронштейны для крепления груза в багажнике Безопасность • Блокировка замков задних дверей • Инерционный ремень безопасноот детей сти водителя имеет сигнализатор • Штатные места для крепления ба• Инерционные задние ремни безопасности имеют по три точки крепле- гажника на крыше • Штатные места для крепления ния (3 шт.) тягово-сцепного устройства • Есть места крепления детских • Подсветка багажника удерживающих устройств (ISOFIX)КомфортИнтерьерВсе, как на «Люксе», кроме:Экстерьер• Боковые подушки безопасности спереди • Датчик дождя и автоматического• Диски колес литые, 15” • Черные боковые молдинги • Внешняя антенна • ESC – система стабилизации поперечной устойчивостиКомфортБезопасностьвключения ближнего света • Парктроник • Система спутниковой навигации • Электрообогрев ветрового стекла • Обогрев ветрового стекла Сделанная по образу и подобию Renault Logan выносная антенна над ветровым стеклом – принадлежность варианта «Люкс+» 1. Интерьер топ-версии можно отличить по цветному жидкокристаллическому дисплею навигационной системы ГЛОНАСС, расположенному по центру комбинации приборов 2. Селектор «автомата» (как и, естественно, сама АКП) появится в салоне Lada Granta во второй половине следующего года. Кто будет ее поставщиком – пока секрет за семью печатями...Начиная с комплектации «Люкс» на заднее сиденье устанавливаются L-образные регулируемые по высоте подголовники. Заказать их на другие варианты невозможно даже за доплату, что не есть хорошо12№09/май/2011 За рулем – Регион9 ГА ЕТ А ГА З ЕЗТ АИСПЫТАТЕЛЬна подходеЮг Демаршелье, вицепрезидент АВТОВАЗа по продуктам и программам – Ситуация на заводе сейчас парадоксальная: моделей много, а выбор, по сути, один – седан В-класса. Поэтому было принято решение оптимизировать модельный ряд. Lada Granta в этом смысле первопроходец. Она призвана заменить сильно устаревшие модели с приводом на задние колеса, а также семейство Samara. Ну и, естественно, седан Kalina. Таким образом уже в ближайшее время на конвейере останутся три модели этого класса: хэтчбек и универсал Kalina и свежеиспеченный седан Granta. Но реформирование модельной линейки в данном сегменте на этом не закончится. В следующем году первые две модели подвергнутся рестайлингу, а в 2013-м компанию седану Granta составит пятидверный хэтчбек на его базе. Вы спросите: «А зачем в одном классе да еще на одной платформе два хэтчбека»? Отвечу: «Дело в том, что Kalina имеет короткий задний свес и, по большей части, предназначена для городского жителя, отягощенного проблемами парковки, в то время как хэтчбек Granta длинносвесный, что делает его более универсальным – большой багажник одинаково востребован на всей территории России».На смену существующим моделям 2104/2107, Samara, а также версии Kalina с кузовом седан придет большое семейство, несущее в своей конструкции калиновское основаниестов составили каталог, в котором были систематизированы и сведены воедино все имеющиеся на внешней поверхности кузова и в интерьере (с полной проработкой и последующим утверждением) сечения и сопряжения с назначением предельных допусков, зазоров и перепадов. Причем малейшее несоблюдение этих требований со стороны поставщика вело к возврату детали или узла на доработку. В общем, титаническая работа. Но, если задуматься, так оно и должно быть, и странно, что подобная методика не применялась раньше. Собственно говоря, в этом и кроется понятие «высокий технологический уровень». Но позвольте, на чем же тогда сэкономили при разработке? Ведь это же бульон из-под яиц! При таком, можно сказать, более скрупулезном подходе к изготовлению авто вряд ли удастся снизить егосебестоимость. На чем же «кроить»? На отделочных материалах? Неприемлемо. На использовании уже имеющихся узлов и агрегатов от нынешних дешевых моделей? Тем более! Тогда как втиснуться в прокрустово ложе уже озвученных на всю страну 220 000 руб. (хотязить не удастся, да и в схожей с «Калиной» комплектации Granta вряд ли будет существенно дешевле. И здесь вступает в дело маркетинг. В №5 нашего издания я предположил, что главная задача будет заключаться в создании максимально упрощенной версии – тог-С ПОМОЩЬЮ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК РАЗРАБОТКИ УДАЛОСЬ В РАЗЫ СОКРАТИТЬ НОМЕНКЛАТУРУ ДЕТАЛЕЙвазовцы уже сомневаются, что уложатся в эту сумму)? На помощь опять пришли друзья-коллеги из Renault. С помощью ультрасовременных методик разработки удалось в разы (!) сократить номенклатуру кузовных деталей и улучшить технологичность сборочного процесса. Тем не менее даже с такими подходами цену новинки к уровню нынешней «классики» приблида и остальные продавать будет легче. Так оно, собственно говоря, и произошло. Надо отметить: задача решена блестяще! С одной стороны, базовый вариант «Стандарт» до предела аскетичен и, следовательно, недорог, с другой – это полноценный и весьма современный автомобиль. Да, в нем нет ни усилителя руля, ни кондиционера, ни даже подголовников на заднем диване, но нет и прогнози-ровавшихся дерматиновых сидений, а также голого окрашенного металла на внутренних поверхностях дверей. Даже багажник имеет обшивку по кругу! Кстати, есть смысл остановиться и на некоторых конструктивных отличиях этой версии от последующих, более упакованных – «Норма», «Люкс» и «Люкс+». Во-первых, ее колесная база меньше, чем у вышеозначенных, на 6 мм. Но разница возникла не из-за того, что у них другое шасси. Просто на более дорогих вариантах уже имеется электроусилитель в рулевом управлении. Чтобы избежать калиновских заморочек с отсутствием внятного реактивного действия на руле, пришлось уменьшить передаточное отношение в рулевом механизме (количество оборотов баранки от упора до упора сократилось с 4,02 до 3,1) и изменить кастер в передней под-На базе седана Granta в 2013 г. создадут хэтчбек (наш рисунок справа), который в отличие от «Калины» с таким же типом кузова будет иметь длинный задний свес и покатую пятую дверь10За рулем – Регион №09/май/2011 ГА ЕТ А ГА З ЕЗТ АИСПЫТАТЕЛЬна подходе15 деталей3 деталиЧтобы снизить себестоимость, серьезно оптимизировали технологию и уменьшили номенклатуру комплектующих. Наиболее наглядно это прослеживается на примере обшивок дверей. По сравнению с «Калиной» у «Гранты» количество деталей в них снижено с 15 до трех. Можете себе представить эффект от такого подхода по всему автомобилю?веске. Соответственно, база выросла, но это изменение только в пределах колесных ниш – кузов у всех версий одинаковый. Во-вторых, исключительно у «Стандарта» будет старый калиновский восьмиклапанный мотор рабочим объемом 1,6 л. Остальные станут комплектовать только модернизированными агрегатами того же объема (версию «Люкс+» – шестнадцатиклапанным). Главное их отличие заключается в облегченной шатунно-поршневой группе, что вкупе с перепрошивкой системы управления позволило увеличить на 10 л.с. мощность и на 20 Н.м крутящий момент. Конечно, это только короткое введение в разговор о новой модели АВТОВАЗа, где я не стал подробно останавливаться на нюансах проделанной работы (такой, например, как аэродинамическая доводка кузова, позволившая снизить Сх до величины 0,356). Ведь читателя гораздо больше интересует, как новый автомобиль будет вести себя на дороге и, что более важно, как часто он будет ломаться. Но всему свое время. К эксплу12За рулем – Регион №09/май/2011Что касается оптимизации технологии, то ее ярко демонстрирует пример разработки конструкции пола багажного отделения. Был выбран более дешевый вариант, но не в ущерб технологичности и эксплуатационным качествам От ВАЗ-1118 с дополнительной поперечиной пола багажника Цельноштампованный пол грузового отсека Цельноштампованный пол багажника с нишей на проход и поперечинойСобственная частота 46,61 Гц НетехнологичноСобственная частота 42,81 Гц Принятый вариант От импровизированного профиля NASA, присутствовавшего в углублениях под противотуманные фары на ранних образцах (фото слева), впоследствии отказались. Сейчас сложно сказать, был ли это чисто декоративный элемент или в его наличии крылся практический смысл, но факт налицоСобственная частота 56,05 Гц Дорого ГА ЕТ А ГА З ЕЗТ АИСПЫТАТЕЛЬна подходеТехнические данныеLada Granta 1.6 Тип кузова Объем багажника, л Объем топливного бака, л Снаряженная масса, кг Тип двигателя Расположение двигателя Рабочий объем, см3 Макс. мощность, л.с. при об/мин Макс. крутящий момент, Н.м при об/мин Привод Коробка передач Передняя подвеска Задняя подвеска Тормоза спереди Тормоза сзади Максимальная скорость, км/ч Разгон 0-100 км/ч, с Расход топлива, л/100 км город / шоссе / смешанный цикл«Стандарт»«Норма» седан 500 50 1080 бенз. R4 (8 кл. ОШПГ*) поперечно спереди 1596 90 при 5100«Люкс+»1040 бенз. R4 (8 кл.)1100 бенз. R4 (16 кл. ОШПГ*)От создания аэродинамического макета до появления первого прототипа прошло меньше года81 при 5200 120 при 250098 при 5600140 при 3800 145 при 4000 передний механическая 5-ст. независимая МакФерсон полузависимая с поперечной балкой П-образного сечения дисковые вентилируемые барабанные 165 167 169 12,5 11,8 12 9,3 / 6,1 / 7,3 9,5 / 5,7 / 7,2 8,7 / 5,8 / 7,3* облегченная шатунно-поршневая группаLada Granta Lada Kalina * для версии «Стандарт» все размеры даны в мм160 15001430 17008047402476/2470*/2470 4040 4260980830атационным свойствам новинки мы вернемся, как уже говорилось выше, осенью. Итак, навскидку мы дождались от АВТОВАЗа продукта, своим появлением знаменующего новую эру в его (да и нашей) жизни. Мы традиционно пеняем на качество российских авто, не отдавая себелись, почему так убого и запущенно выглядят деревни даже в Московской области? Или так безвкусна современная коттеджная застройка того же региона? Особенно это бросается в глаза после посещения городков и деревень где-нибудь в немецкой или французской глубинке. А ведь там жи-По проторенному путиChevrolet NivaИТАК, МЫ ДОЖДАЛИСЬ ОТ АВТОВАЗА ПРОДУКТА, СВОИМ ПОЯВЛЕНИЕМ ЗНАМЕНУЮЩЕГО НОВУЮ ЭРУ В ЕГО ЖИЗНИотчета, что пеняем-то на зеркало. Что, собственно, кроется под понятием «плохое качество»? Чаще всего в голове обывателя всплывает образ слесаря-сборщика на конвейере, заколачивающего болт в тело машины молотком, вместо того чтобы попытаться его туда завернуть с помощью гайковерта. На самом деле это примитивный взгляд на проблему. Если бы все было так просто, то уверяю – на ВАЗе ее давно решили бы. Этот вопрос по большей части философский. И идеологический… Вы никогда не задумыва14 За рулем – Регион №09/май/2011вут такие же простые люди, как и в окрестностях, к примеру, Твери или Вологды. В Западной Европе строителю не придет в голову, что кирпич на кирпич можно положить не строго заподлицо, а с перехлестом миллиметров эдак в пять (подумаешь, какая мелочь!), а застройщику – не пользоваться услугами профессионального архитектора (я сам с усами, еще не хватало на эту фигню деньги тратить)… К чему лирика, спросите вы? А к тому, что в тех краях совершенно иное отношение к мелочамПомните, как лет 20 назад из «социалистической» Skoda Favorit сделали Skoda Felicia? Вот вам прямая аналогия процесса рождения «Гранты» из «Калины»! Тогда концерн Volkswagen, обретя контроль над маркой Skoda, решил довести до ума уже давно существовавшую чешскую модель. Favorit был досконально переработан с применением самых современных на тот момент технологий. В результате машина, на наш вкус, слегка потеряла в дизайне (а ведь оригинальный Favorit рисовало знаменитое ателье Bertone), зато совершила огромный качественный рывок. А вот более свежий пример: новая «Нива» ВАЗ-2123, которую ни шатко ни валко выпускали малыми партиями в ОПП АВТОВАЗа, благодаря американцам превратилась в бестселлер Chevrolet Niva. Правда, здесь Renault Logan доработки носили не глобальный, а точечный характер. Эти два примера говорят об изначально удачных и морально свежих конструкциях автомобилей. А, к примеру, в случае с покупкой румынской марки Dacia концерн Renault решил сделать для нее новую модель с нуля. И тоже не прогадал. Skoda FeliciaSkoda Favorit ГА ЕТ А ГА З ЕЗТ АИСПЫТАТЕЛЬна подходев частности и к жизни вообще. Вряд ли житель Эльзаса, глядя на стоящие рядом «Ладу» и «Рено», сможет произнести: а чем, собственно говоря, они отличаются? И вправду, у обоих ведь по четыре колеса и круглая баранка внутри. Но именно так оценивали качество своей продукции руководители отечественных предприятий до самого последнего времени. И, исходя из подобной идеологии, принимались очень важные, порой ключевые решения. Поэтомуто из ворот заводов до сих пор выезжают автомобили, у которых кузовные зазоры неравномерные, двери закрываются только с третьей попытки, а лампочка «check engine» загорается еще до окончания обкатки…Но после знакомства с Lada Granta во мне что-то шевельнулось, проскочила искра надежды на перемены. Перемен требуют наши сердца, перемен требуют наши глаза… А вдруг в руководстве АВТОВАЗа произошел тот самый идеологический сдвиг, некая переоценка ценностей? Трудно до конца быть уверенным, но что-то явно меняется. Благодаря ли контактам с французскими коллегами или просто гиря до полу дошла – но в разговорах как топ-менеджеров, так и рядовых сотрудников стали слышны иные интонации. Главное, чтобы эти разговоры в конце концов воплотились во что-то реальное. Нет, не просто реальное – реально качественное.Фары по последним требованиям отечественных правил дорожного движения оснащены передними ходовыми огнями. Причем их не нужно включать отдельно – они загораются при повороте ключа зажиганияНа а мой взгляд...– У новой модели АВТОВАЗа есть будущее. Но только при условии воплощения в жизнь всего задуманного. Причем на самом высоком уровне. А ждать результата осталось не так уж долго. Впервые на относительно широкое обозрение машину выкатят этим летом – на 45-летие автозавода ее продемонстрируют всем труженикам предприятия. Ну а официальная премьера пройдет в рамках Московского международного автосалона. Тогда же и окончательно определятся с ценами. Виктор Фомин, гл. редакторДоступ к лампочкам заднего фонаря на «Гранте» предельно облегчен: необходимо только отогнуть фрагмент обшивки грузового отсека и вывернуть плафон. Сам багажник хоть и меньше логановского на 10 л, но имеет значительно более широкий проем16За рулем – Регион №09/май/2011