10
11
ГА ЕТ А ГА З ЕЗТ АОБОЗРЕВАТЕЛЬрепортажПотомственный рекордсменПервое поколение Mazda MX-5 Miata было представлено в 1989 году. Компактный доступный родстер разрабатывался в первую очередь с прицелом на заокеанский рынок, и потому премьера автомобиля прошла именно в Америке – на чикагском автосалоне.Максимум, на что я рассчитывал, отправляясь в Нижний Новгород, – поучаствовать в «товарищеской» гонке с коллегамижурналистами. Однако неожиданно для себя стал участником командного чемпионата Mazda Sport Cupтекст: Александр Столяров, фото: MazdaЧемпионат для любителей1989 г. Продажи Mazda Miata начались в том же году: сначала в Штатах, чуть позже на родине – в Японии, а в 1990-м Mazda MX-5 появилась и в Европе. Стильный открытый автомобиль с хорошей управляемостью быстро стал популярным.1997 г. Осенью 1997 года на автосалоне в Токио представили его второе поколение, которое пользовалось не меньшим успехом, и вскоре MX-5 попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый популярный двухместный открытый спортивный автомобиль. Третье поколение дебютировало в 2005 году и выпускается до сих пор. К весне 2011 года суммарный тираж всех трех поколений Mazda MX-5 перевалил за отметку 900 тыс. экземпляров, и родстер в очередной раз оказался в Книге рекордов.2005 г.10За рулем – Регион №10/июнь/2011казалось, что единственной гонкой дело не ограничится: нашей команде предстоит проехать еще в одном из этапов чемпионата, а если повезет –  в нескольких. Что же представляет собой новая гоночная серия? Организована она специально для владельцев автомобилей Mazda, а инициатива ее создания исходила от российского представительства японской компании. Участникам предоставляются одинаковые родстеры Mazda MX-5, так что все гонщики оказываются в абсолютно равных условиях. Команды формируются по итогам квалификационной сессии. Первые пятьдесят пилотов, показавших лучшее время, разбиваются на десять команд, причем в каждую непре-Оменно «распределяют» по одной представительнице прекрасного пола. Так что в каждой команде оказывается по пять человек. Чтобы уравнять шансы и тем самым создать в чемпионате интригу, в каждую пятерку отбирают «быстрых» и «медленных» участников. То есть из десяти самых быстрых в команду попадает первый, а из второй десятки – двадцатый. В следующую команду проходят пилоты, показавшие 2-е и 19-е время круга, и так далее. Аналогично отбираются гонщики из третьей и четвертой десяток, а также участвующие в чемпионате женщины. Конечно, абсолютно точно уравнять шансы таким образом невозможно, но по собственному опыту могу сказать, чтоЧЕСТНАЯ УРАВНИЛОВКАсоперничество между командами получается весьма захватывающим. Интересно, что на отборочных этапах гонки в привычном ее понимании нет. Она проходит, так сказать, в заочном формате. Результат команды складывается из суммы лучших времен каждого ее участника, которое он сумеет продемонстрировать в течение двух гоночных сессий. При этом на трассу одновременно выпускается не более пяти автомобилей, за рулем которых находятся соперники, показавшие близкие результаты, а машины стартуют с интервалом по времени. Тем самым организаторы стараются избежать прямой борьбы на трассе, ведь далеко не у всех пилотов, в жизни являющихся обычными автолюбителями, есть для этого должный опыт. Первый этап чемпионата в журналистском зачете состоялся в апреле на нижегородском автодроме N Ring. Он показал, что на итоговое распределение командных мест наибольшее влияние оказывают результаты женщинучастниц. Больше всего повезло командам, которым достались быстрые пилотессы. И дело здесь даже не во времени прохождения трассы дамами, а в том, что суммарные командные результаты пилотов-мужчин благодаря компенсационной системе отбора, о которой я говорил, оказываются достаточно близкими.ЖЕНЩИНЫ РУЛЯТ!Разница составляет десятые доли секунды. А вот уровень подготовки барышень очень разный, и он не компенсируется за счет других участниц (девушка-то в команде лишь одна), и здесь «разлет» результатов участниц из разных команд составляет уже по нескольку секунд. Так что влияние «дамского» времени круга на командный результат очень велико. Так что же, получается, все решает слепой жребий? Кому в команду попадет «настоящая гонщица», те и выиграют? Не совсем так. Можно ведь попытаться еще на этапе квалификации построить свою тактику так, чтобы оказаться в одной команде с самой стремительной участницей. Или наоборот, попробовать «обучить» барышню, которая досталась вашей команде, быстро проходить трассу прямо в ходе соревнования. Короче говоря, в командном чемпионате свои хитрости. И кому удастся их раскусить, тот и сможет бороться за победу.Чемпионат из клубной серииMazda Sport Cup – это наследник серии Zoom-Zoom Challenge, проходившей под патронажем российского представительства Mazda с 2008 по 2010 год. Как и прежде, в соревнованиях участвуют владельцы автомобилей Mazda и представители прессы. Новый формат мероприятия включает в себя восемь отборочных этапов, в каждом из которых участвует 10 команд. По результатам этих этапов 20 команд проходят в полуфиналы, которые пройдут на трассе «Мячково». В финал попадают 10 быстрейших команд, которые соревнуются в формате двухчасовой очной командной гонки на специально подготовленных автомобилях Mazda MX-5 на трассе в Смоленске. Победители получат право прохождения курса Mazda Sport Academy в рамках трек-дня на одной из гоночных трасс.Строительство автодрома N Ring в 22 км от Нижнего Новгорода началось в конце 2008 года, а в строй он вступил в июле 2010 года. Гоночная трасса имеет трехслойное асфальтовое покрытие и полностью соответствует стандартам FIA, что позволяет проводить международные соревнования. В настоящий момент N Ring имеет максимальную длину 3222 м. Кроме полной дистанции есть еще несколько коротких вариантов конфигурации трассы, а также зона для картинга (1379 м), овал (617 м) и полоса для дрэг-рейсинга (805 м). Уже разработан проект дальнейшего расширения автодрома, предусматривающий удлинение гоночного полотна до 4877 м. За основу будет взята уже существующая трасса, к которой присоединят еще один участок. После реконструкции нижегородский автодром должен будет отвечать самым строгим нормативам, включая требования Формулы-1.Кольцо на выростСоревнования Mazda Sport Cup проходили на одной из коротких конфигураций трассы (выделена красным), длина которой — 2009 м. Полная же длина гоночного полотна (показана синим цветом) в настоящий момент составляет 3222 м.№10/июнь/2011 За рулем – Регион11