ГА ЕТ А ГА З ЕЗТ АИСПЫТАТЕЛЬспецтестСорок пятого размера……покупал он сапоги. М-да! По нынешним меркам Дядя Степа вовсе и не гигант. Так сколько времени прошло?! Народ за эти годы сильно подрос. Стали крупней и просторней автомобили. Вмещают ли они сегодняшних «Дядей Степ»?кажем сразу – большинство современных автомобилей предоставляют вполне удобную посадку за рулем для людей ростом под метр девяносто, нормального телосложения. А что делать тем, чей рост значительно больше? Да и остальные габариты соответствующие? В принципе, если водитель за два метра не перевалил, то уместиться за рулем сможет. Исключение составят разве что совсем архаичные конструкции да сверх18За рулем – Регион №10/июнь/2011Стекст: Дмитрий Надеждин, фото: Георгий Садковкомпактные модели. Например, Land Rover Defender, родная ульяновская «буханка» или самые маленькие «японцы», особенно предназначенные для своего рынка. Но уместиться – это полдела. Есть еще пассажиры, которых тоже нужно куда-то сажать. Для них-то место останется? Давайте проверим. Наша тестовая бригада состоит из главного испытателя ростом под два метра и весом далеко за сто килограммов и двоих его по-мощников. Последние тоже ребята немаленькие: если до метр девяносто не доросли, то совсем немного, да и упитанности хорошей. Что будем делать? Для начала сажаем главного за руль. Каково ему там? Не мешает ли что-нибудь шевелить руками, сучить ногами, крутить головой? А как с входомвыходом? Обзор ничего не загораживает? Далее – экстремальный тест на вместимость заднего сиденья. То же испытательное тело пытает-Пять автомобилей-седанов разных классов и размеров стали нашим «полигоном» смотрите видео на сайте www.zr.ruся сесть на задний диван за самим собой. Пассажиры, они тоже разные бывают. Ну и, наконец, в дело вступают чуть более мелкие ассистенты, и вся троица дружно втискивается на заднее сиденье. Как там с шириной салона? В качестве подопытных автомобилей были выбраны: • доступный Renault Logan • популярный Ford Focus • длинная, как такса, Skoda Superb • солидный Nissan Teana • огромный Audi A8 L Вы спросите, почему такая разношерстная компания? Всепросто: только на контрасте можно наглядно продемонстрировать успехи и промахи конструкторов по части эргономики и компоновки. Ведь далеко не факт, что более крупное авто в той или иной номинации возьмет верх над менее солидным. Что, собственно говоря, и подтвердилось впоследствии. Все проверенные автомобили предоставили большому человеку за рулем вполне приемлемые условия. Хотя нюансы присутствовали. С задним диваном все немного сложнее и деталей там намного больше. О них и поговорим. В мелочах, как известно, черт и скрывается.№10/июнь/2011 За рулем – Регион19 ГА ЕТ А ГА З ЕЗТ АИСПЫТАТЕЛЬ1спецтест2. Дверной проем низковат. При посадке-высадке нужно пригибать голову. Можно опустить кресло, но так сидеть неудобно 3. Единственное мелкое замечание – рычаг коробки близко к бедру водителя1 231. В Audi просторно и удобно даже очень крупному водителю. Диапазон регулировок огромный – долго приходится искать оптимальную позу. Но когда нашел – остается лишь получать удовольствие21. Вполне приемлемо, учитывая класс автомобиля. Все впритык – лишнего пространства нет! Отодвинуться чуток назад не помешало бы 2. Правая нога плотно втиснута между рулем, центральной консолью и рычагом. Хотелось бы чуть больше свободы для конечности 3. Большой дверной проем обеспечивает вполне приемлемый вход на рабочее место водителя 1. Места, в принципе, достаточно, но продольной регулировки немного не хватает. Хочется еще отъехать назад 2. Рулевая колонка не регулируется по вылету – бич многих «японцев»! Назад отодвигаться нельзя – до руля не дотянешься. Да и некуда... 3. Дверной проем высокий – входить и выходить удобно31. Совсем другая посадка! Высоко, как на стуле, с согнутыми ногами. Но при этом достаточно удобно 2. Верхний обрез ветрового стекла маячит перед глазами 3. Дверной проем большой – хоть с разбегу за руль запрыгивай1 21 2 3311. Здесь почти так же просторно и удобно, как в Audi. Разве что ширина салона поменьше – плечо касается стойки 2. Люк съедает высоту салона 3. Голову нужно беречь! А то как приложишься макушкой о верх дверного проема23Особых неожиданностей не произошло – победил крупнейший! С Audi A8 никто не смог поспорить. Впрочем, куда более дешевая Skoda Superb если и отстает по удобству посадки водителя, то совсем немного. Здесь без проблем разместятся водители и покрупнее нашего главного испытателя. Nissan Teana, не менее крупный снаружи, чем Superb, – представитель другой конструкторской школы – азиатской. Здесь и регулировок поменьше, и диапазон их не столь широк. Наверное, поэтому Nissan не кажется внутри столь же большим, каким выглядит снаружи.ЗА РУЛЕМFocus по сути тот же «немец». И, несмотря на более скромные внешние габариты, старается максимально угодить водителю. И это ему удается. Хотя более крупным соперникам Ford уступает по объективным причинам. Больше всех порадовал народный Logan. Маленький, кургузый, похожий на коробочку автомобильчик оказался неожиданно просторным. Но просторно здесь не в длину, а в высоту. Высокая посадка позволяет рационально использовать внутренний объем. У Renault не самое удобное сиденье, да и других огрехов эргономики предостаточно. Но места много! А что вы еще хотели за такие деньги?20 За рулем – Регион №10/июнь/2011 ГА ЕТ А ГА З ЕЗТ АИСПЫТАТЕЛЬспецтест2. Голова пассажира касается ската потолка 3. Втиснуть сюда длинные ноги, обутые в ботинки большого размера, непросто. А вылезти – отдельный аттракцион. Да, этот диван не для Дяди Степы. Скромный размер машины сказывается...1Почувствуйте себя боссом! Причем большим боссом. У которого водитель, он же телохранитель, – гориллоподобная громадина. И все равно хорошо! Даже сидя за таким водителем. Для ног места предостаточно. Потолок на голову не давит (хотя мог быть и повыше). Отделка шикарная. Удобства разнообразные. Короче, шеф, трогай, давай…1 21. Маленький автомобиль – большие проблемы! В Focus сзади откровенно тесно. Сказываются умеренные размеры автомобиля и то, что приоритет явно отдан сидящему впереди232. Да и места для головы вполне достаточно – не нужно подпирать потолок. Над макушкой еще ладонь пролезет. Автомобильчик маленький, но достаточно высокий. И это заметно31. Ой, ноги некуда девать… и потолка головой касаюсь… Это что за машина? Это Nissan Teana 2. Колени влезли впритык, а ступни пришлось буквально впихивать под переднее кресло 3. Запаса пространства над головой, к сожалению, нет 2. Запас пространства над головой мог бы быть побольше. Но, в принципе, ничего криминального, тем более что сдвижной люк съедает пару сантиметров. Затылок в крышу не упирается2 111. Мал, да удал! Logan позволяет вполне комфортно разместиться на заднем диване высокому пассажиру. Колени касаются спинки переднего сиденья, но не упираются в нее, как у более крупного Ford Focus2НА ДИВАНЕУ кого самый удобный и просторный задний диван? Конечно, у Audi! Ведь для представительского автомобиля этот параметр – один из самых важных. И опять совсем чуть-чуть ему уступает Skoda Superb. Это уже неожиданность. Машина-то двумя классами пониже будет! Нужно напомнить, что Audi был взят в длиннобазном варианте. Nissan Teana на этот раз откровенно разочаровал. Если уж водителю не дают вовсю развернуться, так, значит, пассажиру будет просторно. Как бы ни так! Задним пассажирам «японца» сидеть за рослым водителем тесно. Вот тебе и большой автомобиль…1. Отлично! От длинного представительского Audi A8 почти ничем не отличается. Места предостаточно. Разве что отделка попроще. Недаром Superb выглядит этаким автомобильным переросткомFord Focus куда мельче Teana по внешним габаритам, и больших иллюзий относительно места для задних пассажиров в нем мы не питали. И правильно делали. Большой человек сможет уместиться сам за собой с большим трудов. Опять порадовал Renault Logan. В нем не только водителю просторно, но и на заднем сиденье вполне можно ездить любому пассажиру, невзирая на его антропометрические данные. Здесь явно удобнее, чем в Focus и, пожалуй, даже чем в Teana. Особого простора нет, ногу на ногу не закинешь, но ничего нигде не жмет и не подпирает. Не автомобиль, а мечта таксиста.22 За рулем – Регион №10/июнь/2011 ГА ЕТ А ГА З ЕЗТ АИСПЫТАТЕЛЬспецтест121. Средний пассажир сидит на перемычке между двумя креслами, как на жердочке. Ехать, конечно, можно, даже просторно, но как-то несолидно. Не для этого машина предназначена 2. Средний пассажир обнимает ногами широченный центральный тоннельСедан компакт-класса Ford Focus шириной порадовал. Ощущения примерно такие же, как в Teana и Superb. Но машина-то меньше, и за это ей больше прощается. А вот потолок здесь давит на голову посильнее. Особенно крайним пассажирам1Шириной пассажирского дивана Teana не поражает. Трое мужиков солидной комплекции сидят здесь более чем плотно. Если Audi сзади двухместная по идеологии, то Nissan – по факту. Здесь лучше ездить вдвоем. Или подбирать пассажиров посубтильней21. Плоский диван, плоские двери, высокий потолок – где это мужики расселись втроем столь вальяжно. В маленьком Renault Logan! 2. Небольшой тоннель не сильно мешает ногам пассажировНА ТРОИХВсе смешалось в нашем исследовании! Как ни странно, но большинство испытуемых автомобилей оказались четырехместными. Профилированные подушки диванов, откидной подлокотник в центре спинки – все это делает центрального пассажира если не изгоем, то обладателем билета второго класса. Да и шириной большинство машин не блеснуло. Кроме, пожалуй, громадного Audi. Компактный Ford показал себя очень неплохо на фоне более габаритных соперников –Teana как минимум не шире (а скорее, даже чуточку уже). Но у одного автомобиля все не так, как у всех! И это –Skoda – машина длинная, это мы уже выяснили. А вот с шириной заднего дивана ситуация примерно такая же, как и в Teana. Разница, может, и есть, но она не принципиальна. Втроем так же тесно. Средний пассажир сидит выше других. Его место явно «откидное»Renault Logan. Его диванчик абсолютно плоский, дверки тоненькие, стойки стоят почти вертикально. Не заднее сиденье в автомобиле, а скамейка какая-то в ящике. И на этой скамейке без каких-либо особых изысков и удобств уселись три крупных человеческих существа. При этом никому не пришлось садиться боком, никто никого не пихал локтем в ребра. Да и всем шести ногам место нашлось, благо центральный тоннель у «француза» совсем маленький. Audi, конечно, длиннее, шире да и вообще солидней, но троих пассажиров сзади лучше возить в маленьком и непритязательном Renault.26 За рулем – Регион №10/июнь/2011 На мой взгляд...Хорошо ли быть маленьким? Казалось бы, небольшой, как у меня, рост – 170 см и «гончая» комплекция гарантируют удобство в любой машине. Проверим? • Renault Logan Сиденье водителя устраивает и по форме, и по высоте установки. Чтобы баранка не мешала видеть дорогу, рулевую колонку опускаю до упора вниз. Если на заднем диване сидеть не за собой, а за рослым водителем, мои коленки почти упрутся в спинку переднего сиденья. • Ford Focus За рулем хуже, чем в Logan, – подушка короче и совсем горизонтальная. Сзади места достаточно, даже если водитель отодвинется до упора. Но в отличие от Logan поставить ступни под переднее сиденье здесь не удается – зазор под креслом маленький. • Nissan Teana Кресло «домашнее». Сидеть удобно, а рулить – не очень. Приходится выбирать: либо сидишь высоко и хорошо видишь дорогу, но руки согнуты, либо низко – рукам удобно, но обзорность вперед и вбок заметно ухудшается. Сзади неплохо, но хотелось бы лучше – подушка низкая, а за высоким водителем не по рангу тесно в ногах. • Audi A8 L В этом приземистом лимузине я вынужден сидеть высоко и близко к рулю, иначе за капотом не видно дороги. Придвинувшись и поднявшись, я почти упираюсь головой в крышу и переднюю стойку. Зато кресло классное. Сзади великолепно: диван рассчитан на ортопедически правильную посадку. • Skoda Superb Я здесь в своей тарелке – стойка и крыша не давят мне на голову, как в Audi, хоть они и ближе, чем в Logan или Focus. И с обзорностью все хорошо. Второй ряд поуже, чем в А8. Зато потолок выше, а расстояние до переднего ряда настолько большое, что, сидя сзади, можно положить ногу на ногу. Вывод? Очень простой. Проблем с посадкой у «маленького» человека поменьше, чем у «большого». Но даже скромный рост не позволяет покупать автомобиль без «примерки», и самая породистая машина может оказаться неудобной. Так зачем же мучиться за свои же деньги? Андрей Кочетов, редактор15341740428826301497183944812640146218174838276115151795485027751471194952673122Персональный автобусБольшое влияние на вместимость салона оказывает тип кузова. У машин одного класса преимущество получат более высокие модели. В «оспортивленном» хетчбеке водитель будет сидеть низко, с вытянутыми ногами, а задним пассажирам останется мало места. Универсал зачастую может оказаться просторней седана – его длинная прямая крыша дает больше пространства над головой задних пассажиров. Самым просторным автомобилем окажется минивэн. Большая высота салона позволяет реализовать высокую, «автобусную» посадку, рационально используется длина авто. Стоит учитывать и особенности национальных конструкторских школ. Европейцы (особенно немцы) наверняка отдадут приоритет водителю, притеснив задних пассажиров. Даже в маленькой машине обнаружится большой диапазон продольной регулировки передних кресел. Японцы и другие азиаты скорее поделят длину салона «по-честному», дав места всем поровну.№10/июнь/2011 За рулем – Регион27 ГА ЕТ А ГА З ЕЗТ АИСПЫТАТЕЛЬспецтестLogan лучше других доказывает, что даже в небольшой бюджетной машине может быть всем просторно Focus – машина для водителя. За рулем удобно человеку любого роста, а сзади хоть и широко, но тесно в ногахНесмотря на внушительные габариты и солидный имидж, крупным пассажирам на заднем сиденье Teana тесноSuperb – один из самых вместительных автомобилей за свои деньги! Сзади места для ног не меньше, чем в Audi A8Четыре великана катаются в Audi как сыры в масле (поместился бы и пятый, если бы не центральный тоннель). А что вы хотели за 3 800 000 руб.?ИтогКак конструкторы умудряются сделать автомобиль более-менее удобным для людей самого разного роста и комплекции? Почему машины одинаково удобны и для мужчин, и для женщин, пропорции тела которых различны? И это касается не только автомобилей, но и других машин и механизмов, которыми управляет человек. Здесь-то и всплывает понятие «уровень репрезентативности», или, в обиходе, «перцентиль». У него есть строгое и длинное математическое определение. Но нас перцентиль интересует с точки зрения эргономики. Если перемерить какой-нибудь антропометрический параметр (например, рост) всех людей в городе, стране или мире, получим некое распределение людей по росту. Разобьем эту выборку на 100 частей (100%). Возьмем, например, 5% самых малорослых мужчин. Это так называемый 5-й перцентиль. Его значение – 164 см. Значит, 5% современных мужчин ниже этого роста. 50-й перцентиль показывает рост среднего человека. Его значение для мужчин – 175 см. Половина мужского населения ниже этого роста, а половина – выше. 95% мужиков ниже 187 см – это 95-й перцентиль. Результаты теста показались вам спорными? Значит, вы не стучитесь головой о косяки дверей, умещаетесь на полке в купе поезда, столик в эконом-классе самолета не упирается вам в живот и одежду вы, вероятно, покупаете в обычных магазинах. Значит, вы просто не Дядя Степа и вам живется немного легче. По крайней мере, выбор всего-всего, в том числе и автомобилей, для вас значительно шире. С точки зрения человка 95-го перцентиля в победе Audi трудно было сомневаться. Этот представительский автомобиль просто обязан обеспечивать простор и комфорт своим обитателям. Предполагалось, что за второе место сразятся близкие по размерам и цене Nissan Teana и Skoda Superb. Увы, борьбы не получилось. Салон Superb оказался значительно длинней и удобней. Кроме того, Nissan уступил еще и Logan. Маленький «француз» вообще уникальный автомобиль по вместимости салона. Focus – на последнем месте: он предоставляет достаточный простор водителю, но слишком тесен сзади.28 За рулем – Регион №10/июнь/2011