22
23
26
27
28
29
30
31
ГА ЕТ А ГА З ЕЗТ АИСПЫТАТЕЛЬлицом к лицу846 400 руб.1.6, 5-ст. МКПFord FocusБремя переменСоздать преемника бестселлеру – сверхсложная задача. Слишком велики ожидания и слишком большая целевая аудитория, крайне противоречивые требования. Удастся ли новому Ford Focus повторить успех предшественников, покажет время; мы же оценим его на фоне конкурентов, главным из которых считается Opel Astraтекст: Андрей Ежов, фото: Константин ЯкубовРеплика...ПРЕДСТАВИЛИПочему Opel Astra? Потому что так исторически сложилось. Родоначальник класса – Volkswagen Golf – всегда был немного в стороне, причем как в России (слишком дорог), так и в Европе (лучше продается), а Focus и Astra на протяжении последних десяти лет делаются с оглядкой друг на друга. Оба – типичные представители европейской инженерной и дизайнерской школы, оба рассчитаны на людей довольно прогрессивных взглядов22 За рулем – Регион №12/июль/2011и вкусов, но Focus добился в России больших успехов благодаря локализации производства и грамотной ценовой политике, став поистине народным автомобилем. За рулем Ford Focus можно увидеть людей самых разных возрастов и профессий, много таких машин в составе корпоративных парков и в такси, тогда как подавляющее большинство проданных в России Opel Astra находятся в частном владении, причем среди них удивительно высок процент 3-дверных версий. Смена поколе-ний Astra произошла год назад, и новая модель неплохо встречена покупателями, однако дилеры ожидают всплеска продаж, когда на рынке появится столь желанный клиентами 3-дверный хэтчбек (на данный момент доступны лишь 5-дверные хэтчбеки и универсалы). Продажи третьего поколения Ford Focus начались только-только: пока покупателям доступны два типа кузова – 4-дверный седан и 5-дверный хэтчбек. Позже покупателям предложат версию универсал, а вот появление 3-дверного хэтчбека пока не планируется..– Focus перевернул представления россиян о массовом автомобиле, когда Ford начал выпускать этот европейский бестселлер на своем заводе под Петербургом. За свою двенадцатилетнюю историю в России Focus семь лет становился самой продаваемой иномаркой. Новый Focus продолжает устанавливать новые стандарты в классе, предлагая комфорт и технологии, которые мы привыкли видеть на автомобилях в другой ценовой категории. Марк Оувенден, президент и управляющий директор Ford в России НОММА ЕРАТЕСмотрите видео на сайте www.zr.ru1.4 turbo, 6-ст. МКПOpel Astra888 500 руб.Реплика...– Opel Astra создан для молодых активных жителей мегаполиса и сочетает в себе экспрессивный дизайн, инновационные технологии и функции, которые обычно встречаются в автомобилях классом выше: подогрев руля, система адаптивного головного освещения (Adaptive Forward Lighting) и мехатронное шасси FlexRide. Все это вкупе с традиционным немецким качеством и привлекательными ценами делает Opel Astra крайне заманчивым предложением. Константин Коростов, менеджер по связям с общественностью Opel– Регулировка сиденья по высоте в Ford Focus совмещена с изменением угла наклона, что хорошо подходит водителям среднего роста, но недостаточно фиксирует таз от соскальзывания вперед у людей ростом более 175 см. Спинка создает ощущение «прокрустова ложа», выталкивая вперед плечи и лопатки любого человека, осмелившегося «дорасти» хотя бы до 50-го размера в плечах. Регулируемый поясничный подпор на практике лишь делает вид, что поддерживает поясницу: через 5 минут нахождения в кресле он откровенно «сдувается», делая спину круглой и не оставляя водителю возможности сохранить хотя бы видимость осанки. Неожиданно «агрессивный» подголовник выталкивает голову вперед, причиняя ощутимые неудобства. Чтобы хоть как-то избежать такого прессинга, остается, видимо, поднимать подголовник выше уровня головы. Вывод: кресло Ford Focus идеально подойдет лишь сутулым карликам, а прочие водители рискуют испортить себе осанку, заработать остеохондроз и грыжи межпозвоночных дисков.Хорошо сидим?– Cиденье Ореl Astra хорошо фиксирует таз от соскальзывания вперед у людей любого роста. Спинка дает возможность сидеть не сутулясь и не стесняет движений. Поясничный подпор в машине, в которой я сидел, не регулировался (на машине, принимавшей участие в данном тесте, такая регулировка есть. – Прим. ред.), однако кресло отлично поддерживало поясницу в течение всех 15 минут его тестирования. Подголовник расположен оптимально. Дмитрий Симкин, врач-остеопатОреl AstraFord Focus№12/июль/2011 За рулем – Регион23 ГА ЕТ А ГА З ЕЗТ АИСПЫТАТЕЛЬлицом к лицуFord Focus3. На заднем сиденье места вполне достаточно, но запаса пространства в коленях и над головой практически нет 4. Дворники движутся навстречу друг другу41. Светодиоды в дверных ручках меняют цвет, когда дверь открывается 2. USB-порт аудиосистемы расположен в бардачке, что не очень удобно, если вы собираетесь часто менять музыкальный репертуар своего авто12Opel Astra33. Колени почти упираются в спинки передних кресел, но над головой чуть больше места, чем у пассажиров Focus 4. Дворники «вразлет», похоже, становятся стандартом41. Светодиодная подсветка в Opel кажется менее навязчивой 2. USB-порт расположен под блогом микроклимата – поменять флэшку можно за считаные секунды, причем даже не отрывая взгляда от дороги26 За рулем – Регион №12/июль/201112 56875. Полноразмерное запасное колесо съедает у багажника немало полезного пространства; зато в отличие от Opel здесь имеется удобный вещевой органайзер 6. Левая нога переднего пассажира трется о жесткий косяк центральной консоли 7. Как и на всех современных моделях Ford, горловина бензобака не имеет крышки 8. Переднее кресло вызывает противоречивые отзывы, что как минимум свидетельствует о том, что оно не идеально. Перед покупкой настоятельно рекомендуем хорошенько в нем присидеться и сделать свои выводы об эргономике5На интернет-форумах клубов владельцев Ford Focus обсуждению интерьера новой модели посвящены сотни страниц и тысячи комментариев. Диапазон мнений шире некуда: от полного неприятия до неописуемого восторга. И хорошо, если бы дело касалось исключительно вкусов, но словесные баталии неожиданно пышно расцвели на ниве эргономики. Многих напрягают выпирающие подголовники передних кресел, да и профиль кресел далеко не всем кажется оптимальным. В начале материала мы специально поместили мнение врача, посидевшего на месте водителя в обеих машинах, и ему Focus совсем не понравился. Мне же кресло показалось вполне удобным – впрочем, через полтора часа толкотни по московским пробкам у меня начала болеть поясница, как бы подтверждая, что замечания врача-эксперта, как минимум, небеспочвенны. Вторым камнем преткновения в прямом смысле слова в новом Focus для многих стала центральная консоль: она здесь слишком широкая и со стороны переднего пассажира имеет на торце твердую пластиковую накладку, о которую пассажир постоянно трется, и поэтому вынужден сдвигать ноги вправо, что в дальних поездках, мягко говоря, неудобно. Некоторые водители находятПОСМОТРЕЛИблестяще удалось – правда, они не учли, что далеко не для всех водителей это ощущение является желанным, и многие предпочли бы ему ощущение воздуха и пространства. В результате субъективно новый Focus кажется более тесным, чем предыдущий, хотя объективно места вроде бы хватает по всем направлениям. Из положительных моментов хотелось бы отметить хорошую обзорность и заметно улучшившееся качество отделочных материалов, правда, со сборкой, видимо, пока есть проблемы – на новом автомобиле в недрах панели приборов постоянно что-то дребезжало. Заметны огрехи в сборке и снаружи: подоконные молдинги выстраиваются не в единую линию, как того хотели дизайнеры, а лесенкой; уголки фар топорщатся над капотом – хочется верить, что это особенности машин из первых партий, и дальше будет лучше. Opel Astra субъективно кажется автомобилем еще более тесным, чем Ford Focus, – это тоже особенность внутреннего дизайна и компоновки, хотя даже высокому водителю места здесь вполне хватает, да и кресло, по признанию большинства коллег и врача-эксперта, здесь удобнее. Но людям, склонным к полноте, подушка кажется слишком узкой – валики боковой поддержки впиваются в пятую точку. Дополнительные треугольные окошки в передних стойках не лучшим обра-ДИЗАЙНЕРЫ FORD СТРЕМИЛИСЬ СОЗДАТЬ В FOCUS АТМОСФЕРУ СПОРТКАРА, И ИМ ЭТО БЛЕСТЯЩЕ УДАЛОСЬнеудобным расположение рычага переключения передач, утверждая, что он слишком сильно смещен вверх и вправо, но мне так не показалось – видимо, это зависит от длины рук. Россыпь мелких кнопок на центральной консоли поначалу озадачивает, но понять их назначение все же удается без методички. Плохо то, что некоторые кнопки размером едва ли не со спичечную головку – к чему было так мельчить? В нижнем основании консоль резко переходит в высокий центральный тоннель, не оставляя места даже для маленькой прорези или кармашка, куда можно было бы положить мобильный телефон (в итоге он вынужден болтаться в подстаканнике). Вообще очевидно, что дизайнеры и компоновщики стремились создать у водителя ощущение спорткара, и им это зом влияют на обзорность – в крутых поворотах приходится отклоняться в ту или иную сторону, чтобы убедиться, что за стойкой нет помехи. Кнопки на центральной консоли достаточно крупные, разобраться в них несложно – нарекание вызывает лишь центральная навигационная шайба, на которую очень хочется надавить для подтверждения каких-либо действий в меню мультимедийной системы, что было бы логично и естественно, но вместо этого приходится аккуратно утапливать ее внешний хлипенький ободок. Тестовая Astra имела на одометре более 20 000 км; большинство из них автомобиль проехал под управлением журналистов с «садистскими» наклонностями, и тем отраднее, что после этих пыток салон выглядит как новый и не обзавелся «сверчками».№12/июль/2011 За рулем – Регион6875. Узкая докатка позволяет уложить в багажник больше вещей, но не все сочтут это преимуществом – на наших дорогах лучше иметь полноценную запаску 6. Opel предлагает владельцу больше места для мелочей, в том числе и дополнительный бардачок слева от рулевой колонки 7. Подлокотник между передними креслами в отличие от Ford можно пододвинуть вперед для лучшей опоры 8. Спортивные анатомические кресла очень нравятся врачамостеопатам, но людям с избыточным весом в них откровенно тесно27 ГА ЕТ А ГА З ЕЗТ АИСПЫТАТЕЛЬлицом к лицуFord FocusТехнические данные• Тип двигателя: бензиновый,атмосферный• Рабочий объем, см3, числои расположение цилиндров: 1596, 4 в ряд • Макс. мощность, л.с. при об/мин: 125 при 6300 • Макс. крутящий момент, Н.м при об/мин: 159 при 4000 • Коробка передач: 5-ст. механическая • Привод: передний • Передняя подвеска: независимая, пружинная, типа МакФерсон • Задняя подвеска: независимая, пружинная, многорычажная • Тормоза, спереди/сзади: дисковые вентилируемые/ дисковые • Максимальная скорость: 196 км/ч • Разгон 0-100 км/ч, с: 10,9 • Расход топлива, л/100 км: город/шоссе/смеш.цикл: 8,0 / 4,7 / 5,9 • Снаряженная/полная масса, кг: 1276 / 1825 • Объем топливного бака, л: 55 • Объем багажника, л: 277–1062Opel Astra• Тип двигателя: бензиновыйТехнические данныес турбонаддувом• Рабочий объем, см3, числои расположение цилиндров: 1364, 4 в ряд • Макс. мощность, л.с. при об/мин: 140 при 4900 • Макс. крутящий момент, Н.м при об/мин: 200 при 1850 • Коробка передач: 6-ст. механическая • Привод: передний • Передняя подвеска: независимая, пружинная, типа МакФерсон • Задняя подвеска: полузависимая, пружинная, с механизмом Уатта • Тормоза, спереди/сзади: дисковые вентилируемые/дисковые • Максимальная скорость: 202 км/ч • Разгон 0-100 км/ч, с: 9,9 • Расход топлива, л/100 км: город/шоссе/смеш.цикл: 7,9 / 4,7 / 5,9 • Снаряженная/полная масса, кг: 1378 / 1870 • Объем топливного бака, л: 56 • Объем багажника, л: 370–123528 За рулем – Регион №12/июль/2011 ПРОКАТИЛИСЬ11. Показания с щитка приборов Focus читаются безупречно, хотя его дизайн многим может показаться слишком вычурным 2. Владельцы Ford Focus второго поколения жаловались на нехватку шестой передачи в механических коробках – увы, в новой машине передач не прибавилось, да и расположение рычага переключения некоторым водителям кажется неудобным212Еще весной я в течение недели ездил на Ford Focus второго поколения с бензиновым мотором 1.6 мощностью 115 л.с. и удивлялся, до чего живо откликается двигатель на нажатие педали газа. Новый двигатель того же объема формально мощнее на 10 л.с., но куда делись прежняя динамика и отзывчивость? Не сомневаюсь, что он действительно выдает обещанные 125 л.с. при 6300 об/мин, но порой кажется требуется вечность для того, чтобы раскрутить его до этих оборотов. А все дело в том, что данный мотор унифицирован для европейского и российского рынков – соответственно, отвечает актуальным экологическим нормам, сиречь «задушен» до невозможности... Собственно, это то, о чем не раз предупреждали многие мотористы: для норм Euro 4 и далее приемлемую динамику автомобилю может обеспечить лишь двигатель с турбонаддувом (либо двигатель большого объема, что неприемлемо с точки зрения цены и экономичности), поэтому большинство предлагаемых в Европе моделей класса С сегодня в массовом порядке оснащаются турбомоторами. Не является в этом смысле исключением и Ford Focus: европейцам предлагаются версии, оснащенные наддувным двигателем 1.6 новейшего семейства EcoBoost, развивающим в зависи-шестую, то динамика не казалась бы такой посредственной? Шасси Focus тоже изменилось, но вряд ли кто-то скажет, что в худшую сторону. Подвеска стала немного плотнее и теперь жестче проходит крупные неровности дорожного полотна, но мелочевку «глотает» на ура, да и в целом энергоемкость, как и прежде, на высоте, при этом реакции на действия рулем стали еще более точными, а крены в поворотах уменьшились – ценители отточенной управляемости это наверняка оценят. Тестовый Opel Astra был оснащен наддувным двигателем 1.4 мощностью 140 л.с. По паспорту преимущество над Focus в разгонной динамике до 100 км/ч составляет всего секунду, но субъективно Astra кажется значительно более быстрым и едва ли не спортивным автомобилем! Лишь на близких к холостым оборотах двигателю немного не достает крутящего момента, что при трогании с места требует довольно точной работы легким, но не самым информативным сцеплением. Небольшой дефицит информативности ощущается и в рулевом управлении: даже в режиме Sport опциональное адаптивное шасси FlexRide не дает водителю такого чувства дороги, как подвеска Ford Focus, хотя с курсовой устойчивостью при этом нет никаких проблем – Astra точно следует по заданной рулем траектории. В комфортном1,2. Приборы меняют подсветку с белого на красный при активации режима Sport опциональной подвески FlexRide. Считывать показания при этом становится менее удобно, да и в целом радиальная оцифровка – не лучшее решение. В окне борткомпьютера можно включить дублирующий цифровой спидометр 3. Как и у Ford, 6-ступенчатые коробки передач полагаются только наддувным двигателям3ЖЕЛАЮЩИМ ПОЛУЧИТЬ БОЛЕЕМЕНЕЕ БЫСТРЫЙ FOCUS ПРИДЕТСЯ ПОТРАТИТЬСЯ НА 2-ЛИТРОВЫЙ МОТОРмости от степени форсировки 150 и 182 л.с. Но в Россию этот двигатель по каким-то причинам пока не поставляется, и желающим получить более-менее быстрый Focus придется потратиться на версию с 2-литровым мотором мощностью 150 л.с. – либо предпочесть турбодизель. Зато по части коробок передач мы идем в ногу с Европой: прежний гидромеханический «автомат» вытеснен роботизированной коробкой PowerShi с двумя сцеплениями. Тестовый Focus был, впрочем, оснащен механической 5-ступенчатой коробкой с безупречным с точки зрения четкости механизмом переключения передач. Но почему передач только пять? Быть может, если увеличить передаточные числа первых трех передач или главной пары и добавить режиме Tour Astra будто плывет над дорогой. Информативность рулевого управления, правда, при этом сильно снижается, что на большой скорости уже может напрягать, но для неспешной городской езды режим Tour – то, что надо: руль можно крутить одним мизинцем, а трамвайные пути и брусчатка лишь слегка колышат кузов. Отметим также великолепную по меркам своего класса вибро- и шумоизоляцию Astra – родственный Chevrolet Cruze, например, в этом плане заметно шумнее и жестче. Focus по сравнению с Astra автомобиль тоже более шумный, однако относительно своего предшественника, считающегося одним из самых шумных моделей в классе, прогресс в лучшую сторону очевиден.№12/июль/2011 За рулем – Регион29 ГА ЕТ А ГА З ЕЗТ АИСПЫТАТЕЛЬлицом к лицуFord Focus• Titanium 1.6, 5-ст. МКПКомплектации и ценыПакет «Городской 2»: система помощи при парковке, передние и задние парковочные датчики, автоматически складывающиеся наружные зеркала заднего вида – 18 500 руб. Пакет «Премиум свет»: биксеноновые фары головного света с омывателями, боковыми секциями для подсветки поворотов и светодиодными огнями дневного света – 36 000 руб. Пакет Style Titanium:17-дюймовые колесные диски из легкого сплава, темная тонировка задних стекол – 9000 руб. Электрообогрев лобового стекла и форсунок стеклоомывателей – 7500 руб. Пакет курильщика: прикуриватель и пепельница – 1000 руб. Пакет Titanium+: круиз-контроль, датчики давления в шинах – 7500 руб. Аудиосистема Sony с CD/MP3проигрывателем и девятью громкоговорителями – 25 500 руб. Окраска кузова Candy Red – 15 000 руб. Увеличенный задний спойлер, окрашенный в цвет кузова – 6500 руб.цена: 846 400 руб. ESP, усилитель экстренного торможения, фронтальные и боковые подушки безопасности для водителя и переднего пассажира, ц/з с ДУ, регулируемая по высоте и вылету рулевая колонка, подогрев передних сидений, спортивные передние кресла, электропривод стеклоподъемников всех дверей, 2-зонный климат-контроль, бортовой компьютер, наружные зеркала заднего вида с электроприводом регулировок и обогревом, пуск двигателя кнопкой, датчики дождя и света, салонное зеркало заднего вида с противоослепляющим эффектом, светодиодная декоративная подсветка салона, аудиосистема с CD/MP3-проигрывателем и шестью громкоговорителями, противоугонная система, противотуманные фары, колесные диски из легкого сплава Дополнительно: Пакет «Безопасность 2»: оконные подушки безопасности – 9500 руб. Пакет Titanium X: комбинированная отделка сидений (кожа/ткань), электропривод регулировок кресла водителя – 24 900 руб.11. Самая дорогая из стоковых аудиосистема Sony звучит громко, но не очень натурально 2. Парковочный ассистент – полезная опция, но чтобы научиться им пользоваться, нужно время 3. Электропривод регулировок водительского кресла – часть опционального пакета Titanium X 4. 17-дюймовые колесные диски поставляются в комплекте с далеко не всем нужной тонировкой задних стекол234Ценники тестовых автомобилей рядового потребителя могут повергнуть в шок – в этом классе столько платить за машину не принято. Впрочем, не стоит делать поспешных выводов, просто оба дуэлянта были оснащены практически всеми возможными опциями. У Ford отсутствовала только система динамического мониторинга мертвых зон Blis (24 900 руб.) и навигация (38 000 руб.), а в остальном – «полный фарш». Цены на некоторые оп-ПРИЦЕНИЛИСЬции кажутся завышенными, а польза от них далеко не всем очевидна, так что сконфигурировать нужный вам Focus, скорее всего, удастся за куда меньшие деньги. У Opel Astra опций меньше, но фактическое оснащение, как можно увидеть из таблиц, в максимуме почти в точности повторяет таковое у Ford Focus. Самая доступная версия Focus с АКП обойдется в 615 500 руб, Astra с «автоматом»стоит минимум 669 900 руб. Дороговато. Недаром покупатели, для которых «автомат» – принципиальная позиция, все чаще обращаются к моделям класса В, где нынче хватает выгодных предложений. Ценителей спортивной динамики Focus с его задушенными экологией атмосферными моторами на данный момент вряд ли заинтересует – в этом смысле Astra с наддувными двигателями (мощ-ностью до 180 л.с.) куда интереснее. Если же обратиться к совсем уж бюджетным версиям, то самый простенький Focus с двигателем 1.6 (105 л.с.) обойдется в 499 000 руб., а Astra 1.4 (101 л.с.) – в 593 000 руб. При этом у Ford в «базе» имеется лишь ABS, в то время как Opel по умолчанию оснащается ESP, противоугонной системой, боковыми подушками безопасности и аудиосистемой, которых нет у «голого» Focus, так что разница в стартовой цене более-менее оправданна.Opel Astra• Cosmo 1.4, 6-ст. МКПКомплектации и ценыцена: 888 500 руб. ESP, фронтальные и боковые подушки безопасности для водителя и переднего пассажира, активные подголовники передних сидений, центральный замок с ДУ, бортовой компьютер, электропривод стеклоподъемников всех дверей, регулируемая по высоте и вылету рулевая колонка, наружные зеркала заднего вида с электроприводом регулировок и обогревом, подогрев передних сидений и рулевого колеса, противоугонная система, 2-зонный климат-контроль, круиз-контроль, датчики дождя и света, светодиодная декоративная подсветка салона, аудиосистема с CD/MP3-проигрывателем и семью громкоговорителями, противотуманные фары, колесные диски из легкого сплава Дополнительно: Пакет «Премиум»: навигационная система, адаптивные ксеноновые фары с омывателями – 59 000 руб. Пакет курильщика: прикуриватель и пепельница – 1000 руб. Оконные подушки безопасности – 9500 руб. Спортивные передние кресла – 20 000 руб. Адаптивная подвеска FlexRide – 40 000 руб.1,5. Раздельный климатконтроль и литые диски – привилегия комплектации Cosmo 2,3. Клавиши переключения режимов подвески FlexRide 4. Штатная навигационная система оперирует не самыми свежими картами. Графическое оформление по современным меркам – примитивнее некуда4123530 За рулем – Регион №12/июль/2011 Итог– Оба автомобиля, откровенно говоря, не в моем вкусе, но если, образно выражаясь, вести их с закрытыми глазами, то мне больше по душе Ореl Astra. Великолепное шасси FlexRide отлично подходит для наших дорог, а наддувный 1,4-литровый двигатель радует весьма приличной динамикой, тогда как двигатель Ford способен вызвать мигрень. Андрей Ежов, редакторфинальный счет– Ford поднял планку – радар мертвых зон, навигация и ассистент парковки отныне норма для класса C. А чего стоит модная анимация борткомпьютера, словно в современном смартфоне! Пусть у Opel Astra нет такого опционального простора, зато есть достойная динамика. «Фокусу» с 1,6-литровым «атмосферником» ее явно не хватает. Константин Васильев, редактор151018142685 4419148418232648 4358№12/июль/2011 За рулем – Регион31