40
41
ГА ЕТ А ГА З ЕЗТ АКОНСУЛЬТАНТактуальноБлуждающие токиНоменклатура товарных машин на электротяге стремительно растет, однако в решении основных проблем электромобилей их производители и поставщики комплектующих не продвинулись ни на шагAudi R8 e-tron Мощность – 230 кВт (313 л.с.) Запас хода – 250 кмBMW i3 Компактный хэтчбек премиум-сегмента должен выйти на рынок в 2013 г.Coda Мощность – 100 кВт (134 л.с.) Запас хода – 190 км Цена в США: $37 400оводом поговорить об электромобилях стал 60-й международный прессбрифинг Bosch, где они были одной из главных тем. Предполагается, что мировое производство электрокаров к 2020 году не превысит трех миллионов штук, то есть в масштабах планеты питание от розетки даже через десять лет останется экзотикой. Тем не менее титаны автомобильного мира уже сегодня вкладывают огромные средства в разработку и стандартизацию компонентов электромобилей. В прошлом году в южнокорейском городе Ульсан стартовало предприятие SB LiMotive (органи-Птекст: Андрей Ежовесть примерно вдвое), но это попрежнему очень дорого. Проблема с ценой, впрочем, решается простой формулой: чем больше тираж, тем ниже цена. Но есть проблемы, которые только предстоит решить: это запас хода электромобилей и их работа в холодном климате. Текущие серийные образцы электромобилей, вроде Mitsubishi i-MiEV и Nissan Leaf, на одной зарядке могут проехать не более 160 км. Лидером по запасу хода на данный момент является электрический спорткар Tesla Roadster, обещающий владельцу 400 км автономного хода, но, во-первых, там просто очень большая батарея, а во-вторых, это лишьная, но посильная задача (которую сейчас, например, успешно решают в Израиле), однако кто будет туда поставлять электричество? Те же специалисты Bosch утверждают: «Электромобили имеют смысл лишь в том случае, если будут черпать энергию из возобновляемых источников». Но пока это лишь красивый лозунг, и возобновляемых источников энергии в масштабах, требуемых для автоиндустрии, что-то не видно, и даже не ясно, где искать. Почему же при таких сложностях тема электромобилей так актив-123Некоторые электрокары уже активно продвигаются в России:1. Mitsubishi i-MiEV, мощность 49 кВт (67 л.с.), запас хода – 160 км, цена в России: 1 799 000 руб. 2. Renault Kangoo Z.E., мощность 44 кВт (60 л.с.), запас хода – 170 км 3. Renault TWIZY, мощность 4-13 кВт (5-18 л.с.), запас хода – 100 км Fiat 500EV Мощность – 73 кВт (100 л.с.) Запас хода – 160 км 4. Renault Fluence Z.E., мощность 70 кВт (95 л.с.), запас хода – 185 км 5. Renault ZOE, мощность 60 кВт (82 л.с.), запас хода – 160 км 6. Nissan Leaf, мощность 80 кВт (109 л.с.), запас хода – 160 км, цена в США с учетом всех льгот: $25 280Mercedes-Benz SLS AMG E-Cell Мощность – 392 кВт (533 л.с.) Запас хода – 200 кмMercedes-Benz A-Klasse E-Cell Мощность – 70 кВт (95 л.с.) Запас хода – 200 кмзованное в партнерстве компаниями Bosch и Samsung SDI) по производству литий-ионных АКБ (их получат электрический Fiat 500 и перспективный BMW i3), а в немецком Хильдесхайме Bosch совместно с Daimler AG открывает предприятие по разработке и производству электродвигателей. Пока же электромобили для массового потребителя слишком дороги, и даже к 2020 году, по мнению специалистов, они будут примерно на 45 процентов дороже автомобилей с ДВС со схожими динамическими характеристиками и оснащением. Самый дорогой компонент в силовой установке электромобиля – это АКБ. В рамках SB LiMotive производители рассчитывают снизить себестоимость за единицу до 6000 евро (тономинальный запас хода в идеальных условиях. Один мой знакомый, очень состоятельный бизнесмен, будучи в США, реально хотел купить Tesla Roadster и привез-но педалируется производителями? Главных мотивов, мне видится, два. Первый: магические слова «zero emissions», ради которых западная общественность, кажется,ПО ПРОГНОЗАМ СПЕЦИАЛИСТОВ ПИТАНИЕ ОТ РОЗЕТКИ ДАЖЕ ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ ОСТАНЕТСЯ ЭКЗОТИКОЙти его в Россию. Однако, когда продавец узнал, что зимой морозы тут достигают минус 30 по Цельсию, то сам стал отговаривать от покупки, мотивируя это тем, что машина не предназначена для эксплуатации при минусовой температуре... Непонятно также, чем питать электромобили на макроуровне. Создать сеть зарядных станций в крупных городах – трудготова расшибиться в лепешку и на правительственном уровне стимулирует разработку и производство электромобилей. Второе: альтернативного «светлого будущего» пока не просматривается, а делать что-то ради зеленого имиджа нужно уже сейчас, запущено много проектов, потрачено много денег, электрический маховик раскручен и набирает обороты.40 За рулем – Регион №14/август/2011 Protoscar Lampo 3 Мощность – 420 кВт (571 л.с.) Запас хода – 200 кмСтанция по за мене АКБ Be tter PlaceКто еще?На а мой взгляд...Утверждение «будущее за электромобилями!» кажется мне как минимум преждевременным, а в привязке к нашей стране и вовсе утопичным. В ближайшие десятки лет ездить на электромобиле в России можно будет только вокруг Сколково и в других благоустроенных резервациях, бесконечно далеких от реальной жизни. Нам же, простым людям, придется довольствоваться старым добрым ДВС, и я по этому поводу не сильно комплексую. Андрей Ежов, редакторSmart Fortwo electric drive Мощность –30 кВт (41 л.с.) Запас хода – 135 кмTesla Roadster Мощность – 215 кВт (292 л.с.) Запас хода – 400 км, цена в США: $109 000В конце прошлого года японская фирма Sanyo завершила строительство по производству литий-ионных АКБ для электромобилей и планирует к 2020 году захватить 40% этого сегмента рынка. Стратегические соглашения о поставках в настоящий момент заключены с компаниями Volkswagen и Suzuki. Другой промышленный гигант из Японии – Toshiba – в партнерстве с Mitsubishi делает ставку на так называемые АКБ сверхбыстрой зарядки SCiB (Super Charge ion Battery), которые к тому же способны нормально работать при низких температурах. Главным их не-достатком пока является невысокая емкость. Альянс Renault-Nissan делает ставку на сменные АКБ. Совместно с компанией Better Place в Израиле создается сеть станций по замене разряженных батарей на заряженные – таким образом владельцы электромобилей тратят на их «подкормку» минимум времени.456Автомобили: прогноз мирового рынка на 2020 г.источник: Bosch120 120Tesla Model S Планируемый запас хода – 480 км120(100 млн с ДВС)3103 млн100 100Количество произведенных автомобилей, млн (легковой и коммерческий транспорт массой менее 6 тонн)1006 10,280 808071 млн0,03 1,2 6,6 518Think City Мощность – 34 кВт (46 л.с.) Запас хода – 160 км60 6060434340 40 4020 20201523Venturi Fetish Мощность – 220 кВт (300 л.с.) Запас хода – 340 км, цена в Европе: €300 0000 2010 2020Volvo C30 electric Мощность – 82 кВт (111 л.с.) Запас хода – 150 км№14/август/2011 За рулем – Регион41на правах рекламы- электромобили и подзаряжаемые гибриды - гибриды - автомобили с многотопливными ДВС - автомобили с бензиновыми ДВС с непосредственным впрыском - автомобили с бензиновыми ДВС с впрыском во впускной коллектор - автомобили с дизельными ДВС