34
35
38
40
42
43
ГА ЕТ А ГА З ЕЗТ АКОНСУЛЬТАНТЛюбовь россиян к «Волгам» не иначе как самозабвенной не назовешь. Пусть даже автомобиль чаще ломается, чем ездит, для владельца он все равно останется лучшим. Яркий тому пример – ГАЗ-3110текст: Сергей ФедоровДесятое измерениевторичный рынокМеханическая КП отличалась повышенным шумом работы и очень тугим переключением первых двух передач. С 2004 года синхронизаторы были усилены и передачи стали включаться легче. Помогает также замена штатной «трансмиссионки» импортной «синтетикой»Долговечность редуктора заднего моста – величина растяжимая. Нередко этот механизм начинает гудеть практически на новом автомобиле, а бывает служит на протяжении всей жизни машины. Часто редуктор меняли из-за некачественного изготовления – зубья шестерен срезало, или они просто деформировалисьсновные факторы популярности этого автомобиля – низкая цена и солидные габариты, просторный салон и отличная ремонтопригодность. Какая еще модель бизнес-класса может стоить, как изрядно подержанный японский мотоцикл? К тому же ГАЗ-3110 можно запросто обслуживать даже в гараже у дяди Васи. Ведь его простая и непритязательная конструкция аналогична «24ке», которая дебютировала более сорока лет назад. В наследство «десятке» досталась архаичная подвеска: передняя – шкворневая, а задняя – с жестким мостом и продольными полуэллиптическими рессорами. Машина пошла в серию в 1997 году. Кроме седана, выпускался еще универсал, имевний обозначение ГАЗ-310221. Спереди обе машины идентичны, а вот задние34 За рулем – Регион №19/октябрь/2011Офонари универсала остались точно такими же, как и на «Волге ГАЗ-24». На седан ставились два бензиновых двигателя: 130-сильный 16-клапанный объемом 2,3 л ЗМЗ-4062 с инжектором и старый карбюраторный ЗМЗ-402 объемом 2,445 л (100 л.с.). Последний, адаптированный под 76-й бензин, мощностью 90 л.с. устанавливали в том числе и на универсал. Был и турбодизель, изготовливавшийся по лицензии Stеyr на ГАЗе. Агрегат объемом 2,1 л выдавал 90 или 110 л.с. в зависимости от степени форсировки. Его конструкция довольно оригинальна – головки и блок цилиндров отлиты как одно целое. А с 2006 года под капотом «Волги» можно былоЭлектрооборудование – не самая надежная система. Например, генератор в среднем выдерживает 20 тыс. км. В основном из-за того, что он перегружен потребителями и работает на пределе Главный тормозной цилиндр – если не основная, то постоянная головная боль владельцев ГАЗ3110. Известны случаи, когда его меняли пять раз за 30 тыс. км Двигатель ЗМЗ-4062 в целом надежен, но в эксплуатации затратнее карбюраторного: к примеру, датчик расхода воздуха на него стоит 6000 руб. Насос гидроусилителя руля – расходный узел на ГАЗ-3110, особенно на машинах первых лет выпуска. Иногда насос (от 2400 руб.) приходилось обновлять по нескольку раз за сезонувидеть крайслеровскую «четверку» объемом 2,4 л (150 л.с.). Через три года после дебюта внешность автомобиля немного облагородили. Вместо узенького накладного бампера он получил интегральный, окрашенный в цвет кузова. А в 2003-м нижегородцы модернизировали свой бестселлер. Главные новшества ходовой части: вместо шкворней использованы шаровые опоры, а задняя подвеска, правда, оставшаяся по-прежнему рессорной, стала оборудоваться стабилизатором поперечной устойчивости. Эти, казалось бы, минимальные переделки заметно изменили управляемость машины, которую из-за неадекватного поведения на дороге в народе прозвали «баржой». В механической коробке передач применены новые синхронизаторы и вилки включения. Поэтому теперь переключать передачи стало легче – ведь раньше бывали случаи даже поломки рычага КП из-за чрезмерного усилия, при-МЕДЛЕННО, НО ВЕРНОменяемого к нему. А под капотом остался только 16-клапанный мотор ЗМЗ-4062. На модернизированной машине появились новые противотуманки и зеркала заднего вида. Буквально через полгода, с начала 2004-го, вышла в свет рестайлинговая версия – ГАЗ-31105. К недавно усовершенствованной технической начинке добавились внешние изменения. Передняя часть машины преобразилась наиболее значимо: появились новые фары в металлическом обрамлении, бамперы и решетка радиатора. Причем в зависимости от поставщика они шли либо в светлой, либо в темной цветовой гамме. В 2007 году «Волга» еще раз подверглась обновлению. Обозначенная индексом 581, она отличалась от 105-й новой радиаторной решеткой с хромированными горизонтальными ламелями вместо вертикальных. А сзади появились фонари с круглыми рефлекторами. Кстати, посадочные места под новые задние фонари идентичны применяемым ранее. Но самое главное – заметно преобразился салон. Передняя панель отформована из добротного№19/октябрь/2011 За рулем – Регион35на правах рекламы ГА ЕТ А ГА З ЕЗТ АКОНСУЛЬТАНТвторичный рынок1997-2000ГАЗ-310221 (универсал)ГАЗ-3110 (седан)Десятое семейство стартовало в 1997 году в двух кузовных модификациях – седан и универсал. Но если седан представлял собой заметно измененный вариант предшественника, то у универсала с индексом 310221 задняя часть кузова осталась в точности такой же, как и у «24-ки» – например, задние фонари у них идентичнымягкого пластика. На центральной консоли красуются элегантные овальные часы, практически такие же, как на Ford Mondeo прошлого поколения. Появилось множество приятных мелочей вроде выдвижных подстаканников, пепельницы с микролифтом, бокса в центральном подлокотнике, плафонов индивидуальной подсветки для всех пассажиров. И единый ключ для всех замков. Ранние версии ГАЗ-3110 гораздо чаще встречаются с 2,45-литровым мотором ЗМЗ-402. Потенциальные клиенты побаивались навороченного 16-клапанника с индексом 406. Старый проверенный временем двигатель сохранил и свои застарелые болячки. Он просто литрами пожирал мотор-ДВИГАТЕЛЬное масло – расход его составлял нередко 1,5−2 л на 1000 км, с чем можно было только смириться. Вот и лили дешевое масло – синтетика дороже, да к тому же и расходуется ее еще больше. Из-за несовершенной системы охлаждения двигатель перегревался летом и очень долго выходил на рабочую температуру зимой. Зато приноровившихся к причудам и капризам 402-го клиентов он вполне устраивал: запчасти стоят копейки, а поменять их под силу самому или за «недорого» в любом автосервисе. Другое дело ЗМЗ-4062, который существенно сложнее и совершеннее. Хотя некоторые болезни перекочевали от прародителя – мотор обладает хорошим масляным аппетитом, правда, не таким огромным, как у 402-го.За все время производства «Волга» неоднократно модернизировалась. Первое обновление, пусть и не столь радикальное, но довольно заметное для поклонников модели, произошло в 2000 году, когда на смену узеньким бамперам пришли более современные интегральныеПричем в городе расход его почти не заметен, а на трассе при движении на больших оборотах потребляется до 300 г масла на 1000 км. У 406-го тоже несовершенная система охлаждения. Течи тосола досаждают даже на новой машине. Обычно подтягивают хомуты, крепящие патрубки, или ставят их по два на каждое место крепления. А самая уязвимая часть системы – короткий шланг под термостатом. Недолговечен генератор, который иной раз приходится менять после 20 тыс. км. Причем, как правило, одновременно с другими расходниками: насосом гидроусилителя (от 2500 руб.) и гидрокомпенсаторами клапанов. Донимает своим воем электрический бензонасос (от 990 руб.). Наиболее горластый – старооскольский. ВладельВ 2003 году на смену шкворням в передней подвеске пришли традиционные шаровые опоры, а в задней появился стабилизатор поперечной устойчивости. Передний же увеличился в диаметре. Внешне модель отличается иной радиаторной решеткой и формой боковых зеркалцы обычно меняют его на изделие тюменского производства. Первые экземпляры ГАЗ-3110 с 406-м моторам оснащались диском сцепления, позаимствованным у 402-го. Он меньше по диаметру и изнашивается уже на 30 тыс. км пробега. Коробка передач отличается шумной работой и тугим переключением первой-второй передач. Дефекты эти, в общем-то, врожденные и отнюдь не смертельные, хотя в сильные морозы усугубляются… Вплоть до поломки рычага. Но если в коробку залить синтетику вместо стандартной трансмиссионки, то агрегат заметно преображается. Конечно, идеальным его переключение не будет, но становится гораздо легче. На заводе-изготовителе учли эти недостатки, и «Волга»ТРАНСМИССИЯ2000-20032003ГАЗ-3110 (седан)38 За рулем – Регион №19/октябрь/2011ГАЗ-3110 (седан) ГА ЕТ А ГА З ЕЗТ АКОНСУЛЬТАНТвторичный рынок2004-2007ГАЗ-31105 (седан)Поистине благородную внешность «Волга» получила в 2004 году. У автомобиля полностью обновилась передняя часть кузова: фальшрадиаторная решетка, бамперы и объединенные в общем блоке фары ближнего и дальнего света. Одновременно с этим машина лишилась боковых молдингов. Универсала в модельной линейке уже не было. В техническом арсенале – новая выпускная система с резонатором и глушителем увеличенного объема, а также усовершенствованный блок управления двигателемс индексом 31105 была практически лишена вышеназванных недостатков. Еще одна типичная особенность «десятки» – назойливо гудящий редуктор заднего моста. Причина в его некачественном изготовлении. Замена не всегда была оправдана – нет никакой гарантии, что новый будет лучше. На самом деле шкворневая передняя подвеска ГАЗ-3110 не так уж и страшна, как ее малюют. Если регулярно шприцевать ее элементы,ХОДОВАЯ ЧАСТЬ И КУЗОВшасси прослужит верой и правдой довольно долго. На практике обычно так и происходит, правда, смазку приходится закладывать каждые 5−7 тыс. км пробега, не реже. Впрочем, заядлые «волгари» это воспринимают как некий приятный и необременительный ритуал. Зато тормозная система преподносит всякие мелкие пакости владельцам «десяток». Например, главный цилиндр за сезон можно поменять несколько раз. Его текучесть настолько избирательна, что сходу и не определишь. Он можетГАЗ-311055 (седан)пропускать жидкость в усилитель, по контурам или вообще отказаться подавать тормозуху к колесам. Благо стоит он всего 290 руб. При этом время его работоспособности может составлять и 500 км. Потягаться с тормозным цилиндром в долговечности сможет и насос гидроусилителя руля. Один мой знакомый владелец ГАЗ-3110 менее чем за год обновил его три раза. При этом стоимость насоса – в среднем 2600 руб. Раз уж речь зашла о рулевом управлении, нельзя не отметитьрулевые тяги с наконечниками (по 980 руб.), которые редко выдерживают более 30−40 тыс. км. Кузов «десятки», как и у большинства отечественных машин, не отличается высокой коррозионной стойкостью. Поэтому все приверженцы модели дополнительно обрабатывают корпус всевозможными антикоррозионными составами и мастиками. Наиболее уязвимые места – крылья, которые не спасают даже установленные подкрылки, и днище багажника. Эти элементы очень быстро2005-20102007-2010Перед вами серийный вариант удлиненного седана ГАЗ-311055. База автомобиля увеличена на 300 мм, из которых на передние и задние двери пришлось дополнительно по 110 и 190 мм соответственно. Вся прибавка досталась пассажирам второго ряда. У стрейчседана оригинальный интерьер и дорогие материалы, а под капотом крайслеровская 2,4-литровая «четверка» мощностью 147 л.с.40 За рулем – Регион №19/октябрь/2011ГАЗ-31105-581 (седан) Последняя модернизация 2007 года не столько отразилась на дизайне автомобиля, сколько на интерьере, который существенно преобразился. Передняя панель изготовлена из добротного мягкого пластика, появились выдвижные подстаканники, CD-магнитола Blaupunkt, регулируемая рулевая колонка, кондиционер, стеклоподъемники. Двигатель Chrysler объемом 2,4 л мощностью 137 л.с. ГА ЕТ А ГА З ЕЗТ АКОНСУЛЬТАНТ2,3iвторичный рынокТехнические данныеГАЗ-3110, ГАЗ-31105 Тип кузова Длина/ширина/высота, мм Колесная база, мм Объем багажника, л Объем топливного бака, л Снаряженная/полная масса, кг Тип двигателя Расположение двигателя Рабочий объем, см3 Макс. мощность, л.с. при об/мин Макс. крутящий момент, Нм при об/мин Привод Коробка передач Передняя подвеска Задняя подвеска Тормоза спереди Тормоза сзади Максимальная скорость, км/ч Разгон 0–100 км/ч, с Расход топлива, л/100 км, город/шоссе/смешанный цикл2,452.1 Dседан 4870/1800/1422 2800 410 70 1400/1790 1450/1840 бензиновый, R4 спереди, продольно 2285 2445 130 при 5200 100 при 5000 205 при 4000 182 при 2500 задний 5-ст. механическая независимая пружинная шкворневая зависимая, на продольных рессорах дисковые, вентилируемые барабанные 176 14,8 15,5/9,2/12,21550/1940 турбодизель, R4 2134 95 при 3800 200 при 23001150 19 10,3/7,9/9,3183 13,8 14,3/8,6/11,1Мощность двигателя ЗМЗ4062 поначалу была заявлена как 150 л.с. Однако проверка одним из владельцев на специальном стенде выявила реальную отдачу в 127 л.с. Завод-изготовитель, не желая скандала, поменял истцу машину, мощность которой оказалась... 132 л.с. Уже после этого в Нижнем приняли претензию, и с 1999 года в техпаспорте ГАЗ-3110 стала значится цифра «130»2 сдаются ржавчине. От полученных сколов капот через пару-тройку лет покрывается рыжими пятнами. Не долговечны и хромированные детали. К слову, на более поздних моделях кузов защищен надежнее. К тому же на заводеизготовителе изначально устанавливают на «Волги» подкрылки. Отметим также, что обработка скрытых полостей все же недостаточная. И лучше ее производить дополнительно. Нередко ломается ограничитель водительской двери. Сто-ит он всего 180 руб., но напрягает потраченное на разборку-сборку двери время. Еще одна фирменная болячка «Волги» – протертая саморезами верхняя часть бензобака. Пол багажника, под которым расположен бак, в движении постоянно коробится. Стоит одному из саморезов, крепящих крышку топливоприемника, оказаться в опасной близости от бака – и решето готово. Поэтому во избежание опасных последствий шурупы лучше укоротить.Итог– ГАЗ-3110, конечно, не обладает исключительной надежностью и беспредельной долговечностью, но при этом и излишне «сыпучим» автомобиль никак не назовешь. Особенно это касается более поздних экземпляров, которые стали менее проблемными. Это типичный представитель отечественного автопрома, со всеми его плюсами и минусами. Вопрос только в том, сможет ли потенциальный клиент мириться с этими минусами и будет ли довольствоваться теми плюсами, которыми обладает «Волга»… Сергей Федоров, редактор32 1 0 4 51. От родовых болячек интерьера – смещенного влево рулевого колеса и расположенного в нижней части торпедо замка зажигания – удалось избавиться только в 2004 году 2. Одно из достоинств «Волги» – просторный салон, особенно в задней его части 3. Еще один анахронизм эргономики – запаска, съедающая значительную часть грузового отсекаобщая оценкаСолидные размеры, просторный салон, отменная ремонтопригодность, доступность в содержании Низкая надежность, невысокое качество комплектующих, ватная управляемость, плохая шумоизоляция