ГА ЕТ А ГА З ЕЗТ ААВТОЛЮБИТЕЛЬрепортажСоздание нового колесного диска (специалисты говорят просто «колеса») начинается с работы за компьютером в КБНа складе завода сотни барабанов металлопроката, перемещаемых погрузчиками и кранамиИз таких стальных лент, смотанных в гигантские катушки (их поднимают краном), впоследствии сделают ободыВ преддверии межсезонной смены колес мы отправились на ведущий завод, выпускающий стальные диски для вторичного рынка. Прошли по конвейеру, пообщались со специалистами…вейцарский завод марки KFZ Stahlrad ныне полностью переориентирован на «вторичку». На конвейеры местные колеса не поставляют, зато благодаря большому объему производства (2,5 млн штук в год) удовлетворяют потребности автодилеров и магазинов запчастей как в Европе, так и вне ЕЭС. Никого не смущает географическое положение производителя: цены на продукцию конкурентоспособные. А качество – швейцарское! За него пришлось отвечать представителям австрийской фирмы KROMAG Metallindustrie GmbH, директору по продажам Михаэлю Леникусу и исполнительному директору завода Манфреду Видхальму. Именно на долю Видхальма, технического специалиста, и пришлось большинство вопросов. Он заверил, что проблема качества в принципе отсутствует, так как на заводе контролируются сами материалы, каждая из опе-Лугановские колесаШвейцарская точность, итальянская красотаШвейцарский завод Ambrosetti Rader AG находится в промышленном центре Манно, поблизости от Лугано, считающегося третьим по величине финансовым центром страны. Несмотря на политическую принадлежность к Швейцарии, кантон Тичино по большей части итальянский. Он перешел к Швейцарскому союзу еще в 1512 году, кругом белые кресты на красном поле, но здесь до сих пор говорят по-итальянски, предпочитают итальянскую кухню... Сочетание культур обеспечивает уникальную атмосферу: ты как будто одновременно в двух разных странах. В Лугано жили и умерли писатель Герман Гессе и музыкант Джордж Харрисон, здесь в 1956 году провели первый конкурс «Евровидение».Штекст и фото: Илья ПименовЭтот афрошвейцарец (или афроитальянец) показался мне похожим на диджея из модного клубаКитайский рабочий, по словам директора завода Манфреда Видхальма, трудится уже много лет. И как! Мне едва удалось навести фокус – настолько быстро двигался56 За рулем – Регион №20/октябрь-ноябрь/2011раций, существует контроль «на выходе». К тому же следует принять во внимание внешний контроль, который осуществляет, например, служба технической инспекции TUV. Инспекторы могут навестить любого продавца колес KFZ, выбрать диск и подвергнуть испытаниям. В случае отклонения какого-либо из параметров производителю (т.е. Видхальму) грозит гигантский штраф. Брак (он крайне редко, но случается) за пределы завода не идет − дефектному колесу путь только в утиль. Насколько это непростая задача, понимаешь, когда идешь вдоль конвейера. Производство тяжелое. Кругом лязг и грохот, уши приходится беречь. Запах тоже легким не назовешь, но респираторов на лицах нет. Ни одной женщины. Работа физически изнурительная, заготовки или готовые колеса приходится перекладывать вручную, где-то поднимать выше головы. Правда, после Полное соответствие дня работы дается пара Диски KFZ маркируют как OE (Original выходных… Я увлекся Equipment). То есть они отвечают требовасъемкой сварки, меня ниям автопроизводителей, которые касаютпохлопал по плечу рася множества параметров, вплоть до толщибочий, приставленный ны слоя лакокрасочного покрытия, измеряек станку. Показал на мого в микронах. В производственной гамме глаза − ослепнешь! Пооколо 400 артикулов (вариантов) дисков для благодарил его кивком большинства автомобильных марок – от Audi до Volvo. В том числе и Lada. и побежал дальше − Ориентировочная стоимость дисков KFZ – группа ушла вперед по около 1200 руб. за 13-дюймовые изделия для конвейеру, кажущемуавтомобилей марки Lada. Диски диаметром ся бесконечным. Здесь 14 дюймов стоят от 1400 до 1700 руб., 15-дюйделают только диски, мовые – от 1700 до 2500 руб. Диски для SUV но их количество и нодиаметром 15 дюймов оцениваются в предеменклатура – 400 артилах 3000–4500 руб. Минимальная стоимость кулов – поражают. 16-дюймовых KFZ (для легкового автомобиля А знаете, сколько С-класса) – 2600 руб. всего основных операций на этом производстве? Без малого 40! Все начина-кружки, поднимается вверх и снова обрушивается на подставленную «тарелку»… Бах – это работает соседний пресс, вырубающий центральное отверстие. Где-то уже трещит сварочный станок… И так далее, вплоть до окраски и последнего пункта контроля. А упаковку в картонные коробки доверили автомату. Не самая ответственная операция. Напоследок показали лабораторию. Помимо «местной» продукции, в ней гостят стальные колесные диски азиатских производителей. Китайские подделки, проще говоря. Некоторые с виду практически такие же, как KFZ, но их качество не удовлетворяет минимальным требованиям, принятым здесь, на заводе, да и в Европе вообще. Из-за явных или скры-Одна из самых ответственных операций производства – сварка обода и центральной части колесного дискаЕВРОПА ЗАЩИЩЕНА ОТ «КИТАЙСКОЙ УГРОЗЫ» БЛАГОДАРЯ ТОМУ ЖЕ TUV, НО У НАС, В РОССИИ, ДРУГИЕ НОРМЫется с гигантских катушек металлических лент. Они разматываются и режутся на заготовки, из которых формуются ободья. Потом свариваются особым методом, швы шлифуются… От качества сварки зависят и геометрия, и прочность, и герметичность диска. Тем временем другие станки под управлением других рабочих делают центральные части. Вот на одном выдавливают что-то типа стальной тарелки, на другом многотонном прессе делают вентиляционные отверстия. Пресс падает на «тарелку», вырубая из нее металлические тых дефектов они могут быть фатально опасны. К ДТП приводит дисбаланс или разрушение колеса, что, оказывается, вовсе не страшилки – существует определенная статистика. Увы, «азиатских автопроизводителей» это не волнует, равно как и недобросовестных продавцов. По словам Видхальма и Леникуса, европейский рынок от китайской угрозы защищен – благодаря тому же TUV, но в России другие нормы. Потому каждый покупатель решает самостоятельно, стоит ли переплачивать за такие же с виду колеса, только с приложенным к ним сертификатом TUV, у нас вроде бы никчемным. Мы уже знаем ответ.Автоматическая окрасочная камера закрыта от посторонних. Но только для швейцарцев. Нам нет преград… И крутятся дискиЭтот седовласый мастер напомнил папу Карло. Только в руках у него вместо дерева сталь и работа посерьезнее – финальный контроль качества, типа нашего ОТКНа входе в цеха стоят раздаточные аппараты с берушами. Игнорировать не рекомендуетсяПять аргументов за комплект колес на зиму и один против• Экономия времениПри наличии второго комплекта колес «переобуть» машину можно когда вам удобно, не теряя времени в очередях на шиномонтаж. О трате нервных клеток и говорить нечего. • Экономия денег Покупка второго комплекта дисков и установка на них шин потребует существенных единовременных затрат, но зато избавит от необходимости дополнительных расходов каждой весной и осенью. Грубый подсчет показывает, что траты окупаются примерно за три года владения автомобилем. • Сохранность дисков и шин При сборке/разбортировке колес оказывается физическое воздействие на боковины шин и отчасти на колесные диски. Отсюда возможны как явные, так и скрытые дефекты. Специалисты считают, что шинастановится непригодной к эксплуатации после четырех смен (визитов на монтажный стол). • Удобство хранения Шины без дисков можно хранить только в вертикальном положении во избежание деформации боковин. Шины на дисках допустимо штабелировать, для их хранения в «стопке» требуется всего около 1 кв. м. • Выбор размерности Автопроизводители допускают несколько вариантов размерности колес для каждого автомобиля. Из-за дорожных условий в России зимой лучше выбирать диски с минимальным посадочным диаметром и шины с максимальной высотой профиля. • Аргумент против Придется научиться обращаться с домкратом и баллонным ключом. Стоп! Здесь же должен быть агрумент «против»... А вышло «за».• Информация к размышлениюВажнейшим преимуществом легкосплавных колес перед стальными называют меньшую массу. Благодаря применению особых сплавов диски KFZ если и превосходят по весу легкосплавные, то незначительно. И только добротные. Китайское «литье» бывает и кривым, и тяжелым. Стальные диски пластичнее легкосплавных, что допускает правку при небольших повреждениях. Легкосплавные диски «катать» нельзя из-за неизбежности микротрещин. Вопреки распространенности услуги. Стальные диски легко покрасить или прикрыть колпаками. Это решает и проблему «скучности дизайна» штамповки. Впрочем, KFZ предлагает разные варианты дизайна. К тому же швейцарские диски имеют трехслойное покрытие антикоррозионными средствами.На столе в испытательной лаборатории набор китайских подделок, «выловленных» в европейских странах. Отмечены дефектные места. Такие есть на всех колесахВ офисной части завода красуются заготовки и образцы готовой продукции Ambrosetti Rader AG№20/октябрь-ноябрь/2011 За рулем – Регион57