40
41
42
43
44
45
ГАЕТАГА ЗЕЗТААВТОЛЮБИТЕЛЬхоббиИсторияигрушек3D«Ж-жжжж… Бдыщ!» – черная газовская «Чайка»с олимпийским мишкой на заднем стекле вошлав поворот на недопустимо большой скорости. Заносскорректировать не удалось. ГАЗ-13 сделал «уши»,получив свой первый скол краски и лака на крышетекст и фото: Сергей ЧистяковПодаренная на день рождения «Чайка»в масштабе 1:43 встала на книжнуюполку, а ее шестилетнего водителя«ушибло модельками». Примерно так возникают коллекции: сначала покатать по полунастоящую тяжелую металлическую машинку,рассмотреть ее со всех сторон и «покалечить»,развинтить и собрать заново. А затем стартуетохота за новинками!Раньше основными игроками на рынкемасштабных моделей были британские компании Dinky, Matchbox и Corgi. Французскомуфилиалу Dinky удалось занести вирус собирательства в СССР – в конце 1960-х French DinkyToys выпустил масштабную копию автомобиля«Москвич-408» вишневого цвета. Машинкастала легендой – французы и думать не могли обажиотаже среди советских пионеров, хотя живьем ее мало кто видел. Серьезные коллекционеры из Москвы и Ленинграда гонялись за этимдефицитом, но машинка стоила от 15 рублейв 1970-х годах до 25 рублей в 1980-х. При цене накопии «Москвичей», изготовленные в Саратове,в 3 рубля 50 копеек и зарплате советского инженера в 120−150 рублей это были очень большиеденьги – поставить такую «игрушку» на полочкумало кто отваживался.В конце 1980-х уже ни один серьезныйшкольник-коллекционер не верил, что существует модель «настоящего 408-го Москвича»с вертикальными задними фонарями. С появлением Интернета за «Москвич Динки»начались нешуточные битвы на интернетаукционах. Победителей, заполучившихв коллекцию ободранный мальчишками в 70-х«Москвич», поражало сходство форм фран-РЕДКИЙ СОВЕТСКИЙ ШКОЛЬНИК 70-Х И 80-ХНЕ СОБИРАЛ МАСШТАБНЫЕ КОПИИ – САРАТОВСКИЕ«МОСКВИЧИ», «ВОЛГИ», «ЖИГУЛИ» И «РУССО-БАЛТЫ»цузской модельки Dinky Toys и отечественныхизделий из Саратова. Альтернатива же французскому «Москвичу-408» появилась тольков 2010 году силами китайско-итальянскогосоюза под вывеской «Автолегенды СССР».Редкий советский школьник 70-х и 80-х несобирал масштабные копии – саратовские «Москвичи», «Волги», «Жигули» и «Руссо-Балты»,казанские КамАЗы и многочисленные ремейкизападных моделей, изготовленные на просторахСССР. Но в 90-х качество отечественного товараотвратило многих собирателей масштабныхкопий от увлечения на пару десятковлидные дядьки на машинах с питерскими и московскими номерами объезжали ранним утромчуть ли не каждую деревню и городок, выкупаяна корню тиражи новой журнальной серии.Такой же ажиотаж сохранился и послезапуска регулярной серии в феврале 2009-го –теперь уже на всю Россию. Огромные тиражирасходились моментально. Невысокая цена,современный уровень проработки моделей,регулярность выхода – раз в две недели новаямодель с журналом – все это работало на создание новой волны интереса к коллекционированию масштабных копий автомобилей.«Москвич-408»: Dinky Toys и «Автолегенды»1240 За рулем – Регион №03/февраль-март/2012лет. А модельки ручной работы всегда стоили бешеных денег. Многие коллекционеры вернулиськ хобби в 2008 году с появлением журнальнойсерии «Автолегенды СССР». Первый выпуск –«Москвич-407» голубого цвета, который стоилвсего 99 рублей, даже обычные коллекционерызакупали по нескольку штук – сказались долгиегоды модельного дефицита. Тестовые продажизапустили в Тверской области. Говорят, что со-Между этими моделями − сорок лет. Альтернатива французскому «Москвичу-408» (2)появилась только в 2010 году силами китайско-итальянского союзапод вывеской «Автолегенды СССР» (1). О нынешних технологиях моделированияфранцузские разработчики в 1960-х и мечтать не могли. Тем не менее модельDinky отнюдь не проигрывает в восприятии молодому китайскому потомку. ЗАЗ-965А «Джеймс Бонд»В апреле 2008 года (о серии «Автолегенды СССР» еще даже слышно небыло) в британской журнальной серии The James Bond Car Collection вышел 36-й номер – им оказался ЗАЗ-965А из фильма Goldeneye. Выпущенная компанией Universal Hobbies масштабная копия нашего «горбатого»была неплохо проработана и аккуратно изготовлена, к тому же диорамыв масштабе 1:43 – нечастое явление в модельном мире.«Москвич-408» Dinky ToysФранцузский филиал Dinky Toys, с 1921 годапроизводивший на местной фабрике модельки,аналогичные изделиям британской родительскойфирмы, с 1950-х начал выпуск масштабных копийместных автомобилей, и к 60-м производственныепрограммы британского и французского DinkyToys практически не пересекались. В 1968 годуу французов появилась модель Moskvitch с каталожным номером 1410. Через три года, в 1971-м,французская фабрика закрылась. Сколько успеливыпустить таких «Москвичей» − история умалчивает. Цены на модели французского Dinky Toys растутс каждым годом, а силами русских собирателейединственная модель советского автомобиля,выпущенная во Франции, вырывается в этой гонкевперед, значительно опережая Renault, Citroenи прочие Peugeot с SIMCA. Для соотечественниковэта четырехфарная машина – не просто коллекционная редкость, но еще и «машина Шефа»из кинофильма «Бриллиантовая рука» −сами того не ведая, французы угадали с цветом масштабной копии.Шины на французском «Москвиче» не абы какие, а Dunlop (1).Немногие современные высокотехнологичные масштабныекопии могут похвастать такойпроработкой покрышек.Деталировка модели понынешним временам небогатая, но капот открываетсяи двигатель проработан не-плохо (2). У советских потомков этой моделииз Саратова кузов 412-го «Москвича» былс иной задней светотехникой, а имевшаясяв каталоге отечественного производителямодель 408-го отличалась от «Москвича-412»лишь двигателем – путем нехитрых манипуляций с набором различных облицовок радиаторас разными фарами и двумя вариантами двигателя саратовские умельцы получали несколькомодификаций одной машины без изменениялитьевой формы кузова. К французскоймодели прикладывались номера,наклеить которые предлагалосьсамостоятельно, – о такойопции советскиесобирателии не мечтали.21 ГАЕТАГА ЗЕЗТААВТОЛЮБИТЕЛЬхобби«Москвич-407»:«Автолегенды СССР» – начало новой истории«Москвич-407», появившийся летом 2008-го в качестве первого выпуска тестовой серии «Автолегенды СССР», стал родоначальником китайского изобилия масштабных копий. Через несколькомесяцев, в феврале 2009-го, журналы с машинками в приложении появятся в газетных киосках повсей стране, и десятки тысяч собирателей начнут привыкать к размеренному пополнению коллекций – раз в две недели, не очень дорого, рядом с домом обязательно будет свежий выпуск журналаи масштабная копия. Спираль истории отечественных моделей завернула на очередной виток –в конце 1960-х все началось с французского «Москвича-408», а через сорок лет новуюэпоху открыл голубой «Москвич-407». То ли еще будет!Китайский производитель этих копий, известный своими марками IXO, J-collection и ужеизготавливавший огромное количество моделекдля европейских журнальных серий, ещераньше выставил на рынок бренд IST models,выпустив в 2007−2008 годах несколько моделейсоветских автомобилей. Первыми были Lada1200 от IXO (нечто среднее между «Жигулями»ВАЗ-2101 и ВАЗ-21013) и журнальный вариант«Волги» ГАЗ-21 в жутковатом желтом окрасе нахромированных колесах – эти модели появились в самом начале XXI века в европейскойжурнальной серии «Такси мира».Впрочем, с полок детских магазинов исчезали и грубоватые модели ВАЗ-2106 и ВАЗ2104, выпущенные под маркойAutobahn и рас2считанные преждевсего на детей.Ну а произведенные подизвестным «недорогим» брендом Cararama модели ChevroletNiva и «Лада Калина», хоть и былименее желанны, чем автомобилисоветского периода, на какое-то времязаняли почетное место на полках многихколлекционеров. Да что там говорить, еслине попадающие в масштаб 1:43 и оснащенныеинерционным моторчиком модели «Волги»ГАЗ-31105 от Welly осели в собраниях многих серьезных коллекционеров. Почва былаблагодатная, ажиотаж – велик, и казалось, чтоотечественный рынок может поглотить любыемодели в любых количествах. Правда, крупные западные компании к нам не спешили,но вскоре появятся местные производители,занявшие каждый свою нишу. Об этом – в следующих материалах.ВАЗ-2115 AutobahnМодель ВАЗ-2115 от Autobahn вышла давно,в ту далекую эпоху, когда об «автолегендовском» изобилии можно было только мечтать,а каждая новая масштабная модель советскогоили российского автомобиля вызывала ажиотаж среди собирателей, сравнивающих модельки Autobahn не с Миничампсом, а с роднымСаратовом – на этом фоне новички выгляделипривлекательными, неплохо проработаннымии качественно собранными.«Волга» ГАЗ-21: желтое такси142 За рулем – Регион №03/февраль-март/2012У истоков китайского нашествия на отечественный рынок масштабных копий стоялаэта модель 21-й «Волги». Появившись в 2002 году в европейской журнальной серии«Такси мира», она многократно переиздавалась по всему миру, а освоившиеинтернет-аукцион ebay отечественные собиратели с благоговениемставили на полку первую промышленную модель автомобиля ГАЗ-21«Волга», закрывая глаза на небывалый для 1960-х желтый цвет, хромированные в афроамериканских традициях колесные диски (1)и совершенно бредовый фонарь «такси» (2). За прошедшие десятьлет эта «Волга» в масштабе 1:43 была выпущена в самых различныхобразах и вариантах, в журнальных и лимитированных сериях, ее тиражи не поддаются исчислению. Но «желтое такси» остается в отечественной истории масштабных копий наравне с «Москвичом» от Dinky Toys –в конце 1960-х модели пришли в СССР из Франции, в начале 2000-х – из Китая. реклама21Lada 1200 IXOОдной из первых масштабных копий советскихавтомобилей, изготовленных в дружественномКитае, была Lada 1200, растиражированнаяс начала 2000-х годов во множестве вариантови комплектаций. Модель оказалась весьмажеланной и востребованной среди коллекцио-1неров, но искажения геометрии и ошибки в деталях, присущие и первым китайским «клонам»настоящих авто, были очевидны. Самые заметные недостатки – это проем ветрового стекла (1)и непонятная задняя светотехника (2): то ли 2101пытались изобразить, то ли 21013.2Саратовские «Москвичи»Взяв за основу французскую модель от DinkyToys, советский производитель творческипереработал исходник: если самые первыесаратовские масштабные копии «Москвичей»практически не отличались от французских«собратьев» (решетка радиатора была отлитавместе с кузовом, упрощенные колеса насаженына выступающую наружу ось), то в дальшейшемотечественные модели значительно изменились – облицовки радиатора и бампера сталиотдельными деталями, колеса – более похожимина настоящие, а главное, помимо базового «Москвича-421», было выпущено целое семействоавтомобилей АЗЛК и ИЖ: и универсал, и фургон,и пикап, и даже ижевский «Комби».Меняем облицовку радиатора, затем – детальку, изображающую двигатель, и – вуаля – получаем совершенно новую модель «Москвича» –был 426-й, стал 427-й. Многие коллекционерысобирали саратовские модели во всех возможных цветах и со всеми возможными вариантамиоблицовок.«Москвич-427» в исполнении советских (1)и китайских (2) умельцев – за прошедшие сороклет технологии шагнули далеко вперед, но небрежность в разработке и сборке модели можетсвести на нет все достижения прогресса – советская масштабная копия передает образ автомобиля лучше, чем высокодетализированнаякитайская модель. ГАЕТАГА ЗЕЗТААВТОЛЮБИТЕЛЬхоббиВАЗ-2106 и 2104: Autobahn и «Автолегенды»ВАЗ-2106 «Жигули» в исполнении двух различных китайских фабрик: справа – из журнальнойсерии «Автолегенды СССР» (IST), слева – измагазина «Детский мир» (Bauer/Autobahn). Появившаяся осенью 2007 года на выставке «Мирдетства» модель вазовской «шестерки» фирмыBauer вызвала неподдельный интерес дажемаститых коллекционеров – до этого моментапромышленных моделей этой машины не делалникто, а поставить на полку модель одного изсамых массовых отечественных автомобилейВердиктСергей Чистяков, обозреватель:– Непреодолимо наше желание остановить мгновение. Длякого-то память о минувшем хранят фотографии, кто-то ставитна полку масштабную копию автомобиля. Еще совсем недавноколлекционеры, рыщущие помагазинам и клубам в поисках дефицитных моделек, отпугивали от себя «нормальных» людей нездоровым блеском в глазах. Сейчас можно найти почти все, что угодно, а собирательство миниатюр стало респектабельным хобби. Может быть, вам пока ничего не скажут названия модельных брендов – Minichamps, Brooklin, Autoart или Norev,не говоря уж о такой экзотике какSommerville или White Rose Collectibles. В мире масштабных копий много неизведанного иудивительного. Надеюсь, что теперь мы сможем регулярно знакомиться и со старыми легендарными модельками, и с самыми горячими новинками масштабного автомира.44 За рулем – Регион №03/февраль-март/2012мечтали несколько поколений собирателей. Через четыре года в журнальной серии появиласьдолгожданная альтернатива от производителя«настоящих моделей-копий» – к сожалению,передок машины получился искаженным, а дляполного соответствия ранней версии «шестерки» образца 1970-х решетка радиатора должнабыть хромированной. Обе модели, несмотря нанедостатки, альтернативы не имеют и дополняют друг друга – журнальный вариант выступаетв роли автомобиля 1976 года, а изделие Bauerсоответствует по деталировке автомобилямпоздних выпусков (и практически полностьюповторяет облик машины из теста журнала«За рулем», №5/2005).Парочка моделей ВАЗ-2104 «Жигули» оттех же производителей. Грузопассажирскуюверсию тольяттинской машины китайскимтоварищам удалось изготовить для журнальнойсерии на вполне приличном уровне – на фонеизделия Bauer белая «четверка» выглядит оченьвыигрышно.ГАЗ-69: «монгольский вариант» IST modelsМасштабная копия автомобиля должна безусловно соответствовать типовой базовой модификации автомобиля настоящего. С этой моделиГАЗ-69, выпущенной IST, пошла русская народнаятрадиция – искать возможные прототипы к ужевыпущенным неудачным моделям. Для ГАЗ-69был даже найден некий «монгольский вариант»,оправдывавший многочисленные недочетыв деталировке и геометрии масштабной копии.1С тех пор собиратели «монгольским вариантом»называют любые неудачные модели, не имеющиереальных прототипов. Модель же ГАЗ-69 исправили к моменту выхода соответствующего выпускажурнальной серии «Автолегенды СССР» – деталибыли приведены в соответствие, но огрехи в пропорциях неисправлены, новую форму китайскаяфабрика разрабатывать не стала. На фото – исходный (1) и исправленный (2) варианты модели.2 Саратовская и китайская «Нивы»упрощаясь, она продержалась в производстведо 1996 года, но качество изготовления наизношенных литьевых формах отвратило от нихмногих коллекционеров на долгие годы.Китайский (1) и русский (2) варианты масштабной копии одного автомобиля – образец изПоднебесной далеко не идеален, но на фоне изделия из России середины 90-х он выглядит потрясающеаккуратно и качественно. В принципе ситуация с моделями – зеркало реальной жизни в масштабе 1:43.12рекламаПоявившаяся в 1982 году масштабная копия тольяттинской«Нивы» являла собой вершину модельных технологийтех лет: руль поворачивался вместе с колесами, подвеска,двигатель, салон и экстерьер были потрясающе проработаны – даже эмблема на облицовке радиатора сделанаотдельной деталью, а первые выпуски комплектовалисьбрызговиками. К началу 1990-х ранее недоступные и дефицитные модели появились на прилавках советских магазинов, но непростые времена перехода от СССР к современной России наложили отпечаток и на модель – постепенно№03/февраль-март/2012 За рулем – Регион 45