14
15
16
18
ГАЕТАГА ЗЕЗТАИСПЫТАТЕЛЬспецтестТепловидениеТепловизор – это прибор,регистрирующий излучениев инфракрасном диапазоне. Другими словами, он «видит» теплои различает объекты с разнойтемпературой. Воспринимаемоетепловизионной матрицей, ноневидимое человеческим глазомИК-излучение преобразуется прибором в видеосигнал, нагляднодемонстрирующий на дисплееразницу температур. Термография(исследование с помощью тепловизоров) находит применениев самых разных областях – например, таких, как медицина, строительство, энергетика, промышленность (в т.ч. автомобилестроение),реставрация предметов искусства,охота, пожаротушение и других.Использованный нами тепловизор Flir T640 – топовый приборпрофессиональной серии. Онотличается высоким разрешениемтепловизионной матрицы и максимальным набором функций, имеетсенсорный экран и возможностибеспроводного подключения дляпередачи информации.Редакция благодарит компанию «Пергам» – дистрибьютора фирмы Flirза помощь в подготовке статьи.14 За рулем – Регион №03/февраль-март/2012ЛокальноепотеплениеВластно заявившая о своих полномочиях русская зима с ее трескучими морозами заставила вспомнить о таком аспекте эксплуатации автомобилей, как обогрев салона. Мы решили посмотреть, насколько «тепло» встречают нас в лютуюстужу разные машины, отличающиеся типами и объемами силовых агрегатовтекст: Александр Столяров, фото: Георгий СадковАвтомобильный мир меняется на наших глазах, насмену обычным силовымагрегатам все чаще приходятгибридные установки, а старыедобрые бензиновые «атмосферники» уступают дорогу наддувныммоторам относительно скромногообъема. В Европе двигатели, потребляющие солярку, уже давноуверенно теснят «поедателей»бензина, да и в нашей стране онивсе увереннее торят себе путь.А как все эти разнообразныеагрегаты проявляют себя в холода,то есть обеспечивают теплом наслюбимых?РАЗНОШЕРСТНАЯКОМПАНИЯДля эксперимента мы взяли пятьхэтчбеков гольф-класса. Итак,в нашем распоряжении: OpelAstra с 1,4-литровым бензиновымтурбомотором мощностью 140 л.с.,Volkwagen Golf с 2-литровымтурбодизелем мощностью 110 л.с.,Mazda3 с 1,6-литровым бензиновым атмосферным двигателеммощностью 105 л.с., гибриднаяToyota Prius, в состав силовойустановки которой входит бензиновый «атмосферник» объемом1,8 л и мощностью 99 л.с., а такжеRenault Megane с безнаддувнымбензиновым агрегатом объемом 2 ли отдачей в 138 л.с.Конечно, надо оговориться, чтофактически мы имеем возможностьсравнить не сами двигатели, а комплекс из мотора, системы охлаждения и системы отопления и вентиляции. Суммарная эффективностьэтого комплекса зависит от большого количества параметров – таких, как эффективность теплообмена в контурах рубашки охлаждениямотора и радиатора отопителя, настройки термостата, общая теплоемкость системы охлаждения, производительность вентилятора климатической установки и т.п. Одна- Opel AstraСамому маленькому по объемумотору в нашем сегодняшнемтесте понадобилось 27 минут30 секунд, чтобы довести температуру подаваемого в салонвоздуха до искомых комнатных20ºС. Эффективность электроподогрева сидений в Astra на невысоком уровне. На термограмме хорошо видно, что нагревательные элементы расположены под обивкой кресел весьма разреженно. Зато Opel оказалсяединственным в пятерке оснащенным подогревом руля!25Температура воздуха в зоне ногТемпература, градусы20151050-5-10-151357911131517Время, мин192123252729№03/февраль-март/2012 За рулем – Регион15 ИСПЫТАТЕЛЬГАЕТАГА ЗЕЗТАспецтести фиксируем полученный результат температуры воздуха. Такаясовершенно невыгодная с точкизрения скорейшего прогревасалона стратегия была выбрананами намеренно – чтобы разницамежду машинами проявилась какможно более рельефно.ко основной вклад в отопительныеспособности всего комплекса вносит все-таки двигатель.ДО КОМНАТНОЙТЕМПЕРАТУРЫМетодику сравнения мы выбралиэлементарную. В простоявшихвсю ночь на морозе автомобиляхзапускается двигатель, температура и скорость вентилятора вклиматической системе выставляются на максимум, а весь потоквоздуха направляется в ноги.После этого производим замертемпературы воздуха в зоне ноги смотрим, за сколько времени она поднимется до вполне«обитаемых» +20ºС. Если этогоне происходит в течение получаса, останавливаем секундомерТЕПЛО ИДЕТПО ПРОВОДАМКстати, способности нашихсегодняшних подопечныхустанавливать в салоне «теплуюдружественную атмосферу» неограничиваются лишь работой«печки». Все машины оснащеныэлектрообогревом сидений, и егомы тоже подвергли пристальномуизучению с помощью тепловизионной камеры.VW GolfОжидаемый аутсайдер нашего термотеста – дизель с результатом 6ºС через полчаса после запуска. И виной тому его высокаяэнергоэффективность, как бы парадоксально это ни звучало.Энергия сгоревшего топлива преобразуется дизелем в механическую столь результативно, что излишков тепла почти неостается. Покупателям дизельных машин можно посоветоватьоснащать их дополнительными подогревателями (электрическими или топливными), которые зачастую присутствуютв списке опций. А вот по части электроподогрева сидений Golfсамый лучший – поджаривает быстро, а нагревательные элементы размещены равномерно по площади подушки и спинки.25Температура воздуха в зоне ногТемпература, градусы20151050-5-10-151Mazda3Популярная в нашей стране «матрешка» практически повторила показатели Opel Astra: на нагрев воздуха в ногах водителя до температуры в 20ºС ушло 28 минут 26 секунд. В принциперезультат 1,6-литрового атмосферного агрегата можно использовать как некую «точку отсчета», ведь именно такие моторынаиболее распространены у нас в этом классе, и многие хорошо себе представляют их отопительные таланты. Подогрев сидений в Mazda3 оставил приятное впечатление: у него высокаяплотность размещения нагревательных элементов, бесступенчатая регулировка интенсивности работы и довольно высокаяскорость «прожарки филейных частей».25Температура воздуха в зоне ногТемпература, градусы20151050-5-10-15116357911131517Время, минЗа рулем – Регион №03/февраль-март/2012192123252729357911131517Время, мин192123252729 ИСПЫТАТЕЛЬГАЕТАГА ЗЕЗТАспецтестToyota Prius«Прохладное» отношение гибридов к обитателям салонаподтвердилось на практике: за 30 минут температура воздуха в нижней части салона выросла лишь до 14ºС. Виноватв этом алгоритм работы гибридной установки. На протяжениивсего получаса бензиновый мотор периодически отключался(по мере зарядки батареи) и запускался вновь, едва запас энергии в аккумуляторе становился ниже определенного уровня.Кстати, в пробках двигатель также отключается при первой жевозможности. Электронагревательные элементы в Toyota Priusдовольно быстро отогревают сиденья, но расположены онинеравномерно и не самым оптимальным образом.25Температура воздуха в зоне ногТемпература, градусы20151050-5-10-151357911131517Время, мин1921232527Renault MeganeНаш «француз» оказался теплолюбивым в самом положительном смысле – ему быстрее всех удалось поднять температурудо требуемых 20ºС. Самому «объемистому» 2-литровомудвигателю для этого понадобилось 16 минут 43 секунды.В сущности, именно подобный расклад мы и прогнозировали,когда затевали соревнования на скорость прогрева салонов.Что до «электроотопления» сидений, то его скорость работыи эффективность оказались средними из-за не слишком«плотного» расположения термоэлементов. К тому же обогревсидений одноступенчатый, и регулировать его интенсивность,как на других машинах, невозможно.Температура воздуха в зоне ног25Температура, градусы20151050-5-10-151357911131517Время, мин192123252729ВердиктАлександр Столяров, редактор:– Распределение мест в нашем «отопительном» рейтинге оказалось логичным и вполне предсказуемым. На последнем месте автомобиль с дизелем, который отличается наиболее высоким КПД. За экономичность приходится платить: современные дизели прогреть зимой до рабочей температуры можно фактически только на ходу. О слож-1 2ностях с зимней эксплуатацией гибридных автомобилей также хорошо известно, и четвертое место Prius вполне закономерно. Разница между бронзовым исеребряным призерами оказалась минимальной, а их результат говорит о высокой эффективености современныхбензиновых моторов. Ну а победителемстал автомобиль с самым «объемистым» и архаичным по конструкции агрегатом.34529