40
41
ГАЕТАГА ЗЕЗТАКОНСУЛЬТАНТПлмтекст: Александр Столяров, фото: фирмы-производителиКулачные бойцыВы что-нибудь слышали об усовершенствованных стойках МакФерсон? Разобратьсяв сути нововведения и в том, какие преимущества оно дает, нас подтолкнул тест новойAstra GTC, на которой как раз и установлена подвеска с такими стойкамиЕсли вкратце, суть усовершенствования такова:колеса к стойкам МакФерсон крепятся через поворотныекулаки. Конструктивно исполнение такой подвески может несколько различаться, но принципразделения классической стойкина качающуюся и поворотнуючасти остается неизменным. Названия для своих версий «кулачного» МакФерсона производителиизобретают каждый на свой лад.К примеру, французы из Renault,214340 За рулем – Регион №07/апрель/2012пожалуй, первыми применившиетакую схему, называют ее псевдоМакФерсон. Фордовцы для подвески «злого» Focus RS придумалиболее аутентичное: RevoKnuckle –то есть поворотный (а может,революционный – понимай, какхочешь) шарнир. В концернеGM назвали подобную подвеску HiPerStrut – Hi PerfomanceStrut. Поначалу она появилась на325-сильном Opel Insignia OPC,а затем перекочевала и на другиемодели концерна, в частности, наОдними из первыхусовершенствованнуюподвеску применилифранцузы на RenaultMegane Sport, смонтировав поворотныйкулак (1) на почтистандартную стойку (2).А чтобы избежатьпроворота стойки, еезафиксировали дополнительной штангой (4),крепящейся вторымконцом к поперечномурычагу подвески (3)Opel Astra GTC, Buick LaCrosseCXS и Buick Regal GS.ведущих колес под тягой в однусторону. Другими словами, принажатии на педаль акселератораавтомобиль стремится вправо иливлево, а руль пытается «вырватьсяиз рук». Этот эффект ярче проявляется на мощных переднеприводных автомобилях, хотя и накаком-нибудь тихом семейном«чих-пыхе» он тоже бывает заметен при резком старте или разгонена низших передачах.Одним из способов снижениясилового подруливания являет-КУЛАКИ И ПЛЕЧИТак что же дают эти самые отдельные поворотные кулаки? Чтобыоценить преимущества усовершенствованной схемы, придетсявспомнить, что такое «плечо обкатки» и «силовое подруливание»(torque steering). С первым легкоразобраться по приведеннымрисункам, а второе, как известно,представляет собой увод передних251453Появившиеся позже стойки (1) HiPerStrut,разработанные инженерами концернаGM, соединяются с поперечными рычагами (2) через сайлент-блок (3), а не шаровуюопору и не могут вращаться. Поворотныйкулак (4) крепится к нижней части стойки нашаровых опорах (5) разборкаОсь поворота колесаОсь поворота колесаМакФерсонRevoKnuckleПлоскость симметрии колесаПлоскость симметрии колесаПоворотныйкулакПлечо обкаткиПлечо обкаткиЗдесь на примере фордовской подвески RevoKnuckle хорошо видно, какиспользование поворотных кулаков позволяет уменьшить так называемое плечо обкатки, величина которого равна расстоянию между линией,образующейся пересечением плоскости симметрии колеса с дорогой,и точкой пересечения с ней оси поворота колесася уменьшение плеча обкатки, тоесть плеча, на котором действуютсилы, создающие паразитный момент. Поворотные кулаки, крепящиеся к качающейся стойке, какраз и позволяют решить эту задачу. Кроме того, верхняя точка крепления стойки больше не нуждается в опорном подшипнике, ведьсама стойка теперь не поворачивается, а лишь качается в поперечном направлении.ДЕЛО В ЦЕНЕЭто плюсы. Но есть и минусы.Помимо очевидного усложненияи удорожания подвески и впоследствии ее ремонта, появлениеповоротных кулаков приводитк увеличению неподрессоренных масс. А это, в свою очередь,отрицательно сказывается наплавности хода. Именно поэтому«кулачный» МакФерсон находитпока распространение в основномФордовские стойкиRevoKnuckleпринципиальноустроены так же,как и HiPerStrut.Разница лишьв конструкцииповоротногокулака (1),нижней частистойки (2)и сопряжения (3)стойки с поперечным рычагомподвески (4)на заряженных переднеприводныхавтомобилях, в которых управляемости отдан безусловный приоритет перед комфортом, а прибавкав стоимости подвески растворяется в общей немаленькой цене.И самое главное – эффект отприменения «гиперстоек» гораздоощутимее.Кстати, компенсировать увеличение неподрессоренных массстоек с кулаками можно, используя более легкие колеса и тормозные механизмы, что конструкторыс успехом и делают. Правда, этоопять же сказывается на стоимости конечного продукта. Так чтоже? Усовершенствованная подвеска с кулаками – это удел мощныхи дорогих машин? К счастью,есть и приятные исключения изэтого правила – тот же Opel AstraGTC. А может, это просто перваяласточка появления «кулачныхбойцов» в доступном сегменте?2134