20
21
22
ГАЕТАГА ЗЕЗТАИСПЫТАТЕЛЬтекст: Илья Межибовский, фото: авторЧешский хСтекла и крылья этих машин пестрят наклейкамиучастников исторических автопробегов. Хотя SkodaOctavia образца 1959 года в свое время отлично зажигала и на настоящем боевом ралли Монте-Карло. А помне так на антикварные «октавки» просится еще однанаклейка: «fragile, хрупко, не кантовать!»SДва варианта исполнения панелиприборов: «позитивный»и «негативный».Одометр выдерживает 99 999 км,а затем счет идет по новой20 За рулем – Регион №10/июнь/2012koda Spartak с двудвернымкузовом «тюдор» (two door),хребтовой рамой и рессорными подвесками начали выпускатьв Чехословакии в 1955 году. Правда,название «Спартак» было скореенеофициальным – модель сходилас конвейера под индексами 440/445(40 и 45 л.с., 1089 и 1221 см3 соот-ветственно). Как и советские легковушки, чешская машинка нужнабыла больше для зарабатываниязарубежной твердой валюты, чемдля продажи своим гражданам, –автомобильчик стоил примерно двесредних годовых зарплаты.А в 1959-м «Спартак» родил«Октавию»: кузов осовременили, O Skct odav aiaпокаталисьот50 000крон*Технические данные• Тип двигателя: бензиновый• Рабочий объем, см3, расположениецилиндров: 1089, R4• Расположение двигателя: спередипродольно• Максимальная мощность, л.с. приоб/мин: 40 при 4700• Коробка передач: механическая,4-ступенчатая* В Чехии.1 крона = 1,7 руб.• Привод: задний• Максимальная скорость: 110 км/ч• Снаряженная/полная масса, кг:865/920• Длина/ширина/высота, мм:4065/1600/1430• Колесная база, мм: 2400На мой взгляд...– Я свою машину называю Берушка, «божья коровка». Мне исполнилось 18 лет, когда я с нейпознакомился, она досталась мне в наследствоот троюродного дяди. Знаете, никогда не считал, сколько вложил в этот автомобиль денег, –чтобы самому не пугаться. Octavia простая, кактанк. Если что-то ломается, все можно починить с помощью элементарных инструментов,так что серьезно она меня никогда не подводила. Думаю, машина будет всегда на ходу и сомной – до конца моих дней. Кстати, ваши автомобили у меня были – и 407-й «Москвич» и 21-я«Волга», да и сейчас есть «24-ка» – они, конечно, лучше, но и гораздо дороже, чем наши родные «чешки».Томаш Кван,владелец SkodaOctavia 1962 годавозраст: 54 годарост: 170 смвес: 95 кгводительский стаж:36 лет46280оценкаЗадняя дверь разделенапо вертикали: стекло поднимается, а борт откидывается вниз – как у 22-й«Волги». А запаска лежитза специальной панелью –здесь уже вспоминается универсал24-02хрустальсалон переделали практическиполностью, а, главное, заменилирессорную переднюю подвескуна пружинную. В итоге 440-ямодель получила имя Octavia,а 445-я – Octavia Super. Кстати, в этот момент появилосьеще одно знакомое нам имя –прежний кабриолет Skoda 450(50-сильный мотор, два карбюратора) после модернизации сталFelicia. Через пару лет Гагарин полетел в космос, а на рынок вышелсимпатичный трехдверный универсал Octavia Combi. Именно ондольше всех оставался в строю:если производство «тюдора»завершилось уже в 1964-м, тоCombi выпускали до 1971 года.Первая Skoda Octavia оказалась настолько простой и надежной, а шасси крепким и приспособленным к плохим дорогам,что агрегаты этой машиныэкспортировались в некоторыестраны, например, Чили, Пакистан, Индонезию и даже в НовуюЗеландию. Там на ее раму монтировали собственные кузова.И, наконец, ралли! Финскиеи норвежские экипажи на Octaviaнесколько лет в начале 60-х занимали призовые места в МонтеКарло и на ралли 1000 озер.Хребтовая рама (выделена синим цветом) – «очень чешское» конструктивное решение. Все знают грузовики Tatra, построенные потакому же принципу. В отличие от шкодовских малолитражек ихв СССР завозили в большом количестве№10/июнь/2012 За рулем – Регион21 ГАЕТАГА ЗЕЗТАпокаталисьИСПЫТАТЕЛЬНа мой взгляд...«Кривой стартер» всегда естьв багажнике настоящего владельца 50-летнего автомобиляНа мой взгляд...– Удивительное чувство испытываешь в таких машинах –понимание, что подобныхавтомобилей больше никогдане будет. Живое воплощениеперевернутого листа истории.Скажем, откуда в современномавто появиться изящномутонкому – и травмоопасному! – рулю с узким ободочкомклаксона? Про похожую натрость «кочергу» стояночноготормоза я молчу – все чаще егозаменяет кнопка. Ну а такоеобилие хрома – и вокруг фари фонарей, и на бамперах,и в виде молдингов – сегодняне встретишь и у «китайцев»!Но выглядит это не пошло.Ведь из деталей вырисовывается zeitgeist – дух времени.– Один из наших экипажейзапорол коробку – попасть наполном ходу на заднюю передачу вместо второй оказалосьочень даже просто! Видите,вон они закатывают машинкуна полуторакилометровуювысоту, к финалу нашего ралли.Ну а у меня в середине путиумер стартер, потом воскрес,потом опять умер. А затем провалилась педаль газа... Рев обиженного мотора! А усталый, носчастливый владелец Octaviaуже наготове: он бросается подприборную панель, чтобы руками вернуть «газ» на законноеместо. Тормоза тут есть? Почтинет. Но все равно: мы едем небыстрее 50 км/ч и везем с собой целый вагон радости!1Под капотом Octavia стоитдвигатель с еще довоеннымикорнямиИТОГSkoda Octavia– Из восьми протестированныхнами экземпляров Octaviaшесть выглядят так, будто вчерасошли с конвейера. Может, таконо и есть? Нет, конечно.Под ярким кузовом и заперетянутой обшивкой салонаскрывается ранимое от прожитых лет нутро.Кстати, закон есть закон –чем лучше вылизаны кузови интерьер, чем большерублей или крон ушло надорогое хромирование,тем выше вероятность,что на ходовую, двигательили, скажем, электрикуденег уже не хватило.4268010общая оценкаМилые сердцу деталилюбят все, а не толькофанаты «теплого ламповогозвука»Не очень известнав России, пока еще вовсене раритет в Чехии22 За рулем – Регион №10/июнь/2012Тимур Алиев,руководительнаправления PRвозраст: 30 летрост: 170 смвес: 62 кгводительский стаж:12 лет4628010оценка231 Замок зажигания – на приборке слева 2 Рядомрасположен рычажок поворотников 3 «Костянаякочерга» под панелью – это стояночный тормозПримерно в середине жизни Octavia на конвейерерычаг МКП переехал из-под руля на центральныйтоннель (см. фото на предыдущем развороте)Илья Межибовский,зам. главногоредакторавозраст: 36 летрост: 170 смвес: 65 кгводительский стаж:15 лет462010оценка