44
45
46
ГАЕТАГА ЗЕЗТААВТОЛЮБИТЕЛЬne 190D w9 4ev 9 Foil 9 ( rd99 R9) edГоночные «девят1300рублейПроизводитель: BrummКаталожный номер: r25Тираж: нет данныхСубъективная оценка:Когда-то компания имени Генри Форда превратилась в Cadillac,заложив основу еще одной американской автомобильной легенды.При этом фирма самого Форда вполне успешно разменяла вторуюсотню лет и неплохо себя чувствует. В возникновении фордовскойимперии оказались замешаны две гоночные машины. У однойиз них был индекс «999», имя второй – Arrow («Стрела»). Впрочем,«Стрела» оказалась «Красным дьяволом», затем примерила чужоепрозвище «999», с которым и вошла в историютекст: Сергей Чистяков, фото: автор и Ford Motor CompanyГенри Форд за рулем «999» обходит Simplex.Фотография датирована 1903 годом44 За рулем – Регион №12/июль/2012Всамом начале XX века, когда автомобиль по своей конструкции еще неочень далеко ушел от телеги, а мощность серийных экземпляров была сравнима с лошадиными упряжками, Генри Фордстроит две гоночные машины. Мощность ихдвигателей составляла, по разным оценкам, от70 до 100 лошадиных сил. Одно авто получилоимя «999» и было окрашено в желтый цвет.Второе, красное, называлось Arrow и сразуже получило неофициальное прозвище RedDevil. Изначально машины можно было от-Генри Форд отошелот гонок в 1913-м, носпортивное наследиекомпании прирасталопобедами год от года.В 1965-м Джим Кларквыиграл 500 миль Индианаполиса за рулемLotus 38 с двигателемFord – на этой фотографии он за рулем своеймашины. За рулем легендарной «999» – КолинЧапмен, а на заднемплане виден Ford GT40 –на одном снимке мощнейшая смесь историиавтоспорта с клеймомкомпании Форда хобби190299 F9 ordятки»Реклама1200рублейПроизводитель: RIOКаталожный номер: 69Тираж: нет данныхСубъективная оценка:личить по форме и расположению впускногоколлектора – «Стрела» имела «бочонок» обтекаемой формы, установленный над двигателем, – предполагалось, что сглаженные углыпозволят «железному коню» развить большую, нежели суждено было «трем девяткам»,скорость. В процессе активной гоночнойжизни этих двух машин они и комплектующими обменивались, и перекрашивались нераз – через некоторое время однозначно идентифицировать конкретное авто стало почтиневозможно.Первая гонка автомобиля по имени «999»состоялась 25 октября 1902 года – за рулем былБарни Олдфильд, известный велогонщик, который до этого момента моторными средствами никогда не управлял. А уже через неделюновоявленный автогонщик выиграл престижное соревнование Manufacturers’ Challenge Cup,установив новый рекорд для гонки на пятьмиль – его средняя скорость была лишь чутьменьше 90 км/ч. Но Генри Форд этими «болидами» уже не владел – примерно за две неделидо триумфальной гонки он продал партнеруБарни Олдфильд (за рулем),Генри Форд и «999».Ford Motor CompanyГенри Форд за рулем «Красногодьявола», он же «new 999» ГАЕТАГА ЗЕЗТАхоббиАВТОЛЮБИТЕЛЬсвою долю в предприятии – первые испытания закончились неудачей, что, похоже, егои подтолкнуло к такому решению. Форд послеоктября 1902 года сосредоточил усилия наподготовке производства товарных автомобилей – его Model A увидит свет в июле 1903-го,а Ford Motor Company будет зарегистрированаза месяц до данного события – 16 июня. Занимательно, что именно этого – сфокусироваться на промышленном производстве, а нена автоспорте – требовали от него партнерыпо первой компании, носившей имя Генри –Henry Ford Company. Он же из компанииушел, чтобы заниматься гоночнымимашинами. Компания вскоре сменилаимя на Cadillac, и хоть и строилаконструктивно близкие к Model Aмашины (в основе лежали фордовскиечертежи, лишь двигатель был другим),но зарабатывала репутацию производителя солидных и надежных автомобилей – успехи стосильных монстровконструкции Форда к этой компанииотношения не имели. Рекламныедивиденды со спортивных успеховполучал Генри Форд.А успехи, надо отметить, были заметные – две гоночные машины изряднопоколесили по Америке, выигрывая гонкии устанавливая новые рекорды. Но в сентябре1903-го «Стрела» потерпела аварию, один изгонщиков погиб. Разбитое авто доставили в Детройт, где Форд перестроил его для рекордногоКонструкциямашин прекрасно видна:двигатель,рама, передняярессорная подвеска и полноеотсутствиезадней, шестерни главнойпередачи – всена месте!«new 999», либо «Red Devil 999» – под этим именем бывшая «Стрела» вошла в историю.Модели гоночных автомобилей Генри Фордасделали две итальянские компании – Brumm(на фотографиях представлена «Стрела» от этогоДВЕ ГОНОЧНЫЕ МАШИНЫ КОНСТРУКЦИИ ФОРДАИЗРЯДНО ПОКОЛЕСИЛИ ПО АМЕРИКЕ, ВЫИГРЫВАЯСОРЕВНОВАНИЯ И УСТАНАВЛИВАЯ НОВЫЕ РЕКОРДЫзаезда по льду, который и состоялся 12 января 1904 года. За рулем автомобиля с тремядевятками Генри Форд установил новый рекордскорости, показав 91,37 мили в час – чутьменьше 150 км/ч. Немало для модели, у которойи задней подвески-то не было, а управляласьона не привычным нам рулевым колесом, а неким подобием кочерги. Рекорд продержалсячуть меньше месяца, но для рекламных целейи привлечения внимания потенциальных покупателей к новой компании его было вполнедостаточно. Машину в прессе называли либопроизводителя, но Brumm выпускал масштабную копию и второй гоночной машины ГенриФорда) и RIO (красная «999»). Обе они хорошоизвестны собирателям масштабных копий классических автомобилей, а модели эти выпущеныв стародавние времена – конец 1970-х – начало1980-х, и для того периода времени они былиотличные! Проработанные двигатели, рама, шестерни главной передачи, рычаги управления –примитивная, но эффективная конструкциягоночных машин Форда изложена в масштабе1:43 точно и подробно.Мир не стоит на месте, технологии и требования коллекционеров меняются. Фирма Brummсняла с производства свой вариант гоночногоFord в 2001-м, а RIO продолжает делать Ford 99946 За рулем – Регион №12/июль/2012ВердиктСергей Чистяков,обозреватель:– Если долго и дотошно сравнивать копии итальянскогопроизводства тридцатилетнейдавности с фотографиямиоригиналов, легко приметитьи грубую деталировку, и ошибки в пропорциях и размерах.Образ старинных прототипов модельщикипередали неплохо, часть недостатков можносписать на «авторский взгляд» разработчиковмоделей, да и масштабные копии фирм RIOи Brumm имеют собственную коллекционнуюценность.Но многие собиратели уже давно ждутреплики этих легендарных машин в 43-ммасштабе от современных производителей:более точные, ажурные и реалистичные. Ктобудет первым?до сих пор, изменив лишь упаковку да окраскудеталей модели. Обе масштабные копии былихороши для своего времени, но рядом с современными моделями уже смотрятся простовато.Решение Brumm о прекращении выпуска этойлегендарной и востребованной модели, пожалуй,было верным – грубоватые изделия RIO и Brummможно поставить на одну полку с масштабнымикопиями отечественных «Руссо-Балтов», выпущенными в начале 1980-х, – их технические решенияи оформление перекликаются, но в XXI векеи технологии, и уровень проработки масштабныхкопий уже совершенно иные.