ГАЕТАГА ЗЕЗТААВТОЛЮБИТЕЛЬПо осеннемуУралуПрирода СеверногоУрала завораживающа!А осенью, когда горныелеса укутываются золотой листвой, а по низкому небу катятся угрюмые темные тучи, здесьособенно красиво. Нодобраться до здешнихживописных уголков нетак просто...текст: Александр Столяров,фото: Роман РоманишинКарабкаться вверх по курумнику, пробраться сквозьлесную чащу или забратьсяна холм по размытому руслу горного ручья способен не всякий дажехорошо подготовленный внедорожник. Зато на это способна мототехника! Причем в самом что нина есть стандартном варианте – безкакой бы то ни было дополнительной подготовки и на стоковой резине. Именно в таком виде нашейжурналистской команде досталисьside-by-side квадроциклы YamahaRhino. Надо сказать, что это не первый мой опыт путешествий по без-59°45'12"N60°07'18"EКраснотурьинск – промышленныйцентр. Здесь плавят алюминий, а кроме того, добывают серебро и золотоКРАСНОТУРЬИНСК/ СТАРТ70 За рулем – Регион №19/октябрь/2012дорожью на Rhino, и возможностиэтого утилитарника я хорошо себепредставлял. И все же был удивленего способностями. Но обо всем попорядку...в грузовые отсеки Rhino, запасаемся армейскими сухпайками, водойи – в путь. От Карпинска в сторонуГлавного Уральского хребта ведетвполне приличный грейдер, и мыДОВЕРШАЕТ ИДИЛЛИЧЕСКУЮ КАРТИНУОТКРЫВШАЯСЯ С ПЕРЕВАЛА ВПЕЧАТЛЯЮЩАЯ ПАНОРАМА ОКРЕСТНЫХ ГОРОтправная точка нашего пробега – Краснотурьинск, промышленный город на берегу реки Турья,километрах в четырехстах севернееЕкатеринбурга. Грузим свои пожитки и канистры с топливом59°40' 14"N59°47'05"Eбодро «валим» по нему километровдвадцать, после чего сворачиваемна лесовозные дороги. Здесь ещеизредка попадаются грузовики.Но вскоре наш караван уходит наполузаброшенную лесную дорож-59°48'10"N59°23'04"E«Шикарный» грейдер скоро закончится, и пойдут лесовозные дорогис колеями и русла горных ручьев24 КММногие речушки в эту пору легко преодолеваются вброд – благо глубинаневелика, а дно твердоеБРОД ЧЕРЕЗ Р. КАКВА/ 57 КМ РекламапутешествиеКурумникКурум – термин, которым в физической географии и геологии обозначают каменные россыпи, ведет своепроисхождение от древнетюркскогоgorum – «нагромождения острыхкамней», «обломки скал». Но ошибочнополагать, что это просто скопление неокатанных обломков скал. Курумы, или в просторечии курумники, сродни живым организмам – ониспособны двигаться по склону. Очень медленно – под влиянием ветра,воды и замерзающего в расселинах льда или очень быстро – к примеру, при землетрясениях. Недаром их еще называют каменная река.Вдобавок курумовые поля способны формировать и поддерживать своймикроклимат, в котором развиваются собственные флора и фауна.59°54'20"N59°11'14"EНебольшое плато на первом на нашем пути перевалесплошь покрыто толстым и мягким как перина слоем мха.Прямо под колесами – заросли голубикиПЕРЕВАЛ/ 79 КМ ГАЕТАГА ЗЕЗТААВТОЛЮБИТЕЛЬХорошая, по местныммеркам, дорога ведетк золотому приискуПодобные обветшалые мостики на СеверномУрале скорее правило, чем исключениеОдин из каскада Жигаланских водопадовку, форсирует вброд небольшуюречку и оказывается на каменистойтропинке, медленно, но верно уходящей вверх по поросшему густымлесом склону.Я не сразу понимаю, что тропинка, по которой струится вода,вовсе и не тропинка даже, а горныйручей, который используется какдорога. И впрямь, зачем торитьпуть, если вода уже сама пробилаего за человека? Остается тольковоспользоваться дарованным природой руслом. Правда, проехатьздесь можно лишь на внедорожнике (самый распространенныйв этих местах транспорт – уазовские «козлы» и «буханки») или какмы – на квадроциклах.Петляющий подъем по ручьютянется километров десять и неожиданно заканчивается за очередным поворотом, открывая вид наблизкую уже вершину. Лес остаетсяпозади, и мы оказываемся на поросшем мхом и редкими низеньки-ми сосенками плато. Прямо тундракакая-то! А едва сойдя с квадрика,проваливаюсь в мох выше, чем пощиколотку, и оказываюсь в зарослях голубики. Довершает идиллическую картинку открывающаясяс перевала захватывающая панорама окрестных гор. Ради такогостоило проделать этот путь!Я НЕ СРАЗУ ПОНИМАЮ, ЧТО ТРОПИНКА,ПО КОТОРОЙ СТРУИТСЯ ВОДА, ВОВСЕНЕ ТРОПИНКА ДАЖЕ, А ГОРНЫЙ РУЧЕЙК вечеру усталые и довольныедобираемся до горной турбазы,где и останавливаемся на ночлег.С утра новые приключения – подъем по курумнику на одну из вершин Главного Уральского хребта.Усеянный острыми валунами склонуходит вверх под углом градусовв 35. На словах вроде обыденно,но в реальности это впечатляет!Карабкаться вверх приходитсяна пониженной, задействовав60°08'28"N59°06'07"EОбеденный привал у сторожки. Достаем сухпайки и термосы с чаем, греемконсервы на горелках с сухим спиртомПРИВАЛ У СТОРОЖКИ/ 90 КМ72 За рулем – Регион №19/октябрь/2012все имеющиеся блокировки. Приударах колес о камни руль вырывается из рук. Никаких гидро- илиэлектроусилителей – все зависитот тебя.На очередной террасе скопилосьнесколько квадриков. Проводник,показывавший дорогу, уже забрался наверх, а следовавшие за нимбезуспешно штурмуют подъем, изовсех сил давя на гашетку. Но стоитколесам сорваться в пробуксовку,Rhino теряет ход, останавливаетсяи откатывается на исходную позицию. Попробуем по-другому.Сжав покрепче маленькуюбаранку, направляю квадрик вверхи постоянно играю газом. Главное – не потерять ход и не забуксовать! Дело осложняется тем, чтокамни на курумнике не устойчивые60°03'57"N59°03'41"EШтурм этого курумника на склонеГлавного Уральского хребта превратился в захватывающее приключениеКУРУМНИК/ 114 КМКонечно, никакой ясно различимойграницы между Европой и Азией нет.А столб стоит на стыке двух областейГРАНИЦА КОНТИНЕНТОВ/ 129 КМ МпутешествиеИнцидентрядовой:поставилина колеса,поехалидальшеВердиктАлександр Столяров, редактор:– Мотопутешествие в большойи дружной компании – это особоеприключение, которое предполагаетболее непосредственное общение и друг с другом, и с природой,чем в случае с автомобилями, когда все разделенызакрытыми коробками кузовов. Мотопробег дает совершенно другой уровень ощущений! И для такого форматапутешествий квадроциклы side-by-side подходят простоидеально. Причем и как вполне самодостаточный транспорт, и в качестве «грузовиков» в колонне обычныхквадриков – на них можно везти палатки, резервноетопливо, запас воды и провизии на несколько дней длябольшой компании. И Yamaha Rhino, как показываетопыт, один из лучших мотовездеходов для этих целей.Неказистый на первый взгляд аппарат на самом делеобладает просто потрясающей проходимостью. И еслиего таланты по преодолению раскисших лесных дорогс глубокими колеями и топкой болотистой местностимне были хорошо известны, то способности к «скалолазанию» стали откровением. До этого я и представитьне мог, что Rhino способен забираться по каменистымосыпям на такие крутые склоны!60°10'03"N58°48'30"EНа Жигалане есть несколько живописных водопадов. Вода, как и положеногорной реке, чистая и студенаяРЕКА ЖИГАЛАН/ 152 КМ60°07'52"N59°56'16"EКогда-то в Североуральске выплавляли железо и медь, а теперь разрабатывают месторождение бокситовСЕВЕРОУРАЛЬСК/ 246 КМ/ ФИНИШРекламаи двигаются под колесами. Передсамой вершиной все-таки застрял...Но чуть ниже есть подходящаядля начального разгона площадка.Аккуратно сдаю вниз и предпринимаю еще одну атаку. Есть! Высотавзята. А наградой служит чувствоудовлетворения от совершенногомаленького подвига и захватывающий дух вид на окрестности и горуДенежкин Камень.Остаток дня посвящаем поездкена плато Кваркуш и Жигаланскиеводопады. По дороге пересекаемграницу континентов и, добравшись до реки Жигалан, оставляемнаших моторизованных мулов наполянке на ее берегу, а сами отправляемся вверх по лесной тропинке.Каскад водопада не слишком высок,но очень живописен. Водный потокбежит между скалами и валунами,под упавшими соснами. Сказочно!Уезжать из такой красоты не хочется, но, увы, нас ждет обратный путьи финиш в Североуральске.