34
35
36
37
38
Itogi _an_08+:Itogi _an_08+11/25/111:17 PMPage 34АВТОРЫНОКИ Т О Г И I К В А Р ТА Л АВЫХОДЯТ НА АРЕНУ СИЛАЧИПервые три месяца 2007-го побили очередные рекорды – почти триста тысяч легковых автомобилей иностранных марок продано в России, а рост по сравнению с январем–мартом прошлого года составил невероятные, как еще вчера казалось, 78 процентов. Но парадные цифры сами по себе давно перестали удивлять. Гораздо любопытнее изменения структуры рынка.езультаты могли бы быть еще более впечатляющими, если бы не перебои в поставках машин, с которыми столкнулись “Мицубиси”, “Хёндай” и “Пежо”. В “Трех бриллиантах” объясняют задержки сменой модельного ряда – переналадка оборудования, обучение рабочих и прочее требует времени. Корейскую фирму, как обычно, лихорадят забастовки. А отгрузке иранских 206-х, которые было очень приглянулись нашим покупателям, мешают полити-Рческие неурядицы на Среднем Востоке. Добавим сюда напряженный зимний спор между руководством всеволожского “Форда” и трудовым коллективом, многомесячные очереди на “Мазды” и “Хонды”, упорное нежелание европейского руководства “Сузуки” увеличить квоты и получим триста тысяч машин с хорошим гаком, которые наш рынок проглотил бы не поморщившись. И тем не менее дело не в цифрах. В первые месяцы нынешне-го года изменения в структуре продаж стали особенно заметны. Во-первых, иностранных машин разошлось в России практически вдвое больше, чем отечественных: 280 209 против 141 970 штук. Революция, о которой давным-давно предупреждали потомков большевиков, свершилась. Все строго по науке: низы, то есть покупатели, больше не хотят ездить на дешевых, но ненадежных, небезопасных и просто устаревших автомобилях, а верхи, то есть наши заводы, не34 | w w w.k u p i av t o.r u Itogi _an_08+:Itogi _an_08+11/25/111:17 PMPage 35А Л Е КС А Н Д Р М Е Л Ь Н И К КРУПНЕЙШИЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРОДАВЦЫ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ В I КВАРТАЛЕ 2007 ГОДА*АВТОРЫНОК1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20.(1) (2) (6) (3) (4) (5) (8) (7) (9) (12) (10) (19) (13) (11) (15) (14) (16) (33) (18) (21)“Форд” “Тойота” “Шевроле” “Хёндай” “Ниссан” “Рено” “Дэу” “Мицубиси” “Киа” “Опель” “Мазда” “Чери” “Сузуки” “Фольксваген” “Шкода” “Хонда” “Пежо” ФИАТ “Вольво” “Ауди”38 014 29 286 26 480 20 700 18 441 17 688 17 033 14 748 13 844 9380 9378 6656 5626 5494 5303 4524 3954 3821 3320 3020+143 +95 +168 –1 +80 +69 +12 +6 +26 +243 +51 – +107 +63 +140 +193 +59 – +138 +72ГЕРОЙ ПО ИМЕНИ “ФЬЮЖН”Вопреки нашим собственным прогнозам, маленький “Форд” стал, возможно, главной сенсацией I квартала. Всего за три месяца “Фьюжн” шагнул с 12-го места в абсолюте на 4-ю строчку в списке самых популярных моделей. Среди других именинников – пользующийся популярностью украинского братишки “Ланоса” корейский “Авео”, бюджетная “Албея”, на редкость тепло принятая в России “Корса” и 206-й, в компании с иранским седаном наконец-то возвратившийся в число 15-ти самых популярных в малом классе.МАЛЫЙ КЛАССПРОДАЖИ, ДИНАМИКА, ДОЛЯ РЫНКА шт.%%21. “Мерседес-Бенц” – 2906; 22. БМВ – 2902; 23. “Лексус” – 2728; 24. “Субару” – 2594; 25. “Ситроен” – 2417; 26. “Ссан-Ён” – 1970; 27. “Ленд-Ровер” – 1754; 28. “Иран-Ходро” – 1495; 29. “Грейт-Уолл” – 1087; 30. “Инфинити” – 499; 31. “Джип” – 482; 32. “Додж” – 395; 33. “Порше” – 333; 34. “Альфа-Ромео” – 305; 35. BYD – 269; 36. “Хафей” – 258; 37. “Крайслер” – 224; 38. “Ягуар” – 180; 39. “Кадиллак” – 173; 40. СААБ – 142; 41. FAW – 123; 42. “Хаммер” – 116; 43. “Мини” – 106; 44. “Феррари” – 18; 45. “Мазерати” – 14; 46. “Ламборгини” – 6; 47. “Лотос” – 3.*Продажи и динамика роста по сравнению с тем же периодом 2006 года. В скобках – место по итогам 2006 г.1. “Рено-Логан” 12 502 2. “ШевролеЛанос” 11 597 3. “Форд-Фьюжн” 10 881 4. “ХёндайАкцент” 8688 5. “Дэу-Матиз” 6863 6. “Шевроле-Авео” 3461 7. “ФИАТ-Албея” 3037 8. “Хёндай-Гетц” 2930 9. “Опель-Корса” 2363 10. “Форд-Фиеста” 2329 11. “Киа-Пиканто” 2042 12. “Рено-Символ” 1357 13. “Шкода-Фабия” 1235 14. “Киа-Рио” 1113 15. “Пежо-206” 953+65,2 16,0 +92,4 14,8 +418,4 13,9 +1,8 +56,6 +322,6 – –7,3 +440,7 +527,8 +185,6 +58,3 +127,4 +15,1 +103,6 11,1 8,8 4,4 3,9 3,7 3,0 2,9 2,6 1,7 1,6 1,4 1,2могут за приемлемые деньги изготовить то, что от них требует рынок. Аккурат в апреле поступила в продажу “Приора” – по сути, рестайлинг “десятки” – за $11 000. Всерьез рассчитывать на ее успех в борьбе с “Фокусом”, “Логаном” и “Ланосом” могут только навсегда отставшие от жизни мечтатели. Потому как в отличие от любой другой революции причиной нынешней стало не обнищание народных масс выше обычного, а наоборот – рост благосостояния. Обратите внимание на слабенькую, всего в 12 процентов, прибавку “Дэу” и почти двукратный взлет “Тойоты”. Вывод напрашивается сам собой: спросОТРЫВ РАСТЕТДоля “Фокуса” в самом популярном (машины “гольф”-класса составляют почти сорок процентов в общем объеме продаж) классе все увеличивается. Между тем в числе 15 лучших лишь один новичок – место по-дорожавшей “Элантры” занял ПРОДАЖИ, ДИНАМИКА, иранский “Саманд”. Среди дру- ДОЛЯ РЫНКА шт. % % гих изменений впечатляющий 1. “Форд-Фокус” 19 520 +99,1 18,5 рывок новой “Королы” – с пято2. “Тойота-Королла” 10 345 +120,8 9,8 го на второе место за три меся3. “Дэу-Нексия” 10 170 –6,6 9,7 ца – и не менее резкий рост 4. “Мицубиси-Лансер” 10 140 +11,5 9,6 “Лачетти”. Впрочем, в ближай- 5. “Шевроле-Лачетти” 8043 +295,4 7,6 шие три месяца “Лансер” дол- 6. “Мазда-3” 6077 +60,5 5,87. “Киа-Спектра” 5528 8. “Ниссан-Алмера” 5347 9. “Чери-Амулет” 4162 10. “Опель-Астра” 4113 11. “Шкода-Октавия-Тур” 2968 12. “Рено-Меган” 2739 13. “Киа-Черато” 2239 14. “Пежо-307” 1864 15. “Иран-Ходро-Саманд”1495 +39,9 +1,5 – +222,1 +147,7 +110,4 +56,1 +35,1 – 5,3 5,1 4,0 3,9 2,8 2,6 2,1 1,8 1,4“ГОЛЬФ”-КЛАССжен вернуть утраченное призовое место – в марте, когда поставки наконец возобновились в полном объеме, его продажи выросли втрое.w w w.k u p i av t o.r u| 35 Itogi _an_08+:Itogi _an_08+11/25/111:18 PMPage 36АВТОРЫНОКна бюжетные средства передвижения, такие как “Нексия” и “Матиз”, будет постепенно снижаться, даже несмотря на увеличение числа дилеров в регионах. Ведь и жители русской глубинки хотят ездить на современных автомобилях. Вот, кстати, почему так пока и не случилось китайского нашествия. По большей части автомобили из Поднебесной отличаются устаревшей конструкцией, не слишком презентабельным внешним видом, огрехами сборки и не всегда адекватной ценой. Счастливое исключение – “Чери”, всего за три месяца рванувшая с предпоследнего места в двадцатке лучших на 12-е. У этой марки широкий модельный ряд, в котором представлены и дешевый “гольф”-класс в виде “Амулета”, и добротная копия вседорожника “Тойоты”, и вполне современная с виду А21, и малыш “Свит”/QQ, и даже седан среднего класса. Лишь этот последний явно дороговат, а потому и не пользуется пока популярностью. Впрочем, до лидеров китайцам в ближайшие годы в любом случае недотянуться. Почему? Обратите внимание на первую тройку. Ведь в ней обосновались (правда, в об-И Т О Г И I К В А Р ТА Л АСРЕДНИЙ КЛАССПРОДАЖИ, ДИНАМИКА, ДОЛЯ РЫНКА шт.“АВЕНСИС” НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ% % 15,6 12,3 9,4 9,2 7,9 7,3 6,8 4,4 4,2 3,8 3,4 2,7 2,0 1,9 1,81. “Тойота-Авенсис” 3834 +67,4 2. “Мазда-6” 3030 +32,9 3. “Ниссан-Примера” 2312 +32,4 4. “ФольксвагенПассат” 2262 +149,9 5. “Форд-Мондео” 1928 +63,1 6. “Хонда-Аккорд” 1787 +229,7 .. 7. “Хендай-Соната” 1661 –24,7 8. “Опель-Вектра” 1068 +153,1 9. БМВ 3-й серии 1020 +96,9 10. “Вольво-S60/ V70/ХС70” 939 +109,1 11. “Ауди-А4” 838 +57,2 12. “Субару-Легаси/ Аутбек” 663 +74,5 13. “Пежо-407” 483 –1,8 14. “Лексус-IS” 481 +142,9 15. “Шевроле-Эпика” 432 –В среднем классе “Тойота” пользуется в России все большей популярностью. За три месяца доля “Авенсиса” увеличилась на 2,3% – весомо. Конкуренты же, за исключением “Пассата”, поднявшегося с 7-го места, наоборот, постепенно теряют свою долю на рынке.ратном порядке относительно их положения в мире) представители трех китов автомобильной индустрии – “Форда”, “Тойоты” и “Дженерал Моторс”. Об успехе последней можно судить не только по рывку “Шевроле” с шестого на третье место за три месяца, но и по отличным результатам “Опеля”, еще недавно барахтавшегося в середине второго десятка. Вот на что способны кредитные программы крупнейших фирм: 4,9 процента нафоне 9–11 процентов у конкурентов могут стать решающим фактором при покупке автомобиля ценой $10 000–20 000. А если эти кредиты еще и подкреплены выходом в свет новой модели, и своевременной рекламой, и хорошими скидками на остальные машины марки... За примером далеко ходить не надо – посмотрите на результаты новой “Корсы”, за которой автоматически потянулись “Астра”, “Зафира”, “Мерива” и даже совсемГОРЯЧАЯ ДЕСЯТКА РУССКОГО РЫНКА I КВАРТАЛА 2007 Г.1. “Форд-Фокус”19 5202. “Рено-Логан”12 5023. “Шевроле-Ланос”11 5974. “Форд-Фьюжн”БИЗНЕС-КЛАССПРОДАЖИ, ДИНАМИКА, ДОЛЯ РЫНКА шт.10 881% %5. “Тойота-Королла”В БИЗНЕС-КЛАССЕ БЕЗ СЮРПРИЗОВКак и ожидалось, японские модели постепенно оттесняют престижных европейцев – “Теана” и “Галант” поднялись за три месяца на одну ступеньку, М35/45 и “Ледженд” вошли в число 15-ти лучших. При этом лидерству “Кэмри” никто из них не угрожает.1. “Тойота-Кэмри” 4081 2. “Ниссан-Теана” 1156 3. “Ауди-А6/ Оллроуд” 995 4. БМВ 5-й серии 802 5. “МерседесБенц-Е” 517 6. “Вольво-S80” 487 7. “Мицубиси-Галант” 479 8. “Лексус-GS” 392 9. “Инфинити-М” 239 10. “Шкода-Суперб” 151 11. “ХондаЛендженд” 119 12. “Крайслер-300С” 100 .. 13. “Хендай-Грандер” 94 14. “МерседесБенц-CLS” 71 15. “Киа-Опирус” 63+100,2 41,4 – 11,7 +23,3 10,1 +21,9 8,110 3456. “Дэу-Нексия”10 1707. “Мицубиси-Лансер”+90,8 +41,6 – +4,0 – +112,75,2 4,9 4,8 4,0 2,4 1,510 149..ндай-Акцент” 8. “Хе86889. “Шевроле-Лачетти”– 1,2 –20,6 1,0 – 0,9 –5,3 0,7 –19,2 0,6804910. “Дэу-Матиз”686336 | w w w.k u p i av t o.r u Itogi _an_08+:Itogi _an_08+11/25/111:18 PMPage 37А Л Е КС А Н Д Р М Е Л Ь Н И КАВТОРЫНОКшт. % %11,4 10,8 10,4 9,4 7,8 7,2В ОЖИДАНИИ ЛИДЕРАСреди грузопассажирских автомобилей изменений больше, чем в любом другом классе. Падение недавнего фаворита аж на восьмое место продавцы “Грейт-Уолла” объясняют... снижением цен на другие вседорожники китайской марки. В целом же при сравнительно небольших объемах изменения могут произойти в ближайшие месяцы самые значительные. Однако ясно одно: среди первых вскоре снова окажется новый L200 – весьма талантливый пикап с вполне приемлемой ценой.ГРУЗОПАССАЖИРСКИЕПРОДАЖИ, ДИНАМИКА, ДОЛЯ РЫНКА 1. “Форд-Торнео-Коннект” 2. “Ситроен-Берлинго” 3. “Форд-Рейнджер” 4. “Рено-Кангу” 5. “Мицубиси-L200” 6. “Ниссан-Навара” 7. “ФИАТ-ДоблоПанорама” 8. “Грейт-Уолл-Дир” 9. “ФольксвагенКэдди-Комби” 10. “ФольксвагенМультивэн-Т5” 11. “Грейт-Уолл-Сейлор” 12. “Шкода-Румстер” 13. “Пежо-Партнер” 14. “Хёндай-Н1” 15. “Мазда-В2500” 363 +84,3 346 +66,3 332 +41,3 299 +45,1 249 – 230 +219,4 215 193– 6,7 – 6,0187 +1977,8 5,9 156 154 113 105 81 68 +32,2 – – +14,1 –48,4 –31,3 4,9 4,8 3,5 3,3 2,5 2,1БОЛЬШЕ, ЧЕМ КАЖДЫЙ ЧЕТВЕРТЫЙДоля самого популярного вэна в России выросла до 28 процентов, и бывший лидер, “Си-Макс”, остался далеко позади. Взлет его старшего брата “Эс-Макса” остановили существенно возросшие цены на “фордовский” минивэн. Отметим еще и совсем угасающий интерес к основоположнику класса компактвэнов “Сценику”, который совсем недавно был в числе первых не только в Европе, но и у нас.МИКРО-, КОМПАКТИ МИНИВЭНЫПРОДАЖИ, ДИНАМИКА, ДОЛЯ РЫНКАшт.% – +4,3 +152,2 – +699,0 –13,1 +393,2 +94,5 –11,1% 28,0 10,3 9,6 6,6 6,5 6,0 5,3 4,6 2,81. “Ниссан-Ноут” 3443 2. “Форд-Фокус-Си-Макс”1271 3. “Опель-Зафира” 1178 4. “Форд-Эс-Макс” 814 5. “Шевроле-Реццо” 807 .. 6. “Хендай-Матрикс” 743 7. “Опель-Мерива” 656 8. “Хёндай-Траджет” 568 9. “Рено-Сценик” 343 10. “ФольксвагенГольф-Плюс” 319 11. “Форд-Гэлакси” 246 12. “Тойота-КороллаВерсо” 242 13. “Киа-Каренс” 240 14. “Мицубиси-Грандис” 230 15. “Мазда-5” 203+314,3 2,6 – 2,0 +2,5 –5,5 +36,9 – 2,0 1,9 1,8 1,7ВОЗВРАЩЕНИЕ “РАФИКА”Впервые за два с лишним года “паркетник” от “Тойоты” вернулся на вершину рейтинга популярности вседорожников. Впрочем, у него есть все шансы упустить лидерство: за один месяц “Кашкай” умудрился взобраться на девятое место. Кроме японского дебютанта в хит-параде еще трое новичков – “Кайрон”, “Пасфайндер” и ХС90, а также многочисленные перестановки, среди которых нельзя не отметить взлет “Форестера” с 13-го места. Единственный, кому удалось удержать свою позицию, – “Сузуки”.ВСЕДОРОЖНИКИПРОДАЖИ, ДИНАМИКА, ДОЛЯ РЫНКАшт. 5058 3477 3205 2770% +154,0 +13,1 +186,4 +106,7% 11,4 7,9 7,2 6,31. “Тойота-RAV4” 2. “Хёндай-Туссан” 3. “Сузуки-Гранд-Витара” 4. “Ниссан-Икс-Трейл” 5. “Тойота-Ленд-КруизерПрадо” 6. “Тойота-Ленд-Круизер-100” 7. “Лексус-RX350/400h” 8. “Субару-Форестер” 9. “Киа-Соренто” 10. “Киа-Спортидж II” 11. “Ниссан-Кашкай” 12. “Мицубиси-Паджеро-Спорт” 13. “Ссан-Ён-Кайрон” 14. “Ниссан-Пасфайндер” 15. “Вольво-ХС90”2552 +74,1 5,8 2243 +31,9 5,1 1338 +67,0 3,0 1201 +118,4 2,7 1049 –8,4 2,4 1012 +20,6 2,3 1009 – 2,3 913 +25,9 2,1 873 +1064,0 2,0 870 +78,6 2,0 866 +127,3 1,9w w w.k u p i av t o.r u| 37 Itogi _an_08+:Itogi _an_08+11/25/111:18 PMPage 38АВТОРЫНОККРУПНЕЙШИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ АЛЬЯНСЫ НА РЫНКЕ РОССИИДРУГИЕИ Т О Г И I К В А Р ТА Л А“ФОРД” “МАЗДА” “ВОЛЬВО” “ЛЕНД-РОВЕР” “ЯГУАР”С ТОЧНОСТЬЮ ДО ДЕСЯТОЙ“НИССАН” “РЕНО”18,9% 24,2% 13,1% 12,9% 4,9% 11,4% 12,3%Большая редкость – доля S-класса осталась в точности такой же, какой она была по итогам 2006 года. Изменений здесь вообще минимум – лишь новый “Лексус” обошел представительские седаны от “Ауди” и БМВ, а итальянский “Кваттропорте” неожиданно привлек больше покупателей, чем немецкий “Фаэтон”.КЛАСС ЛЮКСПРОДАЖИ, ДИНАМИКА, шт. ДОЛЯ РЫНКА 1. 2. 3. 4. 5. 6. “Мерседес-Бенц-S” 827 “Лексус-LS460” 304 “Ауди-А8” 238 БМВ 7-й серии 180 “Ягуар-XJ” 20 “МазератиКваттропорте” 14 7. “Фольксваген-Фаэтон” 11%+41,8 +721,6 +40,0 +19,2 +53,8%51,9 19,1 14,9 11,3 1,3– 0,9 –35,3 0,72,3% “ПЕЖО” “СИТРОЕН” “ФОЛЬКСВАГЕН” “ШКОДА” “АУДИ” “ЛАМБОРГИНИ”“ДЖЕНЕРАЛ МОТОРС” “ТОЙОТА” “ЛЕКСУС” “ШЕВРОЛЕ” “ОПЕЛЬ” “КАДИЛЛАК” СААБ “ХАММЕР”“ХЕНДАЙ” “КИА”было сникшая “Вектра”. Разумеется, ничего нового в этом нет. Крупнейшие концерны действуют так на любом рынке, а теперь наконец по достоинству оценили и наш. Уже сейчас 70 процентов продаж новых иностранных легковушек в нашей стране приходится на долю пяти ведущих автомобильных альянсов. А в апреле председатель правления “Фольксвагена” назвал Россию и Индию приоритетными рынками для своей группы. В конце года с конвейера заводапод Калугой должны сойти первые собранные у нас “Октавии”, потом придет черед и других моделей “Фольксвагена”. А Минэкономразвития уже ведет переговоры о строительстве заводов еще с полудюжиной иностранных фирм. Нам же, покупателям, выход на арену все новых фирм сулит новые модели, новые кредитные программы и новые скидки.ДА ЗДРАВСТВУЮТ ПЕРЕМЕНЫ!Купе и родстеров в России продается крайне мало – в I квартале всего-то 541 штука (без учета “Бентли-Континенталь” – продавцы английской марки публи-куют результаты раз в полгода). А при таких объемах выход на рынок новой модели может существенно изменить картину. Так и произошло с “Альфа-Ро-мео”. А вот популярность второго поколения ТТ оказалась достаточно прочной – “Ауди” удалось обойти лидера последних двух лет, баварскую “шестерку”.КУПЕ И РОДСТЕРЫПРОДАЖИ, ДИНАМИКА, ДОЛЯ РЫНКА шт.%%21,1 11,5 12,9 11,5 5,7 5,0 4,8 4,1 3,9 2,2 2,2 2,0 1,5 1,3 1,31. “Ауди-ТТ” 114 – 2. “Мерседес-Бенц-CL” 83 – 3. “Альфа-Ромео-GT/ Спайдер” 70 – 4. БМВ 6-й серии 62 +5,1 5. БМВ-Z4 31 +287,5 6. “Порше-911” 27 +170,0 7. “Пежо-407-Купе” 26 – 8. “Мерседес-Бенц-SLK” 22 +22,2 .. 9. “Хендай-Купе” 21 –36,4 10-11. “Лексус-SC430” 12 –7,7 10-11. “Ягуар-ХК” 12 – 12. “Мерседес-Бенц-SL” 11 – 13. “Мерседес-Бенц-CLK” 8 +60,0 14-15. “Феррари-599” 7 – 14-15. “Феррари-430” 7 –38 | w w w.k u p i av t o.r u