32
33
34
35
enciklopedia_2+:enciklopedia_2+11/28/112:42 PMPage 32ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПОКУПАТЕЛЯОЧЕРЕДЬ ЗА АВТОМОБИЛЕМКогда на рынке образуется дефицит, для покупателя это в любом случае плохо. Спекулянты продают очереди на машины, пользующиеся ажиотажным спросом. Продавцы в автосалонах уделяют внимание лишь стопроцентным клиентам, которые спрашивают, куда идти платить. Некоторые дефицитные модели (как правило, дешевые) продаются только при условии установки допоборудования на определенную сумму. Выгоду из такой ситуации извлекают не только дилеры, но и сами автомобильные компании. Они сокращают издержки, предлагая в России скудную палитру моделей и модификаций. Например, зачем тратиться на сертификацию и поддержание ассортимента кузовов (седан, хэтчбек и универсал), если одни только седаны идут нарасхват? Чем для них аукнется подобное отношение к покупателю, когда рынок насытится, разговор отдельный. Сегодня поговорим о методах борьбы с очередью. Ведь наибольшее недовольство покупателей вызывает именно необходимость ждать машину.Модель-конкурентДопустим, вы убедились, что желанную машину в приемлемые для вас сроки не купить. Самый простой выход – поискать аналогичную модель, близкую по цене и потребительским качествам. Здесь многое зависит от того, насколько осознанным изначально был выбор автомобиля. Возьмем для примера “Авенсис” и “Мазду-6”. Если вам нужен просто японский автомобиль среднего класса, можно покупать любую из этих моделей. Но если “Авенсис” привлекает вас плавностью хода и звукоизоляцией, достойной машины бизнескласса, то жесткая и шумная “шестерка” будет раздражать. Выбрав же азартную “Мазду” по убеждению и купив вальяж-Появившиеся несколько лет назад очереди за новыми машинами, похоже, становятся недоброй традицией. Автомобильные фирмы и их дилеры из года в год не могут спрогнозировать рост российского рынка, теряя на этом деньги. Но это – их проблема. А вот что делать вам, если интересующую вас модель надо ждать несколько месяцев, а то и год?ОБЕЩАННОГО ПОЛГОДА ЖДУТ32 | w w w.k u p i av t o.r u enciklopedia_2+:enciklopedia_2+11/28/112:42 PMPage 33А Л Е К С А Н Д Р КО Н О ВЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПОКУПАТЕЛЯтрава не расти. Чтобы цена машин на выходе была более-менее приемлемой, ушлые дельцы берут их на дешевых рынках – американском или арабском. То есть автомобиль даже по конструкции и комплектации отличается от тех, что продают у нас официально. Например, у “жарких” арабских версий стартер и аккумулятор могут быть меньшей мощности, зато система охлаждения двигателя – повышенной производительности. Зимой такой мотор может просто не выходить на рабочую температуру. Кроме того, взятую с изолированного рынка сбыта машину в России наверняка лишат заводской гарантии. Однако в последнее время “серые” работают проще. Записываются на дефицитную модель у официального дилера. Когда подходит очередь, покупают машину по розничной цене и сразу же перепродают дороже. Например, “официальная” “Тойота-RАV4” за $40 000 в “серых” салонах выставляется за $44 000. То есть желание купить машину сегодня и сейчас обходится в $4000 или 10% сверх цены. Подобные “предложения” рассчитаны в основном на иногородних покупателей, приезжающих в Москву с “котлетой” денег и намерением в этот же день уехать домой на машине. Если хотите – можете составить им компанию.ную “Тойоту” от безысходности, вы не будете ценить ее комфорта. Зато несоответствие “Авенсиса” вашим драйверским амбициям превратится в серьезный недостаток. Причем эту неудовлетворенность покупкой вы будете испытывать все время, пока ездите на машине “с чужого плеча”. То есть как минимум три года – продавать автомобиль раньше невыгодно. Очереди же на “Авенсис” и “шестерку” то появляются, то пропадают, но составляют максимум три месяца. Что уж говорить о “нишевых” моделях, равноценный аналог которым найти непросто или вовсе не возможно. Например, полноприводная версия “Сузуки-SX4”. Ждать такую машину более года согласится далеко не каждый. Нокакова альтернатива? Лежащая на земле “Лиана-4х4” не сможет даже сунуться туда, где с трудом пробирается высокий SX4. “Игнис” гораздо меньше и дешевле. “Кашкай”, наоборот, больше и почти на $6000 дороже (да и на него очередь огромная). Поэтому, если вам обязательно нужен “паркетник” и вы хотите уложиться в $22 500, придется все-таки искать пути покупки SX4.“Серый” дилер – дело последнееОтчаявшись купить машину цивилизованным путем, некоторые обращаются к “серым” продавцам, у которых можно купить все, что угодно. Однако “серые” дилеры – те же спекулянты. Их задача – как можно дешевле купить, как можно дороже продать, а потом – хотьКто ищет, тот всегда найдетКонечно, можно предпочесть аналогичную модель другой марки, купить очередь или саму машину по спекулятивной цене у “серого” дилера. Но в большинстве случаев удается если не совсем обойти очередь, то хотя бы значительно сократить время ожидания официальным путем. Для этого потребуются терпение и настойчивость. “Шевроле-Ланос” поставляется к нам с единственным кузовом седан. При этом автомобиль долгое время был дефицитным и дилеры продавали его ТОЛЬКО ПРИ УСЛОВИИ установки допоборудования как минимум на $500Почти все предлагаемые со склада 1,4-литровые “Логаны” лишены заказной ABS, без которой тормоза работают неэффективно и неадекватно. Что для вас важнее – покупка машины за один день или СОБСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ?Отношение к дефицитным моделям у всех фирм разное. Например, “Ниссан” ПРИЛАГАЕТ ВСЕ УСИЛИЯ, чтобы сократить очередь на популярный “Кашкай”. Некоторые же считают, что сначала должна насытиться Европа, а русские могут подождатьw w w.k u p i av t o.r u| 33 enciklopedia_2+:enciklopedia_2+11/28/112:42 PMPage 34ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПОКУПАТЕЛЯДля начала обзвоните всех дилеров марки в своем городе, а также в других городах, находящихся в приемлемом для вас радиусе поиска. Зачастую одну и ту же модель в разных салонах можно получить в разные сроки. Причин тому может быть множество. Например, один дилер известный, богатый, активно рекламируется, умеет выбивать квоты на поставку дефицитных моделей. Но что толку, если в его салонах посетителей, как в колбасном отделе советского универсама. При этом мелкий или просто новый дилер даже со своими маленькими квотами может спокойно, без очереди продавать дефицит случайно зашедшим к нему покупателям. Кроме того, среди желающих стоять в длинной очереди всегда находятся те, кто передумал. Например, одна моя знакомая за два месяца приобрела сверхдефицитный “Сивик”, который надо ждать год. Правда, для этого ей пришлось объехать все московские салоны “Хонды”, переговорить с продавцами, оставить свои координаты, периодически звонить и напоминать о себе. Ее сразу предупредили, что машину популярных серебристого иОЧЕРЕДЬ ЗА АВТОМОБИЛЕМчерного цветов без очереди она не получит. Но когда один из покупателей отказался от красного “Сивика” и стоящие за ним не согласились на такой цвет, машину предложили ей. Шанс разыграть такую партию есть и у вас, поскольку между продавцами одного салона всегда существует внутренняя конкуренция. Чтобы не отдавать бесплатно “свои” отказные машины коллегам, продавцы составляют банк данных из клиентов, желающих приобрести автомобиль побыстрее. Особо ушлые оформляют заказы на “мертвых душ”, чтобы придержать дефицит за собой и при случае переписать машину на конкретного покупателя. На каких условиях продавец согласится продвинуть вас по очереди – просто за бонус с продажи машины или за “отдельную благодарность” – уж как договоритесь. Но в любом случае это будет дешевле и надежнее, чем покупать очередь у спекулянтов со стороны или обращаться к “серому” дилеру.производство его запускают только в декабре, это неправильно. Но если машина встает на конвейер в следующий месяц после подачи вашей заявки, это никакая не очередь. Срок исполнения заводского заказа (для европейских машин он составляет максимум три, а для японских – четыре месяца) во всем мире считается нормой ожидания автомобиля. Ведь даже если машина числится в свободной продаже, прийти и купить именно то, что вам нужно, удается далеко не всегда. Возьмем для примера “Ниссан-Ноут”. Два мотора, две коробки передач, 10 привязанных к моторам комплектаций, 10 цветов кузова, два цвета салона. Казалось бы, куда проще. Но чтобы выбрать любой двигатель, любую транс-миссию, любой цвет кузова и салона, в наличии постоянно должно быть более 300 разных автомобилей. Такого выбора единовременно нет не только у всех московских – у всех российских дилеров “Ниссана”. Европейские же автомобили, комплектация которых составляется индивидуально, кроме нас, русских, “живьем” вообще никто не покупает – это все равно, что есть заказанное кем-то в ресторане. Когда конвейер может выпустить сотню тысяч (!) машин одной модели, не сделав двух абсолютно одинаковых, вероятность найти полностью устраивающий вас автомобиль сводится к нулю. Ни дилер, заказывающий машины для продажи со склада, ни покупатель, по каким-тоПроизводственный заказ – это не очередьКстати, какие сроки ожидания автомобиля можно считать очередью? Конечно, если вы заказываете “Фокус” в июле, а в Порой очереди образуются стихийно. Например, дизельный “ЛендКруизер-100” в хитах не числится. Такие машины, как правило, есть в наличии или в ближайшей поставке. Но В КОНЦЕ ГОДА, когда юридические лица активно тратят “лишние” деньги, две-три крупные нефтегазовые компании могут полностью выбрать квартальную квоту на выносливые дизельные “сотки”. И вся Москва на 3–4 месяца останется без дизельных “Круизеров”Российским продажам “Форда” могут позавидовать многие конкуренты, однако мудрые янки предлагают для дефицитного “Фокуса” ШИРОКИЙ ВЫБОР кузовов, моторов, коробок передач и комплектаций. В стане “Голубого овала” уже сейчас готовятся к тем временам, когда самим придется бегать за покупателем34 | w w w.k u p i av t o.r u enciklopedia_2+:enciklopedia_2+11/28/112:43 PMPage 35А Л Е К С А Н Д Р КО Н О ВЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПОКУПАТЕЛЯлем не в очередях, а в нас самих. Что должно произойти, чтобы автомобиль понадобился человеку сегодня и сейчас? Да, машину могут угнать или разбить под списание. И если ваш образ жизни требует наличия автомобиля, вы действительно можете озадачиться его покупкой на следующий же день, не дожидаясь страховых выплат. Но согласитесь, что это все же форс-мажор. В большинстве случаев покупку можно спланировать заранее. Оформить заказ, как это делают во всем цивилизованном мире, и по приходу машины спокойно пересесть со старой на новую. Если же это первый в вашей жизни автомобиль, запишитесь на него одновременно с поступлением в автошколу. К моменту получения прав и вожделенное авто доставят. У нас же, русских, очень развит синдром Емели. Как только у нас заводятся денежки, мы считаем, что можем валяться на печи, ни о чем не заботиться, а когда вдруг появится какое-то хотение, оно должно исполняться по щучьему велению. Сегодня и сейчас можно покупать батон хлеба или пачку сигарет. Но не автомобиль – один из самых дорогостоящих потребительских товаров. Это – блажь. А блажь, она всегда выходит боком.причинам отказавшийся от автомобиля, никогда не будут мыслить точно так же, как вы. Тот же “Фокус” может оказаться без ABS (которая ему не просто желательна – необходима), зато на литых дисках. Это типичный почерк бывшего владельца “крутой девятки”. Меломан, который собирается зарядить машину суперсистемой за $5000, наверняка откажется от заводской магнитолы. Хотя для большинства владельцев “музыка” с конвейера будет дешевле и лучше установленной на месте. Зачем своими деньгами оплачивать чужие прихоти? Тем более что заказные машины обходятся не дороже уже изготовленных. Наоборот, “живые” автомобили дилеры зачастую продают с наценкой. Многие не соглашаются на заказ, опасаясь, что к моменту прихода машины ее цена может повыситься, а предоплату (как правило, 5–10% от стоимости автомобиля) в случае отказа от покупки могут не вернуть. Что касается цены, уважающие себя фирмы фиксируют ее на момент заключения контракта. Предоплату же с вас не могут удержать юридически, и ни один цивилизованный продавец на такой конфликт с законом не пойдет. Более того, если заказанная вами модель дефицитна, предоплатуСколько их придется ждать?“Ниссан-Кашкай” 6–16 месяцев “Хонда-Сивик”-седан 9–12 месяцев “Форд-Фокус-1,6” 7–9 месяцев “Сузуки-SX4-4х4” 6–9 месяцев “Хонда-Сивик”-хэтчбек 5–6,5 месяца “Тойота-Кэмри” 3–6 месяцев “Форд-Фокус-1,8/2,0” 3–6 месяцев “Субару-Трибека” 4–5 месяцев “Сузуки-SX4-4х2” 3–4 месяцаДанные предоставлены порталом auto-dealer.ruвам вернут с удовольствием. Почему – вы уже знаете...Блажь всегда выходит бокомКак видите, варианты обойти или хотя бы сократить очередь есть. Но все они требуют определенных усилий. Обратитесь к “серому” дилеру – переплати-те лишнее. Начнете искать подход к продавцам в официальных салонах – потеряете много времени, в течение которого можно было бы зарабатывать деньги. Кроме того, купленный по-быстрому автомобиль может оказаться не совсем таким, какой вам нужен. Только причина этих проб-“Астры” продаются “живьем” в любом салоне “Опеля”. Но если вы ознакомитесь с ОГРОМНЫМ СПИСКОМ заказного оборудования, уже не сможете выбрать машину из наличия, полностью соответствующую вашим запросамОчередь очереди рознь. Необходимость ждать машину 3–4 месяца – нормальное явление. Но когда дилеры не гарантируют поставку “Сузуки-SX4” даже В ТЕЧЕНИЕ ГОДА, это уже ничем оправдать нельзяw w w.k u p i av t o.r u| 35