34
35
36
37
АВТОРЫНОКИ Т О Г И III КВАРТА ЛАНикто не боится бумажного тиграЗа девять месяцев года в России продано почти сорок тысяч китайских легковых автомобилей. На фоне общих продаж иностранных марок, превысивших миллион сто тысяч, – это капля в море. Во всяком случае, на первый взгляд.сли же присмотреться к структуре отечественного рынка новых легковушек внимательнее, обнаружится любопытная закономерность. В I квартале покупателей нашли 8393 машины 5-ти китайских фирм. В апреле–июне популярность этих моделей возросла почти на 70% (при общем росте в 44%), а фирм стало на одну больше. В III квартале количество автомобильных компаний из Поднебесной, наладивших официальные продажи по эту сторону Великой стены, удвоилось – их теперь дюжина. Причем среди новичков не только производители джипов и пикапов (такие как “Чжунсин”, “Янцзы”, “Цзянлин”, “Шуанхуан”), которые пользуются и в ближайшие годы будут пользоваться ограниченным спросом, но и весьма амбициозные “Лифан” и “Джили”, чьи модели вполне могут повторить успех “Чери”. В общем же доля китайских моделей на рынке уже в нынешнем году выросла на полпроцента. Впрочем, лидеров эти мизерные цифры как будто не слишком волнуют. Общее мнение сводится к тому, что главное оружие китайских импортеров, низкие цены, сохраняет свою наступательнуюЕФото Максима ГОНЧАРОВАсилу только до тех пор, пока столь же низким остается качество их машин. В двадцатке самых успешных фирм изменений не так много. За счет абсолютно лучшего результата в июле–сентябре “Хёндай” удалось обойти “Ниссан”. Точно так же значительно увеличив объем поставок, “Мицубиси” оставила позади “Дэу”, а “Хонда” опередила “Фольксваген” и “Сузуки”. Ожидаемо провалился ФИАТ – конвейер в Набережных Челнах, где собирали “Албею”, останавливали для переналадки производства. Отступление итальянцев позволило вернуться в двадцатку сильнейших “Ауди”. Прогресс фирмы из Ингольштадта как будто не слишком впечатляет. Однако стоит отметить, что во всех (!) сегментах рынка продажи моделей “Ауди” опережают конкурентов из БМВ, а “Мерседес-Бенцу” из всех машин с четырьмя кольцами на решетке радиатора уступает только люкс-седан А8. Интересен уверенный, из месяца в месяц, рост “Вольво”. Год назад шведская фирма занимала лишь 22-е место, а в нынешнем сентябре почти все ее модели побили собственные рекорды продаж. Успех скандинавских машин осо-34 | w w w.k u p i av t o.r uitogi.indd+.indd 3401.12.11 9:47 А ЛЕКС АНДР МЕЛЬНИК КРУПНЕЙШИЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРОДАВЦЫ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ В ЯНВАРЕ–СЕНТЯБРЕ 2007 ГОДА*АВТОРЫНОК1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. (1) (2) (3) (5) (4) (6) (8) (7) (9) “Форд” “Тойота” “Шевроле” “Хёндай” “Ниссан” “Рено” “Мицубиси” “Дэу” “Киа” 116 381 110 157 98 098 88 666 81 832 70 541 69 058 66 941 56 636 45 027 33 182 27 670 23 842 23 381 20 406 19 419 17 247 14 258 12 036 11 608 +73,8% +62,3% +107,7% +37,4% +61,9% +46,2% +33,6% +32,0% +27,3% +269,6% +40,3% +463,0% +114,8% +63,3% +79,0% +105,0% +60,0% +118,7% +75,1% +59,1%10. (10) “Опель” 11. (11) “Мазда” 12. (12) “Чери” 13. (15) “Хонда” 14. (13) “Фольксваген” 15. (14) “Сузуки” 16. (15) “Шкода” 17. (17) “Пежо” 18. (19) “Вольво” 19. (20) “Мерседес-Бенц” 20. (21) “Ауди” “Королла” отступаетЗа три месяца перестановок в самом популярном классе немного. Ажиотаж первых месяцев вокруг новой “Короллы” начинает проходить, и “Тойоту” обошла рекордсменка “Нексия”. Ни один автомобиль не держался столь долго среди лидеров, как узбекская машина, которая до сих пор остается четвертой по популярности легковой моделью в России. В числе 15-ти лучших в “гольф”-классе появился новый “Лансер”. Но даже если его и дальше будут покупать теми же темпами (4319 машин в сентябре), до конца года “Мицубиси” не обгонит и свое-“Гольф”-класс шт. %21. “Субару” – 11 027; 22. БМВ – 10 633; 23. ФИАТ – 10 529; 24. “Лексус” – 10 355; 25. “Ленд-Ровер” – 8388; 26. “Ситроен” – 8042; 27. “Ссан-Ён” – 7994; 28. “Грейт-Уолл” – 4017; 29. “Инфинити” – 3789; 30. “Саманд” – 3717; 31. FAW – 2182; 32. “Додж” – 1900; 33. “Порше” – 1677; 34. “Хафей” – 1605; 35. “Джип” – 1518; 36. BYD – 1446; 37. “Кадиллак” – 1080; 38. “Джили” – 1066; 39.  “Крайслер” – 980; 40. “Ягуар” – 793; 41. “Альфа-Ромео” – 697; 42. СААБ – 551; 43.  “Мини” – 518; 44. “Хаммер” – 494; 45. “Чжунсин” – 275; 46. “Лифан” – 132; 47. “Бентли” – 130**; 48. “Янцзы” – 76; 49. “Бриллианс/ Дзинбей” – 70; 50. СЕАТ – 51; 51. “Шуанхуан” – 44; 52. “Феррари” – 43**; 53. “Мазерати” – 32**; 54. “Цзянлин/Лендвинд” – 17; 55. “Ламборгини” – 13**; 56.  “Махиндра” – 1.*Продажи и динамика роста по сравнению с тем же периодом 2006 года. **Данные за I полугодие. В скобках – место во II квартале 2007 г.1. “Форд-Фокус” 63 459 +52,1 2. “Дэу-Нексия” 35 241 +6,3 3. “Тойота-Королла” 32 205 +39,9 4. “Мицубиси-Лансер” 30 481 -16,4 5. “Шевроле-Лачетти” 29 643 +157,6 6. “Киа-Спектра” 23 121 +26,2 7. “Ниссан-Алмера” 22 109 -2,9 8. “Опель-Астра” 19 547 +227,3 9. “Мазда-3” 19 229 +48,5 10. “Чери-Амулет” 13 945 +246,1 11. “Рено-Меган” 11 769 +43,5 12. “Шкода-Октавия-Тур” 11 151 +125,8 13. “Мицубиси-Лансер Х” 11 075 – 14. “Хонда-Сивик” 8007 +351,9 15. “Хёндай-Элантра” 7533 –го предшественника. А уж до абсолютного лидера и вовсе как до луны – только в июле продано свыше 9 тысяч “Фокусов”.“Хёндай” возвращаетсяВ малом классе украинский “Шевроле” по-прежнему пытается угнаться за московским “Рено”, но пока безуспешно. Трудности с поставками для “Хёндай” остались позади, и тут же продажи “Акцента” и “Гетца” рванули вверх. Скажем, в сентябре таганрогских машин было продано 5881, а корейских 3343 – в 2,5–5 раз больше, чем в худшие весенние месяцы. Из других изменений можно отметить лишь появление в числе 15-ти самых популярных малыша “Спарка”, вытеснившего из списка “КиаРио”.Малый класс шт. %1. “Рено-Логан” 47 993 +46,1 2. “Шевроле Ланос” 41 898 +62,5 3. “Хёндай Акцент” 33 280 +29,2 4. “Дэу-Матиз” 31 700 +80,7 5. “Форд Фьюжн” 27 669 +239,8 6. “Хёндай-Гетц” 17 211 +95,4 7. “Шевроле Авео” 14 373 +379,3 8. “Опель-Корса” 11 869 – 9. “Форд Фиеста” 8651 +177,0 10. “ФИАТ-Албея” 7560 – 11. “Рено Символ” 6631 +59,3 12. “Киа-Пиканто” 6007 +71,6 13. “Пежо-206” 5634 +189,2 14. “Шкода Фабия” 3996 +65,2 15. “Шевроле Спарк” 3850 +84,0w w w.k u p i av t o.r u| 35itogi.indd+.indd 3501.12.11 9:47 АВТОРЫНОКбенно заметен на фоне пике “Ситроена”. После III квартала 2006-го французы уверенно держались на 17-м месте, совсем немного уступая землякам из “Пежо”. А сегодня “Двойной шеврон” – одна из двух всего лишь марок, чьи продажи по сравнению с прошлым годом сократились на пять процентов. Хуже (-10%) обстоят дела только у “Крайслера”. Но вот что любопытно: при общем росте рынка в 67,6% по сравнению с тем же периодом прошлого года лишь трем фирмам из первой десятки, “Форду”, “Шевроле” и “Опелю”, удалось превысить этот темп. Однако стоит взглянуть на результаты третьего квартала отдельно, и… оторопь берет. У “Форда” по сравнению с апрелем–июнем снижение на 11,2%. У “Опеля” – на 1,9%. И даже у дилеров “Шевроле” рост продаж за последние три месяца составил мизерные 1,8%. Сравните хотя бы с “Киа” или “Дэу”. Каждый отдельный случай объясним – сезон отпусков на заводе во Всеволожске (в августе продано в 2,5 раза меньше “Фокусов”, чем в июле), очередное, уже третье в нынешнем году повышение цен на модели из Руссельсхайма (почти двукратное снижение продаж “Астры” в сентябре по сравнению с августом). И все же в целом причина заметных колебаний от квартала к кварталу вовсе не в резкой сменеИ Т О Г И III КВАРТА ЛА ГОРЯЧАЯ ДЕСЯТКА РУССКОГО РЫНКА1. “Форд-Фокус” (1) 2. “Рено-Логан” (2) 63 45947 9933. “Шевроле-Ланос” (3) 41 898 4. “Дэу-Нексия” (5) Вседорожники шт. %35 2411. “Тойота-RAV4” 17 468 +241,0 2. “Хёндай-Туссан” 12 608 +37,0 3. “Ниссан-Кашкай” 11 755 – 4. “Сузуки-Гранд Витара” 10 217 +76,2 5. “Мицубиси Аутлендер-XL” 8761 – 6. “Тойота-Ленд Круизер-Прадо” 8291 +40,8 7. “Чери-Тигго” 7568 +1176,2 8. “Тойота-Ленд Круизер-100” 6048 -6,1 9. “Ниссан-Икс-Трейл” 5993 -14,1 10. “Хонда-CR-V” 5484 – 11. “Киа-Спортидж II” 5273 +43,4 12. “Лексус-RX350/400h” 4946 +56,7 13. “Субару-Форестер” 4929 +74,0 14. “Ниссан Икс-Трейл”-new 4537 – 15. “Мицубиси-Паджеро” 4387 –Низложить короля не так-то простоМесто выбывших “Соренто” и ХС90 заняли новый “ИксТрейл” и “Паджеро”. “Аутлендер-XL” и CR-V шагнули на 4 и 3 ступеньки вверх соответственно. Вот, собственно, и все, что произошло в классе вседорожников. Но самым любопытным выглядит как раз то, чего не случилось. “Кашкаю” так и не удалось не то что догнать, даже приблизиться к лидеру. В июле–сентябре расходилось по 1300–1600 “ниссановских” кроссоверов ежемесячно, в то время как “паркетников” от “Тойоты” – по 2000–2600. создавая тем самым дефицит и невольно способствуя неожиданному спросу на модели конкурентов. Между прочим, III квартал 2007-го показал худшие (!) за5. “Хёндай-Акцент” (8) 33 2806. “Тойота-Королла” (4) 32 205 7. “Дэу-Матиз” (9) 31 7008. “Мицубиси-Лансер” (6) 30 481 9. “Шевроле-Лачетти” (10) 29 643 10. “Форд-Фьюжн” (7) 27 669предпочтений наших покупателей, а в бурном росте рынка. Именно по этой причине импортеры и дилеры порой не могут верно определить потребность в новых машинах,последние четыре года темпы роста по сравнению с предыдущим – всего лишь 3,2%. И удивляться опять же вряд ли стоит. Ведь именно 1 июля состоялся перевод цен в рубли, которыйПо местам стоятьВ бизнес-классе за три месяца перемена единственная – за счет ударных продаж в августе и особенно в сентябре S80 обошла Е-класс. В остальном статус-кво сохранился. Даже тенденция осталась прежней: “Кэмри” медленно, но верно удаляется от конкурентов. Что же будет, когда в декабре начнется сборка этой “Тойоты” в Санкт-Петербурге?Бизнес-класс шт. %1. “Тойота-Кэмри” 20 144 +67,0 2. “Ниссан-Теана” 4747 +273,8 3. “Ауди-А6/Оллроуд” 3428 +27,2 4. БМВ 5-й серии 2381 +21,7 5. “Мицубиси-Галант” 2161 +1267,7 6. “Вольво-S80” 1849 +99,9 7. “Мерседес-Бенц-Е” 1819 +52,2 8. “Лексус-GS” 1670 +7,9 9. “Инфинити-М” 748 – 10. “Шкода-Суперб” 567 +89,8 11. “Хонда-Лендженд” 445 +946,8 12. “Хёндай-Грандер” 374 +161,5 13. “Крайслер-300С” 299 -43,5 14. “Мерседес-Бенц-CLS” 264 -1,1 15. “Киа-Опирус” 115 -77,236 | w w w.k u p i av t o.r uitogi.indd+.indd 3601.12.11 9:48 А ЛЕКС АНДР МЕЛЬНИКАВТОРЫНОКдля покупателей обернулся подорожанием подавляющего большинства моделей. Любопытно, что поправки к закону вовсе не требовали такого перевода – цену в долларах или евро нельзя было указывать лишь в рекламе. А прайс-листы и ценники в автосалонах, как черным по белому было написано в документах, принятых Думой, к таковым не относятся. Но дилеры ничтоже сумняшеся быстренько переписали цифры – разумеется, каждый раз в сторону подорожания. Впрочем, до тех пор, пока наш рынок продолжает развиваться столь бурно, мы вынуждены будем мириться с ростом цен и периодически возникающим дефицитом. И в этом – хороший шанс для китайских фирм. Им придется приложить немало усилий, чтобы, с одной стороны, повысить качество своей продукции, а с другой – перебороть в сознании покупателей уже сложившееся негативное о себе представление. Но пример таких новинок третьего квартала, как “FAW-Вита” (с июня продано 1968 машин), показывает, что не так страшен китайский автомобиль, как его малюют. А значит, шансы у компаний из Поднебесной в России есть.Прощание с “Примерой”Средний класс шт. %1. “Тойота-Авенсис” 15 095 +65,7 2. “Мазда-6” 10 843 +10,5 3. “Хёндай-Соната” 8179 +19,0 4. “Хонда-Аккорд” 7960 +84,3 5. “Фольксваген-Пассат” 7760 +83,1 6. “Ниссан-Примера” 6913 -12,5 7. “Опель-Вектра” 4212 +118,4 8. “Вольво-S60/V70/ХС70” 3906 +72,9 9. “Ауди-А4” 3115 +47,2 10. “Форд-Мондео” 3091 -55,2 11. БМВ 3-й серии 3041 +81,1 12. “Субару-Легаси/Аутбек” 2751 +101,7 13. “Пежо-407” 1908 -16,3 14. “Лексус-IS” 1897 +64,9 15. “Шевроле-Эпика” 1211 –Равная гонка четырех моделей в среднем классе осталась в прошлом. Иных уж нет – выпуск “Примеры” прекращен, а те далече. В том смысле, что “Авенсис” уверенно оторвался от “Мазды-6”, чьи потенциальные покупатели ждали появления новой машины, и постепенно устаревающей “Сонаты”. Даже снижение цен не помогло “трешке” БМВ удержаться впереди А4. И еще один маленький сюрприз: за три месяца 407 -му удалось обойти “Лексус”.ДЕСЯТКА ЛУЧШИХ ПО ПРОДАЖАМ В III КВАРТАЛЕ 2007 Г.1 “Хёндай” 2 “Тойота” 39 431 +38,2% 38 039 –11,2% 36 864 –11,2% 36 134 +1,8% 31 745 +40,7% 29 779 –11,4% 26 495 +13,2% 25 896 –3,9% 24 068 +28,5% 17 648 –1,9%3 4“Форд” “Шевроле” “Опели” наступают на всех фронтахК лидерству микровэна “Ноут” за год все уже привыкли, а вот что недавний отличник “СиМакс” все больше отстает от “Зафиры” – большой сюрприз. Более того, к “Форду” приблизился еще один “Опель”. А в III квартале “Мерива” и вовсе пользовалась в России большей популярностью – 1292 про-1. “Ниссан-Ноут” 14 296 +442,3 2. “Опель-Зафира” 6057 +143,8 3. “Форд-Фокус-Си-Макс” 4087 +33,8 3124 +487,2 4. “Опель-Мерива” 5. “Шевроле-Реццо” 3065 +188,9 6. “Форд-Эс-Макс” 2349 +543,6 7. “Фольксваген Гольф-Плюс” 1836 +163,4 1412 -41,6 8. “Хёндай-Матрикс” 9. “Рено-Сценик” 1369 +14,8 10. “Фольксваген-Туран” 1064 +301,5 11 “Киа-Каренс” 1008 -7,1 12. “Мазда-5” 903 +171,2 882 -13,4 13. “Хёндай-Траджет” 14. “Форд-Гэлакси” 822 +1648,9 15. “Мицубиси-Грандис” 809 +32,2Мини-, компакти микровэны шт. % “Мицубиси” “Ниссан” 567 9 “Рено” 8“Дэу” данных машины против 1282 “Си-Максов”. И еще: редкий случай, когда “Тойоту” покупатели не жалуют. “Королла-Версо” с 12-го места опустилась на 16-е. “Опель” 10“Киа” w w w.k u p i av t o.r u| 37itogi.indd+.indd 3701.12.11 9:48