28
29
30
31
Рыцари на часЕще недавно казалось, что настоящие джипы вот-вот вымрут. Вездеходные качества становились все менее востребованными – цивилизованный мир пересаживался на “паркетники”. И вдруг как грибы после дождя начали появляться престижные вседорожники с пневмоподвеской, обладающие незаурядными талантами “проходимцев”. Каковы преимущества и недостатки таких автомобилей и кому следует их покупать?Энциклопедия покупателяВседорожники с пне в мопод в ескойОт “профи” до “паркетников” Племя бескомпромиссных профессиональных вседорожников действительно вымирает. Сегодня на нашем рынке их осталось всего пять: “Гелендеваген”, “Патруль”, “Дефендер”, “Рэнглер” и кроха “Джимни”. Несмотря на то, что “профи” до сих пор выпускают, покупают их все менее охотно. И виной тому – грубая, примитивная конструкция шасси. Блеск и нищета “профессионалов” – зависимая подвеска всех колес на мощных балкахмостах. Прочная и выносливая на тяжелом бездорожье, в поведении на обычных дорогах она мало чем отличается от телеги. Поэтому “профи”, если и выживут в процессе эволюции современных джипов, то только в виде утилитарных рабочих лошадок. Гораздо большее распространение получили универсальные вседорожники. Обладая всеми атрибутами настоящих джипов – в первую очередь, понижающей передачей в “раздатке”, они предлагают независимую подвеску как минимум передних (например, “Гранд-Чероки” и “Ленд-Круизер-200”) или всех колес (“Пасфайндер” и “Паджеро”). Уступая “профессионалам” в проходимости и выносливости, “универсалы” обладают значительно лучшими ездовыми качествами и комфортом. Для большинства людей, которым периодически приходится сворачивать с асфальта, такой компромисс более приемлем. Но это именно компромисс. Ездовые и внедорожные качества “универсалов” можно назвать как одинаково приемлемыми, так и одинаково посредственными. Поэтому те, кому чужды внедорожные приключения, начали пересаживаться на легковые “паркетники”. Если говорить о престижных моделях, это “Лексус-RX”, “Вольво-ХС90”, “Инфинити-FX”28 | w w w.k u p i av t o.r uenciklopedia+.indd 2814.11.11 16:51 А ЛЕКС АНДР КОНОВЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПОКУПАТЕЛЯ“Туарег”, “Рейндж-Ровер”, “Рейндж-Ровер-Спорт” и “Дискавери”. Но будущее – за такими, как они. Почему ездовые и вездеходные способности обычных “универсалов” всего лишь посредственны? Отточенной управляемости мешает мягкая длинноходная подвеска и высокий центр тяжести, а уверенной езде по бездорожью – скромный дорожный просвет в 210–220 мм. Если сделать подвеску жестче и ниже, автомобиль перестанет быть джипом. Если же увеличить дорожный просвет, пострадают и без того не выдающиеся ездовые качества. Вырваться из замкнутого круга позволяет независимая пневмоподвеска. Она способна не только поднимать-опускать кузов (а вместе с ним и центр тяжести), но и менять клиренс – примерно от 160–180 до 250–270 мм. Кроме того, “пневматика” делает более эффективным другойи БМВ-Х5. Пусть на бездорожье они не бойцы, зато по комфорту и управляемости на асфальте почти не уступают обычным легковушкам (спортивный “Икс-пятый” еще и поспорит со многими из них). А для того чтобы выбраться из сугроба во дворе, возможностей “паркетников” достаточно. Оборотни на “пневматике” Разделив вседорожники на профессиональные, универсальные и “паркетники”, авВНЕДОРОЖНЫЕ КАЧЕСТВА И ВЫНОСЛИВОСТЬтопроизводители недолго радовались тому, что теперь-то смогли удовлетворить запросы всех покупателей. Потому как нашлись максималисты, которые заявили: мой автомобиль должен быть одинаково хорош и на бездорожье, и на асфальте. Обучить благородным манерам грубые “профи” так же нереально, как затащить в грязь нежные “паркетники”, поэтому конструкторы взялись за универсальные вседорожники. И в результаЕЗДОВЫЕ КАЧЕСТВА И КОМФОРТте вывели новую породу машин, одним нажатием кнопки способных превращаться из “паркетника” в вездеход. Сегодня существует семь таких моделей: “Мерседес-Бенцы” классов ML и GL, “Кайенна”,100%Профессиональные вседорожники40%20%“Паркетники”100%60%Универсальные на пружинной подвеске60%Вседорожники на пневмоподвеске80%80%enciklopedia+.indd 2914.11.11 16:51 Энциклопедия покупателяВседорожники с пне в мопод в ескойДорожные “Лысые” дорожные шины, которые устанавливаются на конвейере, в грязи совершенно беспомощны. Для езды по бездорожью нужны как минимум универсальные покрышки А/Т. Еще лучше – специальные грязевые М/Т с “тракторным” рисунком протектора.А/ТМ/Т“Рейнджа” и “Диско” доминирует вездеходное начало. “Кайенна” заточена в первую очередь под асфальт. “Мерседесы” (ML – с пакетом “Оффроуд-Про”), “Рейндж-Спорт” и “Туарег” находятся где-то посередине. Но все это – нюансы. Главное, “универсалы” с независимой пневмоподвеской обладают максимально широкими возможностями. Они действительно хороши и на асфальте, и на бездорожье. Вездеходы – теоретики Тем не менее в ездовых дисциплинах “пневмооборотни” все же немного уступают “паркетникам”, а в вездеходных –“профессионалам”. С управляемостью на асфальте все понятно. Конструкция, рассчитанная на езду по бездорожью, оборачивается лишним весом и снижением КПД трансмиссии. Даже инженерным гениям из “Порше” удалось всего лишь приблизить “Кайенну” к королю асфальта “Икс-пятому”. Если бы не вездеходный арсенал, который “Кайенне” приходится таскать на себе, Штутгарт на поле с твердым покрытием наверняка переиграл бы Баварию. Но на бездорожье-то чем “оборотни” хуже “профессионалов”? Ведь, к примеру, в глубокой колее, где поднятый до максимальных 270 мм “Туарег” еще свободно едет, профессиональный “Патруль” с его просветом в 220 мм уже повисает на мостах. Когда вопрос “Проедет или не проедет?” определяется только клиренсом (что бывает редко), стандартный “оборотень” действительно может оставить позади стандартного “профессионала”. Но если геоНезависимая пневматическаяПри покупке большинства “оборотней” можно выбирать размер “обуви”. Например, 235/65 R17, 255/60 R17 или 255/55 R18. Если собираетесь ездить не только по асфальту, надо выбирать тот размер шин и дисков, в котором можно найти резину А/Т. Покрышки М/Т для таких автомобилей, как правило, не выпускаются. любому серьезному джипу “раздатка” с понижающей передачей у них предусмотрена изначально, а дорогостоящая пневмоподвеска и задняя блокировка – за доплату. Но самый гибкий подход предлагает “Мерседес-БенцML”, который в зависимости от комплектации представляет собой два совершенно разных автомобиля. Если вы не собираетесь месить грязь, можете купить его в виде “паркетника”. Нужна проходимость – доплачиваете 180 000 руб. за пакет “Оффроуд-Про”, куда входят защита днища, понижающая передача, пневмоподвеска плюс принудительные блокировки центрального и заднего дифференциалов. По своей идеологии автомобили тоже разные. В имидже и ездовых повадках большого Независимая пружиннаяподвесочный “допинг” – амортизаторы и стабилизаторы изменяемой жесткости. Примененные в комплексе, эти решения превращают универсальный вседорожник в настоящего оборотня. На скорости он прижимается к асфальту и становится более жестким, а на бездорожье – “вырастает” и обретает мягкую поступь. Впрочем, не все представители нашей семерки навязывают эти возможности по максимуму. “Мерседес-Бенц-GL”, оба “Рейнджа” и “Кайенна” в версиях S и “Турбо” вооружены до зубов уже в базовой комплектации – у четырех последних в опции вынесена лишь жесткая блокировка заднего дифференциала. “Туарег”, “Дискавери” и базовая “Кайенна” в этом плане более демократичны. Необходимая Зависимая подвескаметрическую проходимость “пневмоджипа” улучшить невозможно, то почти все “профи” позволяют без переделок устанавливать покрышки наружным диаметром на одиндва дюйма больше штатного. В результате просвет увеличивается до 240–245 мм, что сводит к минимуму преимущество “пневматики”. При этом все профессиональные джипы рассчитаны на применение “зубастых” шин категории М/Т, способных эффективно работать в раскисшем месиве. Для “оборотней” же не то что грязевую М/Т – даже универсальную резину А/Т не всегда удается подобрать по размеру. А на тех лысых низкопрофильных “сликах”, которыми они комплектуются на конвейере, можно ездить лишь по сухому твердому бездорожью. Кроме того, внедорожные качества определяются не только проходимостью, но также надежностью и выносливостью. Независимая подвеска с ее множеством шарнирных соединений и мелких деталей боится сильных ударов. Если “поймать” незамеченную в траве яму или глубокую поперечную колею, вырвать шаровую опору гораздо проще, нежели повредить кондовую балку-мост. Технически сложная пневматика тем более не добавляет надежности. Поднятая колесом коряга может пробить резиновый пневмобаллон или подходящую к нему трубку, в результате чего машина ложится на землю. То же самое происходит, когда после погружения “по самые не балуйся” начинают глючить датчики высоты подвески. Поверьте, Пневматика позволяет значительно увеличить просвет независимой подвески. Но по сравнению с зависимой балкой-мостом в ней все равно будет много мелких деталей и шарнирных соединений (показаны ), боящихся жесткой внедорожной эксплуатации.30 | w w w.k u p i av t o.r uenciklopedia+.indd 3014.11.11 16:51 А лексан др Коно вЭнциклопедия покупателяНа бездорожье требуется не только преодолеть препятствие, но по возможности еще и машину сохранить. Поднимая кузов, “пневматика” уменьшает риск повреждения порогов и бамперовДостоинства и недостатки вседорожников на пневмоподвеске Сочетание внедорожных способностей профессионального джипа с ездовыми качествами и комфортом “паркетника”  евысокая надежность Н и выносливость в условиях тяжелого бездорожья  граниченный выбор или О полная невозможность подобрать пригодные для бездорожья шины  ыстрая потеря товарноБ го вида при внедорожной эксплуатации охоту в непролазную глушь), одним автомобилем все равно не обойтись. Надо покупать цивильную машину на каждый день (можно даже “паркетник”) плюс что-нибудь утилитарное для “пыльной работы”: профессиональный джип, полноприводный пикап или квадроцикл. Наши же подопечные – это рыцари бездорожья на час. При необходимости они действительно могут проехать там, где большинство других джипов уже испытывают затруднения. Но именно ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ. Эти автомобили адресованы обеспеченным людям, которые любят выезжать на природу, однако делают это, как сейчас говорят, без фанатизма. Грунтовка, ведущая к опушке леса или берегу озера, редко бывает труднопроходимой на всем протяжении. Если по ней ездят другие автомобили, большая часть пути обычно преодолима даже на “паркетнике”, и только в некоторых местах могут встретиться сложные участки. В таких ситуациях пневмоподвеска и блокировки дифференциалов помогут вам не только проехать, но и обойтись без оторванных бамперов. это не страшилки на ночь, а реальный опыт внедорожной эксплуатации таких автомобилей. Еще один момент касается потери товарного вида. Допустим, по кузову ударила та самая коряга или прошелся колючий кустарник – при езде по бездорожью подобные повреждения неизбежны. Если это утилитарный “Дефендер” или “Рэнглер”, вы поднимаете вверх правую руку, со словами… на все воля божья резко опускаете ее вниз и спокойно едете дальше. А теперь представьте, как будут выглядеть боевые шрамы на лакированных боках роскошного GL или “Рейнджа”… Использовать без фанатизма Итак, что же получается? Обладая незаурядными вездеходными талантами на бумаге, для реальной работы на тяжелом бездорожье престижные джипы с пневмоподвеской не очень-то приспособлены. Поэтому если вы хотите, чтобы вседорожник был хорош на асфальте, но при этом и грязь собираетесь месить по-серьезному (например, каждую неделю выезжать наВпрочем, “оборотня” можно покупать даже в том случае, если вы вообще не планируете сворачивать с асфальта. Эти автомобили тем и хороши, что за их вездеходные способности не приходится расплачи-ваться ездовыми качествами и комфортом. Поэтому способность машины проехать здесь и сейчас станет для вас просто запасом на всякий случай. Как известно, раз в году даже оглобля стреляет.enciklopedia+.indd 3114.11.11 16:51