СОБЫТИЕ7 8 - й М еждународный ав т ос а лон в ЖеневеВ противостоянии с зелеными все средства хороши. Это дружно доказали крупнейшие автомобильные компании на выставке в Женеве.У нас все точно В помешанной на точности Швейцарии всевозможные табло и счетчики на каждом шагу. Даже в витринах супермаркетов установлены дисплеи – стремительно уменьшающиеся цифры ведут счет секундам, оставшимся до начала чемпионата Европы по футболу.НОРМАЛЬНЫЕ ГЕРОИ ВСЕГДА ИДУТ В ОБХОДНе иначе как назревающая в Альпах футбольная лихорадка сподвигла “Тойоту” на собственную часовую инсталляцию – на сей раз в залах Женевского автосалона. Этот электронный столб на стенде крупнейшей автомобильной фирмы мира занимался не вычитанием, но сложением – голубые цифры табло, как любят выражаться радиоведущие, “в режиме реального времени” показывали, сколько чистого кислорода сэкономили гибридные “Тойоты”. За десять лет, на момент открытия 78-й по счету “Женевы” набралось 5 с половиной тонн! Кажется, сегодня только такой и может быть картинка с любой крупной автомобильной выставки. Цена нефти, перевалившая за сотню баксов за бочку, а еще в большей степени нетерпимость зеленых, выбравших автопром в число своих злейших врагов, обязывают. Но в том-то и дело, что кислородные часы “Тойоты” оказались аксессуаром крайне… нехарактерным для нынешней Женевы. Спус-4 | w w w.k u p i av t o.r uGENEVA_05.indd 415.11.11 10:15 Михаил МедведевФо т о Макси ма ГончароваСОБЫТИЕтя всего полгода после пропитанного гринписовской истерией Франкфурта выставка в Швейцарии оказалась не то чтобы антизеленой, а скорее нейтральной. Думать надо… быстрее Нет, конечно, зеленая чумка, которой захворал мировой автопром, не прошла в одночасье. Представьте себе, даже “Кадиллак” привез в Женеву свой экопрототип. Титанических размеров вседорожник “Провок” построен на том же шасси, а главное, с той же силовой установкой на топливных элементах, что и главный “грин-кар” “Дженерал Моторс” – “Шевроле-Вольт”. Правда, даже серийные перспективы последнего выглядят неубедительно, а уж совсем далекий от жизненных реалий “Провок” и вовсе, похоже, призван лишь заполнять пустоту просторных выставочных стендов “Пальэкспо”. А тут еще вице-президент “Джи-Эм” Роберт Лутц возьми да и скажи, мол, новые разработки в сфере литиево-ионных аккумуляторов могут стать началом второго пришествия электромобилей. Тогда к чему здесь водородный “Провок”? Кстати, именно электромобиль – даже два! – на литиево-ионных батареях в Женеву привез “Крайслер”. Но минивэн “Эковояджер” и купе “ДоджZEO” действительно радовали лишь приятственной внешностью, традиционной для всех концепт-каров американской фирмы. Есть ли у них хоть мизерный шанс превратиться из прототипов в серийные авто? Да ни единого. Если “Крайслер” завтра возьмется за активное продвижение электромобилей, послезавтра вся фирма пойдет с молотка. Так что пример “Кадиллака” и “Крайслера” не столько подтверждение продолжающейся экоэкспансии, сколько иллюстрация негибкой политики и медлительности янки. Зато европейские и япон-“ Кадиллак- Провок” Почти полноценной взрослости салон “Тойоты-IQ” дался инженерам немалой кровью. Плоский и выгнутый вверх кожух рулевой колонки, кнопки управления “музыкой” только на руле, горизонтальные задние амортизаторы – лишь малая часть компоновочных ухищренийские гранды, рассудив трезво, поняли, что подчиниться требованиям Евросоюза, настаивающего на сокращении среднего по фирме выброса углекислоты в атмосферу до 120 г на километр, все равно придется. Но, во-первых, уже сейчас автомобильному лобби как будто удалось выбить отсрочку приговора – с 2012-Европейские продажи новой “Фиесты” намечены на осень, а российские на самый конец года Сколько броских концептов, как “Додж-ZEO”, на счету дизайнеров “Крайслера”! Жаль, большинство из них так и не превратились в серийные образцыw w w.k u p i av t o.r u|5GENEVA_05.indd 515.11.11 10:15 СОБЫТИЕго на 2015 год. А во-вторых, как выяснилось, драконовские требования можно выполнить и не зарывая миллиарды в разработку гибридов и топливных элементов. Минное поле можно просто обползти. Обходных путей достаточно. Возможны варианты Самый простой – “зеленый тюнинг”. Скажем, “Хёндайi10” и i30 специальной серии “Эко-Дайнемикс”, как и десятки похожих машин от других фирм, всеми правдами и неправдами добиваются топливной экономичности – плоское днище, шины с низким сопротивлением качению, растянутые передаточные числа трансмиссии. Нехитрые эти хитрости действительно снижают аппетит, но главное, стоят такие модели куда дешевле дорогущих гибридов. Существенный момент. Ведь, как показывают исследования, лишь 11% покупателей согласны из собственного кармана допла-7 8 - Й М ЕЖДУНАРОДНЫЙ АВ Т ОС А ЛОН В ЖЕНЕВЕПока известны лишь габариты “УРБАНКРУИЗЕРА” – 3930 х 1725 х 1540 мм“СИРОККО”, не скрывают в Вольфсбурге, – это типичный хэло-кар, задача которого не столько возглавлять чарты продаж, сколько привлекать интерес к марке До дебюта серийного GLK еще пара-другая месяцев. Но по сравнению с прототипом дизайн компактного кроссовера от “Мерседес-Бенца” не изменитсяСАМАЯ ВАЖНАЯ ПРЕМЬЕРАДвух мнений быть не может – для нас самым важным дебютантом стала “Дачия-Сандеро”. Почти точная копия модели южноамериканского филиала “Рено” построена на платформе “Логана” и выглядит благодаря измененной светотехнике весьма импозантно. Важнее, что все основные плюсы русского “Рено” – огромный салон, комфортабельная подвеска, высокий дорожный просвет и защищенное днище – помножены на новые таланты, в том числе удобный багажник с раздельной складной спинкой дивана и улучшенную отделку. Европейские продажи “Сандеро” стартуют летом, совсем скоро мы узнаем, когда интересный новичок доберется и до нас.чивать за более экологически чистые машины. Вот почему на презентации новой “Фиесты” Джон Флеминг, красовавшийся в фисташковом галстуке, – аккурат под цвет стоявшей рядом трехдверки – особенно подчеркивал, что эковерсия симпатичной малышки лишь немногим дороже стандартной. Правда, на сколько конкретно, президент “Форд Юроп” не уточнил.“Киа”, БМВ, СЕАТ, “Шкода”, “Фольксваген” – список компаний, ставших под флаги экотюнинга, можно продолжать и продолжать. Дошло до того, что “Мерседес-Бенц” на первое европейское свидание выкатил все еще концептуальный кроссовер GLK в лазурной ливрее “Блютек”. Это будет завтра, как бы намекали немцы, но уже сегодня – вполне серийный “С-класс-Блю Эфиш-6 | w w w.k u p i av t o.r uGENEVA_05.indd 615.11.11 10:15 СОБЫТИЕшенси”, на 20% менее прожорливый, чем обычная “цешка”. И кто скажет, что работа не кипит? Другой способ удовлетворить претензии зеленых нашли французы. “Пежо-Ситроен”, потихонечку доводящий до ума собственный дизельный гибрид, пообещал к 2010 году оснастить все модели стартергенераторами. Худо ли, если автоматически глохнущий на светофоре и мгновенно оживающий при трогании мотор экономит до 10% топлива? Соответственно сокращается и уровень выбросов. Но еще более элегантный, а главное, удивительно простой подход к вопросу экономии проиллюстрировала… “Тойота”! На стенде главного мирового популяризатора гибридов сверкали две маленькие и очень хитрые звездочки. По сто грамм? Японцы проявили немалую выдумку, установив крошку IQ на подиуме, который периодически уезжал вниз. Это только добавляло “интеллектуалу” сходства с диковинным зверь-7 8 - Й М ЕЖДУНАРОДНЫЙ АВ Т ОС А ЛОН В ЖЕНЕВЕком, приехавшим на гастроли в зарубежный зоопарк. Огороженный с четырех сторон пластиковым барьером, будто устав от навязчивого внимания публики, “Ай-Кью” периодически скрывался с глаз долой, чтоб, переведя дух, предстать в своем удивительном обличье вновь. Серийный вариант представленного еще во Франкфурте концепт-кара отличали столь же скромные габариты и отсутствие острых углов. По мнению маркетологов “Вольво”, Россия станет четвертой в списке самых важных рынков нового кроссовера ХС60В четвертьвековой истории “Мицубиси-Лансер” – “КОНЦЕПТ-S” всего лишь третий по счету 5-дверный хэтчбек Поднимающаяся на манер фонаря реактивного истребителя крыша – самая запоминающаяся черта “ИТАЛДИЗАЙН-КВАРАНТА”“ПИНИНФАРИНА-СИНТЕЗИ”Впрочем, какой бы несерьезной ни казалась внешность IQ, планы на его счет очень серьезные. Ведь это, между прочим, ответ престижному “Смарту-Фо-Ту”. Хотя по части “умных решений” IQ даст прикурить своему визави. Скажем, “Тойота” 4-местная – вернее, поправляют создатели, с формулой сидений 3+1. Зато и места в салоне на уровне плеч при общей длине всего кузова в 2 м 98 см – как у “Ауриса”. Первые машины сойдут с конвейера в конце года, и японцы грозятся продавать8 | w w w.k u p i av t o.r uGENEVA_05.indd 815.11.11 10:15 СОБЫТИЕ7 8 - й Международный ав т ос а лон в ЖеневеЗаказная матовая крыша – одна из эффектных черточек новой “Лянчи-Дельта”дизайну. Зато уменьшить среднее арифметическое выбросов СO2 этому якобы вседорожнику вполне по плечу. Новая мода Впрочем, и конкуренты мыслят теми же категориями. К примеру, “Фольксваген” – один из главных желающих “догнать и перегнать” “Тойоту” – готовит к производству выводок малышей – помните трио прошлогодних карапузов “Ап!”? Но в нынешней Женеве фирма из Вольфсбурга преподнесла другой приятный сюрприз. Представив явно для проформы дизельный гибрид на базе снимаемого с производства “Гольфа”, основную атаку немцы провели на дизайнерской ниве. На мой скромный взгляд,Специально для концепт-кара “Хёндайi-моуд” специалисты немецкой фирмы “Рекаро” разработали вращающиеся кресла (на фото слева вверху) по сто тысяч малышей ежегодно – столько же “Смартов” реализовано в едва ли не лучшем для фирмы 2007-м. Впрочем, в большем или меньшем количестве, но IQ будут выпускать по-любому. Ведь не менее важной задачей, чем борьба со “Смартом”, является и понижение уровня СО2 в модельной гамме “Тойоты”. Вот оно – эврика! Сейчас лучший по этому показателю “Приус” (который примерно на E5000 дороже “Ауриса”, между прочим) выбрасывает в атмосферу 109 г двуокиси углерода на километр, IQ и без всяких гибридных штучек укладывается в 100 грамм. Похоже, той же печальной музе топливной экономичности призван служить и новый компактный вседорожник “Тойоты”. Хотя не такой уж он и новый, если приглядеться. Оккупировав стенд, который еще в прошлогодней Женеве был домом концепт-кара “Х-гибрид”, “Урбан-Круизер” решительно не впечатлял. Проще всего определить его как перелицованную версию “Сайон-xD” от молодежно-американского бренда “Тойоты”. Уже к осени оригинальные двери появятся на серийной версии новой “Меривы” Сам же хD – слегка модифицированная “Тойота-Ист”, которая в свою очередь построена на шасси “Яриса”... Обидно, что сменщик теперь уже окончательно сгинувшего 3-дверного RAV4 получился таким вторичным – в том числе и по10 | w w w.k u p i av t o.r uGENEVA_05.indd 1015.11.11 10:16 СОБЫТИЕ7 8 - й Международный ав т ос а лон в ЖеневеЗолотистый декор “Дивы” и замшевая отделка “Серчера”– намек на грядущее разнообразие заказных аксессуаров для серийного “Киа-Соул”, дебютирующего в 2009-мОдин из самых интересных экспонатов выставки – машущий дверями “Рено-Меган-концепт” купе “Сирокко” – первый лет за пять легковой автомобиль из Вольфсбурга, который вызывает хоть какие-то эмоции. Команда стилистов Вальтера де Сильвы прислушалась к пожеланиям босса Мартина Винтеркорна, и хищно разинутая пасть, отличавшая концепткар, исчезла с лица серийной модели. Вернее, замаскировалась – если приглядеться, ее контуры видны в рисунке бампера и решетки радиатора. Тем не менее подтянутая молодцеватость и агрессивный стиль компактного купе заставляли зрителей одобрительно прищелкивать языком. И все же назвать прорывом купе от “Фольксвагена” не получится. Симпатичная – да, эффектная – безусловно, но слишком нишевая модель. Как – при всем уважении к броскому дизайну, а еще к восхитительно оформленному стенду “Лянчи” – можно назвать и новую “Дельту”. Ведь по большому счету эта машина представляет собой роскошный вариант “ФИАТ-Браво” с новым кузовом. Впрочем, машины, рассчитанные на очень узкий круг покупателей, как и всевозможные экомодели, – тоже веяние времени. Словно паспорт, который есть теперь в кармане (читай: на стенде) каждого участника. Но при этом много ли состоялось в Женеве громких сенсаций? Из 150 мировых, европейских, а такжешвейцарских премьер действительно интересные новинки можно было пересчитать по пальцам рук. Львиная доля весенних премьер – вариации на давно известные темы. Вот во владениях БМВ целаяЛучший аксессуарРешив извечный конфликт между имиджем и удобством, “Шкода” вписала свое имя в историю автомобиля. Патентованная система “Твиндор” дебютировавшая на новом “Супербе” – это хэтчбек и седан в одном флаконе. Внешне новый флагман чешской фирмы выглядит классическим седаном. Вот только багажник можно открыть двумя разными способами. Чтобы просто бросить чемодан, достаточно отпереть типично седанистую крышку, ну а если вы решили перевезти велосипед, то немалый багажник вдруг распахивается огромной пятой дверью. Красота!моторизованная бригада ослепительно белых “экотюнингованных” моделей, а мировая премьера – кабриолет на базе спортивной М3. При всем внешнем богатстве новинок на стенде “Мерседес-Бенца” бал правили рестайлинговые версии. В “Ауди”, не забыв, ясное дело, про экологическую линейку, порадовали универсалом на базе модели А4 и 12цилиндровым турбодизелем для гигантского Q7 – разумеется, “самым зеленым в мире”. Список могут продолжить полугодичной давности электромобиль I и “Лансер”-хэтчбек на стенде “Мицубиси”. Японцы не сомневаются, что на такой кузов придется до 80% европейских продаж “Улана” десятого поколения. А вот принципиально новых12 | w w w.k u p i av t o.r uGENEVA_05.indd 1215.11.11 10:16 Михаил МедведевФо т о Макси ма ГончароваСОБЫТИЕмоделей у “Трех бриллиантов” – увы… Уникальный водородный мотор Ванкеля во владениях “Мазды” соседствовал с весьма скромной премьерой 3-дверной “двушки”. Звездой экспозиции “Пежо” оказался универсал на базе 308-й. Даже принципиально новые, с пылу с жару, “Аккорд” и С5, и те представляли стремительно уменьшающийся сегмент европейского рынка – среднеразмерные седаны. Они погоды не сделают… Неспешная Италия Мало того, выставка в “Пальэкспо”, традиционное место встречи трех известнейших итальянских кузовных ателье, нынешней весной обеднела даже на концепт-кары, которыми славилась во все времена. “Бертоне”, балансирующая на краю пропасти, и вовсе не смогла составить компанию “Пининфарине” и “Италдизайну”. С известной натяжкой в большую тройку можно включить сравнительно молодое ателье “Фьораванти”. Вот только итальянцы, будто сговорившись, не стали спорить друг с другом смелостью стилистических решений и провоцировать будущих покупателей дизайнерскими находками, а привезли в Женеву концепткары гибридно-водородноэкологичной тематики. Скажем, “Синтези” от “Пининфарины” наглядно демонстрировал, что громоздкие топливные элементы могут сочетаться с просторным, вместительным и удобным, как в традиционном седане бизнес-класса, салоном. “Фьораванти” заострила внимание на другой проблеме послезавтрашнего дня. На приземистом прототипе с довольно зловещим названием “Гидра” опробована защита потенциально опасных водородных баков или отсека для аккумуляторных батарей. Конечно, такой автомобиль еще не водородная бомба, но знаЕвропейскую презентацию бренда “Инфинити” мощно поддержал новый кроссовер FX50Чтобы удовлетворить интерес публики, на стенде “Хонды” красовались сразу десять различных вариантов нового “Аккорда”Концепт-кар “СЕАТ-Боканегра” уже в мае превратится в серийную “Ивису” нового поколенияли бы вы, как в конце XIX века люди боялись бензиновых двигателей – ведь они работают на энергии взрыва! “Италдизайн” и вовсе не мудрствуя лукаво представил рестайлинговую версию… собственного концепт-кара “Вольта” четырехлетней давности. “Кваранта” – в переводе с итальянского “Сорок” – скорее подарок отца и сына Джуд-жаро самим себе. В нынешнем году знаменитое ателье празднует 40-летний юбилей. И ты, Брут… К счастью, окончательно разочароваться в современном дизайне мне не позволили на стенде “Рено” – пожалуй, главного авангардиста последних 10 лет. Дверной рефлекс Кстати, самим французамне до экологии. Ведь продажи основной модели фирмы, “Мегана”, падают на глазах. А значит, третий “Меган” не имеет права проиграть. Что ж, многим работа Патрика Ле-Кемана, отпраздновавшего 20-ю годовщину работы в “Рено”, безусловно, понравилась. Все отмечали чистоту линий, столь редкую у сегодняшних нарочито агрессивных моделей “гольф”-класса. Но главную порцию охов и ахов собрала удивительная откидная дверь. В концепцию “крыло чайки”, которой уже свыше 50 лет, французам удалось вдохнуть вторую жизнь – у “Мегана” сначала поднимается панель бокового остекления, а потом и сам каркас двери. Красота – неописуемая! Кажется, что чайка действительно машетw w w.k u p i av t o.r u| 13GENEVA_05.indd 1315.11.11 10:16 СОБЫТИЕкрыльями. Вот только если эту конструкцию оставить на серийной модели, – а технологических преград в общем-то нет – цена “Мегана” вырастет до уровня “Лагуны”. А без гламура крыла чайки эффектный биообраз машины лишится всей индивидуальности. Дальше на такой хэтчбек можно будет лепить любую эмблему – хочешь “Ниссан”, а хочешь и “Лада”. Но если в “Рено” лишь подняли тему прикольных дверей, то “Опель” раскрыл ее в самом что ни на есть серийном виде. На новой “Мериве”, как мы и предполагали, задние боковые двери открываются против движения. “Эка невидаль!” – не согласятся владельцы “Мазды-RX8” и “Мини-Клабмена”. Но в отличие от этих моделей двери “Меривы” открываются независимо от передних – подобной конструкции нет ни у одной автомобильной фирмы, кроме “Роллс-Ройса”. По мне, ради одного подобного сравнения стоило заморачиваться с “Флекс-дорс”. Правда, осталось все же ощущение изобретения ради самого изобретения. Ведь центральная стойка крыши в “Мериве” сохранилась – во имя жесткости конструкции – а значит, доступ в салон все равно ограничен. Опять же дверями – сговорились, они что ли? – пытал-7 8 - й Международный ав т ос а лон в Ж еневеКак в старые добрые времена, дизайн-ателье “Дзагато” приодело “Бентли” в платье собственного индивидуального пошива ся удивить “Хёндай”. А еще у концепта “I-Моуд”, которым корейцы намекают на скорый дебют нового компактвэна, поворотные кресла в салоне, включая водительское, а на закуску такой эклектичный экстерьер, что к нему сразу прилепилось прозвище “Ацтек II”. Помните такой жутковатый однообъемник от “Понтиака”? Соседи из “Киа” и вовсе чуть не опростоволосились. С одной стороны, у корейцев все чин по чину – эковерсия “Сида”, традиционная забота о климате в пресс-релизе. А рядом трио концепт-каров “Соул”. Один из них, “Дива”, судя по всему, предназначен водительницам, помешанным на золоте-Лучший стенд“Несерьезно о серьезном” – именно так хочется назвать эффектную композицию во владениях “Форда”. Смышленые рекламщики “Голубого овала” додумались сделать из деталей нового “Фокуса”… полный комплект музыкальных инструментов: виолончель, гобой, гитара, тарелочки и ударная установка. Все это автомузыкальное хозяйство быть может и не в состоянии извлекать благородные звуки, но справилось с другой важной задачей. А именно, донести до покупателя идею о том, что самый популярный “Форд” – истинное произведение искусства.Совместный проект “Лотоса” и “Ринспида” – удивительная помесь спорткара и… подводной лодки Специальная версия суперкара “Кенигзегг” с двигателем на биотопливе. Сколько же придется срубить деревьев и вырастить на их месте рапса, чтобы прокормить все 1018 шведских “лошадок”!14 | w w w.k u p i av t o.r uGENEVA_05.indd 1415.11.11 10:16 М ихаил МедведевФо т о Макси м а ГончароваСОБЫТИЕВпервые представленный в Европе “Тата-Нано” вызвал живейший зрительский интересбриллиантах. Вместо хрома в его экстерьере бьющая в глаза позолота. Багажник же… обит мехом! Спасибо, что не китовым усом… Сколько, интересно, звонков на горячую линию Гринписа поступило от разгневанных защитников животных? Хотя, с другой стороны – “Дива” идеальная машина для начинающей Ксении Собчак – даже розовый колер не нужен. Чемпион прототипов Так что же, пара-другая прикольных дверей, симпатичная мордашка “Сирокко”, меховой казус “Киа” – а больше из Женевы-2008 и вспомнить нечего? Спаситель, как и полагается в хорошем триллере, появился за секунду до катастрофы. В самом дальнем от входа углу верхнего зала “Пальэкспо” мне удалось найти машину, ради которой стоило идти на выставку. СААБ-9-Х для будущего шведской марки, вполне возможно, на несколько порядков важнее, чем “Мерива” для “Опеля”. Во всяком случае, для официальной презентации снежно-белый трехдверКонцепт-кар “Ленд-Ровер-LRX” – второй уже по счету намек на возможное появление спортивной версии “Фрилендера” ный хэтчбек вручную катили до стенда “Опеля”, где собралось чуть ли не все “джи-эмовское” политбюро – Вагонир, Лутц, Форштер… И скромный на первый взгляд СААБик при более близком знакомстве раскрыл настоящую россыпь талантов. Не будем, пожалуй, о гибридном приводе и встроенной в крышу солнечной батарее, подпитывающей аккумуляторы (подобная была у шведского концепта на Франкфуртском салоне 23 года назад), – гораздо более впечатляет линия, которую упорно гнет шеф-дизайнер отдела перспективных разработок Энтони Ло. Оправдывая самолетное происхождение СААБа, рисунок колесных дисков явно напоминает авиационные турбины, лишенный вычурных деталей кузов смахивает на фюзеляж, тонкая полоска задней светотехники – что подсветка взлетной полосы, а панорамное остекление – фонарь реактивного истребителя. Пожирать глазами это великолепие можно часами. А еще у него активное оперение. СААБ-9-ХНа скоростях свыше 70 км/ч спойлер, в состоянии покоя облегающий заднюю дверь, и диффузоры под днищем выдвигаются в рабочее положение, прижимая машину к дороге и уменьшая подъемную силу. Поговаривают, что на встрече с дилерами месяц назад руководство фирмы из Тролльхеттана пообещало сделать все возможное, чтобы продажи компактной модели начались как можно скорей. Между прочим, судить о серийных перспективах прототипа мы с вами сможем уже в конце лета – если увидим 9-Х на августовском автосалоне в Москве. Кстати, мысли о родной столице в мартовской Женеве были как никогда актуальны. Честное слово, я не удивлюсь, если по количеству ярких премьер выставка в “Крокусэкспо” переплюнет швейцарскую. Дело вовсе не в квасном патриотизме. А в экономике. Ведь в ближайшей перспективе на самом крупном европейском рынке экология покупателей интересует далеко не в первую очередь. В отличие от новых – мощных, красивых, удобных, безопасных и по возможности, конечно, дешевых моделей. Хочется верить, что автомобильная элита в Женеве просто переводила дух перед очередным броском на Восток.w w w.k u p i av t o.r u| 15GENEVA_05.indd 1515.11.11 10:16