76
77
78
ТРИ года не возрастп о к у п аем подержанный ав т омобильМеньшее из трех золЛюбителям авантюр Старый и проверенный способ – найти машину по объявлению в газете или в Интернете, договориться с владельцем и оформить сделку в комиссионке. Главное преимущество такого варианта – возможность выгодно приобрести автомобиль. Продавец-частник, если он не профессиональный торгаш, как правило, объявляет изначально реальную цену. Особенно если продажа машины завязана по времени с какими-то другими финансовыми сделками. Например, с покупкой нового автомобиля, деньги за который надо внести к определенному сроку. Кроме того, у подержанного авто почти всегда есть какие-то недостатки. Для большинства владельцев проще предоставить на них скидку, нежели заниматься предпродажной подготовкой. Но пока наш вторичный рынок не насытился, найти хорошую машину за хорошие деньги не так-то просто. Выгодные предложения успевают перехватить ушлые перекупщики, которые слетаются на добычу в первый же час после выхода объявления. Они берут машину по генеральнойВариантов приобретения подержанных автомобилей немного. Можно договориться с продавцом частным образом и оформить сделку в комиссионном магазине либо прийти в автосалон. Психологически все мы склонны больше доверять последним. А какова реальная разница между покупкой б/у машины с рук или в салоне?но без суеты выбрать машину (зачастую из нескольких аналогичных) и в спокойной обстановке оформить сделку. Это – сервис, который стоит денег. Поэтому как бутылка колы в ресторане стоит дороже, чем в ларьке напротив, так и цены автомобилей в салонах обычно выше, чем на свободном рынке. Но покупателей это не останавливает. Многие готовы переплатить – лишь бы получить юридически и технически беспроблемный автомобиль. Увы, но вывеска “Автосалон” сама по себе ничего не гарантирует. До недавнего времени ко-доверенности, при необходимости “по-быстрому” устраняют недостатки, после чего выставляют ее по максимально возможной цене. Кроме того, при проведении частной сделки есть риск нарваться на разбой или мошенничество – получить по голове либо просто остаться без денег и машины. В общем, покупка с рук может оказаться выгодной, но это авантюра – хлопотная и небезопасная. Цены – выше, гарантий – никаких Неудивительно, что многие предпочитают салон, где мож-76 | w w w.k u p i av t o.r uTrigoda+.indd 7615.11.11 12:20 А Л Е КС А Н Д Р КОНОВФО Т О МАКСИМА ГОНЧАРОВАТРИ года не возрастБез злого умыслаЮридические проблемы возникают совершенно не обязательно по злому умыслу. Например, номер кузова или двигателя был занесен в ПТС просто с банальной ошибкой. Но ни для кого не секрет, что новые автомобили ставятся на учет порой без осмотра. При наличии доверительных отношений с нужными людьми снять машину с учета перед продажей можно также без осмотра. Соответственно, ошибка всплывет только при попытке поставить машину на учет вторым владельцем. Чтобы исправить ее, придется пройти все круги бюрократического ада.Популярные недорогие модели продаются в основном частным образом либо через трейд-ин. Причем в трейд-ине цены на них иногда бывают даже НИЖЕ РЫНОЧНЫХ – в частных объявлениях фигурируют в основном предложения перекупщиков. Но если повезет, у непосредственного владельца машину можно купить выгодноролями вторичного рынка были “серые” салоны, специализирующиеся на привезенном из-за границы сэкондхэнде. Их позиции до сих пор сильны, однако работать побелому “серым” становится все труднее. Хороший сэкондхэнд из Европы при нынешнем кросс-курсе валют стал неоправданно дорогим. “Американку” многие не хотят брать принципиально. Машины с российской пропиской в “серые” салоны сдают неохотно. Если уж человек готов делиться с посредником, он скорее отдаст машину в трейд-ин официальному дилеру, чтобы без волокиты и передачи денег из рук в руки пересесть на новый автомобиль. При этом, в отличие от перегонщика-частника, “серый” салон за $1000–1500 с машины работать не будет. А чтобы в нынешней ситуации зарабатывать по $3000–4000, приходится и пробег в 2–3 раза скручивать, и аварийные машины брать, и “утопленников”. Более того, отдать заведомо проблемный автомобиль через салон для продавца безопаснее, нежели частным образом. Вот, скажем, один знакомый перегонщик взял в Германии 4-годовалый “Паджеро” с пробегом в 240 000 км. Поскольку машину отдавали дешево, он планировал “крутануть” пробег и “срубить по-легкому 3–4 штуки”. Но пока гнал машину, понял, что предыдущий владелец укатал “Мицубиси” до полусмерти. Поэтому решил умерить аппетит до $1000 и продать его через салон: “Если покупатель попадется крутой, он меня за такую машину и через месяц, и через два уроет… А на салон попробуй наехать”. В результате в салоне поставили на одометре 112 тысяч (пробег более 100 000 км подразумевает износ техники) и подняли цену еще на $4000. Конечно, не все “серые” работают настолько грязно. Некоторые держат заведомо высокие цены, но при этом отвечают за качество товара. И все же вероятность нарваться на машину с проблемами в “сером” салоне весьма велика – ничуть не меньше, чем при покупке частным образом. Первый шаг к цивилизованному рынку В последнее время все большее распространение получает трейд-ин – когда официальный дилер принимает у покупателя старый автомобиль в зачет стоимости нового. Такие салоны считаются наиболее цивилизованными и надежными. Будучи партнерами автомобильных компаний, “официалы” привыкли работать корректно и дорожить своим именем. Кроме того, желающих обменять машину по трейд-ину уже сейчас хватает, поэтому они могут позволить себе принимать на комиссию только юридически и технически беспроблемные автомобили. Плюс – проводить качественную предпродажную подготовку в собственных техцентрах. Например, компания “Мэйджор” – крупнейший игрок на рынке трейд-ин – предоставляет покупателю допсоглашение, в котором прописаны гарантии юридической чистотыавтомобиля. Плюс – результаты комплексной технической диагностики и сервисную историю, если машина была куплена в России новой и у них обслуживалась. Да и цены в дилерских салонах, активно практикующих трейд-ин, как правило, привлекательные. Они стараются “подвинуть” по цене продавца, чтобы на выходе стоимость автомобиля получилась среднерыночной, и он продался как можно быстрее. Для покупателя это выгодно. Но чтобы поймать машину в трейд-ине, надо договариваться с менеджером либо дежурить у ворот с пачкой денег в кармане. В таких салонах автомобили зачастую продаются за один день. Впрочем, “официалов” тоже не стоит идеализировать. Допустим, к дилеру пришел “начальник транспортного цеха”, который готов купить для своего банка три новых “Ауди-А8”. Но при условии, что салон возьмется выгодно продать его собственный автомобиль с уничтоженным коррозией номером двигателя и халтур-“Рено-Меган” с пробегом в 61 000 км. Приемщик заявил, что автомобиль будет выставлен на продажу только при условии замены тормозных колодок и дисков, плюс проведения 60-тысячного ТО, на котором положено обновлять ремень ГРМ двигателя. Соответственно, зачетная цена машины была снижена на стоимость этих работ.Дорогие модели в автосалонах ПРОДАЮТСЯ ЛУЧШЕ, чем по частным объявлениям. Например, весьма популярный “РейнджРовер” с компрессорным мотором владельцы не могут продать за $75 000, а с площадки салона официального дилера он моментально уходит за $80 тысяч. Просто обладатели таких денег не хотят связываться с продавцами-частникамино восстановленным после сильного удара кузовом. Вы думаете, руководителю комиссионного отдела позволят не принять эту машину? Вопрос лишь в том, по какой цене ее будут продавать и насколько правдиво расскажут покупателю о недостатках. Качество предпродажной подготовки тоже зависит от добросовестности дилера. Одна моя знакомая сдала в трейд-ин 3-годовалый Когда “Меган” появился в рекламе, я под видом покупателя приехал его посмотреть. Марка “Рено” для этого дилера была непрофильной, поэтому мне было интересно, насколько профессионально они выполнят диагностику и “предпродажку”. Менеджер особо подчеркивал, что автомобиль прошел полное 60-тысячное ТО с предпродажной подготовкой и в ближайшие 15 000 км вложений не потw w w.k u p i av t o.r u| 77Trigoda+.indd 7715.11.11 12:21 ТРИ года не возрастребует. В подтверждение мне показали свежее масло на щупе двигателя, новые фильтры и тормозные колодки. Однако все “расходники” оказались неоригинальными, а колодки были установлены на изношенные, так и не замененные передние диски. Как вы понимаете, прослужат они недолго. На вопрос о ремне ГРМ продавец не моргнув глазом выдал: обычно его меняют на 90 тысячах, но для подстраховки можно и раньше. А еще я обнаружил в багажнике старую “запаску” вместо новой, ни разу не использованной. Но это – обычная для салонов практика. Не автосалон, а комиссионный магазин Вы скажете: как же так? Даже “серый” автосалон – это торговая организация, которую можно привлечь к ответственности… Да в том-то и дело, что не торговая организация. Наше налоговое законодательство не поощряет продажу подержанных автомобилей по юридически прозрачной схеме, когда в роли продавца выступает от соб-п о к у п аем подержанный ав т омобильственного имени юридическое лицо, имеющее лицензию на право торговли автотранспортными средствами. Поэтому вторичный рынок в России стал теневым, и сегодня автосалоны осуществляют КОМИССИОННУЮ ПРОДАЖУпродавец должен заплатить налог либо доказать, что купил машину дороже, чем продает, комиссионки стараются указывать в справках-счетах именно эти цифры. Естественно, покупатель не будет требовать возврата через судС точки зрения законаО некоторых нюансах покупки б/у автомобиля рассказывает юрист “За рулем” Сергей Смирнов Комиссионный магазин заключает с покупателем договор (выписывает справку-счет) от своего имени и несет всю ответственность как за качество так и за юридическую чистоту товара. Продавец обязан довести до сведения покупателя всю информацию о техническом состоянии автомобиля и известных ему неисправностях. Обнаружив в течение 15 дней после покупки недостатки, которые не были оговорены комиссионным магазином, покупатель вправе отказаться от сделки и потребовать возврата денег либо замены автомобиля аналогичным надлежащего качества. По истечении двухнедельного срока эти требования можно предъявлять к комиссионному магазину, если недостаток автомобиля – существенный. То есть тот, который нельзя устранить, либо проявляющийся вновь после неоднократного устранения. Если комиссионный магазин отказывается удовлетворить требование, покупатель вправе обратиться в суд по месту жительства. Только учтите, что в случае спора по техническим вопросам причину возникновения неисправности определяет независимая техническая экспертиза. Если будет признано, что она произошла по вине покупателя, ему придется оплатить расходы на проведение экспертизы, а претензии к магазину будут отклонены. Кроме того, хотелось бы дать несколько советов. Сделку лучше проводить через крупный, известный комиссионный магазин, чтобы свести к минимуму возможность его банкротства во время предъявления претензии. В справке-счете должна быть указана реальная сумма покупки и размер комиссионных продавца. Это избавит вас от необходимости доказывать, за какую сумму вы приобрели автомобиль.За океаном автобизнес построен на том, что крупный покупатель получает более выгодную цену. Поэтому сэконд-хэнд из Америки продают в основном не частники, а салоны, способные закупать партии машин. Но зачастую в них представлен ОТКРОВЕННЫЙ ХЛАМ. Проверка по “карфаксу” выдает “подводное” или аварийное прошлое, а машина выставлена на площадке в первом ряду…подержанных автомобилей, принимая их на реализацию от фактических владельцев или подставных лиц – на жаргоне перегонщиков “пингвинов”. А когда гражданин Иванов через комиссионный магазин продает машину гражданину Петрову, юридически нет никакой разницы, где она находилась во время заключения сделки – на площадке с вывеской “Автосалон” или на дороге возле тротуара. Теоретически существуют Закон о защите прав потребителей и Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, которые позволяют призвать к ответственности как комиссионку, так и бывшего владельца. Но как показывает практика, оспаривать техническое состояние подержанного автомобиля довольно сложно – реально отсуживаются только юридически проблемные сделки. Поэтому услуги по оформлению справок-счетов стоят так дешево, а сотрудники комиссионок зачастую даже не выходят осматривать автомобиль. Зачем себя утруждать, если заниженная до 125 000 руб. цена автомобиля в справкесчете является лучшей защитой от возможных претензий. Поскольку с большей суммы 124 тысяч, если на самом деле заплатил миллион. Конечно, вы можете настаивать на указании полной суммы. Но если это не трейд-ин, вам наверняка порекомендуют искать другую машину в другом месте. Не валяй дурака – купи новую Продажа подержанных автомобилей во всем мире считается криминогенным бизнесом. А уж в России безнаказанно обманывать покупателя может кто угодно – и частный владелец, продающий собственную машину, и барыга-перекупщик, и респектабельный автосалон. И до тех пор, пока вторичный рынок законодательно не заставят выйти из тени, покупатель будет оставаться почти бесправным. Поэтому попробуйте объяснить себе (желательно с калькулятором в руках), зачем покупаете 3-годовалую “Короллу” вместо нового “Лачетти” или 3-годовалый “Ауди-А6” вместо новой “Кэмри”. Мало того, что это рискованно, так подержанные автомобили в России еще и крайне невыгодны. В наших условиях физически они стареют очень быстро, а дешевеют почемуто очень медленно. Но это уже совсем другая история.Из Германии… через ЛитвуКак известно, маршруты сэконд-хэнда из Германии обычно проходят через Прибалтийские страны. При этом в документах страну вывоза транспортного средства определяет таможенник, “выбор” которого, сами знаете, от чего зависит. Законопослушному гражданину в эту графу вобьют “Литва”, даже если он пролетел через страну транзитом за одну ночь. Профессиональный же перегонщик может ввезти в Литву разбитую под списание машину, восстановить ее там “на продажу”, при этом в документах и объявлении о продаже автомобиль будет числиться пришедшим из Германии.78 | w w w.k u p i av t o.r uTrigoda+.indd 7815.11.11 12:21