84
85
Актуально12 декабря 2007 года вступили в силу поправки к Закону “О защите прав потребителей”. Чего ждать от закона, который так часто именуют непродуманным и популистским, покупателям автомобилей? Найти ответы на эти вопросы нам помогают Дмитрий Гулин, президент Российской ассоциации автодилеров (РОАД), и Дмитрий Лесняк, юрист российского Общества защиты прав потребителей.П ра в а п о куп ателейРисунок Бориса ИзмайловаЧто новенького? После 12 декабря кардинально изменились четыре позиции. Вопервых, в новой редакции Закона куда большее значение, чем раньше, придается информации о товаре: правилам его эксплуатации, сведениям об условиях гарантии, о продавце, импортере, производителе. Недостаточно полная и недостоверная информация теперь считается одним из недостатков товара. В отношении автомобилей это требование обычно соблюдается – все необходимые данные содержатся в ПТС. Существенно другое: если вы получили не совсем тот автомобиль, который заказывали, – допустим, вместо обещанной за названную цену версии с кожаным салоном пришла машина с велюровым, – и вам удастся доказать, что это произошло по причине предоставления дилером недостоверной информации, можете претендовать на замену машины. Однако для этого в договоре должны быть указаны все пожелания покупателя к комплектации авто, что, к сожалению, не всегда получается на практике. Второе новшество далеко не такое радостное: оно лишило покупателей возможности вернуть деньги в течение всего гарантий-ного срока, как было в прежней редакции, сведя этот период к 15 дням после покупки. По истечении первых 15 суток владельцу бракованной машины придется доказать непригодность к ремонту или же наличие существенных недостатков – повторяющихся или требующих несоразмерных материальных либо временных затрат на их устранение. Иными словами, рестайлинговая версия закона допускает возврат дилеру или обмен находящегося на гарантии автомобиля, который проводит на СТО более 30 суток в году.Уложиться в 15 днейКроме того, основанием для замены товара служит “неоднократное проявление нескольких различных недостатков в течение каждого года гарантийного срока”. Но увы – воспринять эту формулировку однозначно, по мнению Дмитрия Лесняка, мешает слово “каждый”. Например, если гарантия 12 месяцев, применить закон не получится. Та же ситуация, если недостатки неоднократно имели место в первый год, после устранения на СТО не проявляли себя во второй год и вновь дали о себе знать во все еще гарантийный третий. Третье новшество – установлен максимальный срок гарантийного ремонта (не более 45 суток), после чего клиент вправе потребовать компенсацию в размере 1% от стоимости автомобиля за каждый день просрочки.Четвертое существенное изменение касается сроков поставки заказанного автомобиля. При просрочке поставки товара закон обязывает продавца выплачивать компенсацию в размере 0,5% от суммы аванса за каждый день просрочки. Далеко, как до Парижа И юристы, и дилеры крайне осторожно оценивают масштабы борьбы потребителей за свои права: для статистики три месяца – не срок. И все же новая редакция закона о правах потребителей насторожила дилеров. Почему? Ответ – в тексте: “В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплачен-По данным Союза потребителей России, знают свои права 75% покупателей, готовы активно отстаивать свои интересы 60%. Получить компенсацию, не доводя дело до суда, удается в 70–80% случаев. В суде выигрывают иски 9 из 10 покупателей.84 | w w w.k u p i av t o.r uAktualno.indd+.indd 8415.11.11 13:22 ЕЛЕНА АНДРЕЕВА Если покупатель настоял на возврате автомобиля, то все его затраты, включая проценты по кредиту, страховые премии, затраты на экспертизу, будут возмещены по решению суда. А вот предоставление на время ремонта подменного автомобиля законом не предусмотрено, и если дилер предлагает такую услугу, это с его стороны приятная любезность.Актуальнодень оговоренного срока. Без каких-либо удержаний. Спешить ли в суд? Прецеденты выигрыша дел такого рода в судах имеются, хотя большинство дилеров склонны решать вопросы до суда – крайней инстанции, которая, как это ни печально, работает медленно. К тому же предсказать судебное решение никому не дано – потому, в частности, что каждая конкретная ситуация по-своему уникальна. Так что для начала стоит попробовать договориться с продавцом, изготовителем или импортером, но не на словах, а в письменном виде. Обращаться в суд стоит только после того, как вам необоснованно откажутНеобходимость заказывать детали на заводе, на которую любят ссылаться сервисмены, так же как и время проведения экспертизы, никак не влияют на установленный законом предельный срок ремонта.ной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки <…> в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара”. О характере и степени недостатков, как видите, речи не идет. Следовательно, мы вправе требовать замены машины на равноценную, к примеру, из-за негорящей лампочки или неработающего прикуривателя. Неужели в салонах дилеров со дня на день появятся стойки с надписью “Обмен автомобилей”? Президент РОАД Дмитрий Гулин считает, что до такого нам да-нения заказа, вносили в кассу солидную сумму (вполне вероятно, с привлечением заемных средств), приобретали полисы ОСАГО и КАСКО, устанавливали сигнализацию, регистрировали машину в ГИБДД только ради того, чтобы из-за заедающего замка багажника начинать обратный процесс: снимать машину с учета, расторгать страховой договор и т. д.? Дело долгое, нудное, да и равноценная машина на складе вас вряд ли дожидается… В общем, автовладелец сорок раз подумает, прежде чем пускаться в затяжное плавание по неопределенному маршруту. Однако причина для тревоги у дилеров все-таки есть: согласно букве закона, “при возврате покупателю уплаченной за товар суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или подобных обстоятельств”. Между тем выехавшая из ворот салона машина автоматически теряет в● ЗАМЕНА ИЛИ ВОЗВРАТ ДЕНЕГ (по выбору) – в течение первых 15 дней после покупки ● БЕСПЛАТНЫЙ РЕМОНТ по гарантии ● ВЫПЛАТА НЕУСТОЙКИ ЗА НАРУШЕНИЕ СРОКОВ РЕМОНТА ●КОМПЕНСАЦИЯ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА – в соразмерных пределах И ВСЕХ УБЫТКОВ, понесенных покупателем, – судебные издержки, расходы на экспертизу и т. д.леко, как до Парижа, и отнюдь не потому, что люди не знают своих прав. Прежде всего, у дилера тоже есть права – в частности, провести экспертизу и доказать, что недостаток появился по вине потребителя. А кроме того, автомобиль – товар специфический в силу как высокой цены, так и особо пристрастного отношения к нему и к его выбору со стороны владельца. Люди стали искушеннее. И все чаще стандартной модификации предпочитают заказные версии, индивидуальные комплектации, редкие цвета. Так неужели вы дожидались выпол-На что рассчитывать владельцу бракованного авто?цене порядка 15%. Конечно, в условиях нынешнего ажиотажного спроса дилер, скорее всего, с успехом реализует товар, не устроивший первого покупателя. А если за две недели владелец успел не только обнаружить недостаток, но и поцарапать кузов, содрать обивку с сидений, прожечь потолок? Вопрос, кто заплатит за его каприз, риторический – наверняка будущие клиенты дилера, ибо вынужденная необходимость удовлетворять необоснованные требования неминуемо приведет к повышению цен на автомобили.Клиенту на заметку О том, что ждет гражданина, чей “железный конь” тяжко занедужил на 16-й день после покупки, мы уже говорили: бесконечные визиты на сервис либо во всех отношениях затратные попытки доказать неремонтопригодность. Стоит иметь в виду, что претендовать на возврат денег или замену машины при превышении сроков ремонта вы сможете только в том случае, если обращались для его проведения к продавцу, указанному в ПТС, – на другого дилера обязанность выдерживать срок не распространяется. Поэтому желательно с претензиями обращаться именно к продавцу и фиксировать все требования в письменном виде. Срок миновал, а претензии остались? Составляйте бумагу, в которой будете настаивать на возврате денег ИЛИ замене машины. Очень важно, чтобы требование было однозначным и предельно конкретным, поскольку любая неясность ведет к затягиванию процесса переговоров. Учтите, что сумма неустойки за несоблюдение сроков ремонта (1% от стоимости авто за день просрочки) судом, как правило, достаточно сильно урезается, ибо существует установка препятствовать безосновательному обогащению потребителя. Другое дело – неустойка за нарушение сроков поставки (0,5% от суммы аванса за каждый день просрочки). Впрочем, больших авансов дилеры обычно не берут – в условиях дефицита машин это неактуально. Но если отсутствие автомобиля нанесло вам реальный ущерб и это можно доказать документально, вы вправе потребовать возмещения убытков. В обратной ситуации – машину доставили раньше, чем это было указано в договоре, вы же пока не готовы ее оплатить, и на этом основании дилер хотел бы компенсировать свои затраты на ее хранение, – ни в коем случае не соглашайтесь: если обязательство предусматривает срок его исполнения, оно должно быть исполнено в последнийРисунок Бориса Измайловав удовлетворении ваших обоснованных требований. Порой действенное участие в решении проблем клиента принимают представительства фирм-автопроизводителей, ратующие за доброе имя марки, и не только в тех случаях, когда продавец обанкротился или лишился дилерских прав. Дмитрий Лесняк особо отметил, что для суда не имеет значения, по какой схеме – официальной или “серой” – ввезен в страну автомобиль, главное, чтобы имелся сертификат соответствия и правильно оформленная сервисная книжка. Строго говоря, не важно и то, новый автомобиль или купленный подержанным. Если в первые 15 дней после продажи проявились скрытые недостатки, не отраженные в договоре, машина точно так же подлежит возврату продавцу или обмену на равноценную. Это же касается кредитного автомобиля, находящегося в залоге у банка, – перепродать его нельзя, а потребовать замены можно.w w w.k u p i av t o.r u| 85Aktualno.indd+.indd 8515.11.11 13:22