26
27
28
Энциклопедия покупателяДешевый PR После того, как стоимость обслуживания стала инструментом конкурентной борьбы, некоторые автопроизводители повели себя, мягко говоря, некорректно. Поскольку реальную стоимость ТО снизить невозможно (для этого просто нет резервов), они поступили проще. Предложили заведомо невыполнимые условия обслуживания, что позволило “нарисовать” копеечные расценки. Фантастически низкая стоимость ТО для “Фокуса” в 50 евро объяснялась до наивного просто – в эту сумму входили только осмотр автомобиля и замена масла в двигателе. Как вы понимаете, без замены воздушного и салонного фильтров, свечей зажигания, охлаждающей и тормозной жидкостей автомобиль ездить не может. Если же выполнять все эти операции, “Фокус” в обслуживании обходится не дешевле конкурентов. Однако настолько дешевый PR является скорее исключением из правил (кстати, “Форд” недавно пересмотрел технологичес-С т оимо с ть техоб с луживанияАвтосервис на довериикую карту ТО). Чаще бывает по-другому: в перечень ТО входят все необходимые операции, но периодичность обслуживания установлена “от вольного”. Например, фирма “Пежо” несколько лет назад заявляла совершенно неприемлемый для наших условий 30-тысячный межсервисный интервал. При этом промежуточный осмотр автомобиля был исключительно рекомендательным. Маркетологи из “Джи-Эм” оказались еще хитрее. Межсервисный интервал (15 000 км) и технологическая карта ТО для “Опеля” прописаны в целом корректно. Однако свечи зажигания, салонный и воздушный фильтры предписано менять только через 60 000 км, а ремень ГРМ – через 120 или вовсе 150 тысяч. Соответственно, и стоимость ТО рассчитана, исходя из столь “оптимистичных” пробегов.Стоимость ТО в последнее время становится такой же важной для покупателей характеристикой, как разгонная динамика или расход топлива. Однако реальные суммы, которые приходится тратить на обслуживание, всегда оказываются выше заявленных.ТО позволит увеличить объемы продаж сегодня и сейчас, игра уже стоит свеч. Законы бизнеса, увы, жестоки. Некоторые покупатели занимают принципиальную позицию. Мол, если фирма гарантирует исправную работу автомобиля при таком обслуживании – не буду переплачивать ни копейки. А если что случится – пусть ремонтируют по гарантии. Но только продавцу от такой “принци-А есть это можно? Можно, только отравишься… Предлагая заведомо нереальный график или объем обслуживания, автопроизводители заботятся вовсе не о сокращении ваших расходов. Расчет строится на том, что гарантийный срок машина отъездит, а после продажи во вторые руки пусть хоть пополам сломается. Но если привлекательная стоимость26 | w w w.k u p i av t o.r uencikl_servis1+.indd 2615.11.11 16:38 А Л Е КС А Н Д Р КО Н О ВФО Т О МАКСИМА ГОНЧАРОВАЭнциклопедия покупателяАвтомобильный рынок – не овощной базарЕдиные для всех дилеров расценки на плановое обслуживание – такой же признак цивилизованного рынка, как и единые цены на автомобили. Причем некоторые фирмы (например “Форд” и “Рено”) пошли еще дальше, обнародовав единые цены на замену сверхплановых “расходников” – тормозных колодок, дисков и даже амортизаторов. Это позволяет достаточно точно прикинуть стоимость обслуживания машины по крайней мере до 100 000 км. Но некоторые автопроизводители совершенно не заботятся о собственном имидже, позволяя дилерам творить полный беспредел. Например, 15-тысячное ТО для “Астры” в зависимости от жадности дилера стоит от 5000 до 6800 руб., а 20тысячное для “Кэмри” – от 8000 до 11 000 руб. Поэтому если вы обзваниваете несколько дилеров и они объявляют разную стоимость одного и того же ТО, имеет смысл задуматься о покупке автомобиля другой марки. Когда под именитой вывеской царит дикий базар, это не сулит ничего хорошего.круги ада в ГАИ, чтобы внести в техпаспорт замену двигателя. Наконец, когда будете продавать машину, покупателя наверняка смутит замена мотора… Экономия на обслуживании выйдет боком даже в том случае, если с машиной ничего не случится и она с горем пополам доездит до момента продажи. Российский вторичный рынок постепенно становится цивилизованным, и покупатели все чаще интересуются сервисной историей автомобиля. Кто захочет приобретать машину с пробегом 100 000 км по России, если за все это время она была на обслуживании всего три раза? За отдельную плату Надо сказать, большинство фирм устанавливают реальный для наших условий межсервисный интервал в 15 000 км и включают в цену ТО все необходимые операции. Но даже в этом случае фактическая стоимость обслуживания начиная со второго-третьего ТО будет выше заявленной. Дело в том, что в перечень планового ТО входят только те операции, которые в любом случае надо делать через определенное время или пробег. Но в машине есть и такие “расходники”, стоимость замены которых невозможно включить в плановый график обслуживания. Например, тормозные колодки и диски у одного водителя служат 20 000 и 40 000 км, а у другого – вдвое дольше. Соответственно, замена этих деталей производится по их фактическому состоянию и оплачивается отдельно. А вот когда вам предлагают дополнительные работы, тут надо не терять бдительность. Например, известный дилер “Мицубиси” долгое время натаскивал своих сервисменов на принудительную диагностику двигателя и регулировку схождения-развала колес (ес-пиальности” ни жарко, ни холодно. А вот насолить самому себе очень даже возможно. Если в наших условиях воздушный и салонный фильтры не менять 60 000 км (для них даже 30 тысяч – много), от удушья умрет не только двигатель, но и вы сами – стекла будут запотевать даже в сухую погоду. При этом хорошо, если мотор будет постепенно терять мощность из-за нехватки воздуха. Но если разрежение на впуске будет сильным, а корпус фильтра – слабым, двигатель его просто заглотит (обычно так делают дизели) и в цилиндры прямиком пойдет дорожная пыль с песком. Выведенный из строя мотор едва ли заменят бесплатно. Потому как в сервисной игарантийной книжках обычно всегда есть оговорка: при тяжелых условиях эксплуатации межсервисный интервал (или периодичность отдельных операций ТО) сокращается вдвое. Увидев напрочь забитые грязью фильтры, любой независимый эксперт вынесет вердикт, что владелец не выполнял требование для тяжелых условий эксплуатации. Особенно если на предыдущем ТО вам была выдана под роспись рекомендация замены фильтров. Даже если вы наймете сильных адвокатов, которые решат спор в вашу пользу, торжество упрямства все равно обойдется дорого. В ожидании запчастей и ремонта придется месяц-другой ездить на такси. Затем – пройти всетественно, за счет владельца) уже на первом-втором ТО. Людям пытались навязывать эти операции, даже если они не жаловались на поведение машины или работу мотора, а на приборной панели не загоралась лампочка “check engine”. Однако проведение сверхнормативных работ не всегда вымогательство. Если владельцу “Опеля” настоятельно рекомендуют заменить ремень ГРМ с роликами уже на 60 000 км (хотя по плану он должен ходить 120 000 км), к совету мастера лучше приw w w.k u p i av t o.r u| 27encikl_servis1+.indd 2715.11.11 16:38 Энциклопедия покупателяслушаться. Ведь по опыту эксплуатации, в наших условиях ремень на “опелевских” моторах зачастую не доживает и до 90 тысяч, а его обрыв чреват разрушением двигателя. Есть и другие операции, которые не входят в объем ТО, однако на их выполнение лучше не скупиться. Например, промывать инжекторы и очищать радиатор от пуха и грязи лучше заранее – не дожидаясь, когда появятся симптомы неисправностей. Ведь застарелые, вялотекущие болячки могут аукнуться уже по истечении гарантийного срока, и тогда экономия на профилактическом обслуживании обернется дорогостоящим ремонтом. Как определить, чем руководствуется мастер-приемщик, когда навязывает дополнительные работы – заботой об исправности машины или о наполнении собственного кармана? В любом случае надо спросить у мастера, почему он считает необходимым проведение той или иной дополнительной операции. А уж чтобы оценить убедительность его доводов, надо хотя бы немного разбираться в технике и в психологии. Почему так дорого? Понимаете, деньги очень нужны Итак, мы выяснили, что реальная стоимость обслуживания в любом случае будет выше заявленной. Хотя бы из-за того, что помимо плановых работ придется дополнительно тратиться на замену колодок, тормозных дисков и мелкую профилактику вроде промывки форсунок впрыска или очистки радиатора. Еще один вывод: выбирать среди близких конкурентов самую дешевую в обслуживании модель – дело неблагодарное. Современные автомобили очень близки по конструкции и технологии ТО, поэтому для машин од-С т оимо с ть техоб с луживанияВ ремзоне – что в банеК сожалению, правила ведения бизнеса, отношение к работе и отношения между людьми в России остаются пока… очень своеобразными. В сфере автосервиса, где в последние годы царит хронический дефицит, эта “специфика” проявляется особенно ярко. Даже если для вашей машины четко прописана стоимость ТО, это еще не означает, что вы не заплатите дороже. Как гаишники знают, на чем можно поймать беззащитного водителя, так и сервисмены умеют вывернуть карманы клиенту, которому деваться некуда. Будет ли дилер этим пользоваться, зависит исключительно от его порядочности. Возьмем для примера замену тормозных колодок. По идее, механик может просто выполнить эту операцию – что называется, от сих до сих. Но чтобы суппорты не заклинило от нашей соли и грязи, по-хорошему их надо очистить и смазать. В одном техцентре выполнят свои обязанности по минимуму. В другом тормозные механизмы обслужат, не взяв за это дополнительных денег. В третьем – впишут в счет полную стоимость тюбика смазки, хотя его объема хватает на обработку 10 машин. В четвертом накинут нормочас на очистку и смазку, но при этом… всего лишь заменят колодки. Поэтому машину совершенно не обязательно обслуживать у того дилера, который вам ее продал. Как показывает опыт, большинство продавцов дорожат клиентом только до тех пор, пока он не внесет деньги в кассу автосалона. А уж на заднем дворе (то есть в ремзоне) все равны, как в бане. Если вы привыкли считать деньги и вам небезразлично отношение к вам и вашему автомобилю, ищите тот техцентр (или того мастера-приемщика), к которому у вас есть доверие.ного класса и одной ценовой группы стоимость обслуживания примерно одинакова. Хотя из любых правил бывают исключения. Например, для автомобилей “Субару” даже заявленная стоимость ТО ощутимо выше, чем для конкурентов. Отчасти это объясняется специфической конструкцией этих машин – работы по обслуживанию оппозитных моторов довольно трудоемки. Но есть и спекулятивная составляющая высоких цен – даже в Москве квалифицированныйсервис “Субару” предоставляет только один дилер. У “Тойоты” стоимость отдельно взятых ТО реальная. Но покупатели переплачивают много лишнего из-за их короткой периодичности. Если другие японские фирмы заявляют межсервисный интервал в 15 000 или даже 20 000 км, эти упрямо держат 10 тысяч. Поскольку каждое четвертое ТО включает в себя большой объем работ (это общая практика), владельцам “Тойот” приходится выкладывать круглыесуммы не на 60 000, а уже после 40 000 км. Возникает логичный вопрос: вы делаете настолько плохие автомобили, что для поддержания в исправном состоянии их надо гонять на ТО каждые 10 000 км? Нет, конечно. Это банальная спекуляция на добром имени, которая долгое время сходила “Тойоте” с рук. Но, судя по итогам продаж в первом квартале 2008 года, столь навязчивый сервис покупателям нравится все меньше и меньше.28 | w w w.k u p i av t o.r uencikl_servis1+.indd 2815.11.11 16:38