68
69
70
71
МЕСТО РОЖДЕНИЯ“СОЛЛЕРС-ЕЛАБУГА”ПЕРВЫЙ РЕЗИДЕНТВ конце мая премьер-министр РФ Владимир Путин и президент Татарстана Минтимер Шаймиев лично дали добро на серийный выпуск лицензионных “ФИАТ-Дукато” на предприятии “Соллерс-Елабуга”. Компания стала первым из семи резидентов Особой экономической зоны “Алабуга” (так по-татарски звучит название 200-летнего города на правом берегу Камы). Чтобы с нуля создать производство полного цикла, понадобилось менее 16 месяцев. Такого нигде нет. Только на Каме... Тихая провинциальная Елабуга, окруженная идиллическими шишкинскими пейзажами – “конфетный” художник здесь родился и жил, – была, между прочим, в первом десятке городов России, где появились электрическое освещение и водопровод. Такой подарок ей сделала известная своими традициями благотворительности династия местных купцов Стахеевых. Золотых приисков, нефтяных промыслов, пароходов и заводов бизнесменам новой формации показалось мало – в начале прошлого века они с подачи своего компаньона Петра Батолина, который был единственным в Российской империи контрагентом Форда, задумали открыть в родном городе автомобильное производство и даже вели об этом переговоры с американцами. Управляющий нью-йоркским отделением компании Форда Г. Плантиф уже тогда считал российский рынок весьма перспективным. В 1916 году он сообщал личному секретарю Генри Форда: “Если построить в России автозаводы, то через десять лет мы сможем делать там почти такой же бизнес, как сейчас в Америке”. Благим намерениям помешал осуществиться Великий Октябрь, но, судя по всему, Стахеевы, вышедшие из крепостных в богатейшие люди России, не были лишены провидческого дара: через несколько десятилетий в радиусе 300–350 км от Елабуги возник первый социалистический автомобильный кластер – КамАЗ, “ИжАвто”, ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, “Нижнекамскшина”, “Нижнекамскнефтехим”... А в начале XXI века мечта купцов Стахеевых начала сбываться, так сказать, в полном объеме. Добро пожаловать в Зону! Журналистов пригласили на день открытых дверей вместе с представителями 80 российских дилеров ФИАТ, которымпредстоит продвигать отечественные “Дукато”, в начале июля. К этому моменту завод выпустил первые четыре с половиной сотни фургонов и микроавтобусов. Нам предстояло увидеть в действии процесс автопроизводства и несколько образцов продукции, ведь “Дукато” – это и школьный автобус, и маршрутка, и “скорая помощь”, и развозной фургончик с цельнометаллическим кузовом. Число базовых модификаций равно 14, исполнений – 48, но и это не предел. Ведь специальные автомобили, разработанные под специфические потребности заказчиков, можно здесь выпускать сколь угодно малыми партиями. Зона, пусть даже и эконо-мическая, по определению должна находиться за забором. Въезд на территорию ОЭЗ “Алабуга” охраняет таможенный пост. Досматривают все грузы, и входящие, и выходящие. Однако раскрашенное изнутри и снаружи в праздничные цвета здание предприятия “Соллерс-Елабуга” ничем не напоминает описанные Солженицыным и Довлатовым бараки. Там, где сегодня возвышается образцовый с точки зрения канонов промышленного дизайна корпус общей площадью 90 000 м2 и высотой потолков 12,5 м, в свое время планировали строить трактора, потом собирали отверточным методом “Шевроле-Блейзер”... В недавнее прошлое ОЭЗ сей-68 | w w w.k u p i av t o.r usollers.indd 6816.11.11 13:31 Ел е на Андр ее ваФо т о “С олл е р с”МЕСТО РОЖДЕНИЯИз компетентных источниковНесмотря на то, что наш визит на предприятие проходил в обстановке повышенной секретности, – в частности, сопровождающие вежливо рекомендовали зачехлить фотокамеры – мы узнали много интересного о планах по локализации производства и получили от гендиректора “Соллерс-Елабуги” и одновременно главы коммерческого дивизиона ФИАТ в России Адиля Ширинова заверение, что локализация непременно отразится на ценах машины – разумеется, в лучшую сторону. Завершающей нотой его речи, наполненной законной гордостью, прозвучало, что интерес к “Дукато” со стороны покупателей уже ощутим. Так, к сентябрю министерство образования Татарстана заказало партию школьных автобусов, и еще “Соллерс-Елабуга” участвует в тендере по оснащению реанимобилями трассы “Дон”.час верится с трудом, поскольку “Соллерс-Елабуга” – одно из самых современных и высокотехнологичных производств российского автопрома. То, что костюмчик кроился с запасом, как количественным, так и качественным, заметно сразу. И по свободным площадям в цехах, предназначенным для штамповочного производства, и по оборудованию. Скажем, гибкие модули уникального сборочного конвейера-“змейки” – пока в мире такихтолько два – позволяют очень быстро переориентироваться на выпуск других моделей. А кроме того, существует технологическая возможность возвести еще один конвейер – вторым ярусом над существующим.О тонкостях технологии Стены “горячего” сварочного цеха расцвечены холодным голубым, сборочный светится теплыми оттенками канареечного, а окрасочный отличают широкие желтые полосы на стенах и белые блестящие полы: антистатическое поли-w w w.k u p i av t o.r u| 69sollers.indd 6916.11.11 13:31 МЕСТО РОЖДЕНИЯ“СОЛЛЕРС-ЕЛАБУГА”“Между отечественными и импортными”Рассказывает Алексей КАЛИЦЕВ, директор “Соллерс” по продажам ФИАТ– Помимо своей универсальности и поистине безграничных возможностей трансформации он берет невысокой ценой и низкой в сравнении с конкурентами стоимостью владения, а кроме того – надежностью, экономичностью, безопасностью, комфортом. Коммерческое направление – своего рода специализация компании “Соллерс”. Потенциал этого рынка в России поистине огромен, он растет и будет расти опережающими темпами. Частный коммерческий транспорт у нас в стране долгое время отсутствовал как класс, парк грузопассажирских автомобилей сильно изношен, так что потребность в хороших и недорогих машинах будет только увеличиваться. – Какие надежды вы возлагаете на “Дукато”? – Мы рассчитываем занять пока пустующее место между доступными, но ненадежными и морально устаревшими отечественными и дорогими импортными аналогами. – Как вы планируете продвигать российские “Дукато”? – Наша дочерняя компания “Соллерс-Финанс” разрабатывает сразу несколько интересных проектов по кредитованию, лизингу, страхованию. Но уже сейчас каждый из наших 80 дилеров сделает вам индивидуальное предложение. Это касается и цены, и формы оплаты. В частности, на официальном сайте “ФИАТ-Дукато” приведены условия нашей лизинговой программы. Они очень гибкие: срок лизинга – до 5 лет, аванс – от 15 до 45%, удорожание – от 5,2%. Выбирайте, что вам подойдет лучше всего. Вопросы страхования также решаются в индивидуальном порядке.– Почему для производства в России выбрали модель предыдущего поколения, а не тот “Дукато”, который выпускается в Италии сейчас? мерное покрытие помогает поддерживать здесь особый уровень чистоты. Людей в цехах немного, а за тем, как робот наносит краску или антикоррозийную мастику, можно наблюдать по монитору. Весь процесс подготовки кузова до его постановки на конвейер, где он соединяется с ходовой, длится 12 часов. После того как 16 роботов сварили все заранее оцинкованные части – боковины, крышу, капот, моторный отсек, панели состыковываются вручную и поступают на главный кондуктор, откуда выходит готовый кузов. В возведенном внутри цеха здании со стеклянными стенами и парой шлюзов царит постоянная температура – тут проверяют геометрию. Автомат полтора часа обмеривает кузов по 150–400 позициям. Если обнаруживается ошибка, мастера перенастраивают роботов, а “проштрафивший-сколько стоит? Короткобазный фургон “Дукато” с низкой крышей грузоподъемностью 990 кг, с 2,3-литровым дизелем и 6-ступенчатой МКП стоит 489 900 руб. Самый дорогой грузовичок – на длинной базе и с высокой крышей – 642 900 руб. Микроавтобус с кондиционером и ABS, способный перевезти 15 пассажиров, – 856 750 руб., без этих опций – 798 000 руб.ся” кузов отправляется либо на доводку, либо в металлолом. На первоначальном этапе через термоконстантную комнату проходили все без исключения кузова, сегодня этой операции они подвергаются выборочно, но уж если обнаружена некондиция, к шлюзам подтягивается вся партия. Безупречные экземпляры следуют на участок доводки, где их шлифуют иустанавливают навесное оборудование. В окрасочном комплексе каждый кузов проводит 7 часов. Его моют, фосфатируют, грунтуют способом катафореза – это самая сильная защита от коррозии, просушивают в печи при температуре 180 градусов, наносят мастику, опять отправляют в печь, но уже не такую жаркую, полируют и, наконец, окрашивают.Веселенькая розовая логистика – тоже крайне важный участок, от которого зависит как производительность, так и качество. Здесь принята японская система канбан, согласно которой у каждой детали есть свой адрес. Все необходимые составляющие поступают на главный конвейер, вдоль которого расположены станции контроля качества – еще один70 | w w w.k u p i av t o.r usollers.indd 7016.11.11 13:32 Ел е на Андр ее ваФо т о “С олл ер с ”МЕСТО РОЖДЕНИЯзаслон браку. Кстати, автоматическое оборудование для установки колес справится с любой моделью – и грузовой, и легковой. Урок арифметики Рассказывая об этом проекте, без цифр, похоже, не обойтись. Уже в этом году “Соллерс-Елабуга” выпустит 10 000 “Дукато”. Сегодня здесь трудятся около 700 человек. Все управленцы – от младшего руководящего звена и выше – прошли обучение в Италии и Бразилии. К концу года заработает вторая смена. На проектную мощность в 75 000 авто завод выйдет к 2011 году, притом что к 2013-му потребность рынка в таких автомобилях, по расчетам руководства компании “Соллерс”, составит 100 000 штук, а предельная мощность предприятия позволяет ежегодно выпускать 120 000 машин. Не имеющий аналогов в России авто-В погоне за “Газелью”ОАО “Соллерс” (ранее – “Северсталь-авто”) выкупила у ФИАТа права на модель “Дукато”, выпускавшуюся в Италии до 2007 года, и создала производство полного цикла – сварка, окраска и сборка. Общие инвестиции в проект – порядка $150 млн. К маю 2009 года заработает штамповочное производство. Помимо этого здесь планируется создать парк поставщиков автокомпонентов (пластиковые детали интерьера и экстерьера, сиденья, выхлопные системы, подвески). Дизельные двигателитакже будут собирать в России: в частности, в конце 2008 года на Заволжском моторном заводе начнется производство итальянских дизельных двигателей F1А. Таким образом, уровень локализации для “Дукато” превысит 70% (при среднем уровне локализации автопроизводств в России в 20%). А со временем его обещают довести до 80%. Уже сейчас контракты подписаны с более чем 30 фирмами, среди которых “Борский стекольный завод”, владимирский “Автоприбор”, “Нижнекамскшина”, АКОМ из Тольятти, выпускающая аккумуляторы. Глядишь, годика через три себестоимость русского “Дукато” приблизится к доморощенной “Газели”.матизированный покрасочный комплекс, располагающий 11 ваннами вместимостью 180 м3 каждая, способен окрасить 145 000 автомобилей в год. Ограничится ли новый современный завод выпуском “Дукато” или же расширитмодельный ряд? По всей видимости, данных для решения этой задачки на логику уже достаточно. И вот еще одна подсказка: в начале июня ОАО “Соллерс” и “ФИАТ Груп” подписали соглашение о создании в России на территории Татарстана совместного предпри-ятия по производству не менее 50 000 легковых автомобилей в год, на котором уже в 2008 году начнется производство седана “ФИАТ-Линеа”. Российская премьера этого автомобиля, как ожидается, состоится на Московском международном автосалоне-2008.w w w.k u p i av t o.r u| 71sollers.indd 7116.11.11 13:32