14
15
16
17
18
КОММЕРСАНТРодная речьМ Е Ж Д У НАРОДНЫЙ АВ Т ОС А ЛОН IAA -2008АПобродить по уютным улицам и отведать вкуснейшего пива – вот почему я с радостью согласился поехать в Ганновер. Автосалон с грузовиками? Нет, не мое. Оказалось, что мне неправильно казалось. Ну кто бы мог предположить, что в мире существуют вещи посильнее немецкого пива?втомобильная выставка, проходящая раз в два года в Ганновере, известна широкой публике куда меньше Парижского или Женевского автосалонов, потому как всецело посвящена коммерческому транспорту. Впрочем, повод для путешествия в Германию выдался практически “легковой”: “Фольксваген” собрался явить миру какой-то новый пикап. Что ж, посмотрим. Вообще-то я бесконечно далек от мира грузовиков. Они для меня как украинский язык: вроде и знакомое что-то, а непонятно. Вот так же и здесь: колеса, тормоза, руль – все есть. Но как оно работает – загадка. Для чего нужен в тормозной системе осушитель и что он вообще такое? Почему в тормозах не “тормозуха”, а воздух? Почему в коробке передач передач14 | w w w.k u p i av t o.r uGanover+.indd 1417.11.11 13:51 КИРИЛЛ БРЕВДОФО Т О АВ Т ОРА И “ФОЛЬКСВАГЕН”КОММЕРСАНТэтих самых целая дюжина? Все очень странно. Однако неизвестность, как известно, притягивает. И хотя с точки зрения водителя легковушки любая большегрузная машина представля-Больше всего МИРОВЫХ ПРЕМЬЕР в Ганновере было на стенде “Мерседес-Бенца”. Причем новый флагман “Актрос” признан “Грузовиком года-2009” ется чем-то невообразимо ужасным – источником всяческих неприятностей и бед, при чуть более близком знакомстве непонимание превращается в дикий интерес: хочу все знать! А узнать все совсем непросто. Тем более в режиме автосалона, раскинувшегося по громадной территории. Невероятные его масштабы поражают – куда там Парижу или Франкфурту! Да весь Токийский с двумя его заштатными павильончиками уместился бы здесь на задах одного из грандиозных залов. Хотя, если хорошенько подумать, все логично: большому автомобилю – большая выставка. Пятнадцать огромных павильонов были под завязку забиты самой разномастной техникой – от легких развоз-ных фургончиков на базе легковушек до тяжеленных многоосных мегамонстров. Однако второе – после размеров мероприятия, – что бросилось в глаза: не отличие, а сходство с Парижем-2008. Точно так же, как в столице Франции, экологическая тема в Ганновере была доминирующей: что ни стенд – то какой-нибудь гибрид-шмибрид или же приученная к газу модель плюсвсякие прочие Евро-5 в ассортименте. Кажется, еще немного – и грузовики освоят фотосинтез и начнут плодоносить. Ждем с нетерпением! На выставке такого значения каждый стремится показать что-нибудь новенькое (ну или условно новенькое) – легкий рестайлинг кабины, видоизмененный интерьер, новые моторы или какие-либо электронные системы – в общем, кто во чтоw w w.k u p i av t o.r u| 15Ganover+.indd 1517.11.11 13:51 КОММЕРСАНТгоразд. Но, конечно, круче всего проставился “МерседесБенц”, который единолично занял целый павильон. Оно и понятно: выставка-то домашняя! Тут вам и новый флагман “Актрос” сразу в двух исполнениях, и очередное поколение туристического автобуса “Травего”, и различные экологически продвинутые машины. Но более всего поражал воображение новый внедорожный грузовик “Зетрос” – здоровенная носатая громадина на полноприводном шасси с дорожным просветом величиной с Эверест. Чтобы забраться в кабину этого мастодонта,М Е Ж Д У НАРОДНЫЙ АВ Т ОС А ЛОН IAA -2008надо проделать долгий путь, преодолев три ступенищи, – и все это для того, чтобы обнаружить у себя боязнь высоты. Прямо-таки дух захватывает! Легко – во! В этом нагромождении многотонных монстров глаз сам выхватывает машины привычного формата. Про некоторые из них даже не скажешь, что они все из себя такие уж и коммерческие. Вот, например, троица “вэнчиков” “ФИАТ-Фьорино”, “Ситроен-Немо” и “ПежоБиппер” – в процессе беготни по выставке я все время наты-кался на кого-нибудь из них, благо итальянцев от французов отделяли разные павильоны. По большому счету, все это одна и та же машина, но под разным соусом. Европа ее уже оценила, причем довольно высоко – титулом “Фургон года-2009”. Очень европейские штучки: стильные, экономичные и чрезвычайно компактные – от носа до хвоста меньше четырех метров. Однако почему сразу “фургон”-то? Такой вполне сгодится и на роль семейного автомобиля – если, конечно, выбрать модификацию с задним рядом сидений и…И ЗРЕЛИЩВ борьбе за внимание публики все средства хороши. Самый простой (и, пожалуй, эффективный) способ – присутствие на стенде фотомодельных фрау. Кроме того, всегда выигрышно выглядит спортивная техника, а уж грузовая – и подавно: стремительный тягач хоть и кажется понятием парадоксальным, однако является вещью вполне материальной и посему необычайно любопытной. Другим привлекательным фактором может служить какая-либо развлекуха наподобие компьютерного симулятора – покататься на виртуальных автомобилях предлагали “Фольксваген” и “Ивеко”. Но всех перещеголял “Рено”. Мало того, что французы притащили на выставку гоночный тягач, на котором в чемпионате Европы выступает Франки Войтишек, так еще и позволили на нем прокатиться – на его “цифровой” модификации, разумеется. Для пущей реалистичности настоящий спортивный “ковш” был снабжен механизмом отдачи: не справился с управлением и вылетел за пределы трассы – получи хорошую встряску. Да и с девушками-стендистками у “Рено” все было нормуль: мало того, что все из себя красавицы, так еще и русскоговорящие. По крайней мере, одна-то уж точно: прелестница Марина с удовольствием позировала на фоне рейсинг-трака. Вот она на фото, любуйтесь!полным остеклением. Кстати сказать, пассажирская версия “Пежо-Биппер-Типи” уже продается в Европе, а со временем появится и “Ситро” с “фиатиком”. На последнем я, может, и сам ездил бы с удовольствием. А что? Неплохая альтернатива минивэну, между прочим! А это что такое, знакомое до боли? Вседорожник “Ивеко”? После короткой беседы с итальянцами удалось выяснить, что “Массиф” появился отнюдь не на ровном месте, а вырос из испанских побегов английской культуры: на самом деле это автомобиль “Сантана-PS-10” со слегка измененной внешностью, который, в свою очередь, выпускается по давней лицензии “Ленд-Ровера” – это не что иное, как легендарный “Дефендер”. Из “Сантаны” машина превратилась в “Ивеко” благодаря стараниям самого Джорджетто Джуджаро. Однако, кажется, маэстро схалтурил: новоиспеченный “итальянец” “Массиф” выглядит немногим привлекательнее “испанца” – не говоря уже о первичном “Дефе”. Хотя… Какая разница, как он выглядит? Если “Массиф” столь же талантливый “проходимец”, думаю, при разумной цене мог бы стать для кого-нибудь “лендроверозаменителем”. Соседствующий с “Массифом” вседорожник “Пантер” заставляет вспомнить другую знаменитость – американский “Хаммер”. Оно, впрочем, и неудивительно совсем: машина-то военная! Создавали ее в подразделении “Дефенс Вииклз”, входящем в состав “Ивеко”, под обозначением LMV, что подразумевает “легкий многоцелевой автомобиль”. Эти машины и сейчас состоят на вооружении итальянской, английской, норвежской и ряда других европейских армий. Серьезный аппарат, абсолютно металлический снаружи и столь же прими-16 | w w w.k u p i av t o.r uGanover+.indd 1617.11.11 13:51 Кирилл БревдоФо т о ав т ора и “Фоль ксваген”КОММЕРСАНТтащив раздолбанный грузовик вместе с антуражем прошлого: старым забором, ржавыми мотоциклами и внушительным набором прочего металлолома. Но старые автомобили можно было встретить и в других павильонах – на некоторых стендах олдтаймеры стояли бок о бок с новейшими моделями. Историю здесь чтят.тивно железный внутри. Но вряд ли у “Пантеры”, случись вдруг гражданская модификация, будет шанс повторить успех американского дембеля: стоить машина должна ого-го сколько, а такого мощного пиара, как у “Хаммера”, у “Ивеко” никогда не было. Перевод с японского на немецкий Когда мне наконец удалось добраться до стенда коммерческого подразделения “Фольксвагена”, ради экспозиции которого, собственно говоря, я и угодил в столицу Нижней Саксонии, меня встретила целая россыпь новинок. А вот и заветный пикап под названием, представьте себе, “Пикап”. Вернее, “Пикап-Концепт” – официально это не более чем прототип. Однако если удалить напускную концептуальность, которая обнаруживает себя в проблесковых маячках синего цвета и спасательном оборуВпервые концептуальный самосвал “МицубисиФусо-КантерЭко-D” был показан в октябре прошлого года на автосалоне в ТокиоКТО СТАРОЕ ПОМЯНЕТ?Отдельных слов заслуживает экспозиция коммерческих олдтаймеров. Раритеты заняли целый павильон – темноватый, но тихий и весьма уютный: атмосфе-ра – совершенно музейная. Чего тут только не было! И отдельная мини-выставка “мерседесовских” “Унимогов”, и самые разнообразные автобусы разных времен и стран – вплоть до хорошо знакомых нам “Икарусов”. Но больше всего, конечно, немецкой техники: МАН, “Мерседес-Бенц”, “Ганомаг”, “Хеншель” – все машины любовно отреставрированы и выглядят так, будто только сошли с конвейера. Впрочем, нет, не все: “классическое” подразделение “Мерседес-Бенца” оформило свой стенд по-барахольски, при-w w w.k u p i av t o.r u| 17Ganover+.indd 1717.11.11 13:51 КОММЕРСАНТдовании (буквы SAR на борту означают “найти и спасти”), то станет понятно: серийный пикап если и будет отличаться от показанного в Ганновере, то лишь незначительными деталями – машина выглядит уж слишком готовой к производству. Первые товарные автомобили появятся лишь осенью следующего года, но будут ли их продавать в Европе – еще вопрос, ибо ключевыми рынками для пикапа (который, вероятно, все-таки обретет к тому времени собственное имя “Робуст”) называют Австралию, Южную Африку и Южную Америку – там, где много океана с пляжным побережьем. Да и выпускать автомобиль будет аргентинский завод. Между прочим, “народный” пикап – не такая уж и суперновость: с 1989-го по 1997 год “Фольксваген” выпускал модель “Таро” – он же “Тойота-Хай-Лакс”. И знаете где? В Ганновере! Так что, сами понимаете, место для дебюта выбрано отнюдь не случайно. Будущий “Робуст”, кстати, тоже до боли напоминает “Тойоту”. Которую ведь в России, в отличие от прочих японских одноклассников, не продают. Представляете, с каким восторгом приняли бы в нашей стране немецкий автомобиль с японскими генами – да еще если по аргентинской цене! Но не пикапом единым, а еще несколькими моделями, куда более серийными, завлекал “Фольксваген” посетителей. В частности, здесь впервые был представлен “каблучок” в двух новых модификациях: оснащенной по высшему разряду (кожа, 2зонный климат и т. д.) “Стайл” и полноприводный “4-Моцион”. Последний, собственно, ничем, кроме подключаемых посредством электронно-управляемой муфты “Халдекс” задних колес, не отличается от своих переднеприводных собратьев. А вот поданный под видом концепт-кара “Кэдди-Панамерикана” выглядит уже гораздо более стильно: у него по-вседорожному крупные колеса, отороченные алюминием пороги и юбки бамперов плюс отделанный дорогой кожей салон. Скрестили “4-Моцион” со “Стайлом” – и готов концепт! Ясное дело, такой “Кэдди” отнюдь не для грузоперевозок. Его будущий хозяин – тот, кому не чужд активно-спортивный дух: вместимость – как у вэна, полный привод – как у джипа. Если бы еще ценник калужский… Покидал в такой “вэнчик” лыжи да сноуборды – и вперед! Только название можно было бы тогда более близкое для русского уха придумать – “Транссиб”, к примеру.ТАМ РУССКИЙ ДУХПомимо очаровательной Марины со стенда “Рено” в Ганновере можно было встретить и другие источники родной речи. Например, на стенде голландской фирмы “Пактон”, производящей трейлеры, голосила группа “Дюна”: “Наш Борька бабник, и Сашка бабник!..” Хоть уши затыкай. При этом ни одного русского на стенде голландцев обнаружено не было. Кроме того, на нескольких прицепах можно было прочесть надписи на великом и могучем. Ну, тут все понятно: богатые российские компании вполне могут позволить себе дорогостоящую европейскую технику.От серийных моделей “КЭДДИ-ПАНАМЕРИКАНА”, представленный как “концептуальный”, отличается минимальноЭксклюзивный “каблук”? Это вполне возможно: в Европе “КэддиСтайл-Эдишн” появится УЖЕ В НОЯБРЕ“Кэдди-4-Моцион” в России станет единственным легким ПОЛНОПРИВОДНЫМ фургоном18 | w w w.k u p i av t o.r uGanover+.indd 1817.11.11 13:51