4
5
6
8
10
12
13
ВЕСТИ С КОЛЕСВ добрый час в недобрый годНынешняя осень стала черной для мировой автопромышленности. Но в то время, когда в Европе и Америке конвейеры останавливают, в России открывают новые заводы. Как это сделала “Дженерал Моторс”.ктябрьская автомобильная революция свершилась, как и положено, 7 ноября по новому стилю и, разумеется, в Питере. У ее истоков стоял Дмитрий Медведев – чуть более двух лет назад в бытность свою первым вице-премьером он заложил первый камень в основание российского производства “Джи-Эм” в Шушарах, а ныне уже в должности Президента России посетил и церемонию открытия. Старт конвейеру дали, дружно нажав на кнопку пуска, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, президент “Дженерал Моторс Юроп” Карл-Петер Форштер и посол США в России Джон Байерли. Час, когда открывался завод, вообще-то было бы справедливо назвать недобрым.ОДо свиданья, “Эспас”, до свиданья!Любой военный подтвердит: перед лицом превосходящих сил противника лучше отступить, чем ввязаться в бесперспективное и кровопролитное сражение. Французы, славящиеся военной смекалкой еще со времен Наполеона, так и поступили. Стратеги фирмы “Рено”, чьи продажи в октябре сократились на 14%, оперативно сделали выводы, поставив крест на разработке нового минивэна – сменщика большого “Эспаса” и, между прочим, родоначальника всех европейских однообъемников.Львенок дразнитсяДля некоторых автомобилей рестайлинг – насущная необходимость, для других лишь дополнительный повод покрасоваться на публике. “Пежо-107” явно относится ко второй категории счастливчиков. За три с половиной года этот очаровательный малыш стал любимчиком Европы, разойдясь тиражом в 322 тысячи экземпляров. И легкий рестайлинг, конечно, не испортит его очарования.4 | w w w.k u p i av t o.r unews_23.indd 418.11.11 10:27 ВЕСТИ С КОЛЕСРоссия – в первой пятеркеНа вопросы “Купи авто” ответил Яцек Горски, глава “Джи-Эм СНГ”.Мировой экономический кризис больно ударил по автопромышленности, и в первую голову по “Дженерал Моторс”. Корпорация вступила во второе столетие своей истории, испытывая большие финансовые проблемы, и вынуждена в спешном порядке распродавать активы. Неудивительно, что взоры руководства автогиганта с надеждой обращены на Россию, где “Джи-Эм” с долей рынка в 11% уверенно занимает первую позицию среди иностранных фирм, уступая лишь своему местному партнеру АвтоВАЗу. – С этого события “Дженерал Моторс” начинает свою новую летопись, – заявил на церемонии открытия Форштер. – Мы верим в блестящее будущее российского рынка и не сомневаемся, что уже черезНапротив, новый дизайн мордашки – в особенности решетки радиатора, разделенной поперек хромированным бампером, – добавляет 107-му озорства. Кажется, львенок дразнится, высунув язычок. Стоитгод-два потребуется значительно расширить производство. Пока же завод в Шушарах, мощность которого к концу 2009-го составит 70 000 автомобилей в год, отрабатывает технологии на сварке, окраске и мелкоузловой сборке кроссоверов “Шевроле-Каптива” и “Опель-Антара”. Из 94 гектаров, отведенных заводу, используется менее трети. Главная задача на первоначальном этапе – качество, качество и еще раз качество. Каждый рабочий примерно 155 часов проходит обучение на уникальном тренировочном оборудовании и симуляторе конвейера. В перспективе здесь будет создано 1700 рабочих мест, а уже сейчас штат предприятия насчитывает 980 сотрудников. Следующий этап – запуск в производство очередной моотметить свежий дизайн декоративных колпаков колес, два новых оттенка в палитре кузовов – оранжевый “Мандолина” и голубой “Электра”, а также улучшенные материалы отделки салона. А вот что действительно полезно, так это усовершенствованная шумоизоляция днища и измененная форма задней багажной полки, которая теперь более эффективно борется с проникающим в салон шумом.– В прессе появилась информация, что выпуск “Шевроле-Вольт”, премьера которого состоялась на Парижском автосалоне, из-за финансовых трудностей может быть отложен. Не скажется ли это на запуске российского производства его бензинового близнеца “Круза”? – Пока все идет по плану, который предусматривает, что серийное производство этого автомобиля в мировом масштабе начнется в апреле. Россия получит “Круз” не-медленно – сборочный комплекс в Шушарах станет одним из пяти заводов, которые будут выпускать эту важнейшую для “Джи-Эм СНГ” модель, – уже к середине 2009 года. – Можно ли сегодня говорить о ценах “Круза” в России? – Пока, к сожалению, рановато для конкретики, но цена, несомненно, должна быть конкурентоспособной. Ведь мы рассчитываем, что объемы продаж “Круза” будут сопоставимы с российским успехом “Лачетти”.дели, которой станет новый “Шевроле-Круз”. Комплектующие (около 3000 наименований) доставляются в Шушары из Кореи (металлические штампы), с заводов “Дженерал Моторс” в Европе и со складов европейских поставщиков. Процесс локализации уже начался – пока с колесных дисков и шин, ну а в дальнейшем автомобили должны стать российскими на треть. Возможно, это повлечет демократизацию цен – сейчас об этом речи не идет.Церемония пуска завершилась весьма символично: Президент России оставил на первой сошедшей с конвейера “Каптиве” автограф – пожелание удачи “Джи-Эм”. Весьма своевременно, ничего не скажешь. Остается надеяться, что коллеги Дмитрия Медведева мистер Обама и фрау Меркель со своей стороны поддержат крупнейшую автомобильную корпорацию. Иначе нынешняя осень может оказаться для нее последней.Самое времяПо примеру “Фольксвагена”, “Ниссана” и “Пежо”, уже объявивших о разработке собственной бюджетной модели, прямого конкурента “Логану” решили создать и в “Тойоте”. По сообщениям японской деловой газеты “Асахи”, новинка будет спроектирована совместно со специалистами “Дайхацу”, собаку съевшими на микроавтомобилях. Выпуск модели планируется наладить в Индии, где у “Тойоты” уже есть сборочное предприятие. Таким образом японцы намерены утоптать стартовую цену в $5000. Кстати, японо-индийского соперника “Логана” будут выпускать под собственной, пока засекреченной торговой маркой. Какой именно? Придется набраться терпения – выпуск очередного народного автомобиля намечен на далекий 2015 год. w w w.k u p i av t o.r u|5news_23.indd 518.11.11 10:27 ВЕСТИ С КОЛЕСОстаться в живыхЕвропейский автомобиль года1. “Опель-Инсигния” 2. “Форд-Фиеста” 3. “Фольксваген-Гольф” 4. “Ситроен-С5” 5. “Альфа-Ромео-Ми.То” 6. “Шкода-Суперб” 7. “Рено-Меган” 321 320 233 198 148 144 121асхожее выражение “раз в год и палка стреляет” применительно к выборам европейского Автомобиля года звучало бы примерно следующим образом: раз в десять лет и седан среднего класса выигрывает. И дело отнюдь не в пренебрежении к новому чемпиону – просто так уж случилось, что эти машины в Европе вид исчезающий. В Красную книгу они угодили в силу разных причин. Пробки на дорогах, трудности с парковкой, налоговая система, поощряющая покупку малоразмерного автомобиля, и прочая, прочая… Со второсортным отношением покупателей к моделям среднего класса смирились все, включая даже автомобильные компании. Скажем, “Рено” и “Форд” изначально запланировали для “Лагуны” и “Мондео” третьего поколения гораздо более скромный тираж, чем для их предшественников. В “Ниссане”, закончив выпуск “Примеры”, и вовсе на среднем классе поставили жирный крест. В таком случае что же тогда значит нынешняя победа “Инсигнии”? Досадное недоразумение, занятное исключение,Рлишь подтверждающее правило, или некая закономерность? Однозначно сказать сложно. В конце концов, вручение главной автомобильной награды Европы – мероприятие само по себе довольно одиозное. Процедура голосования здесь весьма спорна, а лауреаты премии порой вызывают лишь саркастическую усмешку. И тем не менее успех большого “Опеля” в чем-то весьма показателен. Биологи говорят, что в критических ситуациях инстинкт самосохранения обостряется, а желание жить зашкаливает. Что справедливо в мире животных, как выясняется, работает и в автобизнесе. Загнанные в угол создатели среднеразмерных седанов буквально из кожи вон лезут, чтобы хоть как-то завлечь покупателей. И у них это… получается! Вспомните, дебютировавший недавно “Мондео” на две головы превосходит предшественника – автомобиль, между прочим, отнюдь не бесталанный. Что же тогда говорить об “Опеле”! “Инсигния” настолько лучше машины, которой она пришла на смену, что немцы даже название поменяли – только быотбить привкус ординарности, присущий всем трем поколениям “Вектры”. Высокотехнологичный, напичканный последними достижениями в области активной и пассивной безопасности, большой и при этом сравнительно недорогой, этот “Опель” демонстрирует потрясающее жизнелюбие. Если седанам среднего класса и суждено выжить, то лишь таким разносторонне одаренным и талантливым, как “Инсигния”.Есть хет-трик!Лучшим автомобилем Европы “Опель” признается в третий раз. До этого на высшую ступеньку пьедестала поднимались прообраз нашей любимой “Нексии” “Кадет-Е” (1985) и “Омега” (1987). Любопытно, что второй раз в истории победителя и серебряного призера разделило единственное очко. Оба раза не повезло “Форду”. В 2001-м “Мондео” не хватило самой малости, чтобы опередить “Альфа-Ромео-147”, а теперь обделенной можно считать новую “Фиесту”.6 | w w w.k u p i av t o.r unews_23.indd 618.11.11 10:27 ВЕСТИ С КОЛЕСИ Н Т Е Р Ф А К Тn “Сузуки” намерена выкупить 3-процентный пакет акций у “Дженерал Моторс” за $233 млн.Обязательное условиеn Несколько сот человек закидали представительство “Ниссана” в Барселоне бутылками и петардами, протестуя против увольнений на испанском заводе фирмы. n Производство легковых автомобилей в России с января по сентябрь выросло на 20%, составив 1 млн. 127 тысяч. n На салоне в Лос-Анджелесе дебютирует компактвэн “НиссанКьюб” нового поколения, который впервые будет продаваться и в Европе.“Лагуна” мелеет на глазахБолее чем в два раза, с 200 до 90 тысяч, снижен годовой план выпуска “Рено-Лагуна” третьего поколения. Автомобиль, дебютировавший всего год назад, пользуется пугающе низким спросом. Отчасти это вызвано общим падением популярности машин среднего класса в Европе, сказался, конечно, и кризис. Но и списы-вать все беды на общую рецессию было бы ошибкой. Ведь уже спустя 15 месяцев после премьеры дизайн “Лагуны” выглядит решительно несовременным. Неудивительно, что французы намерены поторопиться с рестайлингом, назначив его на начало 2010-го, на полтора года раньше, чем планировалось.Мы уже рассказывали, что с нового года “ЕвроNCAP” вводит более жесткие требования к краштестам. И вот, наконец, определены конкретные детали. До сих пор итоговый результат складывался из суммы баллов за фронтальный, боковой и столбовой удар. Теперь это лишь первая часть испытания. Три другие – защита пассажиров-детей, пешеходов, а также новая категория “Системы безопасности”. Чем больше у испытуемого таких в стандартной комплектации, тем выше балл. Эксперты “ЕвроNCAP” подчеркнули, что автомобиль, не оснащенный в базе ESP, по определению не сможет получить 5-звездный рейтинг.В чужой монастырьТретий в модельном ряду “Акуры” кроссовер создается с расчетом в том числе и на Россию.РРисунок Марка Штеренбергераешение о выводе престижной “Акуры” на русский рынок маркетологи “Хонды” одобрили еще до наступления финансового кризиса. И пока этих планов никто не отменял. Более того, японцы готовят к вторжению новые модели. Доподлинно известно, что инженеры “Акуры” разрабатывают третий кроссовер, который займет нишу между компактной моделью RDX и более габаритным MDX. Весьма близкий по размерам к БМВ-Х3 и “Лексусу-RX”, новичок получит весьма агрессивную и одновременно элегантную внешность. Здесь и лихой наклон ветрового стекла, и раздутые боковины колесных арок с припухшими в нижней части дверьми, добавляющими облику бойцовской мускулистости, и резко ниспадающая линия крыши, подчеркивающая динамичный профиль кузова. Силовой агрегат перспективный кроссовер, видимо, унаследует от большого MDX – тем более что 3,7-литровый V6 мощностью 300 л. с. чудо как хорош. Живьем же новую спортивную “Акуру” можно будет увидеть на автошоу в ЛосАнджелесе осенью 2009-го.8 | w w w.k u p i av t o.r unews_23.indd 818.11.11 10:28 ВЕСТИ С КОЛЕСИ Н Т Е Р Ф А К Тn Выставлено на продажу американское тюнинг-ателье “Салин”, получившее известность благодаря созданию форсированных версий “Форда-Мустанг”, а также выпуску собственного суперкара S7.С небес на землюОчевидно, “Эрмесу” понравилось играть в машинки. Всемирно известная фирма, специализирующаяся на сверхдорогих аксессуарах, не так давно представила версию “Бугатти-Вейрон”, салон которого украшен фирменной кожей и эксклюзивным чемоданчиком аккурат под размер скромного багажника. Но новые времена диктуют новые законы. И теперь вслед за космически дорогим “Бугатти” французские кутюрье взялись облагородить более земной “Смарт”. Впрочем, тем, у кого щи пустые, можно не беспокоиться. Отделанный дорогой кожей салон и всякие люксовые безделушки, типа фирменного зонтика, довели цену “Смарта-ФоТу” от “Эрмеса” до 538 000. На всякий случай, вчетверо дороже базовой модели!n Чистые убытки “Форд Мотор Компани” в III квартале 2008 года сократились на 66% и составили $129 млн. n Количество ДТП в России за десять месяцев нынешнего года сократилось на 7,7% по сравнению с аналогичным периодом 2007-го.Все дело – в приоритетах– В первой половине 2008-го чистые убытки компании составили $271 млн. При этом такие модели, как S60 и XC90, давно нуждаются в обновлении… – Мне бы самому очень хотелось, чтобы новое поколение S60 появилось уже в начале 2009-го. Но, видимо, придется немного обождать. Очень много ресурсов ушло на создание XC60. – Что обошлось особенно дорого? – Больших затрат потребовала разработка системы “Сити сейфети” – активный круиз-контроль, устанавливающийся стандартно. Велики наши расходы и на экологические разработки. В их числе, скажем, гибридная силовая установка DRIVe, серийный выпуск которой начнется в 2012-м, и система “Старт-Стоп”, дебютирующая уже в следующем году. – Не слишком ли вы увлекаетесь “зелеными технологиями”? – Уверен, в перспективе наш вклад в экологические изыскания окупится сторицей. – Но сейчас “Вольво” явно не хватает средств на разработку новых моделей. Тот же XC90 выпускается аж с 2002-го. – А сменщик этой модели появится на рынке не раньше 2012 года. Все верно. Весь вопрос в приоритетах. Условная сумма “икс”, выделяемая на новые разработки, может уменьшиться, когда падает прибыльность. Впрочем, в любом случае “Форд” не урезает нам финансирование. Как раз недавно нам подтвердили бюджет на новый масштабный проект. – Что это будет за автомобиль? – Не могу вам сказать. – Поговаривают, что нынешнее поколение седана S40 станет последним. – Мы действительно планировали поставить крест на “сороковой”. В Европе большим спросом пользуются хэтчбеки и универсалы. Но на растущих рынках, вроде России и Китая, седаны по-прежнему весьма популярны. Так что, возможно, S40 останется в производственной программе и после окончания выпуска нынешней модели.Вице-президент “Вольво” Лекс Керссемакерс не боится кризиса, но сожалеет о задержке с выходом новых моделей.10 | w w w.k u p i av t o.r unews_23.indd 1018.11.11 10:28 ВЕСТИ С КОЛЕСИ Н Т Е Р Ф А К Тn На автосалоне в китайском Гуанчжоу прошла мировая премьера “Форда-Фиеста” с кузовом седан.“Рено” выбирает Россию!n “Мерседес-Бенц” сократил одну рабочую смену на американском заводе в Алабаме, где выпускают вседорожники МL и GL. n “Ауди” представила удлиненную версию седана А4, предназначенную для китайского рынка. Продажи начнутся в январе 2009-го.Горячие финские… гибридыСвято место пусто не бывает. Решение “Порше” отказаться от сборки родстеров “Бокстер” нового поколения на предприятии “Валмет” не сильно расстроило финнов. По крайней мере, замена немецким спорткарам нашлась быстро. На днях контракт с “Валмет отомотив” подписала американская фирма “Фискер”. Компания, основанная Хенриком Фискером и Бернхардом КолеРезультаты продаж новых автомобилей в Европе продолжают нагонять тоску на дилеров. В октябре реализовано 1 134 031 машина – на 14,5% меньше, чем за тот же период 2007-го. Это второйром, в прошлом дизайнерами БМВ и “Астон-Мартина”, намерена выпускать здесь свой гибридный суперкар “Карма”. Производство спортивного седана, разгоняющегося до сотни за шесть секунд и при этом способного до 90 км пройти на электротяге, начнется в конце 2009-го. По расчетам создателей, в год финны будут собирать около 15 тысяч седанов стоимостью от $80 000.В то время как строительство предприятия французской фирмы в Китае замораживается, а румынский завод “Дачия” в Питешти готовится к временной остановке конвейера – спрос в Европе падает даже на дешевые “Логаны”, – московский “Автофрамос”, напротив, рапортует о планах очередного увеличения производства. По мнению руководства “Рено”, у сборочных предприятий, расположенных в Индии, Южной Корее и России, гораздо лучшие перспективы. Уже в следующем году завершатся основные работы по развитию сборочных мощностей на территории бывшего АЗЛК и начнется выпуск “Сандеро”. Всего же к 2010-му объем производства завода вырастет до 160 тысяч автомобилей в год.n “Феррари”, “Роллс-Ройс” и “Ленд-Ровер” отказались от участия в Детройтском автосалоне в январе 2009-го. n На салоне в Лос-Анджелесе состоится дебют “Форда-Мустанг” нового поколения.СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНОНичто не вечноНовая “зетка”, премьера которой ожидается на Женевском автосалоне, смогла удивить уже сейчас. На снимках нашего корреспондента хорошо видно, что наЗеленое счастьеn Автомобилем года в Японии названа “Тойота-IQ”.худший месяц нынешнего года, вслед за августом, когда продажи рухнули на 15,7%. Среди главных отстающих Испания – минус 40%. Крупнейший в Европе немецкий рынок сократился на 8,2%. Если же говорить о персоналиях, то больнее всего кризис ударил по европейскому филиалу “Дженерал Моторс”, чьи продажи сократились на четверть. Лучше других держится “Фольксваген”, который в минусе всего на 7,6%. Зато представляете, насколько чище станет воздух в Европе?12 | w w w.k u p i av t o.r unews_23.indd 1218.11.11 10:28 ВЕСТИ С КОЛЕСУдивительные превращения гадкого утенка в прекрасного лебедя случаются, как правило, в сказках. В жизни же гораздо чаще происходит совсем наоборот. Вот, скажем, в первой декаде ноября цены на автомобили “Мазда” буквально в одночасье превратились из конкурентоспособных в малопривлекательные. На финансовый кризис фирма из Хиросимы отреагировала… 10процентным подорожанием всего модельного ряда. Отныне за 2-литровую “трешку” с АКП просят не 647 000 руб., как всего три недели назад, а 719 тысяч. На 90 “штук” вырос ценник 2-литровой “автоматической” “Мазды-6”, а только что появившийся кроссовер CX-9 прибавил аж 156 000 руб. Причина непопулярного решения, как нам сообщили в представительстве “Мазды”, – сильно выросший курс японской йены. Впрочем, у медали всегда две стороны. Полагаем, что теперь многомесячные очереди на машины этой марки останутся в прошлом. Ура?Безопасность по сниженным ценамВсе на борьбу с очередями!Чисто символическим можно назвать рестайлинг самой компактной модели “Лексуса”. Попробуйте-ка разглядеть слегка видоизмененную решетку радиатора IS250, новые задний бампер и блок-фары. Если освежившийся “ай-эс” и можно безошибочно опознать, так это по повторителям поворота в зеркалах заднего вида. Но их узкие щелочки еще нужно разглядеть! Вдобавок у машины новый рисунок колесных дисков и парочка дополнительных оттенков в палитре цветов кузова. Из перемен на техническомфронте – стандартизация системы VDIM. Комплексная программа активной безопасности, включающая ESP, трекшн-контроль, ABS, а также активное рулевое управление, корректирующее положение колес в экстренных ситуациях, стала серийным оборудованием на всех модификациях. При этом, слегка приосанившись внешне и став чуть безопаснее, “Лексус” умудрился… подешеветь. В Европе антикризисное предложение составляет порядка 51000–1700 от цены предшественника. Может быть, в московском представительстве тоже расщедрятся?смену мягкому тряпочному верху нынешнего поколения спорткара пришла жесткая складная крыша, такая же, как и на купе-кабриолете 3-й серии. К другим сюрпризам стоит отнести и появление под капотом дизельного мотора с турбонаддувом – такое случится впервые за почти 20-летнюю историю серии Z. А вот внешность перспективной “четверки” едва ли станет откровением. Хищный облик с длинным, истинно гоночным капотом и смещенной назад двухместной кабиной остается стопроцентно узнаваемым. Разве что шире станут фирменные ноздри решетки радиатора, а фары получат узнаваемый прищур в стиле недавно обновленного седана 3-й серии.До дебюта нового поколения БМВ-Z4 осталось всего полгода.w w w.k u p i av t o.r u| 13news_23.indd 1318.11.11 10:28