ПРЯМОЙ КОНТАКТ“ТойоТа-Приус”Начало продаж: осень 2009 годаПРеКРАсНОе – дАлЁКО…Тихой сапой По извилистой дороге среди бархатных сопок в разморенной нежданной жарой Швеции медленно и почти беззвучно тащится пяток белоснежных машинок, похожих на диковинных полупрозрачных жуков. Лихо иззубренные стрелочки фар, вертикальные “противотуманки”, светодиодные фонари бумерангами с голубыми вставками – да, это вам не прошлый “Приус”, такой простецкий, даже слегка наивный. Впрочем, общий контур просматривается – у новой машины коэффициент сопротивления воздуха составляет 0,25 всего-навсего. Симпатичная вереница “Приусов” не травит стерильную Скандинавию углекислотой – 89 г/км, сущие пустяки, – не раздражает визгом шин с пониженным коэффициентом сопротивления качению. Разве что катит выматывающе медленно – дело в том, что 1,8литровые “бисексуалы” японского инжиниринга тихой сапой идут на рекорд экономии. Группа бензиновых “натуралов”, подзастрявшая сзади, соблюдает традиционную для Европы толерантность… Но недолго. Минут через десять тягомотины их озверевшие водители бросают свои мощные сухопутные суда на встречку. Ба, господа шведы, что за жесты!.. Воля ваша, я так тоже больше не могу. К черту лавры рекордсмена, мой пришпоренный “Приус” вырывается из колонны и, лихо обойдя всех, с готовностью начинает демонстрировать свои паспортные достижения. А я уж, признаться, и верить перестал в 10,4 с разгона и 180 км/ч “максималки”. А что в итоге? Гм, 3,9 л/100 км в сравнении с лидерскими 2,1 л на сотню. Зато сколько нервов сэкономил! Проще простого Только вот что удивительно: меня, убежденного поклонника активного стиля, этот “Приус” медленно, исподволь, но с первого же километра начал переучивать, переубеждать. Примерно через час я вдруг осознал, что не хочу давить газ в пол. Умиротворение, смешан-За два поколения бензоэлектрическая “Тойота” разошлась по миру более чем миллионным тиражом. И только третье официально придет в Россию, которая, как посчитали японцы, лишь сейчас созрела для гибрида. Дорос ли он до нее, вот в чем вопрос…ное с уверенностью, подталкивает ехать без фанатизма, хотя и не жертвуя скоростью. И чем дальше, тем больше этот процесс нравится. Дело не только в мизерном расходе – хотя эконом в глубине моей души беспричинно радуется каждому сбереженному литру, – а в том, что общаться с машиной на удивление легко и приятно. Динамика у “Тойоты” на твердую четверку с плюсом, управляемость – никаких претензий. Правда, ESP, настроенная под особую резину, срабатывает, почувствовав малейшее нарушение сцепления с дорогой. Шумоизоляция… Все вроде бы ничего, если бы не гул как бы зависающего на одной ноте вариатора при38 | w w w.k u p i av t o.r u К и р и л л Савчен К оФото автора и “ т ойота”ПРЯМОЙ КОНТАКТзатяжных обгонах. Попробуем вылечить? На мгновение бросаю газ и снова чуть придавливаю педаль: есть тишина! А поначалу, пока черная амбразура приборного щитка в центре передней панели зияет неизвестностью, кажется, что в “Приусе” чего-то не хватает. Вальяжное, скошенное в салон темное торпедо радует дисплеем с аудио и навигацией. Джойстик вариатора с горбиком синей вставки – тоже на месте, чуть ниже “погодного” блока. Но особых эмоций это царство добротного серого пластика не вызывает – обесточенный телевизор да и только. Зато при нажатии кнопки Power приборы оживают цветовым многоголосьем – с ожидаемым, правда, перевесом в сторону зеленого. От мелких символов в глазах рябит так, что изучать их на ходу нет ни малейшего желания: явный перебор. Особенно когда при нажатии любой из клавиш на руле панелька дополняется на несколько секунд ее цветным дублем-фантомом, превращая щиток приборов в детский калейдоскоп. Вот проекционная система – совсем другое дело. Крупные цифры скорости и указующие персты навигационных знач-Положение “B” на джойстике вариатора пригодится не только для ПРиНудиТельНОЙ зАРЯдКи аккумулятора, но и на спуске. автомобиль начнет подтормаживать трансмиссиейСдвоенный перчаточный ящик ОсОбеННО удОбеН длинноногому пассажиру. Даже в верхнем поместится изрядное количество мелочей Эта машина для ровных дорог – КлиРеНс составляет 140 ммw w w.k u p i av t o.r u| 39 ПРЯМОЙ КОНТАКТ“ТОЙОТА-ПРИУє ДВУХ ВАРИАНТАХВ Россию “Приус” планируют поставлять в комплектациях “Элеганс” и “Престиж”. Последняя будет дополнена обогревом передних сидений, кожаным салоном, датчиком дождя, освещенности, круиз-контролем, русифицированной навигацией с жестким диском, аудиосистемой с 8-ю динамиками и “Блютузом”, камерой заднего вида, светодиодными фарами и фонарями. Все системы активной и пассивной безопасности, включая стабилизацию и 7 подушек безопасности, будут доступны в обоих вариантах.ДВУХъЯРУсНАЯ КОНсТРУКцИЯ грузового отсека позволяет спать на кейсе с деньгами. Достаточно разложить спинку дивана в просторный ложементВ кажущийся скромным боковой тайник под полом багажника войдут ПЯТь бАНОчеК с напитками – проверено на личном опытеков, скопированные на сильно заваленное назад ветровое стекло (не могу молчать: в поворотах не помешали бы стойки поизящнее), – хорошее подспорье. Разобравшись в обозначениях кнопок, я даже подстроил высоту луча проектора под собственный рост. Все остальные регулировки, как руля по высоте и длине, так и кресла, давно сделаны. Механика – ну и ладно, зато поясничную поддержку, которую часто меняешь, как раз наградили электроприводом. Но даже еще раньше, перед тем, как отправиться в путь, я обратил внимание на жесткую пластмассу панелей и веселенькое ее тиснение “червячками”, как в вагонах московского метро 70-х годов. Впрочем, в целом интерьер хорошо продуман. Трое пассажиров удобнейшего дивана, спинки которого складываются вровень с полом 445-литрового багажника, в жизни не догадаются, что под ним спрятана 201-вольтовая батарея из 168 элементов. Места сзади – как в среднем классе, хотя гренадеров все же лучше усаживать вперед. “От чистого истока” Но если пассажиры сзади могут и не подозревать о гибридном происхождении машины, то для меня оно – главная изюминка “Приуса”. Итак, как же он на самом деле едет?Во-первых, два двигателя означают целых три разных алгоритма движения. “EV” – с приоритетом электромотора, “ECO” – с минимальными затратами бензина и задемпфированным акселератором, и “PWR” – с максимальным КПД обоих двигателей. Стартует “Приус” на электротяге и разгоняется на ней до 50 км/ч. Но если давишь резче – тут же, почти неслышно подключается двигатель внутреннего сгорания и машина идет плавно, хотя и без тени лености, я бы сказал. Оно и понятно: хотя 136 суммарных “лошадей” на 1390 кг веса показатель средненький, гораздо важнее, что к 142 Н.м бензинового агрегата, которые проявляются на 4000 об/мин, добавляются еще 207 от электрического собрата, причем сразу с нуля. Она вообще удивительная внутри, эта “гостья из будущего”, – сложная, почти как космический корабль. Согласно фирменной схеме гибридного силового агрегата, электромотор и генератор встроены в АКП, роль которой отдана вариатору. При движении накатом идет зарядка аккумулятора. Мало того, и бензиновый двигатель не простой, а с циклом Аткинсона. Фишка его не только в степени сжатия 13:1, но и в том, что излишек топливной смеси при ходе поршня вверх уходит обратно во впускной коллектор. Клапан закрывается, когда взрывчатого аэрозоля в цилиндре останется столько, сколько отдозировал компьютер в соответствии с текущей нагрузкой. Технически – дьявольски сложно, в производстве – дорого, да и стабильно работает такой мотор лишь на высоких оборотах. Именно поэтому без электрического помощника на “низах” он не жизнеспособен, хотя и экономичен на радость “зеленым”. “Я клянусь, что стану чище и добрее” Но мне-то что, простите, со всех этих премудростей? Ду-40 | w w w.k u p i av t o.r u К и р и л л Савчен К оФото автора и “тойота”ПРЯМОЙ КОНТАКТ+ –Экономичность при незаурядной динамике; акустический комфорт; легкость в управлении; просторный салон Перенасыщенность не всегда оправданным электронным оборудованием; мелкие огрехи эргономикиТехНичеСКие хАРАКТеРиСТиКимаете, стоя в пробке рядом с чадящим МАЗом, я буду гордиться тем, что мой “Приус” деликатнейше выплевывает в нос окружающим всего 89 грамм всякой дряни на каждый километр? Сомневаюсь. Да, я получаю не заурядный хэтчбек, а экзотику, наглядно экономичную и на удивление просторную. Только вспоминаю я обо всем этом лишь тогда, когда бензиновый мотор замолкает при нажатии на педаль тормоза или движении накатом. А электроусилитель руля продолжает работать. Красота – в полной тишине четырехспицевая “баранка” вращается легко, усилитель тормозов как живой, климатконтроль исправно наполняет салон живительной прохладой. Так же ведет себя и печка, правда, с ней, если стоять, двигатель включается чаще. Так что, и нам, значит, подойдет? Вполне возможно. Од-Toyota PriusОбщие данныеКузов, число мест/дверей Снаряженная масса, кг Длина х ширина х высота х база, мм Колея спереди/сзади, мм Скорость, км/ч Разгон 0–100 км/ч, с Расход топлива, л/100 км (шоссе/город) Объем багажника/топливного бака, л хэтчбек, 5/4 1370 4460 х 1745 х 1490 х 2700 1525/1520 180 10,4 3,7/3,9 450/45 “Гибрид синерджи драйв” спереди поперечно 4-цилиндровый, рядный, 16-клапанный 1798 98/5200 14,2/4000 синхронный 80 650 136 на передние колеса бесступенчатый вариатор пружинная независимая, на стойках “Мак-Ферсон” полузависимая, работающая на кручение поперечная балка реечного типа, с электроусилителем дисковые, спереди вентилируемые 215/45 R17ДвигательБензиновый: расположение конструкция рабочий объем, см3 мощность, л. с. при об/мин момент, кгс.м при об/мин Электрический: тип мощность, л. с. напряжение, В Суммарная мощность, л. с.ШассиПривод Коробка передач Подвеска спереди сзади Рулевое управление Тормоза Шинынако ответить на этот вопрос можно будет минимум через год эксплуатации, с морозами, слякотью и прочими северными прелестями. Как будут вести себя зимой узкие шины с уменьшенным сопротивлением качению? Как будет сочетаться с зимней резиной и гололедом своеобразная настройка ESP? В серии публикаций, посвященных особенностям гибридного “Приуса”, мы постараемся как можно полнее рассказать об этой “гостье из будущего”, которая уже осенью выходит на наши дороги. И все же чтото подсказывает – путь к сердцам покупателей в России у нее будет куда более тернистым, чем на Западе. Ведь стоить этот по сути “гольф”-класс будет минимум, как седан среднего. Вот в Европе, в Германии, к примеру, – 524 900– 28 900. Только там, у них, при покупке гибридной машины власти возвращают владельцу от двух до шести тысяч евро. Полагаете, нам это светит?w w w.k u p i av t o.r u| 41