4
5
6
8
10
12
13
14
15
СОБЫТИЕФ Р А Н К Ф У Р Т СК И Й А В Т ОСА Л ОН -2 0 0 9БОЛЬШЕ, БОЛЬШЕ ГЛАМУРА!Оживленная движуха на входе в выставочный комплекс “Мессе Франкфурт” выглядела не по-кризисному воодушевляющей. А когда на входе в первый же павильон попадаешь в окружение ярко освещенных разгоряченными софитами и сверкающих глянцевыми боками новинок, поневоле задумываешься: а был ли кризис? 4 | w w w.k u p i av t o.r uНе хлебом, так зрелищами Навскидку Франкфуртский автомобильный образца 2009 года по размаху и количеству премьер ничуть не уступает предыдущим мероприятиям подобного масштаба – по крайней мере, первое впечатление от увиденного именно такое. Колоссальных размеров павильоны, плотно уставленные блестящими, как новогодние игрушки, транспортными средствами самых разнообразных видов и сортов с эротично приникшими к ним ослепительно улыбчатыми стендистками – никакими экономическими разочарованиями здесь как будто и не пахнет. Да и премьеры какие – вы только полюбуйтесь! Все сплошь премиум да лакшери: “Роллс-Ройс” и “Бентли”, “Феррари” и “Мазерати”, “Астон-Мартин” и “Порше”, “МерседесБенц” и БМВ. Нет, конечно же, из трех десятков официальных мировых новинок и для рабочего народа можно было найти кое-что очень даже актуальное, но суперкары совершенно естественным образом тянули на себя одеяло, отманивая посетителей к своим стендам от машин более простых и насущных. Ширпотреб привлекал сиюминутной доступностью, а эксклюзив – количеством и разнообразием. Вот, извольте пожаловать, первый этаж третьего павильона, целиком заполненный продукцией концерна “Фольксваген”. У титульной марки, которой нарезали добрую половину выставочной площади, по необъятным, словно бы уходящим за горизонт белым просторам выплывала целая океанская эскадра серийных машин, а в новинки записал- К ИРИЛ Л Б РЕ В Д ОФ ОТО МАК СИМА ГОН Ч АРОВ АСОБЫТИЕся лишь “Гольф” в ипостаси универсала, 3-дверный “Поло” да семейство “Мультиванов”. Плюс пара концепт-каров: электрический городской “желток” “Е-Ап!” и субтильный гибридный “экономист” L1. Название последнего отражает устремления конструкторов получить-таки вожделенный литровый автомобиль: расход горючки должен составлять литр на сотню. Истина, как водится, где-то рядом: до литра L1 слегка недотянул, но и 1,38 л на сто километров пробега – более чем достойный показатель. И хотя донельзя обтекаемый “Фольксваген” официально проходил как мировая премьера, на самом деле это переизданный вариант представленного еще в 2002 году концептуального “литромобиля”, но с новыми потрохами. Любопытные машины, вне всякого сомнения: технологичные, экономичные, экологичные. Но куда больше зрительского внимания собирали экспонаты понахрапистее да подороже: эффектный “АудиR8-Спайдер”, пафосный “Бентли-Мульсанн” и уж, конечно, совершенно невообразимый “Ламборгини-Ревентон-Родстер” – в отличие от прочего ширпотреба такие машины на улице встречаются нечасто. АБаварские угрозыКЛАУС ДРЕГЕР, член совета директоров БМВ: “Как любая модель серии Х до нее, эта машина означает прорыв в совершенно новый сегмент рынка. Главной нашей целью при проектировании Х1 было предложить уникальный, доселе не виданный уровень управляемости среди компактных кроссоверов”. После ожидания длиною в два с половиной месяца самого младшего в полноприводном баварском семействе наконец-то можно было увидеть своими глазами и пощупать руками. Сюрпризов большихнало прод а чаноябрь2009годавРоссиине обнаружилось: это настоящий БМВ – и снаружи, и внутри автомобиль сделан именно таким, как ожидаешь. Неприкрытая агрессия во внешности, известный минимализм в отделке интерьера в сочетании с наисовременнейшими электронными системами. И не самый, кстати, просторный диван – тоже ничего удивительного. А потому, чтобы оценить новинку по достоинству, необходимо не просто сесть за руль, а еще и получить возможность прохватить на Х1 по асфальту. Немцы обещают захватывающие впечатления, которые однозначно затмят все, что до сих пор могли предложить “Тигуан”, RAV4 или “Куга”. Тоже, в общем, не стоит удивляться: ведь в отличие от всех этих переднеприводных машин с подключаемым задним мостом баварцы проектировали свою модель, отталкиваясь от заднеприводной платформы.“Ламбо” – так и вовсе автомобиль уникальный уже в зародыше: их будет выпущено всего-навсего два десятка, каждый из которых будет стоить никак не меньше 1,2 млн. евро. Эй, кто последний? Чистота – превыше всего Чем еще привлекательны суперкары (кроме, естественно,жтого, что они суперкары), так это их почти показным презрением к таким европейским ценностям, как экономичность и, соответственно, самым естественным образом вытекающая из нее экологичность. Ибо от всевозможных гибридов, электромобилей и прочих лишенных аппетита и задушенных ограничениями по чистоте выхлопа деваться во Франкфурте было просто некуда: куда ни посмотришь – обязательно уткнешься взглядом в какоенибудь очередное стерильное транспортное средство. Вот, скажем, рядом с ослепительно-белым и одуряюще мощным “Спайдером” от “Ауди” на том же самом подиуме завлекательно вращался вокруг сво-ей оси пронзительно-алый R8 с электромотором. В отличие от 525-сильного бензинового спайдера его питающегося током братишку купить пока невозможно. Но руководство “Ауди” упорно работает над тем, чтобы сказку сделать былью, как заявил во Франкфурте исполнительный директор фирмы: “Мы наняли еще сто инженеров для разработки этого проекта”. Таким образом, общее число конструкторов будущего электрического чуда достигло четырех сотен человек. Любопытно, кто-нибудь из них добрался во время выставки до восьмого павильона, где в дальнем углу скромно стояла наделавшая в свое время столько шума “Всегда недовольная”? На этойФлагманский “Бентли” дебютировал в один день с “маленьким” “Роллс-Ройсом”. И нужно сказать, сравнение оказалось не в пользу “Мульсана”: “Гост” выглядит ВНУШИТЕЛЬНЕЕ И РОСКОШНЕЕw w w.k u p i av t o.r u|5 СОБЫТИЕФ Р А Н К Ф У Р Т СК И Й А В Т ОСА Л ОН -2 0 0 9нало прод а чаж2010годавРконецоссииМАРТИН СМИТ, исполнительный директор “Форд Европа” по дизайну: “Мы считаем, что каждая из двух моделей обладает собственной индивидуальностью, а вместе они привносят в класс компактвэнов больше эмоциональности и динамики. Эти машины покупатели будут выбирать за их внешность и ездовые качества, а не только за практичность и универсальность”.Премьера состоялась. Премьера отложенаУспех дуэта “Эс-Макс”/“Гэлакси” сподвигнул конструкторов “Форда” создать еще одну пару – на этот раз компактвэнов. Выраженный спортивный облик 5местного “Си-Макса” означает и более динамичный характер машины – в отличие от прежде всего вместительного и функционального 7-местного “ГрандСи-Макса”. Самое заметное внешнее отличие близнецов – в рисунке задней стойки кузова и задних дверей: у “Гранда” они сдвижные, с ручками у передней кромки. Однако, едва показав новинки, руководство “Форда” тут же поспешило остудить пыл потенциальных покупателей – купить машины можно будет не раньше чем через год. Не исключено, причина кроется в том, что еще не готова к серийному производству линейка современнейших двигателей серии “Эко-Буст”. Турбонаддув, непосредственный впрыск и система изменяемых фаз газораспределения позволяет этим бензиновым “четверкам” небольшого объема по экономичности и экологичности поспорить с пресловутыми гибридами и суперсовременными дизелями. Так что настоящего дебюта “СиМакса” придется подождать еще целый год – тогда он появится вместе с новым “Фокусом”.голенастой электроторпеде на деревянных колесах впервые в истории автомобиля был преодолен рекорд скорости в 100 км/ч. Ровно 110 лет назад. Но на поучительный экспонат мало кто обращал внимание. “Тренд, однако!” – вздыхали инженеры той же “Ауди” в частных беседах. Они-то (как и их коллеги из многих европейских и японских фирм) прекрасно понимают, что нынешняя мода на электромобили и всевозможные гибриды вызвана к жизни политиками. Но что поделаешь… И просили не называть имен. И в самом деле, с каждым разом автосалоны все зеленеют. Сложно найти марку, которая бы не пыталась изобрести малоежку или “электричку” и заменить привычный рацион автомобиля святым духом. Европа вступила в гонку вооружений – кто кого переголодает? Ведь задача непростая: в каждом государстве Евросоюза действуют свои правила и нормы. Скажем, в одной стране пенализируют за повышенный выброс углекислого газаМы ожидали от багажника “ШКОДЫСУПЕРБ” чего-то выдающегося. Не дождались – обычный большой универсалВеликолепный пример ретрофутуризма – стильный концепт “СИТРОЕН-РЕВОЛЬТЕ”, созданный по мотивам модели 2CV 60-летней давностиРусские идут!Даже крупные японские компании не смогли добраться до Франкфурта – что уж говорить про наши ВАЗы и ГАЗы? Тем не менее Россия на автосалоне нарисовалась совершенно с неожиданной стороны: компания “Маруся Моторс” представила суперкар собственной разработки. Да не один, а целых три! И если две машины отличались только цветом, то третья “МарусяВ2” выглядела совершенно оригинально. По словам одного из инициаторов проекта (вторым выступает известный шоумен Николай Фоменко) Антона Колесникова, новый кузов был создан всего за 36 дней! Кстати сказать, “сменные” кузова – это фишка машины: специально под каприз заказчика “марусеры” готовы разработать любой кузов с уникальным дизайном.6 | w w w.k u p i av t o.r u СОБЫТИЕФ Р А Н К Ф У Р Т СК И Й А В Т ОСА Л ОН -2 0 0 9Мини-мыМежду павильонами, наполненными машинами настоящими, то тут, то там попадались целые развалы с масштабными моделями. Пройти мимо просто невозможно: чутко спящее в каждом мужчине детство словно магнитом притягивает к стендам, на которых вершится великое многообразие автомобильных миниатюр. Надо сказать, немцы относятся к взрослым игрушкам с большим пиететом. Да и хобби здесь намного разнообразнее: скажем, у нас о слот-карах – моделях, которые ездят по специальному треку с направляющими а-ля рельсы – вообще мало кто слышал. А тут – нате вам! – целые компании специализируются на выпуске таких развлечений. К примеру, “Каррера” прямо на улице обустроила целых два трека, на которых все желающие могли погонять на уменьшенных в 32 раза копиях машин гоночной серии DTM. От желающих попробовать себя на такой трассе отбоя не было!Но европейцы пока что гибриды не очень-то жалуют, предпочитая им обезжиренные автомобили, оснащенные сверхэкономичными дизелями. Не зря же, к примеру, на бортах эскадры снежно-белых “Фольксвагенов” красовались броские надписи, возвещавшие о рекордно низких выбросах СО2 и ошеломляюще скромном расходе топлива. И не только “Фольксваген”, практически все фирмы использовали глянцевые бока своих экспонатов для немудреной рекламы собственных экодостижений: 5,6 кг; 4,3 кг; 2,1 кг! Кто меньше?! “Блюмоушен”, “Экомотив”, “Е-перфоманс”, “Блю-эффишенси” – несть числа названиям всевозможных моделей и целых серий, призванных экономить, сохранять, не допускать и прочая и прочая. И как апофеоз этого экологического словоблудия – концепт “БлюЗеро”, то бишь “Голубой ноль” от “Мерседес-Бенца”.Электрический суперкар “АУДИ-R8” создан в основном для виртуальных игр“ХЁНДАЙ-ix35” – наследник “Туссана”Да и вообще, если внимательно приглядеться к франкфуртским экспонатам, то даже те еврогибриды, которым уготована серия, выглядят какнасмешка: основой силовой установки новейших БМВ – представительской “семерки” и кроссовера X6 – выступает многосотсильный бензино-Что-то особенноеЖАН-МАРК ГАЛЕС, генеральный директор “Пежо”: “RCZ – это настоящий сгусток эмоций: чувство восхищения необычным дизайном и высококачественным интерьером, глубокое уважение к хитроумнейшей механической начинке, включая новейший 1,6-литровый мотор мощностью 200 л. с., и наконец, непередаваемые ощущения, которые дарит водителю замечательный дорожный характер машины”.в атмосферу, а в другой выплачивают компенсации, если выхлоп автомобиля чище установленных норм, – а угодитьто нужно всем! Потому компании и предлагают наперебой как обычные машины в особо экологических исполнениях, так и специально разработанные конструкции – порой довольно замысловатые. Скажем, на стенде “Тойоты” горделиво красуется новый гибридный “Приус” – уже третьего поколения, между прочим: машина технически продвинутая, но не слишкомто дешевая. Или вот, пожалуйста, вассальный “Лексус” приготовил прототип легковушки “гольф”-класса, который пока что преподан как концепт-кар LF-Ch – так этот вообще, как обещают, дойдет до конвейера исключительно в гибридном исполнении.нало прод а ча2010годвРоссииСвою мировую новинку французы подают не просто как вишенку на торте – именно так можно было бы оценить 4-местное (2+2) купе на базе модели 308. Они считают, что в истории “Пежо” открыта совершенно новая глава: RCZ – это первый из серии остромодных “автомобилей, формирующих новый имидж марки и стиль жизни своего владельца”. Под алюминиевым капотом RCZ скрывается 1,6-литровый бензиновый турбомотор мощностью 156 или 200 л. с. (в зависимости от степени наддува) либо 2-литровый 163-сильный турбодизель. Вместе с нарочито спортивными настройками шасси (колея на 54–72 мм шире, центр тяжести на 40 мм ниже, колеса 18- или 19-дюймовые) такие характеристики обещают куда более впечатляющие ездовые повадки, нежели у 308-й, на базе которой машина построена. Собирать RCZ вскоре начнут в австрийском Граце, на заводе “МагнаШтайр”, в продажу в Европе модель поступит весной. А до России автомобиль доберется в будущем году.ж8 | w w w.k u p i av t o.r u СОБЫТИЕФ Р А Н К Ф У Р Т СК И Й А В Т ОСА Л ОН -2 0 0 9 Осмелимся утверждать, что главное в нем – не внешность. Хотя с виду новый супермини от “Ситроена” очень хорош. Но ведь и машина первого поколения отличалась симпатичной и неординарной внешностью. Преимущество новичка лучше всего ощущается в водительском кресле: на редкость приятная, дружелюбная, милая и удобная машинка! А ведь многие сомневались – зачем, дескать, французам понадобилось выводить на рынок целую серию престижных и дорогих моделей DS. И вот вам первый результат: в салоне С3 вас не покидает ощущение, что это машина более высокого класса. Специалисты по интерьеру явно учли опыт создания DS3 – который дебютировал здесь же, на соседнем подиуме. И еще один, далеко не маловажный факт: в Европе, где продажи С3 начинаются в ноябре, цены новичка выросли совсем незначительно.Французский шарм в действиинало прод а чаполугодиеI 2009вРгодаоссииФРЕДЕРИК БАНЗЕ, генеральный директор “Ситроена”: “Старт нового С3 – важнейшее для нашей марки событие. Ведь он заменит автомобиль-бестселлер, продажи которого превысили два миллиона. Но мы считаем, что для успеха у новичка все есть: он хорош собой, молод и умен”.с форматом высокий хэтчбекпереросток “Гран Туризмо”, приписанный к 5-й серии, престижный по праву рождения. “Иксенок” получился ожидаемо хорошеньким, а вот “пятерка-GT” – это автомобиль нишевый. Или, иначе говоря, вещь в себе – на любителя. Интересно, что реализацию багажника немцы подсмотрели у чехов: пятая дверь, как у “Шкоды-Суперб”, двусоставная и сложноподчиненная – можно либо всю ее поднять, либо же отворить потихоньку “калитку”, которая начинается под стеклом, а заканчивается бампером. Кстати, раз уж речь зашла о большой “Шкоде”, то следует этак невзначай упомянуть, что во Франкфурт привезли новую модификацию – универсал, вместительный и элегантный. Надо сказать, что брожение по выставке дает возмож-Из двух серийных премьер легкового “Фольксвагена” до России доберется одна: в ноябре начнутся продажи ТРЕХДВЕРНОГО “ПОЛО” вый V8. Да и “мерседесовский” S-класс в качестве гибрида, знаете ли, тоже смотрится довольно умилительно. Конечно, столь экономичными машины такого класса еще не были, но за подобную экономию придется платить – и немало. Идеи в воздухе витали… Впрочем, были у тех же самых немцев и более честные машины: и наконец-то снизошедший с прототипа до серии БМВ-Х1 и неопределившийся10 | w w w.k u p i av t o.r uж“ФЕРРАРИ-458” представлял публике 7-кратный чемпион мира Михаэль ШумахерОтцы и детиПоскольку “Мерседес-Бенц” отхватил себе целый павильон, немцам всенепременно надо было его чем-то заполнить. Так что помимо премьер – универсала Е-класса и суперкара SLS – и целого выводка “Смартов” компания замутила весьма занимательную экспозицию: расставленные попарно автомобили прошлого и современные разработки, которые наглядно демонстрировали преемственность прогресса. Прототип F700 соседствовал с классическим 300SE образца 1963 года, а пращур всего автомобилестроения “Бенц” 1886 года покоился рядом с новейшим концептом “Ф-Селл-родстер” на смешных велосипедных колесах. СОБЫТИЕФ Р А Н К Ф У Р Т СК И Й А В Т ОСА Л ОН -2 0 0 9 На первый взгляд прима стенда “Киа” – одна из двух всего лишь мировых новинок Франкфурта, которую в России ожидал бы безусловный успех. Компактная снаружи и на удивление просторная внутри, симпатичная внешне и практичная, как положено компактвэну, располагающая четверкой современных моторов мощностью от 75 до 128 л. с., механической коробкой передач и “автоматом”, богатым уровнем оснащения и высоким уровнем безопасности, эта машина почти наверняка опередила бы по продажам признанного лидера нашего рынка японский “Ноут”. Ведь в последнее время все модели “Киа” отличаются на редкость привлекательными ценниками. Но, увы, пока перспективы новинки в России неясны. “Венгу” не только спроектировали в Европе и для европейцев, но и выпускать будут здесь же, на чешском заводе, а в продажу машина поступит уже в нынешнем году.Бестселлер, которого нам не видать?нало прод а чавР?оссииПЕТЕР ШРАЙЕР, шеф-дизайнер “Киа”: “Венга” действительно может предоставить всю практичность и многосторонность, что требует от автомобиля европейская семья. Это настоящий триумф формы и функциональности. Но она еще и волнует, заставляет оборачиваться ей в след – качество, которого так не хватает в этом классе машин”.дет сказать, тоже, как и “Порше”, пятидверный. Да и новый “Ягуар-XJ”, даром что седан, со своей покатой крышей и заниженным силуэтом выглядит ну очень по-купейному. А моторы – истинно суперкаровские. Но то ли еще будет! Если вспомнить прошлогодний Париж, то в памяти всплывет и 4-местный “Ламборгини”, который, не исключено, пройдя инкубационный период, также окуклится и вырастет в прекрасный серийный автомобиль. И это не считая показанного буквально накануне открытия выставки прототипа мегапрестижного 4-дверного “Бугатти”, который все ждали во Франкфурте. Впрочем, великолепный “16С-Галибье” не почтил мотор-шоу своим визитом. Почему-то. Вместо этого, представляя углеволоконно-алюминиевый “Вейрон-Гран-Спорт-Сан-Блю” заность наглядно убедиться в том, что машин гораздо больше, чем новых идей. Которые мало того что на поверку оказываются хорошо забытыми старыми, так еще и в головы автомобильных дел мастеров приходят одновременно. Вот взять, к примеру, престижный хэтчбек премиум-класса – чья идея? Сложно сказать: помимо баварцев подобную машину продемонстрировали и товарищи из “Ауди” – правда, чуть меньшего размера: 5-дверный “А5-Спортбек” создан на плат-форме “Ауди-А4”. Да и новый “Порше-Панамера” формально тоже является хэтчбеком – правда, еще более престижным и дорогим, чем БМВ. И кто теперь вспомнит 5-дверные “Ауди-100” и “Ровер-3500” второй половины 70-х? Или вот еще пример: 4-местный суперкар. Опять же, “Панамера” вполне вписывается в такого рода понятие, как и американский “Фискер-Карма”, а уж привезенный британцами “Астон-Мартин-Рапид” – еще больше. Он ведь, к слову бу-ж“КРАСОТА – ЛИШЬ ЧАСТЬ НАШЕЙ РАБОТЫ”“ОПЕЛЬ-АСТРА”, явный претендент на звание “Автомобиль года”, выглядел скромно на фоне гламурных премьер После многолетнего застоя дизайн “Фольксвагена” вновь на подъеме. И этот заслуживающий всестороннего одобрения факт можно напрямую связать с деятельностью главного дизайнера “народной” марки. Впрочем, сам КЛАУС БИШОФФ не считает себя звездой, предпочитая делить успех и с подопечными, и с вышестоящим руководством.12 | w w w.k u p i av t o.r u К ИРИЛ Л Б РЕ В Д ОФ ОТО МАК СИМА ГОН Ч АРОВ АСОБЫТИЕ“ЛЕКСУС-LF-СН” – таким должен быть будущий хэтчбек “гольф”-класса €1,9 млн., шеф наипрестижнейшего отделения группы “Фольксваген” выехал к изумленной публике за штурвалом электрокара “Бугатти-56” образца 1931 года. Кто прошлое помянет? Другое общее место – это ак– И это естественно, ведь создание автомобиля – командный процесс, диалог. Хотя в конечном счете за “Фольксваген” я отвечаю лично, и результат будут требовать прежде всего от меня. – Каким образом у вас строятся взаимоотношения с Вальтером де Сильвой, курирующим дизайн всех автомобилей концерна “Фольксваген”? – У де Сильвы есть редкое качество – находить индивидуальный подход к каждой из марок концерна. Этакий полиглот от дизайна, он необычайно восприимчив к самым разным дизайнерским языкам и потому может очень тонко определять лицо каждого бренда. Мы очень много и плодотворно работаем в кооперации. Я отвечаю непосредственно за облик автомобилей “Фольксваген”, он же смотрит шире и оценивает нас в контексте других марок концерна. И если вдруг мы заступим на территорию, скажем, “Ауди” или СЕАТа, он тотчас же это заметит. Ну и, помимо прочего, Вальтер де Сильва – крайне опытный мастер, и опыт, которым он с нами делится, бесценен. – Можно ли буквально в нескольких словах дать определение дизайну автомобилей “Фольксваген”? – Мы стараемся придерживатьтивно насаждаемый ретрофутуризм, вызванный множественными приступами ностальгии у всех, кому не лень. Вот нагляднейший из примеров: новое суперкупе из Штутгарта – SLS-AMG, инспирированный классической моделью “Мерседес-Бенц300SL” более чем полувековой давности. Тут вам и дизайн по мотивам, и о наличии главной фичи – дверей в стиле “крылья чайки” – позаботились, что как бы символизирует. Сильная, впечатляющая получилась штуковина – доставляет неимоверно.Вживую “ЯГУАР-XJ” впечатляет куда больше, чем на фотоСкетч, изображающий 3-дверный “Поло”, Клаус Бишофф нарисовал ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ “КУПИ АВТО” во время интервью торая, однако же, за счет точности линий и тщательного подбора материалов весьма красноречиво передает ощущение качества. Никто не сделал до сих пор ничего подобного! Поэтому нет ничего удивительного в том, что процесс создания автомобиля занимает столь длительное время. Перегрузить внешность ненужными деталями, напустить лишний шум – намного проще. Кроме того, для нас столь важен дизайн еще и потому, что мы можем дать клиенту почувствовать, что он обладает особенным автомобилем. “Фольксваген” – это очень технологичный, качественный продукт, и это обязательно должен чувствовать владелец машины. К тому же мы стараемся создавать вневременной дизайн, который был бы актуален долгие годы, – это тоже часть нашей философии. Именно поэтому у нас столь тесен контакт стилистов и технологов. Важно понимать, что мы не занимаемся стайлингом: мы все же дизайнеры, а не парикмахеры и решаем другие задачи. Красота автомобиля – это только часть нашей работы.ся пуристской философии. Хороший пример лаконичного языка форм и баланса – новый “Поло”: здесь, во Франкфурте, мы представили его трехдверную версию. Если вы посмотрите на эту машину, то заметите, что кузов очень плотно стоит на колесах, а автомобиль выглядит очень подтянуто – даже спортивно. И, совершенно очевидно, “Поло” выигрывает внешне именно благодаря тем простым линиям, из которых мы его сложили. Говорить об абсолютной гармонии можно лишь тогда, когдаона достигается при использовании минимума выразительных средств – только так можно сделать облик машины максимально точным. И это чрезвычайно непростая задача, несмотря на кажущуюся простоту. – То есть чем более лаконичным кажется дизайн, тем большая работа проделана художником? – Истинно так. Чем визуально более проста внешность автомобиля, тем заметнее будет любая ошибка дизайнера. Вот пример – “Айфон”: это максимально простая форма, ко-w w w.k u p i av t o.r u| 13 СОБЫТИЕФ Р А Н К Ф У Р Т СК И Й А В Т ОСА Л ОН -2 0 0 9В отличие от предыдущих концепт-каров “Мазды”, франкфуртский “MX-5-Суперлайт” не кажется этакой штукой не от мира сего: эта машина очень близка к серийному родстеру. Почему не произошло очередной революции, нам поведал новый шеф-дизайнер фирмы ИКУО МАЭДА.“ШОУ-КАРОВ СТАНЕТ МЕНЬШЕ”– Над чем вы сейчас работаете? – Пока секрет. Скажу лишь, что это концепт-кар, однако он сильно связан с массовым производством. – В каком направлении станет развиваться дизайн “Мазды”? Это будет что-то самобытное или вы предпочитаете отталкиваться от вкусов европейских автолюбителей? – Наши сегодняшние автомобили – это сгусток эмоций. И эмоциональную составляющую я намерен сохранить. В свое время мне довелось участвовать в разработке концепции дизайна, а одним из моих проектов стал RX-8, внешность которого я могу определить как атлетическую. Эту самую “атлетичность” мы стараемся выдерживать при создании автомобилей, но в то же время стремимся привнести в облик каждой новой машины что-то уникальное. Пресловутая “атлетичность” – ядро, основа дизайна “Мазды”, вокруг которой вращаются три эмоциональных элемента. Первый – “Eн”: это японское слово означает “манящий”, “чувственный”, “сексуальный”. Купе RX-8 как раз такое. Далее следует “Рин” – “хрустящий”, “острый”, “чистый”. Именно этот элемент наиболее тесно связан с японскими традициями. Кто-то, возможно, назовет это простотой и, пожалуй, будет прав. Наконец, “Нагаре” – “экзотический”, “струящийся”. Это слово скорее носит описательный характер и относится к поверхности, текстуре. В дальнейшем мы будем комбинировать эти элементы. А быть может, добавим еще и четвертый. Какой именно – я пока не решил. Признаюсь вам по большому секрету – мне бы и самому было любопытно это узнать!– Что скрывать, нынешняя экономическая ситуация не благоволит активному строительству шоу-каров: создание таких машин – чрезвычайно затратное мероприятие. К тому же перспективные автомобили на то и перспективные, чтобы иметь практическое применение, – это ведь не только дизайн в чистом виде, но и в той же степени технологии. Так что концепт, я уверен, должен быть все же приближен к реальности, насколько это возможно.– То есть стоит приготовиться к тому, что концепт-кары станут более реалистичны и малочисленны? – Вне всякого сомнения: шоу-каров в чистом виде станет меньше. В принципе, как вы, наверное, могли заметить, уже здесь их не так много – серийных премьер куда больше. Очевидно, что это общая тенденция: компании предпочитают инвестировать ресурсы в массовый продукт, а не создавать нежизнеспособные машины ради красоты как таковой.пытно, что возрождение дуропластовой легенды затеяла компания “Херпа”, которая известна в первую очередь тем, что выпускает миниатюрные игрушечные автомобильчики в масштабе 1:87 для моделей железных дорог. “ТРАБАНТ-NT” А вот другая крайность в противовес капиталистическому SLS: развитой социалистический “Трабант-nT”, ставший переосмыслением гэдээровского “Трабанта”. А конкретно – модели 601, появившейся в 1963 году. Нормального мотора у “Траби” ни тогда не было, ни сейчас: предок нынешнего прототипа оснащался 2-цилиндровым 2-тактным моторчиком объемом всего 600 “кубиков”, а новоявленный nT довольствуется электромотором – правда, в два раза более мощным, чем “бензинка” своего прародителя. ЛюбоВсе для народа А пока гранды и примкнувшие к ним мерялись суперкарами, французы и корейцы взяли да и выкатили новые автомобили, которые уже совсем скоро примут самое непосредственное участие в формировании окружающей действительности. И новинки от “Пежо”, “Ситроена”, “Хёндай” и “Киа” хороши тем, что они являются не автомобилями мечты, а просто автомобилями: их вполне могут себе позволить представители среднего класса. Отметились и сами хозяева поля, показав будущие бестселлеры: новейшие “Опель-Астра” и “Форд-Си-Макс”. Обе маши-Наряду с седаном “Флюэнс” “Рено” представила ТРИ НОВЫХ КОНЦЕПТКАРА – все, разумеется, насквозь электрические Неожиданная премьера от “Тойоты” – “ЛЕНДКРУИЗЕР-ПРАДО” нового поколения прятался в стороне от главного стенда. Очевидно, японцы стесняются расхода топлива этого по европейским меркам исполина14 | w w w.k u p i av t o.r u К ИРИЛ Л Б РЕ В Д ОФ ОТО МАК СИМА ГОН Ч АРОВ АСОБЫТИЕ“АСТОН-МАРТИН-РАПИД” неизменно привлекал толпы любопытных ны для нас имеют совершенно особое значение: “Астру” в недалеком будущем начнут выпускать в России, как и “Фокус” нового поколения, предвестником которого стал “Си-Макс”. Корейцы, конечно, молодцы: с каждой новой машиной они становятся все более безупречными. Интересный, очень актуальный дизайн, хорошо проработанные интерьеры обретают невиданное ранее благородство, мощные и экономичные силовые агрегаты – все это не кажется таким уж и удивительным, если учесть, что новые модели генерятся прямо в Европе. И мировые новинки “Киа-Венга” и “Хёндай-ix35” – живые тому доказательства. А вот японцы… Страна восходящего солнца выступила ограниченным контингентом: ни “Хонда”, ни “Мицубиси”, ни “Ниссан” до Германии в этот раз не добрались. Но те, кто соизволил отметиться на автосалоне, нашли чем похвастаться: “Субару-Легаси” и “Аутбек”, “Тойота-Ленд-Круизер-Прадо”– все это европейские премьеры, а “Мазда-3МPS” – мировая. Конечно, машины для массового рынка не остались незамеченными. Однако тон во Франкфурте все же задавали суперкары. Что это – пир во время чумы или же официальное окончание кризиса? Кстати, отсутствие японской троицы “уклонистов”Определить лучший стенд на IAA-2009 оказалось не так просто – большинство фирм из экономии старались не слишком роскошествовать. Настоящий гоночный трек по периметру павильона БМВ впечатлял, но за душу, признаться, не взял. Очень любопытное оформление стенда оказалось у “Пежо”: за стоявшими на возвышении новейшими спорткупе RCZ шел дождь. Да не простой, а фигурный: набранная из множества струек водная стена рисовала причудливые мокрые узоры. Однако нечто подобное уже было – у “Джипа”. А вот оформители из “Альфа-Ромео” порадовали: отсутствие на своем стенде принципиальных новинок они компенсировали фантазией.Представляете, сколько можно сэкономить бензина, отказавшись от покупки “ЛАМБОРГИНИ-РЕВЕНТОН-РОДСТЕР”… 670 л. с., 330 км/ч, 3,4 секунды до сотни, 15–32,3 л/100 кмДождик? Ерунда дождик!СААБ-9-5 второго поколениястало, пожалуй, самым заметным намеком на вселенский экономический катаклизм. Вторым можно было считать заметное сокращение числа концептов. Наконец, самые внимательные отметили, что традиционные презентациипресс-конференции на стендах фирм проходили в подав-ляющем своем большинстве куда менее помпезно, нежели обычно. И еще любопытный момент: представляя свои новинки, многие, очень многие первые лица автомобильных компаний признавались, что делают это впервые на столь высоком посту. И даже длинноногих улыбчивых красавиц,что обычно окружают автомобили, было, как показалось, на франкфуртских стендах чуть меньше. Что и говорить, тряхнуло так или иначе всех. Однако далеко не везде автомобильный рынок пострадал столь сильно, как в России: в той же самой Европе никакой драмы не наблюдается. По улицам в изобилии ездят совсем свежие модели автомобилей, а на автосалонах появляются все новые и новые рекруты, которые практически сразу же вливаются в спокойный городской трафик. Жизнь идет! Да, концепт-каров стало поменьше – зато можно со спокойной душой вершить премиум и лакшери, поскольку покупатели подобного склада автомобилей по-прежнему остаются платежеспособными.w w w.k u p i av t o.r u| 15