27
28
29
ИТОГИ III К В АРТАЛ ААВТОРЫНОКГОРЯЧАЯ ДЕСЯТКА РУССКОГО РЫНКА 2009 Г.1 “Форд-Фокус”(1)40 4662 “Рено-Логан”(2)38 5193 “Шевроле-Лачетти” 23 075(3)4 “Дэу-Нексия”(5)20 9315 “Шевроле-Ланос” 19 713(4)6 “Дэу-Матиз”(6)18 0297 “Опель-Астра”(7)16 6448 “Хёндай-Гетц”(9)14 6849 “Киа-Сид”13 754Статистика и впрямь складывается удручающая. Сбыт легковушек иностранных марок начал падать зимой 2008-го и теперь установил абсолютный антирекорд: в июле–сентябре продано на 59,2% меньше, чем годом раньше. Мало того, если второй квартал оказался на 8,5 процента хуже первого, то в третьем темп падения даже увеличился: -11,9%. И все же вряд ли стоит посыпать голову пеплом. Это осмеянные еще сто лет назад буревестником революции гагары и глупый пингвин пусть робко прячутся в утесах, мы же попробуем разглядеть в мрачной картине позитив. Во-первых, три четверти фирм, входящих в первую двадцатку, сумели показать результат лучший, чем в среднем по рынку, – можем, значит, если захотим. Во-вторых, лето – начало осени и в лучшие-то годы считалось временем не самымНА ДНЕПадение продаж продолжается пятый квартал подряд. Производство автомобилей сократилось почти в три раза. Со второго Россия откатилась на пятое место в Европе. Не правда ли, эти мрачные сводки чем-то напоминают знакомое со школьной скамьи начало горьковской пьесы: “Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой…” Жуть!горячим для автодилеров. Скажем, в годы бума, в 2003– 2007-м, когда ежегодный прирост составлял 60–80 процентов, в июле–сентябре он падал до 1–8%. Поэтому в нашей таблице крупнейших зарубежных продавцов мы ввели отдельную колонку, показывающую динамику по сравнению со II кварталом. Обратите внимание на результаты “Киа”, “Мицубиси”, БМВ, “Мерседес-Бенца” и “Сузуки”, сумевших значительно поправить свои дела. За счет чего? Наиболее характерен пример корейской фирмы. Не зря же едва ли не каждая ее модель признается экспертами “Купи авто” наиболее выгодной покупкой в своем классе и ценовом сегменте. Покупатели сразу это чувствуют. Взгляните хотя бы на достижение “Сида”, впервые пробившегося в десятку лучших в абсолютном зачете. Мало того, даже выводя на рынок новые машины, в “Киа”, в отличие от многих конкурентов,(11)10 “Тойота-Королла”(14)13 693В скобках – место по итогам I полугодия 2009 г.сопровождают премьеру очень соблазнительными прайс-листами. Наверняка показатели компании были бы еще выше, если бы не остановка завода в Ижевске, где собирают “Спектру” и “Соренто”. В целом же за три “отпускных” месяца ситуация в двадцатке изменилась незначительно. “Рено” обошла “Ниссан” и “Тойоту”, да “Мицубиси”, уж очень многое растерявшая еще в январе–марте, наверстывая упущенное, рванула с 13-го на 9-е место и вытеснила из десятки “Опель”. Никаких явных сюрпризов и в хит-параде самых продаваемых моделей. Есть, правда, одна деталь, которую не сразу заметишь. Продажи “Ланоса” вw w w.k u p i av t o.r u| 27 АВТОРЫНОКИ Т О Г И III К В АРТАЛ А“РЕНО-ЛОГАН” по-прежнему лидирует в малом классе, вдвое опережая ближайшего преследователяНесмотря на четыре подорожания и остановку конвейера во Всеволожске на летние каникулы, “ФОРД-ФОКУС” остался самым популярнымРоссии завершились, и украинский “Шевроле” вполне ожидаемо опустился на строчку вниз, уступив “Матизу”. Однако если прибавить 3680 машин “ЗАЗШанс” – по сути, ведь это тот же автомобиль, но с мелитопольским мотором и стоит еще дешевле, – то супермини из ЗаПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В ЕВРОПЕ В 2009 ГОДУ*1 2 3 4 5 6 7 8 9ГЕРМАНИЯ2 059 405ФРАНЦИЯ-13,2порожья потеснит с бронзовой ступеньки пьедестала самых популярных своего теперь уже бывшего однофамильца “Лачетти”. И это опять-таки факт показательный. Да, с одной стороны, во время кризиса заметно улучшили свое положение фирмы, специализирующиеся на дорогих, имиджевых моделях – обратите внимание на бравурную статистику большой немецкой тройки. Оно и понятно: поговорку “пока толс-тый сохнет, худой сдохнет” русский народ придумал как будто специально для толстосумов в период кризиса. Но, с другой – средняя цена купленного автомобиля в России существенно снизилась: с $22 500 до $19 000. Предпочтения наших соотечественников вынужденно сместились в сторону менее престижных моделей, дешевых версий, бедных комплектаций. Вот тут-то наконец и подоспела так давно обещанная, столь широко разрекламиро-ванная и жизненно необходимая всем нам – покупателям, продавцам и банкам – правительственная поддержка. После либерализации в августе условий госпрограммы льготного кредитования резко увеличилось количество займов на приобретение автомобилей. В мае–июне число таких автокредитов составляло в среднем 5–6 тысяч в месяц, в сентябре достигло 9 тысяч. Скажем, из сорока тысяч “Фокусов” по этой программе куплено почти 9 ты-1 613 501ИТАЛИЯ+2,41 611 205-5,7ВЕЛИКОБРИТАНИЯРОССИЯ – РЫНОК КЛЮЧЕВОЙО перспективах развития автомобильного рынка Европы и России нашему корреспонденту рассказывает вице-президент по продажам “Мазда Мотор Юроп” Филипп УОРИНГ. – Полгода назад вы говорили, что выход из кризиса – дело многих лет. Меж тем в конце лета стали слышны голоса, что худший для автопромышленности период миновал. Вы согласны? – Несмотря на прогнозы разной степени позитивности, я уверен, что дно по-прежнему видно более чем хорошо. Нужно быть законченным оптимистом, чтобы думать, будто кризис уже пройден. Я же скорее реалист, нежели оптимист, и потому склонен полагать, что экономике предстоит просидеть на дне еще года два. А в целом рынок будет восстанавливаться не менее пяти лет. Однако в России ситуация может иметь несколько иной оборот, поскольку страны с растущей экономикой ведут себя иначе и развиваются быстрее. К тому же Россия очень богата нефтью, которая играет далеко не последнюю роль в формировании экономики. Определенно, у вас есть все шансы на быстрое восстановление. – Вскоре начнутся продажи обновленной “Мазды-CX-7”. Львиная доля европейских продаж этого кроссовера приходилась на Россию. Однако, существенно подорожав, он здорово сбавил в популярности. Возможно, появление безнаддувного мотора на “семерке” помогло бы улучшить продажи? – Такого двигателя у CX-7 не будет. Но давайте поговорим о цене. По сравнению с докризисными временами рубль упал на 30–40%, и мы были вынуждены искать компромисс между конкурентоспособной ценой и рентабельностью. Нашей задачей стала необходимость поддерживать продажи на определенном уровне, чтобы дать возможность работать дилерам. Понятно, что рано или поздно рубль окрепнет, и тогда ценовая политика естественным образом изменится. Я предполагаю, что нечто1 517 039РОССИЯ**-15,51 040 173ИСПАНИЯ-51,0677 182БЕЛЬГИЯ-28,6374 883-14,9НИДЕРЛАНДЫ316 612АВСТРИЯ-24,9247 675+6,710 ПОЛЬША239 509 +1,6* Продажи и динамика роста по сравнению с тем же периодом прошлого года по данным ACEA. ** По собственным данным “Купи авто”.28 | w w w.k u p i av t o.r u АЛ Е К САН Д Р МЕ Л ЬН ИКАВТОРЫНОКВ бизнес-классе у “ТОЙОТЫ-КЭМРИ” все так же нет конкурентов. Но вот в абсолютном зачете она откатилась с 10 на 12 место“НИССАН-КАШКАЙ” продается лучше всех полноприводных моделей иностранных марок. И даже обе “Нивы” не намного популярнеесяч. А в Минпромторге рассчитывают до конца 2009-го выйти на запланированный объем в сто тысяч займов в год. Это означает по 20 тысяч льготных кредитов в каждый из месяцев IV квартала, не меньше. Кроме того, удешевление средней покупки означает снижение суммы обычных, не льготных кредитов – с 700 тыс. руб. до начала кризиса до 500 тысяч к середине года. Вот тутто банки, минувшей зимой до предела ужесточившие усло-КРУПНЕЙШИЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРОДАВЦЫ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ В III КВАРТАЛЕ 2009 ГОДА*МОДЕЛИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ шт. МАРОК*1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. “ВАЗ-Приора” “ВАЗ-Самара” ВАЗ-2105/07 “ВАЗ-Калина” “ВАЗ-Нива” “Шевроле-Нива” “УАЗ-Хантер” “УАЗ-Патриот” ВАЗ-2110 “ГАЗ-Волга” “Иж-2104” УАЗ-3151/53/59 76 217 70 243 52 670 48 281 17 691 17 246 6081 4823 4412 3329 3229 25%1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20(1) (2) (5) (4) (3) (6) (7) (8) (9)“Шевроле” “Форд” “Рено” “Тойота” “Ниссан” “Хёндай” “Киа” “Дэу” “Фольксваген”64 218 61 816 53 049 52 944 51 527 51 005 47 638 38 960 33 024 31 904 29 629 26 260 25 269 21 356 19 245 16 322 11 782 11 464 9064 8435-53,9 -32,8 -54,6 -18,6 -35,9 -22,2 -63,4 -18,6 -56,6 -24,2 -67,0 -34,6 -2,1 +2,0-51,3 -29,0 -63,1 +12,8 -17,6 -21,3 -61,9 -46,4 -56,3 -30,0 -31,1 -38,2 -34,9 -10,8 -68,2 -21,8 -45,8 +83,1 -15,9 -13,3 +3,5 -1,0-20,8 -47,7 -57,3 -30,1 +2,2 -52,9 -44,5 -42,0 -88,0 -79,2 -79,5 -96,4(13) “Мицубиси” (10) “Опель” (11) “Мазда” (12) “Шкода” (14) “Пежо” (15) “Хонда” (16) “Сузуки” (17) БМВ (18) “Ауди” (19) “Ситроен” (20) “Мерседес-Бенц”* Продажи и динамика роста по сравнению с тем же периодом прошлого года.подобное произойдет уже через год-полтора. – Новая “Мазда-3” также заметно дороже предшественницы, и прогнозируемые объемы продаж пока весьма скромны. Меж тем российское представительство “Мицубиси” недавно возобновило поставки “Лансера” предыдущего поколения по весьма привлекательной цене. “Мазда” могла бы предложить нашему рынку старую “трешку”? – Это исключено. У нас простонапросто нет производственных возможностей для этого: мы уже переналадили все оборудование и физически не можем вернуть прежнюю “трешку” на конвейер. – Каковы, на ваш взгляд, перспективы российского рынка? – Относительно будущего автомобильного рынка в вашей стране оптимизм вполне уместен. А для “Мазды” Россия во многом рынок ключевой, и мы рассчитываем выйти на прежний уровень продаж уже через пару лет.Спасение утопающих пока не получаетсяНесмотря на девальвацию рубля в первой половине года и программу господдержки льготного кредитования, с апреля по август направленную в первую очередь на продукцию АвтоВАЗа – ведь верхний потолок суммы кредита составлял 350 тыс. рублей, – доля отечественных моделей увеличилась совсем ненамного. В 2008 году иностранные марки составляли 75,3 процента рынка, сейчас – 72,5%. Так что на один наш автомобиль приходится три новых иномарки. А скоро, как поговаривают, правительство, недавно поднявшее максимальную планку льготного кредита до 600 тысяч, собирается ее вообще отменить. Для АвтоВАЗа это означает еще один удар.+11,6 -23,5 -35,9 +10,521. ФИАТ – 7237; 22. “Субару” – 6878; 23. “Ленд-Ровер” – 6794; 24. “Джили” – 6596; 25. “Сан-Йонг” – 6130; 26. “Вольво” – 5565; 27. “Лексус” – 4822; 28. “Инфинити” – 3819; 29. ЗАЗ – 3680; 30. “Чери” – 3171; 31. ТагАЗ – 2560; 32. “Лифан” – 2328; 33. “Грейт-Уолл” – 2021; 34. “Волга” – 1833; 35. “Кадиллак” – 1251; 36. “Хаммер” – 983; 37. “Порше” – 953; 38. BYD – 934; 39. СЕАТ – 758; 40. “Ягуар” – 740; 41. “Мини” – 434; 42. “Додж” – 366; 43. “Джип” – 321; 44. СААБ – 284; 45. “Крайслер” – 240; 46. “Саманд” – 178; 47. “Альфа-Ромео” – 90; 48. “Бентли” – 49.*Продажи и динамика роста по сравнению с тем же периодом прошлого года и со II кварталом 2009-го. В скобках – место по итогам I полугодия 2009 г.КРУПНЕЙШИЕ ДИЛЕРСКИЕ СЕТИ В РОСCИИ*АвтоВАЗ ТагАЗ “Киа” “Шевроле” “Форд” “Джи-Эм АвтоВАЗ” “Опель” “Рено” “Мицубиси” “Уз-Дэу” 445 176 150 140 124 117 116 94 89 89вия, и начали постепенно “оттаивать”. В III квартале ставки мало-помалу снижались – с 22 до 13–17%. И тут же доля кредитных продаж пошла вверх, достигнув в среднем 18–20%. Все это вместе взятое означает, что на дне мы уже по-бывали. И теперь будем двигаться только вверх. Впрочем, как говорят литературоведы, Максим Горький на протяжении жизни по-разному относился к своей мрачной пьесе и ее героям – обитателям ночлежки.*По данным агентства “Автостат”.w w w.k u p i av t o.r u| 29