ПРЯМОЙ КОНТАКТ“ТОЙОТА-iQ”от 777 777 руб.ВСЕ ГРАНИ ШАРАНарушитель общественного спокойствия и главный, пожалуй, претендент на звание автомобиля года в Европе, “Ай-Кью” вкатился в Россию пробным и, как выяснилось, безумно дорогим шаром. Причем, несмотря на всю миниатюрность, сверхмалый “японец” сразу же раздвинул традиционные рамки класса мини.Поперек себя шире Вот уж действительно небывальщина! Несколько минут назад я томился тягостным предчувствием того, как, согнувшись в три погибели, буду биться головой о потолок и, кляня всех и вся, обнимать коленями рулевую колонку. О том, чтобы остановиться и выйти из этой коробчонки в людном месте, скажем, если сигареты кончатся, казалось, и речи быть не может. Стыда-то, поди, не оберешься! Помните Бывалого в исполнении Евгения Моргунова, вылезавшего из серпуховской мотоколяски? “Где этот чертов инвалид?!” Нет, не хочу – не буду! Но стоило открыть дверь “Тойоты”, и произошло чудо. Оказалось, что при моих 185 см роста в iQ сказочно просторно. Прочно обхватив солидный, упакованный в кожу бублик руля, пытаюсь правой рукой достать до пассажирской двери – стандартный тест на внутреннее пространство в салоне. Не поверите, не могу дотянуться! Как же так? Во всех микромобилях теснота, а этот колобок длиной меньше трех метров внутри получается совершенно полноценным автомобилем? Не усох же я, пока примеривался к этой странной “Тойоте”! Да нет же, просто iQ феноменально просторен в районе первого ряда сидений. Вдумайтесь, ширина салона больше длины – 1515 против 1436 мм. Между прочим, “Ауди-Q5” совсем немногим шире! Вот тебе и крохотуля... Да и диван “Ай-Кью” вовсе не такой уж никакущий, как можно было бы предположить. Здесь, конечно, не столь вольготно, как в “Фокусе”, “Логане” или “Ярисе”, но и ничуть не хуже, чем в “Пежо-206”, – пара пассажиров роста чуть вышесреднего войдет. Так ведь компоновщики “Тойоты” особо подчеркивают, мол, салон машины построен по уникальной формуле сидений 3+1. В таком свете все претензии к вместительности крохи и вовсе пропадают. Уж один-то взрослый и один ребенок как-нибудь устроятся на диване, пусть даже не вдоль, а поперек. Но уникальный для своих габаритов и класса простор далеко не единственный фокус, которому обучен японский интеллектуал. Минимализм любой ценой Обозревать окрестности сквозь лобовое стекло iQ все равно, что наслаждаться качественной картинкой на широкоформатном плазменном телевизоре. На какую-то мудреную, сверхсовременную, ультрамодную аудио-видеотехнику смахивает и само рабочее место водителя. Жесткая, но явно30 | w w w . z r . r u К ИРИЛ Л САВ Ч Е Н К ОФ ОТО МАК СИМА ГОН Ч АРОВ АПРЯМОЙ КОНТАКТДАТЧИКИ непристегнутых ремней и состояния пассажирской подушки – вот и вся информация на этом дисплеекачественная пластиковая отделка напомнила “Авенсис”, но лишь тиснением и идеальным сопряжением деталей. Стиль же здесь, повторюсь, особый. В двух словах его можно охарактеризовать как “всепоглощающий минимализм”. Минимум украшательств, минимум кнопок и переключателей, минимум всего... Да ведь даже роль перчаточного ящика выполняет полупортфель-по“Приборка” лупапка на липучках, которую весьма ОРИГИможно запросто отстегнуть и НАЛЬНА. И все же захватить с собой, на манер тахометр мог бы гонщика формулы 1, шагаюбыть побольше щего в боксы с рулевым колесом под мышкой. Впрочем, “ай-кьюшный” минимализм порой выходит боком. Закрыть дверь, казалось бы, что может быть проще? Надо просунуть ладонь за накладку дверной панели, выполняющей функцию ручки... Но не все так просто. Сюда влезают лишь три пальца, причем только на фалангу, а чтобы замки защелкнулись с первой попытки, приходится прикладывать силу. Широкое кольцо управления климат-контролем с кнопками в центре – явное благо, но вот настраивать радиостанции при помощи джойстика на руле, да еще на ходу, я замучился. Многошаговый алгоритм простейшей операции прописан на нескольких страницах толстенной инструкции. И все это надо запоминать? Какой же должен быть ай-кью у владельца? Ума палата, что ли?! Кстати, притулившийся слева от приборной панели крошечный многофункциональный дисплей с желтыми цифрами и символами, в отли-Кроме ОБОГРЕВА СИДЕНИЙ и отключения ESP предусмотрен обычный аудиовыход. А где же слот для iPod? Перчаточный ЯЩИК-ПАПКА – не слишком практичен. Все, что толще книги, оставляем домаДаже без регулировки по высоте передние кресла получились ОЧЕНЬ УДОБНЫМИwww.zr.ru| 31 ПРЯМОЙ КОНТАКТ“ТОЙОТА-iQ”В МИКРОБАГАЖНИЧЕК можно засунуть разве что кейс с деньгами и пару пакетов сокачие от читабельного приборного щитка, едва виден. Особенно если руки на “баранке” держать правильно, в положении “без десяти два”. Не стой за спиной! А отпускать ее нельзя ни на секунду. Электроусилитель-то здесь на редкость старательный. Чувствительность, обратная связь с дорогой – все как у “взрослых”, без скидок и послаблений. А диаметр разворота и вовсе поражает – 7,8 м, где такое видано?! С каким удовольствием на зависть соседям я раскручивался в междворовом проезде и парковался чуть ли не поперек его! Маневры на скорости – будьте любезны. Только не забывайте о неизбежных при 2метровой всего лишь базе избыточной поворачиваемости и заносе кормы. Смеха ради увязываюсь по пятам за “Дискавери”: влево, вправо, вперед – все как на полноформатной машине. Здорово, но лишь до тех пор, пока не кинешь взгляд в зеркало заднего вида. Ох ты боже мой! Как же неприятно, оказывается, когда сзади наседает многотонный грузовик – из головы в мгновенье ока вылетают все доводы японских инженеров о полной, дескать, безопасности машины. Да, конечно, девять эйр-бэгов, включая уникальный, что должен защитить пассажиров крохотного дивана при ударе сзади, – здорово. Равно как и пять звезд от “ЕвроNCAP”. Но все это имеет право на жизнь в идеальном городе со скоростями не более 60 км/ч, где водители выдрессированы, дороги вылизаны, а чумазые бетономешалки и шныряющие между рядов лихие самосвалы изведены как класс. И кое-что еще, и кое-что иное… Вот этот-то почти животный страх за свою шкуру, что пронзил меня столь неожиданно посреди полной идиллии, заставляет взглянуть на продви-Кнопка на кормовой двери отмыкает замок ПРИ ЛЕГКОМ ПРИКОСНОВЕНИИ – разумеется, если в кармане лежит ключ-брелокСложить кресла – СЕКУНДНОЕ ДЕЛО. И только тогда вы получите багажник на 240 литров – то есть на 30 л меньше, чем в пятиместном “Ярисе”ГОЛОВОЛОМКА ИЗ ТРЕХ “АЙ” И ТРЕХ “КЬЮ”Между прочим, сами японцы, расшифровывая придуманную аббревиатуру, утверждают, что имели в виду “индивидуальность, инновации и интеллект”. А вот вторая буква означает “качество” и одновременно – намек (“кью” по-английски!) на “кубик”. Выпускают машину с октября 2008 года. Причем западным пользователям дополнительно предложены два 3-цилиндровых бензиновых двигателя, один дизельный, а также МКП.нутую малышку совсем иначе. Нельзя не уважать конструкторов, впихнувших в iQ все известные электронные системы активной безопасности, вынесших ради нее двигатель за переднюю ось, упрятавших 32-литровый бензобак под днище. Замечательные идеи и их ювелирное воплощение заслуживают самой высокой похвалы. Но, боюсь, не в суровых российских реалиях. Да, автомобиль научили неплохо ездить. Четырехцилиндровый двигатель объемом 1,3 литра и мощностью 99 сил, знакомый по “Ярису” и “Аурису”, разгоняет “умницу” достаточно шустро. На бумаге 11,6 с до сотни представляются невесть каким достижением, на деле же такой динамики вам хватит за глаза, в городе уж точно. Еще “Ай-Кью” умеет исправно сбрасывать скорость передачами, не заставляя особо усердствовать с педалью тормоза и лишний раз не беспокоить ABS. Правда, задействуя весь ход акселератора, можно и оглохнуть. Моторчик вкупе с вариатором “Мультидрайв” образовали такой шумный дуэт, что из салона порой хочется выйти прямо на ходу. А еще “Тойота” очевидно “козлит” при торможении. Мягкий “Мак-Ферсон” спереди в сочетании с очень жесткой задней подвеской на какое-то мгновение выбивают малыша из равновесия. Ум за разум А через пару-тройку дней общения с высокоинтеллектуальной “Тойотой” из равновесия выхожу и я сам. Казалось бы, автомобиль весом в тонну должен быть предельно экономичен. Но не верить компьютеру оснований нет. Средний расход в пробках 11,2 литра мой интеллект принимать отказывается. При уже упомянутом 32литровом баке запас топлива получается менее чем 300 км. Правда, после дневной разрядки в выходной день аппетит снизился до 9,1 л/100 км, но и32 | w w w . z r . r u К ИРИЛ Л САВ Ч Е Н К ОФ ОТО МАК СИМА ГОН Ч АРОВ АПРЯМОЙ КОНТАКТКАР от 7,64руб./кмэто слишком много для такого карапуза! Еще капельку дегтя добавил графический датчик уровня топлива, умудрявшийся походя перескакивать из положения “1/3 бака” в тревожно мигающий “резерв”. Глюк, промашка в конструкции? Но как тогда назвать цену в 777 777 рублей? Это что – такая очень умная шутка с привлечением загадок нумерологии? Получается уж слишком дорого за решение проблемы парковки в мегаполисе. К тому же что я получил в топовой (она же единственная) комплектации “Престиж”? Да, конечно, богатый набор, куда входит и вариатор, и девять надувных подушек, и все системы активной безопасности, климат-контроль, обогрев сидений и складывающихся наружных зеркал. Но ничего особо выдающегося больше в машине нет. За исключением, может быть, классных передних кресел с тканево-кожаной отделкой, правда, без регулировки по высоте. За эти+ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИПросторный для водителя и переднего пассажира салон; броский дизайн; бойкий двигатель; высокая маневренность Высокая цена; шумная трансмиссия; отсутствие багажника; высокий расход топлива; единственная комплектацияToyota iQОбщие данныеКузов, число мест/дверей Снаряженная масса, кг Длина х ширина х высота, мм База, мм Дорожный просвет, мм Колея спереди/сзади, мм Диаметр разворота, м Скорость, км/ч Разгон 0–100 км/ч, с Расход топлива, л/100 км (шоссе/город) Объем багажника (2/4 места), л Объем топливного бака, л хэтчбек, 4/3 1005 2985 х 1680 х 1500 2000 135 1480/1460 7,8 170 11,6 4,4/6,3 30/240 32 (Аи-95)–ДвигательРасположение Конструкция Рабочий объем, см3 Мощность, л. с. при об/мин Крутящий момент, кгс.м при об/мин спереди поперечно бензиновый, 4-цилиндровый, рядный, 16-клапанный 1329 99/6000 12,8/4400ШассиПривод Коробка передач Подвеска спереди сзади Рулевое управление Тормоза Шины на передние колеса бесступенчатый вариатор пружинная независимая, на стойках “Мак-Ферсон” полузависимая, работающая на кручение поперечная балка реечного типа, с электроусилителем дисковые, спереди вентилируемые 175/60 R16деньги в багажник не помещается даже пакет с продуктами на один ужин – спинку дивана придется раскладывать. Сюда, конечно, можно установить детское кресло и даже два, благо изофиксы предусмотрены, но каков должен быть IQ у родителя, который решится на такое? Наверное, чисто европейский, неведомый нам. Пожалуй, лишь рассчитывая на собственную персону – дюже, заметим, эксцентричную, – микро-“Тойоту” можно рассматривать как объект вложения средств. Но помните, играя в бильярд граненым шаром, недолго оказаться поднятым на смех. Как иначе, если “Мини” на 7 тысяч рублей дешевле...www.zr.ru| 33