60
61
62
МЕСТО РОЖДЕНИЯЗАВОД “ТОЙОТА-ПЕЖО-СИТРОЕН” В КОЛИНЕ“Машина французская, собирают в Чехии” – обычно это все, что знают владельцы “Пежо107” о происхождении своего автомобиля. Но побывав на заводе в Колине под Прагой, мы с удивлением обнаружили, что обаятельный “французик” на самом деле японских кровей.ТРЕТИЙ ЭЛЕМЕНТвместе со всеми. Нас угостили супом-мисо и филе цыпленка в кисло-сладком соусе, с рисом и овощами. Это убедительнейшим образом подтверждало приоритет японского подхода к организации жизни и работы на заводе. Генеральный директор – японец. В основе производственного процесса – система “Тойоты”. Разумеется, еда была вкусной и полезной для здоровья. Потому что в Колине вообще заботятся и о здоровье, и об экологии. Садов на крыше, как на “Форде” в Детройте, тут, правда, нет, но сертификат BAT (Best Available Techniques) имеется, и он ясно дает понять, что на заводе используются “Самые Передовые Технологии” сбора и очистки воды, энергосбережения, утилизации мусора. Ну, скажем, на один произведенный автомобиль приходится около 10 кг отходов. Мало? Да ведь с конвейера предприятия сходит свыше 300 000 машин в год! Это значит, три тысячи тонн мусора перерабатывается полностью, включая поврежденные пластиковые части и ткани обивки, которые обычно попросту сжигают. Тщательно фильтруется и отработанная вода из цеха покраски. Специальные вакуумные фильтры не просто очищают и сберегают ее. Извлекаемый из фильтров спрессованный осадок гораздо легче поддается дальнейшей переработке, чем исходная муть. Например, его используют в производстве строительных материалов. То же самое – в столовой. В смысле – как можно меньше шлаков. Блюда группируются не только по национальным кухням. На световом табло загораются также огни “пищевого светофора”, где красный сигнал означает высокое содержание жиров в том или ином меню, желтый – приемлемое, а зеленый – рекомендуемое. Мы со своим мисо-супом и цыпленком проехали на зеленый. Но многие ребята по соседству с большим удовольствием проезжали на красный, поедая гуляш и макая кнедлики в густую подливу. Полная демократия! Равные доли Завод в Колине – предприятие демократическое. Здесь нет деления на синие и белые воротнички. Руководство ходит в таких же комбинезонах,Зачем в столовой светофор? Как театр начинается с вешалки и раскрывается в буфете, так и завод: начавшись с проходной, расцветает в столовой. На проходной понравились как минимум бодрые симпатичные школьницы, толпившиеся у турникета в ожидании начала экскурсии. Но столовая поразила по-настоящему. Она больше напоминала приятное городское кафе, с той лишь разницей, что посетители носили преимущественно серо-стальные комбинезоны и яркие каски. Признаться, ничего подобного видеть еще не приходилось. Никакого тяжкого, врожденного запаха – типа прогорклого масла или тушеной капусты. Аппетитные образчики блюд в стеклянном шкафчике у входа. Световое табло в центре зала, на котором бегущей строкой высвечиваются их названия. На выбор четыре меню: чешская кухня, европейская с легким французским акцентом, японская и некий усредненный фаст-фуд. Таким образом, учтен интернациональный состав рабочих. И, кстати, руководство обедает60 | w w w . z r . r umesto_Peugeot.indd 601/18/10 5:20:25 PM ПАВЕЛ РЫБКИНФОТО ОЛЕГА ЗАВЬЯЛОВА И “ПЕЖО”МЕСТО РОЖДЕНИЯНА ТРОИХСтроительство сборочного завода в Колине – небольшом городке в 60 км от Праги – было начато в 2002 году и потребовало капиталовложений в €650 млн. С марта 2005-го это совместное предприятие французской фирмы “Пежо-Ситроен” и японской “Тойоты” выпускает всего одну модель автомобиля, которую продают в Европе под тремя разными марками. Причем на экспорт идет 99,9% произведенных машин. А вот в России можно купить пока лишь “Пежо-107”. Его родные братья “Ситроен-С1” и “Тойота-Айго” нам недоступны.Норма выброса летучих органических соединений при нанесении аэрозольной краски в Чешской республике – 45 г на м2 поверхности. В Колине этот выброс более чем втрое меньше – 13 г/м2.что и рабочие. Ни у кого из начальства нет отдельного кабинета, за исключением генерального директора. Да и тот сидит в прозрачном “аквариуме” посреди огромного офиса на втором этаже. На предприятии сошлись три культуры и четыре языка: японцы отвечают за общую стратегию и руководство, производством заведуют чехи, французы следят за движением финансов и работой с поставщиками, а официальный язык менеджмента – английский. Автомобили также производятся в равных долях, и общее их количество всегда кратно трем. Ведь собирают здесь три модели: “Пежо-107”, “СитроенС1” и “Тойота-Айго”. Скажем, в прошлом году выпустили 324 600 машин, в 2009-м их должно быть 330 000. Непосредственно на производстве заняты три бригады по 900 человек каждая. Они работают в две смены. Первой заступает ночная – в воскресенье в 18.30. В 6.30 утра понедельника выходит дневная. И так шесть дней в неделю. Между сменами есть промежуток в полтора часа, необходимый для контроля оборудования. Единственный выходной предназначен для того же. Вроде бы получается, что рабочий день длится почти 11 часов. Однако в среднем за год трудовая неделя составляет 38 часов. Согласитесь, нетак много, но эффективность такой организации труда впечатляет: на каждого рабочего приходится примерно 100 машин в год! Всего на предприятии занято 3403 человека. Впрочем, на заводе TPCA скромно замечают, что это все, мол, оттого происходит, что их машинки очень просты в сборке. Может, и так. Основы ЛИНинизма Между тем максимум результата при минимуме затраченных усилий и средств – это и есть главный принцип производственной системы “Тойоты”. Она еще называется lean manufacturing, в смысле – “постное”, “стройное”, бережливое производство. Вообще тут много всяких красивых слов. Ну, тот же ЛИН (lean), к примеру, давший имя целой бизнес-культуре. Философия кайдзен. Принцип Джидока. Но, наверное, наиболее знакомым русскому уху покажется дивное японское слово “муда”. “Муда” – понятие очень глубокое, и прежде всего оно означает ненужные телодвижения, лишнюю суету, вообще любую активность, которая не подразумевает создания ценностей. Чтобы все было без “муды” – вот основная задача японского ЛИНинизма. Причем задача, как показывает практика, выполнимая. С одной стороны, производство должно быть непреwww.zr.ru| 61mesto_Peugeot.indd 611/18/10 5:20:34 PM МЕСТО РОЖДЕНИЯЗАВОД “ТОЙОТА-ПЕЖО-СИТРОЕН” В КОЛИНЕ Установка систем рекуперации воздуха понизила выбросы углекислого газа на 63 тонны в месяц. Потребление природного газа сократилось при этом на 25%. таков, что иногда приходится работать без выходных. Но это происходит крайне редко, поскольку контроль оборудования, а стало быть и качества, все-таки важнее. И хотя контролером качества является, по сути, каждый рабочий на каждом из этапов производства автомобиля, существует, разумеется, и финальная приемка. Плюс наугад выбираются три машины и тестируются на заводском полигоне. Трое из ларца Наверное, не стоило так много говорить про японцев с их почти патологической тягой к совершенству. “Обезжиренное производство”? ЛИН? Кайдзен? То ли это, о чем хотелось бы услышать владельцу “Пежо-107”? Волноваться не нужно. Чешский завод, конечно, не производит впечатления индустриального монстра откуда-нибудь из прошлого века. Но это и не стерильная клиника будущего, где с утра до вечера, 6 дней в неделю, штампуют клонов. И не корпоративная утопия. Это скорее такая хорошо отлаженная музыкальная шкатулка. Ты знаешь уже, что любая мелодия – в сущности, маленький сигнал бедствия. Но это значит лишь, что бедствия тоже очень маленькие и устраняются по ходу исполнения мелодии. И что настоящего воя сирен тут никогда не услышишь. И что так и будут здесь выскакивать эти трое из ларца, по одной машинке каждые 57 секунд – веселые, обаятельные, улыбающиеся.рывным. С другой – его может остановить в случае какихлибо неполадок любой его участник. В сборочном цехе завода все время звучит какаято странная электрическая музыка, как будто тут где-то притаились дети с игрушками-пищалками. На самом деле каждая мелодия соответствует совершенно определенной проблеме на линии и включается не раньше, чем кто-либо дернет за желтый шнур-“андон”, протянутый вдоль конвейера. К рабочему подходит бригадир смены, и если им не удается устранить неполадку, вся линия останавливается. В любом случае машина с неисправностью никогда не перейдет на следующий этап сборки. Но музыка звучит беспрерывно, а конвейер останавливается очень редко. Систему “точно вовремя” разработали американские технологи в 50-е годы прошлого века. Но только японцы довели ее до совершенства и под именем “канбан” внедрили на предприятиях автомобильной промышленности в конце 70-х – начале 80-х.Значит, ребята справляются. Этому способствует и компактность производства. Оно умещается в одном здании, на площади в 98 000 м2 при общей площади предприятия в 1 240 000 м2. Кроме того, в случае возникновения проблемы не только бригадир может прийти на помощь рабочему, но, в принципе, и топ-менеджер. Любой сотрудник завода может добраться пешком в любую точку производственных помещений максимум за четыре минуты. Другой принцип ЛИНинизма еще проще – нужно, чтобы все происходило just-in-time, “точно вовремя”. Так оно и происходит. В особенности с поставщиками (и заказчиками). На заводе практически нет складов – есть зоны погрузки-разгрузки. Фура приезжа-ет – фура уезжает. Складируются только рулоны листовой стали для штамповки, сиденья. Все остальные узлы и детали сразу же попадают в нужные цеха. Бензиновые двигатели и коробки передач идут с завода “Тойоты” в Польше, дизели – французские. Вообще 80% поставщиков находится в Чехии, остальные 20% – на расстоянии не более 500 км от завода. Готовая продукция без промедления отправляется заказчикам, половина – на грузовиках, половина – по железной дороге. И тут можно вспомнить еще одно приятное русскому ухо японское слово – “канбан”. Оно как раз и означает “вытягивание” товара заказчиком, а не его навязчивое продвижение на рынке. Спрос на малюток из КолинаНа малютках 107-х в сопровождении “Типи” мы без всяких проблем преодолели 4000 км от Москвы до Колина и обратно62 | w w w . z r . r umesto_Peugeot.indd 621/18/10 5:20:40 PM