24
25
26
27
28
29
АВТОРЫНОКИ Т О Г И 20 0 9 ГОД АГОРЯЧАЯ ДЕСЯТКА РУССКОГО РЫНКА 2009 Г.1 “Рено-Логан”(2)53 8692(1)“Форд-Фокус”52 1083 “Шевроле-Лачетти” 29 362(3)ОДИН ГОД В СТРАНЕ НЕВЫУЧЕННЫХ УРОКОВПродажи новых легковых автомобилей в России сократились в минувшем году ровно вдвое, и со второго места в Европе мы откатились на пятое. Но ведь не зря же еще в позапрошлом веке профессор Ницше утверждал: “Все, что нас не убивает, только делает нас сильнее”.4 “Дэу-Нексия”(4)28 2335 “Дэу-Матиз”(6)23 1816 “Шевроле-Ланос” 23 170(5)В7 “Опель-Астра”(7)18 9528 “Киа-Сид”(9)18 9439 “Хёндай-Гетц”(8)18 56010 “Тойота-Кэмри”(12)В скобках – место по итогам 2008 г.16 452сем нам 2009-й действительно запомнится надолго. Снижение зарплат, увольнения, общее состояние тревоги и неуверенности – немногим посчастливилось остаться в стороне. В такой обстановке как-то не до покупки нового автомобиля. Вот, скажем, по данным опроса ВЦИОМ, 22 процента наших соотечественников готовы потратить имеющиеся у них сбережения на улучшение жилищных условий, 13 процентов – на отдых и только 6% намерены приобрести машину. Немудрено. Если на Западенарод давно привык к волнам экономических спадов, как привыкают к осеннему листопаду, то для нас скрипучее слово “кризис” пока в новинку и звучит весьма зловеще. Еще и поэтому на нашем автомобильном рынке глобальная финансовая бяка отразилась более заметно, чем в Европе и Америке. Сравните динамику продаж: на фоне бравурного роста в Германии, неплохой статистики Франции и Австрии, небольшого снижения в Италии и Англии наши минус 50 процентов кажутся катастрофой.Но, право, не стоит сгущать краски. Мы вошли в кризис примерно на полгода позже остальной Европы, и потому их показатели практически всего 2009-го (исключая лишь февраль и апрель) сравнивались с уже заметно снизившимися – от 7 до 26 процентов – продажами 2008-го. У нас же бурный рост продолжался едва ли не целое десятилетие – на 60, на 70, на 80 процентов в год росли продажи новых автомобилей – и закончился аккурат в октябре 2008-го. Впрочем, конечно же, дело не только в этом. Во многих странах мира правительства предпринимали энергичные меры по исправлению ситуации. Причем в отличие от нашего, которое главной своей задачей видело спасение одного отдельно взятого предприятия, в Европе, Америке, Китае стимулировали рынок. Скажем, в КНР налог на24 | w w w.z r .r uitogi_03+.indd 242/18/10 11:44:38 AM АЛ Е К САН Д Р МЕ Л ЬН ИКАВТОРЫНОКЭТОТ КОРОЛЬ, ПОХОЖЕ, НАДОЛГОПочти четверть новых автомобилей в малом классе в России составляют “Логаны”. Никто из мини и супермини не может похвастать такими успехами. Неудивительно: “Рено” больше их всех и дешевле большинства из них. Впрочем, если сложить продажи “Ланоса” и “Шанса”, то украинско-корейская малолитражка очутилась бы на втором месте, увеличив свою долю на рынке с 9,6 год назад до 12,5 процента. И все же куда больше впечатляют результаты “Фабии” и “Рио”: калужская сборка позволила “Шкоде” добиться уверенного роста при всеобщем паде-МАЛЫЙ КЛАСС* шт.1. “Рено-Логан” 2. “Дэу-Матиз” 3. “Шевроле-Ланос” 4. “Хёндай-Гетц” 5. “Шевроле-Авео” 6. “Шкода-Фабия” 7. “Киа-Рио” 8. “Хёндай-Акцент” 9. “Сузуки-SX4” 10. “ЗАЗ-Шанс” 11. “Джили-МК” 12. “Пежо-206” 13. “ФИАТ-Албея” 14. “Опель-Корса” 15. “Рено-Символ”%%покупку автомобиля снизили с 10 до 7,5 и даже одно время до 5 процентов. В Бразилии его вовсе отменили до марта 2010-го. В Индии НДС снижен на 4% и даже в США предусмотрен налоговый вычет для покупателей машин не дороже $50 тысяч. Приобретая же авто в России, каждый из нас 18 процентов его цены отдает государству. А оно, введя сначала запретитель-ные пошлины на подержанные легковушки и увеличив пошлины на новые, потом выделяет эти миллиарды АвтоВАЗу – чтобы продолжал выпускать неконкурентоспособные, ненадежные, небезопасные автомобили. Впрочем, в 2009-м первый урок наши руководители, похоже, начали усваивать. И довольно быстро увеличили верхнюю границу цены53 869 -27,5 22,0 23 181 -48,1 9,5 23 170 -53,0 9,5 18 560 -51,0 7,76 15 996 -53,4 6,5 11 304 +14,6 4,6 10 164 +401,3 4,1 9754 -85,3 4,0 9196 -23,6 3,8 7344 – 3,0 5580 – 2,3 5390 -53,9 2,2 4895 -71,6 2,0 4838 -83,5 2,0 4812 -39,4 2,0* Продажи, динамика роста по сравнению с 2008 годом и доля рынка.нии, а “Киа” и вовсе лишь при помощи новых цен добилась увеличения продаж впятеро.УСПЕХ С ОГОВОРКОЙЗа год “Фокус” увеличил свою долю в самом популярном классе с 12,4 до 15,7 процента и немного оторвался от заметно затормозившей “Лачетти”. Вот только в абсолютном зачете он уже не первый. Хотя, разумеется, в своем классе он по-прежнему безоговорочный лидер. На фоне провала пострадавших от высокого курса иены “Лансера”, “Короллы”, “Сивика”, “Мазды-3” и “Спектры”, чье производство в Ижевске приостановлено, особо выделяются успехи перескочившего через семь ступенек “Сида” и вошедших в число 15-ти лучших “Октавии”, “Джетты”, 308-й. Любопытно, что “Нексия”, как“ГОЛЬФ”-КЛАСС шт.1. “Форд-Фокус” 52 108 2. “Шевроле-Лачетти” 29 362 3. “Дэу-Нексия” 28 233 4. “Киа-Сид” 18 943 5. “Опель-Астра” 18 904 6. “Мицубиси-Лансер Х” 16 583 7. “Тойота-Королла” 16 067 8. “Мазда-3” 13 006 9. “Пежо-308” 11 271 10. “Ниссан-Алмера” 11 068 11. “Шкода-Октавия-Тур”10 001 12. “Шкода-Октавия” 9713 13. “Киа-Спектра” 8468 14. “Хонда-Сивик” 8412 15. “Фольксваген-Джетта” 7888%%-44,2 -64,0 -44,4 -24,3 -55,2 -72,1 -74,9 -66,8 -26,1 -53,3 -63,6 -8,2 -77,1 -76,6 -4,415,7 8,8 8,5 5,7 5,7 5,0 4,8 3,9 3,4 3,3 3,0 2,9 2,5 2,5 2,4и обещали в “УзДэу”, пользовалась в год своего четвертьвекового юбилея повышенным спросом, вернувшись в тройку с 5-го места. w w w.z r .r u| 25itogi_03+.indd 252/18/10 11:44:58 AM АВТОРЫНОКавто, участвующих в программе субсидирования кредитования. А в конце года начали разрабатывать – опять же по примеру Европы и Америки – собственную программу утилизации старых машин. Да, она несовершенна, слабо продумана, и сами дилеры ее боятся, да, в стране всего 4 предприятия по переработке автохлама. Но главное, дело сдвинулось с мертвой точки. Запомнится минувший год еще и тотальной перегруппировкой сил в двадцатке лучших продавцов автомобилей. Взгляните на нашу таблицу – одиннадцатая марка по итогам 2008-го за год сумела обойти первую! “Хёндай” оказалась единственной, кому удалось сохранить свое место. Мало того, даже бессменный лидер хит-парада самых популярных моделей “Форд-Фокус” уступил пальму первенства более дешевому “Рено-Логан”. Ощутимей всех почувствовали кризис “Тойота” и “Хонда” – минус 6 позиций – и ФИАТ – минус семь. Лучше всех с ситуацией справились в “Ситроене”, “Киа”, “Ауди”. Причем почти во всех перечисленных случаях ключевым фактором стала цена. Именно эти японские фирмы традиционно отличаются слегкаИ Т О Г И 20 0 9 ГОД АКОМУ ВОЙНА, А КОМУ МАТЬ РОДНА…БИЗНЕС-КЛАССшт. % %1. “Тойота-Кэмри” 16 452 -41,3 46,2 2. “Ниссан-Теана” 5905 -6,2 16,6 3. БМВ 5-й серии 2449 -18,0 6,9 4. “Мерседес-Бенц-Е” 2433 +6,2 6,8 5. “Ауди-А6/Оллроуд” 2128 -46,5 6,0 6. “Вольво-S80/V70/ХС70” 1761 -67,5 4,9 7. “Шкода-Суперб” 1124 +34,0 3,2 8. “Мицубиси-Галант” 713 -72,3 2,0 9. “Ягуар-XF” 578 -30,0 1,6 10. “Лексус-GS” 498 -73,2 1,4 11. “Хёндай-Грандер” 454 -42,6 1,3 12. “Инфинити-М” 437 -43,8 1,2 13. БМВ-GT 146 – 0,4 14. “Киа-Опирус” 142 -46,8 0,4 15. “Крайслер-300С” 98 -77,3 0,3Если в годы бурного роста доля машин бизнес-класса неуклонно уменьшалась, то в кризис она снова увеличилась – до 3,4%. Оно и понятно – чиновников меньше не стало, а бизнесменам никак нельзя ездить на старых моделях или, тем паче,пересаживаться на модели классом ниже. В “личном” же, что называется, зачете заметно увеличили свою долю “Теана”, новый Е-класс и “Суперб”. И наоборот, бизнес-седаны и универсалы “Вольво” с 3-го опустились на 6-е место. пробудившуюся любовь наших соотечественников к “Ситроену”. Причина банальна – хорошие цены.НЕ ПО ПИСАНОМУСРЕДНИЙ КЛАСС шт.1. “Фольксваген-Пассат” 2. “Мазда-6” 3. “Форд-Мондео” 4. “Тойота-Авенсис” 5. “Хонда-Аккорд” 6. “Ауди-А4” 7. “Волга-Сибер” 8. БМВ 3-й серии 9. “Шевроле-Эпика” 10. “Мерседес-Бенц-С” 11. “Хёндай-Соната-NF” 12. “Ситроен-С5” 13. “Хёндай-Соната” 14. “Опель-Вектра” 15. “ФольксвагенПассат-СС”%%Год назад специалисты пред- больше всех “Авенсис” и “Акрекали среднему классу кри- корд”. Обратите внимание, зис даже более серьезный, что если сложить результаты чем всему рынку в целом. И “Пассата” и его разновидносвот поди ж ты – доля таких ти СС, то доля “Фольксвагена” ПРИТОРМОЗИЛИ моделей увеличилась, пусть составит почти одну шестую и всего на 0,3%. Потеряли же рынка. Нельзя не отметить9406 -40,4 14,0 8583 -51,1 12,8 7322 -44,9 10,9 6960 -64,0 10,4 5061 -65,0 7,5 3148 -30,2 4,7 2780 +549,5 4,1 2477 -6,2 3,7 2306 -14,0 3,4 2087 -44,2 3,1 1991 -32,8 3,0 1987 +8,8 3,0 1629 -83,8 2,4 1466 -74,8 2,2 1270 +1786 1,91С ЛЮБИМЫМИ – НЕ РАССТАЕМСЯ!КОМПАКТНЫЕ КРОССОВЕРЫшт. % %1. “Ниссан-Кашкай” 16 058 2. “Хёндай-Туссан” 14 299 3. “Киа-Спортидж” 13 717 4. “Ниссан-Икс-Трейл” 11 505 5. “Тойота-RAV4” 9167 6. “Фольксваген-Тигуан” 7177 7. “Хонда-CR-V” 7070 8. “Субару-Форестер” 4616 9. “Ленд-Ровер-Фрилендер” 3356 10. “Рено-Колеос” 3203 11. БМВ-Х3 2239 12. “Форд-Искейп” 1630 13. “Мерседес-Бенц-GLK” 1481 14. “Форд-Куга” 1463 15. “Хёндай-Санта-ФеКлассик” 800-50,6 -32,6 +106,5 -53,1 -60,0 +163,7 -77,0 -36,0 -60,9 +152,6 -1,1 +169,0 +230,6 +17,516,3 14,5 13,9 11,7 9,3 7,3 7,2 4,7 3,4 3,2 2,3 1,7 1,5 1,5-92,5 0,8Никакой кризис не может повлиять на глубокую нашу привязанность к полноприводникам. За год доля компактных кроссоверов возросла на целый процент – до 10,2%, да и продажи таких моделей сократилисьменьше, чем рынок в целом, – на 46,4%. Лидером остается “Кашкай”, но ему на пятки наступает сладкая парочка из Кореи. То ли еще будет: вскоре и “Туссан”, и “Спортидж” появятся в России в новом поколе-нии. Любопытно сравнить результаты относительно дорогих “Тигуана” и “Куги”. Появились они примерно в одно время, но “Фольксваген” намного опередил “Форд”. Вот что значит калужская сборка!26 | w w w.z r .r uitogi_03+.indd 262/18/10 11:45:07 AM АЛ Е К САН Д Р МЕ Л ЬН ИКАВТОРЫНОКПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ 2008 2 001 963 ИНОСТРАННЫХ МАРОК В РОССИИ20071 576 487961 9202006562 83720042005347 817 195 7062003увеличенными ценниками, на которые наложился высокий курс цены. “Киа” и “Ситроен”, наоборот, в ушедшем году порадовали покупателей ощутимым снижением цен. Еще одна бросающаяся в глаза примета минувшего года – дружно шагнувшая вверх престижная немецкая троица, а также бодрые результаты “Кадиллака” (падение всего-то на 4,2%), “Порше” (-34,7%), “Бентли” (-33,9%), “Ягуара” (-44,8%); у “Хаммера” и вовсе рост на 65,4%! Давно известно: в кризис богатые богатеют, а бедные беднеют. Что только подтверждается 2009 китайс969 750 отступлением ких фирм, пару-тройку лет назад готовых, казалось, ворваться в первую десятку. В 2009-м успеха добилась только “Джили”, поднявшаяся с 33 на 25-е место и добившаяся двукратного роста. Впрочем, есть здесь один нюанс: если сложить продажи “Чери” с результатами таганрогской “ВортексЭстина” (ведь это по сути китайская “Фора”), то получится 21-е итоговое место. Что, в общем, неплохо. Если, конечно, не учитывать 13-е место “Чери” по итогам 2007 года.КРУПНЕЙШИЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРОДАВЦЫ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ В 2009 ГОДУ*1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20.(2) (4) (3) (7) (11) (1) (5) (9) (13) (6) (8) (14) (12) (15) (16) (10) (21) (24) (23) (27)“ШЕВРОЛЕ” “ФОРД” “ХЁНДАЙ” “РЕНО” “КИА” “ТОЙОТА” “НИССАН” “ДЭУ” “ФОЛЬКСВАГЕН” “МИЦУБИСИ” “ОПЕЛЬ” “ШКОДА” “МАЗДА” “ПЕЖО” “СУЗУКИ” “ХОНДА” БМВ “АУДИ” “МЕРСЕДЕС-БЕНЦ” “СИТРОЕН”79 868 77 262 72 796 71 467 69 887 68 006 63 988 51 414 42 460 41 354 34 277 32 912 30 643 26 639 25 335 23 222 16 350 15 009 12 346 11 475–57,5 –57,0 –60,9 –33,0 –20,5 –64,0 -56,3 –46,2 –21,7 –62,9 –65,2 –34,8 –58,2 –41,1 –33,9 –73,9 –11,1 –12,1 –28,7 –2,421. “Субару” – 9598; 22. “Ленд-Ровер” – 9275; 23. “Сан-Йонг” – 9020; 24. ФИАТ – 8959; 25. “Джили” – 7681; 26. ЗАЗ – 7344; 27. “Вольво” – 6894; 28. “Лексус” – 6400; 29. “Вортекс” – 5922; 30. ТагАЗ – 5012; 31. “Чери” – 4914; 32. “Инфинити” – 4630; 33. “Волга” – 2780; 34. “Лифан” – 2673; 35. “Грейт-Уолл” – 2490; 36. “Кадиллак” – 1529; 37. “Порше” – 1266; 38. “Хаммер” –1123; 39. BYD – 1001; 40. “Ягуар” – 933; 41. СЕАТ – 869; 42. “Мини” – 686; 43. “Додж” – 441; 44. “Джип” – 416; 45. СААБ – 368; 46. “Крайслер” – 346; 47. “Саманд” – 178; 48. “Бентли” – 111; 49. “АльфаРомео” – 104; 50. “Мазерати” – 39; 51. “Феррари” – 28; 52. “Ламборгини” – 9; 53. “Бугатти” – 1.*Продажи и динамика роста по сравнению с 2008 годом. В скобках – место в 2008 г.СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ МОГУТ ОБОЖДАТЬПожалуй, больнее всего кризис ударил по продажам вэнов – минус 64,6%. А лидеры – “Ноут” (уступивший за год целых 5 процентов своей доли рынка), “Зафира” (минус три с половиной), “Мерива” (-3,1%) – потеряли даже больше. Особенно показателен тот факт, что относительно бодро продавались более доступные “Матрикс” и “Каренс”, а также похожий скорее на обычную легковушку (да еще с громким именем) “Гольф-Плюс”. Интересная, согласитесь, особенность у нас с вами – в трудныеМИНИ-, КОМПАКТИ МИКРОВЭНЫ шт.%%1. “Ниссан-Ноут” 5455 -71,7 20,0 2. “Хёндай-Матрикс” 3402 -34,5 12,5 3. “Опель-Зафира” 2522 -74,2 9,2 4. “ФольксвагенГольф-Плюс” 2391 -45,2 8,8 5. “Опель-Мерива” 2117 -74,8 7,8 6. “Форд-Си-Макс” 1411 -74,6 5,2 7. “Форд-Эс-Макс” 1207 -54,2 4,4 8. “Фольксваген-Туран” 845 -32,5 3,1 9. “Киа-Каренс” 747 +13,5 2,7 10. “Шкода-Румстер” 742 -56,5 2,7 11. “Рено-Сценик” 666 -60,6 2,4 12. “Форд-Гэлакси” 656 -40,3 2,4 13. “Мерседес-Бенц-В” 636 -26,4 2,3 14. “Тойота-Королла-Версо” 552 -40,2 2,0 15. “Ситроен-С3-Пикассо” 536 – 2,0времена мы в первую очередь отказываемся от семейных ценностей. w w w.z r .r u| 27itogi_03+.indd 272/18/10 1:02:09 PM АВТОРЫНОКИ Т О Г И 20 0 9 ГОД АГРУЗОПАССАЖИРСКИЕшт. % %МЫ СЛАВНО ПОРАБОТАЕМ…Доля полноприводных пикапов и грузопассажирских “каблучков” в России увеличивается медленно, но верно. И никакой кризис этому не может помешать. Сказался он разве на том, что дорогая “Навара” стремительно теряла популярность – за счет в первую очередь более доступных “Актиона-Спортс”, “Рейнджера” и NP300, впер-1. “Мицубиси-L200” 3239 2. “Форд-Рейнджер” 1687 3. “Пежо-Партнер-Типи” 1380 4. “Форд-Торнео-Коннект” 1258 5. “Сан-Йонг-АктионСпортс” 1238 6. “ФИАТ-Добло-Панорама”1132 7. “Пежо-Партнер” 1109 8. “ФольксвагенКаравелла-Т5” 1078 9. “Ситроен-Берлинго-Фест”1017 10. “ФольксвагенМультиван-Т5” 977 11. “ФольксвагенКэдди-Комби” 917 12. “Мазда-ВТ-50” 846 13. “Ниссан-Навара” 835 14. “Рено-Кангу” 760 15. “Ниссан-NP300” 719-57,9 -32,8 +98,0 -59,516,8 8,8 7,2 6,5-43,4 6,4 -66,3 5,9 -7,8 5,8 – 5,6 +18,0 5,3 -28,8 5,1 -60,8 -67,7 -69,0 -54,9 +24,4 4,8 4,4 4,3 3,9 3,7вые вошедшего в число 15-ти лучших. Самым популярным среди универсальных “каблучков” стал “Партнер-Типи”, за год поднявшийся в тройку с 14-го места.ПОЛНЫЙ ПРИВОД – НАШЕ ВСЕУНИВЕРСАЛЬНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВСЕДОРОЖНИКИ шт. %%1. “Сузуки-Гранд-Витара” 12 679 -36,3 17,4 2. “Тойота-ЛендКруизер-200” 7606 -38,6 10,4 3. “Фольксваген-Туарег” 5882 -49,6 8,5 4. “Сан-Йонг-Кайрон” 5798 -51,0 7,9 5. “Тойота-ЛендКруизер-Прадо” 5517 -66,0 7,6 6. “Мицубиси-ПаджероСпорт” 3032 – 4,1 7. “Мицубиси-Паджеро” 2755 -67,7 3,8 8. “Киа-Соренто” 2648 -60,0 3,6 9. “Ленд-РоверДискавери” 2640 -45,8 3,6 10. “ТагАЗ-Тагер” 2462 +41,3 3,4 11. “Ниссан-Пасфайндер” 1819 -66,2 2,5 12. “Лексус-LX570” 1690 -47,7 2,3 13. “Мерседес-Бенц-ML” 1689 -35,8 2,3 14. “ТагАЗ-Роуд-Партнер” 1513 +210,0 2,1 15. “Рейндж-Ровер” 1508 -44,2 2,1Несмотря ни на какие мировые тенденции и финансовые кризисы, настоящие джипы продолжают пользоваться повышенным спросом в России. Прочные, надежные, проходимые, они еще на 0,3% увеличили свою долю рынка. Причемпопулярны и дорогущие “Круизеры”, и доступные “Кайроны”. А лучшей ожидаемо остается “Гранд-Витара”, которую можно назвать универсалом из универсалов – настолько удачно в ней соотношение потребительских характеристик.Нельзя не заметить также, что в семерке лучших продавцов только те фирмы, которые, так или иначе, наладили сборку своих моделей в России. В первой дюжине их 10. Годом раньше цифры были другими – 5 из пяти и 8 из дюжины. Тенденция совершенно очевидна, и нас, покупателей, она не может не радовать: русский рынок с каждым годом становится для автомобильных фирм мира все более важным. Причем актуальность его будет только возрастать. Ведь европейский и американский давно насыщены и подвержены лишь небольшим колебаниям. Когда правительственные программы в Германии, Италии, Франции, Великобритании закончатся, когда европейцы выскребут по сусекам все старье, их рост прекратится. А нам еще есть куда расти – по данным “Прайс-Уотерхаус-Куперс”, по крайней мере, до 2025 года. Ясно, что тот, кто не наладит в России производство своих машин, обречен на роль певца за сценой – наши денежки будут делить другие. Любопытна в этой связи и еще одна примета ушедшего года: началась повсеместная перестройка работы дилеров. Ориентированные в первую очередь на продажи новых машин, они в начале 2009-го столкнулись с очень большими трудностями. Ведь наученные горьким опытом десятков предыдущих кризисов, их западные коллеги строят свой бизнес в основном на сервисе, услугах и торговле подержанными автомобилями. Скажем, в Великобритании их доляСТРУКТУРА РЫНКА НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ МАРОК В III КВАРТАЛЕ 2009 ГОДА, ШТ. %28 | w w w.z r .r uitogi_03+.indd 282/18/10 11:45:55 AM АЛ Е К САН Д Р МЕ Л ЬН ИКПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В ЕВРОПЕ В 2009 ГОДУ*АВТОРЫНОКСРЕДНИЕ И БОЛЬШИЕ КРОССОВЕРЫ шт.% %1 2 3 4 5 6 7 8 9ГЕРМАНИЯ3 807 175ФРАНЦИЯ+23,22 268 671ИТАЛИЯ+10,72 158 010-0,2ВЕЛИКОБРИТАНИЯ1 994 999РОССИЯ**-6,4ХОРОШЕГО АВТОМОБИЛЯ ДОЛЖНО БЫТЬ МНОГОКризис очень четко показал, какие машины в России любят больше всего. Продажи средних и больших кроссоверов упали всего на 25,5% – то есть на протяжении этого трудного года шли вдвое бодрее всего остального рынка! И доля таких моделей в результате возросла наполовину – до 6,2%.1. “МицубисиАутлендер-XL” 10 415 -46,0 2. “Хёндай-Санта-Фе” 5366 -29,6 3. “Мазда-СХ-7” 4833 -45,7 4. “Ауди-Q5” 4477 +776,17 5. “Шевроле-Каптива” 4161 -39,0 6. “Лексус-RX” 2983 -49,8 7. “Опель-Антара” 2639 +10,1 8. “Вольво-ХС90” 2493 +10,0 9. БМВ-Х6 2232 +38,6 10. “Пежо-4007” 2215 -30,4 11. “Инфинити-FX” 2171 -34,4 12. БМВ-Х5 2023 -42,3 13. “Хонда-Пилот” 1986 +47,3 14. “Ауди-Q7” 1968 -40,8 15. “Мазда-СХ-9” 1873 +244,917,2 8,9 8,0 7,4 6,9 4,9 4,4 4,1 3,7 3,7 3,6 3,3 3,3 3,2 3,11 368 219ИСПАНИЯ-50,0952 772БЕЛЬГИЯ-17,6Причем хорошо идут дела даже у тех фирм, позиции которых серьезно пошатнулись в других классах, – прибавили “Опель”, “Вольво”, “Хонда”.476 194-11,4мобиля, – и это важное для нас всех событие произошло в минувшем году – дилеры в своем большинстве не спешат увеличивать объемы продаж таких машин. Оно и понятно – такое дело требует серьезных затрат, а решиться на них в кризис может не каждый. Но совершенно ясно, что урок 2009-го придется усвоить и от “рынка продавца” перестраиваться на “рынок покупателя”. Первый месяц нового, 2010 года показал, что и правительство наше пока не доросло до уровня прилежных учеников. Вместо того чтобы попробовать снизить налог с продаж, увеличить вложения в программу субсидирования кредитов (в 2009-м по ней было приобретено чуть больше 65 тысяч машин), заинтересовать дилеров в программе утилизации, оно выделило очередные 30 млрд. АвтоВАЗу. Сколько же можно повторять чужие ошибки? Тридцать лет назад администрация Картера уже пыталась защитить национальный автопром запретительными пошлинами и спасти убыточный “Крайслер” миллиардными подачками. Кончилось дело тем, что некогда крупнейшая в мире американская промышленность постепенно превращается в филиал японской, а “Крайслер”, переходя из рук в руки, тонет все глубже. А ведь нам-то и спасать нечего. Наш автопром как раз сейчас только зарождается – совместными усилиями “Форда”, “Тойоты”, “Ниссана”, PSA, “Хёндай” и других гигантов. Если наши бизнесмены хотят посостязаться с иностранными, милости просим! Только не за наш счет. Лучше учите уроки.НИДЕРЛАНДЫОТЕЧЕСТВЕННЫЕ МОДЕЛИ1. “ВАЗ-Приора” 2. “ВАЗ-Самара” 3. ВАЗ-2105/07 4. “ВАЗ-Калина” 5. “ВАЗ-Нива” 6. “Шевроле-Нива” 7. “УАЗ-Хантер” 8. “УАЗ-Патриот” 9. ВАЗ-2110 10. “Иж-2104” 11. “ГАЗ-Волга” 12. УАЗ-3151/53/59шт.%%387 678ПОЛЬША-22,5320 119+0,110 АВСТРИЯ319 403 +8,8* Продажи и динамика роста по сравнению с тем же периодом прошлого года по данным ACEA. ** По собственным данным “Купи авто”.99 473 90 428 67 216 60 746 26 726 24 520 8935 6914 4901 4816 3442 352-22,4 -46,0 -60,0 -35,4 +9,8 -48,4 -38,8 -36,5 -87,7 -73,3 -82,2 -56,225,0 22,7 16,9 15,2 6,7 6,1 2,2 1,7 1,2 1,2 0,9 0,1составляет 72 процента. А в России с точностью до наоборот – лишь 28%. И наши дилеры постепенно, с большим скрипом, но начали поворачиваться лицом к клиенту, предлагая все больше сервисных программ, пытаясь заинтересовать тех, кто уже купил у них автомобиль, приезжать еще и еще. Хотя, конечно, скоро только кошки родятся. Несмотря на отмену двойного НДС при покупке подержанного авто-w w w.z r .r u| 29itogi_03+.indd 292/18/10 11:46:08 AM