62
63
64
65
МЕСТО РОЖДЕНИЯЗАВОД “АВТОФРАМОС”ВОЗВРАЩЕНИЕ ПОТЕРЯННОГО ЗАВОДАОперация “Проект “Сандеро” Сегодня цеха на Волгоградке – вотчина другого автомобильного гиганта. Однако, признаться, после фразы “вот это светло-желтое оборудование осталось у нас от прежнего завода” в голове рефлекторно возникает вопрос: “Уж не от того ли, который Ленинского комсомола?” “Старым мы называем наш прежний “Авто-1” – завод, на котором выпускались исключительно “Логаны”, – с укоризной смотрит на меня Виталий Шустов, руководитель службы качества “Автофрамоса”. – Чтобы увеличить мощность производства и начать выпуск “Сандеро”, нам пришлось его серьезно модернизировать”. В рамках проекта “Сандеро”, так, к слову, называют модернизацию сами заводчане, открыт второй цех окраски, почти вдвое увеличена длина сборочного конвейера, установлены дополнительная оснастка и ряд новых робо-Потерянный. Столь сочным эпитетом Автомобильный завод имени Ленинского комсомола назвал не абы кто, а столичный градоначальник Юрий Лужков. Пропал, дескать, завод на Волгоградском проспекте, где на протяжении десятков лет собирали популярные в народе “Москвичи”. Впрочем, в данном случае мэр оказался не совсем прав.хивают своими оранжевыми манипуляторами в нашу сторону. Мило. Но, может, стоит роботизировать еще ряд операций, например, сварочного цеха? Однако “Рено” с массовой роботизацией завода не спешит. Компания не желает покидать уютный сегмент бюджетных автомобилей, а труд роботов пока куда дороже человеческого. В России во всяком случае. После таких слов грех не спросить о зарплате рабочих или, как их называют на заводе, операторов. Новичок, только что пришедший на “Автофрамос” и стажирующийся в мастер-классах, получает 22–23 тысячи. А дальше все зависит от специализации, мастерства и трудолюбия. Деньги, по московским мер-тов. Самостоятельные механизмы завораживающе споро и слаженно завальцовывают капоты и крышки багажника, наносят мастику на стекла, собирают двери “Сандеро” и, кажется, приветливо пома-62 | w w w . z r . r u ОЛЕСЬ КАЛАЙДАФОТО АВТОРА, КИРИЛЛА САВЧЕНКО И “РЕНО”МЕСТО РОЖДЕНИЯЛИЧНОЕ ДЕЛООАО “Автофрамос” ДАТА СОЗДАНИЯ: 2 июля 1998 года. АДРЕС: г. Москва, Волгоградский проспект, 42, корпус 36. ДОЛЯ “Рено S.A” в капитале компании – 94,1%, “Банка Москвы” – 5,9%. ВЫПУСКАЕМЫЕ МОДЕЛИ: “Рено-Логан”, “Рено-Сандеро”. ТЕКУЩИЙ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА (2009 ГОД): 51 тысяча автомобилей. ПРОЕКТНАЯ МОЩНОСТЬ: 160 тысяч автомобилей в год. ЧИСЛЕННОСТЬ ПЕРСОНАЛА: 2300 человек.Сборка автомобиля идет ПО КАРТЕ КОМПЛЕКТАЦИИ, в которой указаны все пожелания клиента. С момента поступления заказа до выпуска конкретной машины обычно проходит 2–3 месяца. В настоящее время чаще всего заказывают модели в комплектации “Экспресьон” красного и черного цветов с 1,6-литровыми двигателями. кам, не ахти какие, но и особо завышенных требований к претендентам нет. Главное, чтобы со здоровьем проблем не было, а остальному научат. Курс обычно непродолжительный – день-другой, после чего следует экзамен. Самый сложный – у маляров. Попробуйте сами одним движением руки пульверизатором покрыть ровным слоем краски внутреннюю поверхность цилиндра. Если получится – можете смело звонить в отдел кадров “Автофрамоса”. Но предупреждаю заранее: лучше всего покрасочные операции получаются у женщин, не обессудьте в случае отказа. В целом представительницы прекрасной половины составляют более 20% персонала. Причем трудятся они не только на традиционно женских постах в покрасочном цехе или на контроле качества, но и работают со сваркой, топливным оборудованием, трубогибами. “А какие нормативы эргономики рабочих мест применяются на “Автофрамосе” – российские или французские?” – спрашиваю я у руководителя энергослужбы завода Максима Кондакова. “Российские, – отвечает Максим. – Тем более что они жестче”. Бака-ёкэ и антробилитер в 99,5 процента Французского на заводе “Рено” в Москве на удивле-ние немного. Почти все специалисты из Европы, обучив россиян своему мастерству, уже давно вернулись восвояси. Но оставили после себя налаженную систему производства “Рено” – сокращенно SPR. Здесь высокое качество продукции достигается за счет оптимизации работы завода в целом и продуманной организации рабочих мест в частности. Например, в самом начале сборочного конвейера к каждому кузову прикрепляется тележка, на которой разложены только те детали, которые должны быть установлены на данном автомобиле согласно карте комплектации. Эта те-Среди работающих в цехах “Автофрамоса” немало выходцев из бывших братских республик. По мнению многих работодателей, трудятся они АККУРАТНЕЕ И ПРИЛЕЖНЕЕ коренных москвичей. Возможно, именно поэтому им доверяют даже такие сложные операции, как марьяж – соединение кузова, двигателя и ходовой части. www.zr.ru| 63 МЕСТО РОЖДЕНИЯЗАВОД “АВТОФРАМОС”Энергозатраты на производство одного “Логана” – 470 кВт/ч, тогда как в среднем по отрасли они составляют 700 кВт/ч. Столь впечатляющего результата удалось достичь в том числе и за счет ЭКОНОМИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ на освещение. Светочувствительные датчики в цехах позволяют автоматически увеличивать или уменьшать интенсивность освещения в зависимости от яркости солнечного света. лежка следует за кузовом на всем его пути по цеху сборки, а операторы берут из нее детали, не бегая по цеху в поисках нужных комплектующих. Что сегодня позволяет, не напрягаясь, выпускать по 22 автомобиля в час. Кстати, изначально SPR была придумана на “Ниссане”, ныне входящем в альянс с “Рено”. Наверное, поэтому в обиходе на “Автофрамосе” ее называют на японский лад “бака-ёкэ” – “защита от дурака”. Дескать, даже при особом старании у рабочего не получится напортачить при сборке. Ну а коли российская беда все-таки возьмет верх над франко-японской системой, операторы контроля качества, которые присутствуют на каждом участке цеха сборки, не пропустят брак дальше по линии. “Остановят конвейер?” – спрашиваю. “Нет, сначала вызовут старшего оператора или начальника участка, – говорит Кондаков. – Обычно все мелкие проблемы решаются без прерывания сборки”. Но самый жесткий контроль – в сварочном цехе. Помимо обычных осмотров на внешние дефекты, каждый день выбранный произвольно кузов отправляется в 3D-лабораторию, где контрольно-измерительная машина автоматически фиксирует координаты 700 точек кузова и выдает заключение о соответствии геометрии эталону. А раз в неделю богу качества приносят жертвы: по одному кузову “Логана” и “Сандеро”... разрывают на части. Для проверки прочности сварных точек кузовные панели отрывают друг от друга с усилием без малого в полторы тонны. “А что если оборудование выйдет из строя?” – продолжаю допрос. “У начальника цеха есть табло с номерами участков. На него передаются сигналы о неполадках с оборудованием. А в ближайшее время оповещать должностных лиц о подобных проблемах мы начнем посредством sms”. Хорошо, что “Автофрамос” не работает в ночную смену, про себя радуюсь я за руководство. При такой заботе о качестве продукции антробилитер на предприятии составляет 99,5%. Не знаете, что такое антробилитер? Я тоже, тем паче, что во французском не силен. Спрашиваю пояснения у Виталия Шустова. “Антробилитер – это количество автомобилей, которые покидают сборочный конвейер своим ходом”. О-ля-ля! Неужели не все? “Бывает, что машину не заправили или какие-то неполадки с мотором. Тогда ееРЫБИНСКИЕ СНАРЯДЫВыпуск автомобилей “Рено” в России планировалось наладить еще в 1916 году. Акционерное общество “Русскiй Рено” в Петрограде разместило инструментальный цех , а в Рыбинске (под На малютках Ярославлем) началось строительство полноцен107-х в сопроного завода. Планы были самые серьезные: собивождении “Типи” рать из французских комплектующих мы до без полутора всяких тысяч автомобилей и двигателей в год. Но Первая проблем преодомировая заставила перейти на производство сналели 4000 км рядов и запасных частей к броневикам. А позже, от Москвы дов 1919 году общество национализировали, и вскоре на базе рыбинсКолина и обратно кого завода было создано моторостроительное предприятие.64 | w w w . z r . r u ОЛЕСЬ КАЛАЙДАФОТО АВТОРА, КИРИЛЛА САВЧЕНКО И “РЕНО”МЕСТО РОЖДЕНИЯЦель “Автофрамоса” – 100ПРОЦЕНТНАЯ УТИЛИЗАЦИЯ отходов. Для этого в цехах установлены красно-черные контейнеры, в один из отсеков которых рекомендуется складывать безопасные отходы, а в другой – опасные, подлежащие переработке. Впрочем, глядя на содержимое этих контейнеров, сложно сказать, какие отходы на заводе считают “опасными”. отправляют на дозаправку или в отдел ремонта. Но такое случается крайне редко”. Альянс в помощь Двигатели, как и большая часть штамповки и прочих деталей и узлов, приходят на “Автофрамос” из Румынии и Испании. Доля российских комплектующих пока не превышает 40%. Это стекла, двери, крышки багажника, пластиковые детали салона. Но в перспективе уровень локализации должен достичь 75%. “А двигатели, наверное, так и будете завозить из Румынии?” – мой вопрос не лишен скепсиса. Но заводчане спокойны: “Вы же в курсе, что “Рено” в 2012 году планирует начать на АвтоВАЗе производство целого ряда моделей на платформе В0, которая используется и в “Сандеро”? В перспективе это сотни тысяч автомобилей в год. Которым нужны будут однотипные двигатели. Так почему бы не на-ладить их производство в России?” Действительно, почему нет? Но сказать проще, чем сделать. На сегодня качество продукции российских поставщиков деталей и узлов для силовых агрегатов не удовлетворяет “Рено”. Румынских удовлетворяет, а наших – нет. За державу обидно. Впрочем, не все ли равно нам, покупателям “Логанов” и “Сандеро”, чей двигатель стоит под капотом? Главное, чтобы был тяговит, надежен и не злоупотреблял топливом. И судя по тому, что в прошедшем году “Логан” стал самой продаваемой иностранной моделью в России, покупателей нисколько не смущает, что у нее румынское сердце. В марте к седану присоединился хэтчбек “Сандеро”, а в 2011 году компанию им составит кроссовер “Дастер”. Но заводто не резиновый. Что будет делать “Рено”, если спрос пре-высит нынешние мощности предприятия? На помощь придет волшебное слово “альянс”. Суммарная мощность производства трех российских заводов “РеноНиссан” составляет 1,1 млн. автомобилей в год. Сегодня каждый из них производит собственную номенклатуру моделей, но в случае необходимости тот же завод “Ниссан” в Санкт-Петербурге может начать выпуск, например, “Сандеро” или “Дастера”. Но это дело будущего. Пока же в планах “Автофрамоса” 80 тысяч автомобилей в 2010 году. Хотя московский завод готов выпускать до 160 тысяч машин. В прошлой жизни из ворот предприятия на Волгоградском проспекте даже в лучшие годы выезжало лишь на 10–20 тысяч автомобилей больше. Так что возвращение потерянного завода можно считать состоявшимся. www.zr.ru| 65