40
41
42
43
ПРЯМОЙ КОНТАКТПрошлой осенью вместо “Ланоса” в России стали продавать “ЗАЗ-Шанс-1,5”, а весной помимо седана появился еще и одноименный хэтчбек с мотором 1,3 л. Последний сразу стал, между прочим, самой доступной 5-дверкой супермини. Для многих мечта о личном автомобиле вдруг стала близкой как никогда...Перекресток острых ощущений Трамвай накатывал справа неизбежно, как сама судьба. Я уже видел перекошенную физиономию вагоновожатой, буквально повисшей на рычажке звукового сигнала – пронзительная трель приближалась... Минуту назад мой “Шанс” заглох на пересечении трамвайных путей и напрочь отказывался тронуться с места. На поворот ключа в замке зажигания откуда-то из-под передней панели раздавалось лишь угасающее пи-и-и, и подозрительно попахивало дымом... Наполненный благодарной публикой 11-тонный вагон замер рядом, а я, оставив попытки оживить двигатель, уже толкал автомобиль к обочине. Первый же день знакомства с украинским хэтчбеком принес неожиданно острые впечатления. Довольствуясь малым Если бы кто в советские времена заявил, что “Запорожец”, мол, лучше “Жигулей”, его бы подняли на смех. Но “Ланос”, собранный на том же заводе, из ворот которого некогда выезжали “ушастые” и “горбатые”, оказался лучше любой современной вазовской модели. Иные “Шевроле” по сей день служат в такси и ДПС, а по популярности незатейливый, зато и неприхотливый седанчик уступал лишь “Логану”. Но контракт на использование бренда “Шевроле” истек, а спрос на машину оставался высоким.“ЗAЗ-ШАНС”от 235 000 руб.СЧАСТЬЕ, КОТОРОГО НЕ БЫЛО40 | w w w . z r . r u А Л Е К СЕ Й СЕ РГЕ Е В Рядом с такой “приборкой” – без тахометра и с механическим счетчиком пробега – регулировка уровня фар воспринимается РОСКОШЬЮФ ОТО МАК СИМА ГОН Ч АРОВ АПРЯМОЙ КОНТАКТИдея сохранить ее на рынке, пусть и под другой вывеской, лежала на поверхности. И как все неплохо начиналось... Утром, впервые разглядывая серебристый пятидверный “Шанс”, я не нашел, как ни старался, ни шагрени на краске, ни неровных кузовных зазоров. Смена эмблемы никак не отразилась на качестве. Кузов по-прежнему добротно сварен, окрашен и собран. Да и выглядит детище ателье “Италдизайна” по сей день вполне себе на уровне. Простовато? Да. Без модных художественных изысков? Безусловно. Но чем современный ЗАЗ уступит толстушке “Калине” или еще более пышнотелой “Приоре”? Добавить ему диски из легкого сплава или хотя бы прикрыть штампованные черные колеса декоративными колпаками, получилось бы даже нарядно. Впрочем, таких эстетических излишеств и у “Ланоса” не было. Да и покупатели бюджетных машин люди по определению нетребовательные, привыкшие довольствоваться малым, не так ли? Вот и не серчайте, что дверь багажника “Шанса” не всегда открывается с первого раза – замок подклинивает. Привыкайте и к тому, что заднюю полку можно снять, лишь терпеливо открутив резиночки крепления. Муторно? Да ерунда... Зато в трюм 5-дверного ЗАЗа уместится даже огромный кинескопный телевизор! “Ланос”-седан на такие грузовые подвиги не сподобился бы.Кресло не балует разнообразием регулировок. Подушка сдвигается впередназад, а с помощью этого рычажка ИЗМЕНЯЕТСЯ УГОЛ НАКЛОНА спинкиКлиренс в 170 мм, высокие пороги и бамперы – ПРИ СЪЕЗДЕ С АСФАЛЬТА “Шанс” чувствует себя по крайней мере не хуже “Приоры”www.zr.ru| 41 ПРЯМОЙ КОНТАКТ“ЗAЗ-ШАНС” Словом, эту машину нужно научиться прощать. Вот больно приложился о руль, у которого нет никаких регулировок, да и расположен он слишком близко к подушке сиденья. Терплю. Затем выяснилось, что водитель, дерзнувший вырасти больше 185 см, попросту упрется головой в потолок. Но мне при более скромном росте вполне сойдет. Между прочим, все огрехи эргономики, как и в целом мягко говоря не самое пышное убранство салона, “Шансу” достались в наследство от “Ланоса”. Чего роптать-то? А вот это уже что-то новенькое – странная схема переключения передач. Запоминайте: задняя включается вправо и вперед, а если решительно сдвинуть рычаг коробки вправо и назад, то можете поймать пятую. Вот именно, что поймать. Комуто везет больше, кому-то меньше. Кроме того, рычаг наклонен назад, так что на второй почти упирается в кресло водителя. М-да... “Шевроле” тоже не отличался немецкой точностью переключений, но все поточнее был. Поворачиваю ключ в замке зажигания, и салон наполняется шумом и начинает мелко вибрировать. Звукоизоляции – минимум. Правда, прогревшись до рабочей температуры, мелитопольская 1,3-литровая “четверка” работает потише. В целом 70-сильный 8-клапанник совершенно не располагает к активной езде, ровно и неспешно везет во всем диапазоне оборотов. Ускорения с 70–80 км/ч даются с трудом, чтобы раскочегарить машину до 130–140 км/ч, прямая нужна “отсюда и до обеда”. “Ланос” с мотором в 1,5 л, в родословной которого прослеживались “опелевские” корни, ездил явно бойчее. Подвеска же перекочевала на “Шанс” с “Ланоса” без всяких изменений. И это правильно. Она неплохо справляется со своими обязанностями, хотя и допускает заметные крены кузова в поворотах и раскачку на пологих волнах. Зато небольшие ямы нью-“запорожец” проглатывает без проблем. Жаль, что в движении вибрации в салоне заметно усиливаются. Неприятней всего зудят педали – даже ступням становится щекотно. И все же “Шанс” ехал, продирался со мной сквозь пробки, пусть и не без натуги, но разгонялся в общем потоке, гораздо увереннее тормозил и, самое приятное, при 34 градусах жары за бортом одаривал живительной прохладой. К пяти часам вечера я начал к нему привыкать, но... Доеду – не доеду? Что было дальше на одном из московских перекрестков, вы знаете. Конец этой грустной истории положили коллега с тросом, эвакуатор и стойкое впечатление, что “Шанс” с “таврическими” мотором и коробкой передач при нынешнем качестве электрооборудования покупать не стоит. Что сломалось? Диодный мост генератора, прямо как на отцовских “Жигулях”. Только даже на вазовской “классике”Спинка тесного дивана ЗАВАЛЕНА НАЗАД, а псевдоподголовники могут спасти от травмы шеи, только если вы не выше 160 смМежду креслами есть ПОДИУМПОДБУТЫЛЬНИК и пепельница Сложив спинку дивана, ДЛИНУ ТРЮМА вы увеличите с 64 до 135 см“АВТОМАТ” ЗАКАЗЫВАЛИ?В разгар своей популярности в 2007–2008 годах “Ланос” стоил от 247 000 руб. Однако уже в феврале 2009-го подорожал до 264 тысяч, а последние “Шевроле” дилеры отдавали от 289 000 руб. Ровно столько же сегодня стоит “Шанс-1,5”. Соглашаясь на машину с мелитопольским двигателем, вы экономите 54 000 руб. Причем, как и “Ланос”, “Шанс” в любом случае может быть только с МКП. Правда, вскоре у дилеров появится ЗАЗ с 4-ступенчатым “автоматом”. Цена таких не должна превысить $10 000. Все технические подробности приберегают до Московского автосалона. Однако едва ли начинка машины будет сильно отличаться от “Дэу-Ланос-1,5AT”. За счет короткой главной пары автомобиль достаточно шустро ускорялся, однако не отличался экономичностью – расход в городе 13,3 л/100 км.42 | w w w . z r . r u АЛ Е К СЕ Й СЕ РГЕ Е ВФ ОТО МАК СИМА ГОН Ч АРОВ АПРЯМОЙ КОНТАКТКАР от 4,75руб./км есть лампочка, которая вовремя предупредит о неработающей системе подзарядки аккумулятора. В “Шансе-1,3” такой нет. А ворох проблем с электрикой при этом признают даже дилеры. Базовая цена в 245 000 руб. (седан еще на 10 тыс. дешевле) – это, конечно, здорово. Еще за 18 тысяч можно докупить усилитель руля, “противотуманки” и передние электростеклоподъемники. Есть в списке опций и кондиционер. Та же “Калина” или ВАЗ-2114 стоят 257 и 250 тысяч соответственно. Причем “четырнадцатой” с кондиционером не бывает, “Калина” с прохладой потянет минимум на 295 тысяч, а “Приора”-хэтчбек – это и вовсе порядка 350 000 руб. Как видите, современный “Запорожец” действительно самый дешевый. Однако с мелитопольским мотором он потребует от вас не только умения прощать его мелкие, средниеТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИZAZ Chance 1,3 (1,5)Общие данныеКузов, число мест/дверей Снаряженная/полная масса, кг Длина х ширина х высота, мм База, мм Скорость, км/ч Разгон 0–100 км/ч, с Расход топлива, л/100 км (шоссе/город) Объем багажника (5/2 места), л Объем топливного бака, л хэтчбек, 5/5 (седан, 5/4) 1070 (1096)/1400 4074 (4237) х 1678 х 1432 2520 162 (172) 17,0 (12,5) 5,5–8,9 (5,2–10,4) 250/885 (322/–) 48/Aи-95 (Аи-92)+Низкая цена; тяговитый мотор 1,3 л; достаточно комфортабельная подвеска Нестабильность качества сборки; крайне нечеткая коробка передач; отсутствие подушек безопасности и ABS; неудобства посадки для водителей выше среднего роста–ДвигательРасположение Конструкция Рабочий объем, см3 Мощность, л. с. при об/мин Крутящий момент, кгс.м при об/мин спереди поперечно 4-цилиндровый, рядный, бензиновый, 8-клапанный 1299 (1498) 70/6000 (86/5800) 11,0/3000 (13,3/3400)ШассиПривод Коробка передач Подвеска спереди сзади на передние колеса 5-ступенчатая механическая пружинная независимая, на стойках “Мак-Ферсон” полузависимая, на продольных рычагах, связанных работающей на кручение поперечной балкой реечного типа (с гидроусилителем) дисковые вентилируемые/барабанные 185/60 R14Рулевое управление Тормоза спереди/сзади Шиныи прочие недостатки, но и быть готовым к неприятностям покрупнее. Вот почему, если уж, несмотря ни на что, “Шанс” приглянулся, брать его нужно с двигателем 1,5 л за 289–339 тысяч. Экономам же, которым невмоготу путешествовать на метро, а машина нужна непременно новая и с кондиционером, имеет смысл присмотреться к “Матизу”. И дешевле выйдет, а главное, не придется гадать, как вы доберетесь до места назначения – своим ходом или “на галстуке”. www.zr.ru| 43