В А ДИ М УС Т И Н О ВCИС ТЕ МА В П РЫ СК А ТОП Л ИВ А “КОММОН -РЕ ЙЛ ”КАК ЭТО РАБОТАЕТВОСПИТАНИЕ ДИЗЕЛЯВ первое десятилетие нового века это словосочетание стало модным в автомобильном мире. “Двигатель оснащен суперсовременной системой “Коммонрейл”!” – спешит обрадовать вас в салоне дилера ушлый продавец. Но хорошо это или плохо? И вообще, какое дело покупателю до технических нюансов? Может, это очередной рекламный крючок…Если дословно, common rail – это “общая рейка”. Если по существу – особый аккумулятор, запасник, так сказать, в который поступает дизельное топливо перед тем, как попасть к форсункам, впрыскивающим его в цилиндры двигателя. В отличие от прочих систем, создающих высокое давление непосредственно в момент впрыска, “Коммон-рейл” позволяет постоянно поддерживать необходимое давление. С таким запасом совсем не сложно гибко регулировать время впрыска и объем горючей смеси. А это дает возможность, с одной стороны, увеличить мощность мотора за счет скорости и частоты срабатывания форсунок, а с другой – сократить расход топлива (ведь оно подается лишь тогда, когда необходимо, и дозированными порциями), уровень шума и количество вредных выбросов. Топливо из бака в “рейл” нагнетает насос высокого давления, который теперь работает непрерывно и равномерно, то есть без привязки к фазам вращения ко1 2БОРЬБА ЗА БАРЫ“Коммон-рейл” первого поколения “Бош” предложила покупателям в 1997 году. Система обеспечивала давление в 1350 бар для легковушек и в 1400 бар – для грузовиков. В начале нынешнего столетия свет увидело второе поколение с давлением в 1600 бар и дозатором, регулирующим количество топлива во время впрыска. В 2003 году вместо электромагнитных форсунок инженеры “Бош” предложили пьезоинжекторы и довели давление до 2000 бар.ленвала – в отличие от традиционных ТНВД. Из накопителя по магистралям равной длины топливо поступает к форсункам, которые впрыскивают его в камеры сгорания цилиндров. Работой форсунок управляет электромагнитный клапан, а в новейших системах – пьезоэлектриче310 4 11 12 6 7 5 8 9131417 15 16 181920ский. Клапаны открываются и закрываются по сигналу из блока управления. “Коммон-рейл” без труда интегрируется в общую электронную схему автомобиля и начинает напрямую “общаться” с различными узлами и агрегатами – например, с АКП или кондиционером. Множество датчиков предоставляют блоку управления массу самой разной информации – об угле поворота коленвала, давлении в “рейле”, положении педали газа, скорости автомобиля. Обработав данные, электронный мозг рассчитывает необходимое давление, момент впрыска и объем смеси, после чего дает команду насосу и форсункам. Каждая из них работает независимо от другой и подает ровно столько топлива, сколько нужно, и в тот самый момент, когда это необходимо. Сегодня производством компонентов “Коммон-рейл” занимаются немецкие “Бош” и “Симменс”, американская “Делфай” и японская “Денсо”. Система состоит из отдельных модулей, поэтому ее легко встроить практически в любой дизель. Она резко снижает вибрации, сводя на нет характерное тракторное тарахтение, и обеспечивает полное сгорание топлива при низких оборотах коленвала, избавляя автомобиль от удушливого черного дыма из выхлопной трубы. Но, как и любой сложный механизм, “Коммон-рейл” дорог в производстве и в достаточной степени капризен. Многочисленные датчики могут не оценить качества отечественной “солярки”, особенно в глубинке, что грозит владельцу дорогостоящим ремонтом.МЫ РЕШИЛИ:Мягкое урчание мощного двигателя и неудержимый подхват на любых оборотах безусловно стоят дополнительных денег. Только учтите: владельцам машин с такими моторами надо быть повнимательнее с выбором заправочной станции. www.kupiauto.ru1. Датчик давления в “рейле”. 2. Топливный “рейл”. 3. Ограничитель давления. 4. ТНВД с дозатором. 5. Электронный блок управления. 6. Топливный фильтр. 7. Блок управления свечами накаливания. 8. Свеча накаливания. 9. Датчик температуры охлаждающей жидкости. 10. Форсунка. 11. Датчик температуры воздуха. 12. Датчик давления наддува. 13. Расходомер воздуха. 14. Элемент управления наддувом. 15. Диагностическая лампа. 16. Бортовая диагностика. 17. Датчик педали газа. 18. Насос предварительной подачи топлива. 19. Датчик частоты вращения двигателя. 20. Кислородный датчик.| 49