14
15
СОБЫТИЕНАЧАЛО ПРОДАЖ “МИЦУБИСИ-i-MiEV”ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ, ВЕДУЩЕЙ ВНИЗДень 9 июня 2011 года вполне можно считать историческим – в России отныне можно купить электромобиль. Машина будущего уже сегодня? Но кричать “ура!” почему-то не хочется…Тесно. Первое, что приходит на ум, когда оказываешься за рулем этого “Мицубиси”, – здесь очень тесно. Идет он тихо – что да, то да. И даже разгоняется резво, как троллейбус, но лишь примерно до 60 км/ч, а дальше становится заметно спокойнее. Между прочим, любопытно сравнить этот автомобиль будущего, этот “исследовательский зонд, с помощью которого автомобильные фирмы прощупывают настроения покупателей”, с вазовской “копейкой”. При одинаковой мощности в 64 л. с. “Жигули” сорокалетней давности на 12 км/ч быстрее, на два центнера легче и располагают куда более просторным салоном и вместительным багажником. И вот это наше будущее? Нет уж, увольте. Да вы знаете, сколько чудо современной науки и техники стоит? Как новенький “Паджеро”, причем в не самой последней комплектации: 1 799 000 рублей! Между прочим, и место для презентации выбрано на редкость точно. В декорациях будущей силикононастоящая Европа в миниатюре! – i-MiEV смотрелся замечательно. Ладный, аккуратный, необычный… Он на цыпочках крадется по парковке, подстерегая зевак. Впрочем, случайных людей здесь сегодня нет: все так или иначе имеют отношение к премьере автомобиля будущего. Именно будущего – ибо в настоящем, которое простирается за воротами наукограда, для подобных средств передвижения достойного места пока нет…ХАРАКТЕРИСТИКИДлина х ширина х х 1610 высота, мм ...................... 3475 х 1475 . 2550 ........ ........ ........ ........ мм база, Колесная 1100 Масса, кг ................................................ ... 4 Число мест ................................................ В 330 .. ........ ........ ........ ........ ........ ие Напряжен Мощность, 8000 л. с. при об/мин .................... 64/2500– нт, Крутящий моме 00 кгс.м при об/мин .................... 18,4/0–20НЕ ЛУЧШЕ ЛЬ НА СЕБЯ ПО ПОВОРОТИТЬСЯ? ОВО ОРО ОТИТЬСЯ С ?Первые электромобили в России изготовил инженер-электротехник из Одессы Ипполит Романов. В 1899 году он планировал использовать их в качестве такси в Санкт-Петербурге. Власти отказали. Через год торговлю французскими электромобилями “Креанш” пыталась наладить питерская фирма “Старлей”. Тщетно. А вообще до начала 20-х годов во всем мире существовали многие десятки компаний, которые специализировались на производстве электромобилей. Увы, все они прогорели – машины с двигателем внутреннего сгорания дешевле и эффективнее.вой долины Сколково, что находится сразу за МКАДом, – просторная парковка возле футуристичного вида большого круглого здания, аккуратные газоны, ровные дорожки –14 | w w w . k u p i a u to . r u ИЛ ЬЯ ФИШЕРФО ТО МАКСИМА Г О Н Ч АРО ВА И “МИЦ УБИСИ”НА ЗАРЯДКУ Д СТАНОВИСЬСовместно с Московской объединенной электросетевой компанией (МОЭСК) в этом году планируется открыть 20 электрических АЗС, а в 2012-м – еще восемь, причем на первых порах они будут дислоцироваться преимущественно в дилерских центрах. Есть соответствующие планы и для Питера. Первой ласточкой стала заправка на Садовнической улице в Москве – она начала работу 8 июня. Заряжать электрокар можно от устройств различной мощности с разной скоростью – экспр е сс- з ар ядка обойдется дороже.БАТАРЕЯ – ОГОНЬ!Питание электромотора происходит от литиево-ионной батареи большой емкости. Она состоит из модулей, каждый из которых включает в себя 4 или 8 элементов, соединенных параллельно. Напряжение каждого из них 3,7 В/50 Ач. Помимо электромотора батарея питает кондиционер и заряжает вспомогательный аккумулятор. Высоковольтная система, расположенная под полом в каркасе кузова, неплохо защищена на случай ДТП и от неровностей дороги. При аварии она будет блокирована – чтобы пассажиров, не дай бог, не тряхнуло током – 330 вольт как-никак!А там, вокруг – сплошные ужасы: глобальное потепление, парниковые газы, озоновые дыры и тщательно культивируемая жажда чистого воздуха. В этом смысле i-MiEV практически безупречен. Суммарный экологический ущерб от электромобиля, даже с учетом издержек при производстве энергии традиционными способами, как утверждают апологеты “чистого транспорта”, гораздо ниже, чем от обычного. И приводят даже конкретные расчеты, которые это доказывают. Только умалчивают о том, что делать с аккумуляторами, отслужившими свой срок. И сколько дорогущих редкоземельных элементов необходимо извлечь из матушки-земли, чтобы эти чудо-батареи изготовить, не торопятся рассказать. Специалисты “Рольф Импорт” подсчитали: расстояние, которое способна преодолеть обычная машина, потратив на топливо тысячу рублей, электрокар сможет освоить всего за 120 рублей. Мы же добавим, что у ВАЗ-2101 при среднем расходе то-плива 9,2 л/100 км бака хватало на 424 км. А запас хода электрического “Мицубиси” составляет 150 км. Если, не дай бог, недоглядели и у вас кончился 92-й по дороге на дачу, придется выйти из стареньких “Жигулей” и поднять руку – мир не без добрых людей, кто-нибудь да остановит. А если иссякли литий-ионные аккумуляторы i-MiEV? Останавливать трамвай? Да, конечно, есть у i-MiEV и очевидные плюсы. Сервисное обслуживание каждые 20 000 км – это больше стандартного для большинства автомобилей интервала между ТО. К тому же само обслуживание дешевле, поскольку электрокары попросту лишены многих агрегатов, которые наиболее затратны и хлопотны в сервисе, – скажем, коробки передач, сцепления и т. д. Но поднимите руку те, у кого парковки вокруг многоэтажек в Митино и Жулебино оборудованы розетками и станциями для подзарядки. Уверен, что даже в специально оборудованном подземном паркинге вы не най-дете места, куда можно подключить банальное пускозарядное устройство, не говоря уже об электромобиле, который для полной зарядки батареи может потребовать до 14 часов. Так что в нагрузку к i-машине необходим личный коттедж или хотя бы электрифицированный гараж в подвале. Желательно в черте города, поскольку перепробеги для электрокара рискованны. Только и это еще не все. Кто-нибудь удосужился подсчитать, что будет, если часиков в восемь вечера, вернувшись с работы, скажем, полмиллиона автомобилистов в одном городе подключатся к сети? Ведь свет отрубится во всей Москве (Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Твери и т. д.), не только в Сколково. И уже не будет Чубайса, на которого можно было бы все свалить. В остальном же – все хорошо, прекрасная маркиза. Невообразимо приятно, что утопию можно купить уже сейчас. Если и не для пользы дела, то хотя бы из чувства сопричастности к будущему.НЕ ПЛАМЕННЫЙ МОТОРВысокомоментный синхронный электромотор с постоянным магнитом из редкоземельного металла неодима и оптимизированным фазным ротором способен вращаться с частотой до 8500 об/мин. Он обеспечивает i-MiEV “максималку” в 130 км/ч. А разгоняет его до 80 км/ч за 10,6 с.w w w . k u p i a u to . r u| 15