74
75
76
77
МЕСТО РОЖДЕНИЯЗАВОД “МАДЬЯР СУЗУКИ” В ЭСТЕРГОМЕБРАТЬЯ ПО РАЗУМУСалями и зеленый горошек, токайские вина и овощные консервы, утки и гусиные паштеты – доверие к этим венгерским продуктам вырабатывалось в России десятилетиями. Из автомобильных же блюд нам до сих пор были хорошо знакомы лишь совсем не легковые “Икарусы”.Человек – фигура нежелательнаяСамое большое скопление работников на заводе я встретил, пытаясь миновать проходную. Навстречу мне через ворота двигался плотный людской поток. – Пересменка? – Нет,– хитро подмигнул в ответ охранник,– наши клерки домой спешат. Рабочие все на местах. В цехах сумеречно, чисто и просторно. На полу красуется яркая разметка, напоминающая дорожную. По “проезжей части” хаотично разъезжают автопогрузчики, мы же жмемся в “пешеходной зоне”. Поначалу создавалось впечатление, что наша группа журналистов и сопровождающие составляют все население этого промышленного города. Конечно, излишнее вмешательство человека с его импульсивностью и непредсказуемостью в процесс сборки до добра не доведет. Но пустынность цехов при том, что на предприятии работает 3,5 тысячи человек, немного удивила. У штамповочных прессов, каждые несколько секунд выплевывающих из своих недр дверные каркасы, размеренно работают двое – они складывают двери на передвижной стеллаж. Третий выборочно проверяет качество деталей одному ему известнымиСЕКРЕТ ЯПОНСКОГО КАЧЕСТВА СКРЫВАЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО В “ПРАВИЛЬНОМ” ОБОРУДОВАНИИ74 | w w w . k u p i a u to . r u В АД ИМ УСТИН О В предприятия, монтируются и крепятся все-таки вручную, хотя и не без помощи техники, например, подъемников. И чем бы ни были заняты люди, их движения экономны, спокойны и размеренны – никакой суеты, показного фанатизма или криков.Ф ОТ О “СУЗУКИ”Название модели расшифровывается следующим образом. S обозначает “спорт”, X – знак умножения, подчеркивающий преимущества и возможности автомобиля, а цифра 4 – это четыре сезона, к каждому из которых машина прекрасно приспособлена.ли. Комплектующие поступают от 71 венгерской и 231 европейской компаний. И лишь немногие агрегаты, вроде двигателей, проделывают долгий путь из Японии. Подавляющую часть технологических линий в древнюю столицу страны Эстергом, где расположен завод, привезли в свое время из Японии. Но сначала в Стране восходящего солнца на них прошли обучение заводские специалисты, а уже затем оборудование разобрали и переправили в Венгрию.Торжество самообслуживанияКак говаривал заведующий Старкомхозом тов. Гаврилин, “трамвай построить – это не ешака купить”. Венгр не имеет права уступить своему японскому собрату, подвести с качеством сборки. Ведь иначе какой-нибудь новоявленный Полесов всенепременно охает автомобиль: “Кузова та-акой хлам!.. Версты не протянут”. И тогда прости-прощай продажи, вместе с репутацией марки. Потому-то общий объем инвести-Строительство сборочного завода в Венгрии, 97,52% акций которого принадлежит “Сузуки”, началось в 1991 году. Через год с конвейера сошла пилотная модель “Свифт”, в 2000 году здесь обосновался “Вэгон-R”, в 2003-м – “Игнис”. Шесть лет назад венгерскую прописку получил “Свифт” третьего поколения, в 2006 году – SX4 и, наконец, в 2008-м – “Сплэш”.способами – это бригадир. В сварочном людей не видать вообще. Производственная зона заботливо отгорожена от проходов прочной сеткой. За ней стремительные манипуляторы с быстротой кобр набрасываются со всех сторон на автомобильные кузова, прикусывая швы клыками электродов и выбрасывая снопы желтых искр. Да, здесь явно место не для прогулок, защитные очки уже не кажутся чем-то обременительным – глаза дороже. И только на главном сборочном конвейере удалось обнаружить относительное оживление – детали и узлы, стекающиеся сюда с разных концовций в производство и технологии составил немалые €1,3 млрд. “Мадьяр Сузуки Корпорейшн” – сборочный завод полного цикла, о чем мне не преминул с гордостью заявить генеральный директор ООО “Сузуки Мотор Рус” Сигэру Сёдзи. Здесь штампуют кузовные панели, сваривают, окрашивают и собирают живые автомоби-В поисках родовых связейСекрет японского качества скрывается не только в “правильном” оборудовании – в других странах техника уж, по крайней мере, не хуже. Все дело в том, что японцы каким-то образом умеют настроить человеческий менталитет на нужную тональность, на определенное отношение к работе. Кому-то нужна более интенсивная обработка, кому-то – менее, но ее в любом случае не избежать. В частности, в головы венгров японцы не стали вколачивать свои принципы кувалдой, а ограничились более гуманными методами. Меня, как человека заставшего социализм, особенно порадовало отw w w . k u p i a u to . r uС января по май в России было продано 6343 SX4. До конца года руководство “Сузуки” планирует реализовать 13 800 таких машин. Всего же в России нашел своих владельцев 33 631 автомобиль этой модели.| 75 МЕСТО РОЖДЕНИЯсутствие характерных, например для “Тойоты”, лозунгов, призывающих к борьбе за качество, за выполнение плана или на какие-либо другие баррикады. В столовой, оформленной достаточно утилитарно, никто не навязывает рабочим суши. Они вполнеЗАВОД “МАДЬЯР СУЗУКИ” В ЭСТЕРГОМЕМировой кризис крепко ударил по венгерскому заводу. Численность персонала сократилась с 6000 в 2007 году до 3500 в нынешнем. Однако руководители предприятия полны оптимизма и надеются в скором времени запустить третью смену плюс к двум, работающим сейчас.могут питаться привычными блюдами венгерской кухни – кстати, очень вкусной. А вот японские ноу-хау в организации производства давно стали для руководства чем-то вроде “священной коровы”. Первые их родовые признаки заметны в сборочном цеху – вдоль всего конвейера тянутся два традиционных шнура. Рабочий потянулза желтый шнур – значит, ему нужна помощь или совет более опытного специалиста. За красный хватаются только тогда, когда замечен серьезный брак и требуется срочно остано-А Я МАДЬЯРОК Д ЛЮБЛЮ!Внешне европейские SX4, пожалуй, выглядят даже более притягательными, чем их островные собратья: спортивный бампер с увеличенными вырезами вокруг “противотуманок”, задние фонари с привычной оранжевой секцией поворотников, двухцветный пластик отделки салона, а также широкий молдинг на дверях. Полноприводные модификации могут похвастаться увеличенным клиренсом – 190 вместо 175 мм.вить конвейер. Кстати, если вы обнаружите подобную проблему, то вас не оштрафуют и не уволят, а напротив, премируют. Качество превыше всего, даже превыше плана. Но вынужденные простои в Эстергоме случаютсянечасто – их общая продолжительность не превышает 8–10 минут в день. Конвейер работает практически на полную мощность, выдавая около 97% максимальной производительности, и каждые 63 секунды его покидает очередной новенький автомобиль.Как подружиться с японцемКогда я спросил господина Сёдзи, функционируют ли на заводе рабочие кружки качества, он с радостью закивал головой: “О, да, да! А как же! Кайдзен!” В общем, хочешь подружиться с японцем – поговори с ним про кайдзен. Он в подробностях посвятит тебя в систему, при которой практически76 | w w w . k u p i a u to . r u В АД ИМ УСТИН О ВФ ОТ О “СУЗУКИ”Кайдзен – это непрерывное совершенствование производственных процессов на всех уровнях – от директорского кресла до места рядового рабочего. Цель кайдзен – минимизация потерь. В это понятие обычно включают большинство известных японских техник менеджмента вроде поставок “точно в срок” (в японском варианте – канбан), всеобщего контроля качества, системы подачи предложений и многое другое.не нужны склады, а все запчасти прибывают на завод непосредственно от поставщиков малыми партиями и отправляются прямиком на конвейер, что требует феноменальной четкости и пунктуальности от всех участников снабженческой цепочки. Регулярность таких поставок – от 20 минут до 3 раз в неделю. Все-таки у меня сложилось впечатление, что для работы в таких условиях надо быть хотя бы немножко, но японцем. Похоже, менталитет венгров вполне восприимчив к дальневосточным штучкам. Ну их понять можно – 200 лет под Габсбургами, при австрийском “орднунге”. И пришли их предки на нынешние территории откуда-то из района проживания хантов и манси. Под влиянием венгерского большинства пришлось приспособиться и нашим братьям-славянам: из работающих на заводе более трети – словаки. До границы между странами от проходной чуть больше трех километров. Кстати, им приходитсяПОХОЖЕ, ЧТО МЕНТАЛИТЕТ ВЕНГРОВ ВПОЛНЕ ВОСПРИИМЧИВ К ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫМ ШТУЧКАМговорить исключительно на венгерском языке, как и всем остальным сотрудникам предприятия. С завода я вышел в твердой уверенности, что подвоха со стороны нашегозападного соседа опасаться не стоит. Японские технологии, японские производственные линии, японская организация труда – все это по законам логики неминуемо материализуется в японское же качество. Если мне придет в голову мысль купить SX4, то я не буду особо придираться к месту его рождения. Венгрия так Венгрия. Тем более что выбора больше нет – уже к осени полностью прекратятся поставки японорожденных “Сузуки-SX4”. Да-да, господа, последняя отрада ниппонофилов – передне- и полноприводные версии GLX с 4-ступенчатым “автоматом” – с сентября отправляется на конвейеры “Мадьяр Сузуки Корпорейшн”.В настоящее время из Венгрии в Россию поставляются следующие модели “Сузуки”: “Сплэш”, SX4 и новый “Свифт”.w w w . k u p i a u to . r u| 77