70
71
72
73
МЕСТО РОЖДЕНИЯОТДЕЛ ДИЗАЙНА “МЕРСЕДЕС-БЕНЦ”ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИМаркетологи, заботящиеся не о сиюминутной прибыли, а о продолжительном процветании компании, скажут, что символы и бренды лишь тогда чего-то стоят, когда отражают реальные человеческие ценности. Вдохнуть в автомобиль душу, сделать его идейно близким владельцу – главная задача мастеров особой студии дизайна интерьеров в Зиндельфингене.Волки и овцыНемецкая глубинка всегда радует любителей пасторальных пейзажей. Вот и в окрестностях маленького городка Мальсхайм, что всего-то в 25 километрах от промышленного и шумного Штутгарта, тишь да гладь. Глядя на мирные красные черепичные крыши деревянных ангаров, сразу не догадаешься, что здесь скрывались “мессершмитты” и “юнкерсы”, вылетавшие бомбить Францию семь десятков лет назад. Благополучно дожила до сегодняшних дней и взлетно-посадочная полоса построенной на окраине Мальсхайма в 1937 году базы “люфтваффе”. Сейчас на ее черном и мокром от дождя асфальте по-хозяйски рас-Здание дизайн-центра в Зиндельфингене было построено в 1997 году по проекту одного из создателей стиля хай-тек итальянского архитектора Пиано Ренцо. В семи корпусах трудятся более 500 сотрудников из 20 стран мира. Парадный вход в главную творческую студию “МерседесБенца” украшает представленная в прошлом году на Детройтском автосалоне концептуальная скульптура CLS-класса.70 | w w w . k u p i a u to . r u АН Д РЕЙ КО Л ТУНФО ТО “МЕР С ЕДЕС- БЕНЦ ”положились не меньше полусотни “Мерседес-Бенцев”. Перед моими глазами настоящая выставка достижений знаменитой трехлучевой звезды: здесь и стремительный SLS-AMG, и величественный S-класс, и элегантный SLK, и целый выводок электрических и не очень “Смартов”. В общем, внушительная группировка! А рядом, на изумрудной травке полей, окружавших этот смотр передовых технологий, мирно паслись самые обыкновенные овечки. И столько в этом союзе природы и произведений рук человеческих гармонии и уюта, что не умилиться было невозможно. Впрочем, и в главном дизайнерском центре старейшей в мире автомобильной фирмы, расположенном здесь же неподалеку, в Зиндельфингене, обнаружилось немало душевного.подразделения цвета и отделки Мартин Бремер воспринимается образцом комфорта. Разве что домашних тапочек ему не хватает. Особо Мартин упирает на натуральность применяемых в отделке материалов и эксперименты с дарами природы. Взяв в руки декоративную панельку с рисунком, напоминающим змеиную кожу, главный декоратор “Мерседес-Бенца” де-монстрирует, какого эффекта можно добиться, используя... натуральную яичную скорлупу. “Как они до такого додумались?” – моментально возникает вопрос. И тут же следует ответ: кроме 440 дизайнеров, занимающихся автомобилями ближайшего будущего, еще 60 сотрудников попросту... мечтают. Да-да, представляете себе работку? Эти ре-Итальянская студия в Комо была открыта в 1998 году и до сих пор остается самой маленькой из пяти дизайн-центров немецкой фирмы. В этом царстве кожи и тканей трудятся всего двадцать дизайнеров и инженеров. Среди которых немало представительниц слабого пола.Они мечтают“Именно создание уютной атмосферы, чтобы владелец машины, сев за руль, почувствовал себя как дома, и есть первоочередная наша задача”, – высокий, слегка нескладный дядька, показавшийся мне похожим на Джона Малковича, произносит слова мягко, полушепотом. Да и сам руководитель w w w . k u p i a u to . r u| 71 МЕСТО РОЖДЕНИЯОТДЕЛ ДИЗАЙНА “МЕРСЕДЕС-БЕНЦ”Эстетика и красота вовсе не абстрактные понятия, а вполне материальные – измеряются в микронах.нение в отделке, но сейчас в Зиндельфингене явно отдают предпочтение более прочным материалам – тканям, металлу, дереву, коже. Причем шкуры для пошива “мерседесовского” салона используют в основном от южноафриканских коров. И только источником самого дорогого сорта кожи – “Наппа” – служат австрийские буренки. Их, как выяснили дотошные немцы, меньше кусают насекомые, поэтому и кожа получается наиболее качественная. Подобный тщательный подход к выбору материалов распространяется и на ткани. Правда, с мануфактурой более тесно работают не в Зиндельфингене, а в дизайн-студии в итальянском Комо. В том самом особняке, где некогда шили галстуки фирмы “Версаче”, специально обученные люди размышляют, насколько эстетично материалы будут смотреться в салоне нового автомобиля, как их будет ощущать клиент.Дизайнерский коллектив из Зиндельфингена в 2011-м признан “Командой года” на конкурсе Немецкого совета по дизайну. А интерьер концепта А-класса получил награду “Лучший из лучших”.бята (впрочем, есть среди них и женщины) пять дней в неделю, по восемь часов в день воображают себе, как человечество будет перемещаться в пространстве, скажем, лет эдак через пятьдесят и какие ему для этого понадобятся транспортные средства.Дотошность – признак мастерстваСложно сказать, получит ли через полвека яичная скорлупа широкое приме-72 | w w w . k u p i a u to . r u АН Д РЕЙ КО Л ТУНФО ТО “МЕР С ЕДЕС- БЕНЦ ”Только за последние 5 лет объем инвестиций в научно-исследовательский центр в Зиндельфингене составил €100 млн.Образцов тканей, кожи, ниток здесь имеется целое море. Уже только грамотно их скомбинировать – серьезная задача. Так еще при изменении хотя бы одного элемента во всей цепочке, скажем, цвета ниток в строчке сидений или отделке кожей передней панели, приходится заново проводить испытания подушек безопасности. Ведь новый краситель изменяет свойства материала на разрыв. А дерево нужно умудриться обработать так, чтобы на протяжении всего срока службы автомобиля отделка сохранила изначальный цвет. Иначе после замены, в случае, не дай бог, аварии новая декоративная планка будет отличаться от остальных, что, как я понял, для герра Бремера совершенно недопустимо.прочим, каких-то десять лет назад на это требовалось в два раза больше времени. Существенно сократить сроки помогли, разумеется, компьютеры. Один из самых впечатляющих из них – волшебная стена. Большой экран размером примерно 7 на 3 метра, на который проецируется трехмерное изображение автомобиля, производит совершенно ошеломляющее впечатление. ЕгоВ ЗИНДЕЛЬФИНГЕНЕ СЧИТАЮТ, ЧТО “МЕРСЕДЕС-БЕНЦ” ДОЛЖЕН ВЫГЛЯДЕТЬ АКТУАЛЬНО И МОДНО КАК МИНИМУМ ДВАДЦАТЬ ЛЕТ.можно крутить как угодно, красить в любые цвета, заглядывать внутрь. На “волшебной стене” видно все до мельчайших деталей. Изображение настолько реалистично, что кажется, будто машину хоть сейчас можно завести и поехать! И все же несмотря на обилие вездесущей электроники, в Зиндельфингене, как 20 и 50 лет назад, макеты будущей машины лепят из пластилина. На начальной стадии дизайнеры готовят 3–5 машинок в масштабе 1:4. Причем на каждую уходит не мень-От компьютеров до пластилинаНо до того, как интерьером будущего “Мерседес-Бенца” начинают заниматься сотрудники департамента отделки, он уже успевает вволю попутешествовать по другим кабинетам и студиям дизайн-центра в Зиндельфингене. Ведь от самых первых набросков до окончательного утверждения новой модели в производство проходит минимум три года. Междуше месяца. Ведь модельку не только нужно слепить, но и отделать самым тщательным образом. Тонюсенькие молдинги, миниатюрные эмблемки, игрушечные колесные диски изготавливают вручную в специальной мастерской. И после того как консилиум дизайнеров выберет самую подходящую из них, избранницу ваяют уже в полном размере. К чему такие сложности? На мой вопрос Марк Феверстон, нарисовавший новый SLS, ответил, что никакая, даже самая продвинутая программа не способна передать те ощущения, которые получаешь от работы с настоящей, живой моделью. Разумеется, за этот кропотливый ручной труд платит покупатель машины, и платит немалые деньги. Зато получает в итоге не виртуальный автомобиль, а самый настоящий, который, как считают в Зиндельфингене, должен выглядеть актуально и модно минимум двадцать лет. Именно столько обязаны служить владельцам их “МерседесБенцы”: не сломаться, не утратить качества отделки, не поблекнуть в глазах окружающих. А ведь два десятилетия службы в эпоху одноразовых товаров – это целая вечность. w w w . k u p i a u to . r u| 73