42
43
44
46
ПРЯМОЙ КОНТАКТ“ШЕВРОЛЕ-ВОЛЬТ”Невозможно ехать. Просто некогда смотреть на дорогу, ей-богу! Передо мной два больших цветных дисплея: один угнездился там, где обычно располагаются приборы, другой увенчал собою элегантную, как белый рояль, центральную консоль. На первом помимо цифрового спидометра синеет мультяшный указатель заряда батареи и зеленый мячик, что вертится как заведенный, постоянно подпрыгивает и даже иногда желтеет. Это индикатор ускорения-торможения. Проку от него водителю “Вольта” как от козла молока, но я, седеющий уже дядька, будто десятилетний малец, глаз от живого как ртуть нарисованного шарика оторвать не могу: а ну-ка газанем, а теперь тормознем… Мало того, внизу, под крупными цифрами скорости, раскинулась веселая карусель символов – это показатели работы разных систем машины. Но тот экран, что расположился по центру, еще интересней. Я это понял, коснувшись изображения голубого листочка, что притулилось над тревожно-синей кнопкой пуска двигателя. Тут же вместо карты местности системы навигации на дисплее появилась следующая серия веселых картинок – изображение состояния силового агрегата и несколько цифр. Мультяшные колесики весело и совершенно бессмысленно крутились. Так, а если коснуться одной из голубых плашек? Скажем, с надписью “энергетическая информация”. Ага, из 16-ти киловатт-часов осталось еще десять, а бензина мы потратили… 0,00 л/100 км. Вот это да! Так вот почему в салоне так тихо! Я-то думал, что инженеры “Шевроле” идеально укутали мотор изоляцией, сведя вибрации и шум от двигателя практически к нулю. А оказывается, он и не работает вовсе! О сколько нам открытий чудных…Начало продаж 2013 г.УОЛТ ДИСНЕЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТВолшебная сила электричестваС этого момента я, как писали романисты XIX века, весь превратился в слух. Нажимаю на педаль газа… И машина напористо устремляется вперед. А откуда-то издалека, не из подкапотных глубин даже, а еще дальше, доносится легкий отголосок словно бы проходящей электрички – тот самый, что до сих пор я принимал за почти уничтоженный звук мотора. На самом деле это тихохонько подвывают два электродвигателя. Энергию они полу-Теоретически я против электромобилей: они тяжелее и дороже привычных, тех, что с двигателем внутреннего сгорания. Но практически, когда я сел за руль этого “автомобиля будущего” в том самом швейцарском городке, где 133 года назад родился Луи Шевроле, “Вольт” мне очень понравился. Уж такой он занятный! Буквально во всем. 42 | w w w . k u p i a u to . r u АЛ ЕКСАН Д Р МЕЛ ЬН ИКФО ТО АВ ТОР А И “ШЕВР ОЛЕ”Поддерживая зеленый мячик в центре шкалы, вы добьетесь МАКСИМАЛЬНО ЭКОНОМИЧНОЙ ездыМеню содержит разделы “Расход энергии”, “Эффективность расхода” и даже “ПОДСКАЗКИ ПО ЭФФЕКТИВНОСТИ” чают от спрятанной под полом литийионной аккумуляторной батареи. Сама же она состоит из 288 призматических элементов размером примерно 13 х 18 х 6,5 см каждый, весит 198 кг и представляет собой воистину произведение инженерного искусства. Ведь для обеспечения ее эффективной работы в температурном диапазоне от минус 25 до плюс 500С пришлось разработать жидкостное охлаждение и обогрев. А во избежание падения емкости (все мы знаем, как быстро с возрастом начинают разряжаться мобильники) электроника не допускает ни полной зарядки, ни полной разрядки батареи, оставляя рабочий диапазон примерно в 65%. Емкость этого чудо-аккумулятора 16 ампер-часов, хватает же его, как вскоре выяснилось, на 40 км. Впрочем, я не был склонен экономить и жал на газ от души, везде,Водитель может ВЫБИРАТЬ ЛЮБОЙ ИЗ ЧЕТЫРЕХ РЕЖИМОВ: “обычный”, “спортивный”, “горный” и особо экономичный Hold где только разрешали строгие дорожные законы Швейцарии, гоняя “Вольт” в хвост и в гриву. Если бы я поосторожнее обращался с педалью акселератора и поддерживал веселый зеленый мячик на левом дисплее в центре шкалы или хотя бы включил режим Hold, мог бы проехать больше – максимум, на что способна батарея, 80 км.Внутреннее сгораниеИ только когда аккумулятор выдохся, я наконец услышал звук мотора. Не скажу, что громкий – даже когда я заставлял “Вольт” носиться по узким дорожкам деревенской Швейцарии максимально резво. И к моему удивлению, 4-цилиндровый моторчик в 86Кресла с электрорегулировкой и обогревом не только выглядят хорошо, но и вполне КОМФОРТАБЕЛЬНЫ сил не так уж много уступал 150-сильной электрической паре. А ведь бензиновой “четверке” приходилось еще и вращать вал генератора, который вВосемьдесят процентов деталей кузова выполнены из ВЫСОКОПРОЧНОЙ СТАЛИ w w w . k u p i a u to . r u| 43 ПРЯМОЙ КОНТАКТ“ШЕВРОЛЕ-ВОЛЬТ”Багажник маловат, а вот ПОГРУЗОЧНАЯ ВЫСОТА велика Из-за громоздкой батареи под полом пришлось сделать ВЫСОКИЙ ТОННЕЛЬ и разделить диван на два кресла свою очередь подзаряжал батареи – электричество в них, впрочем, поступает и от рекуперации энергии при торможении. Да, в целом прыти у такого “Вольта” поубавилось, но совсем даже не критично. И вообще, в поведении на дороге этот “Шевроле” мне неожиданно понравился – во всяком случае, на ровнехоньком асфальте альпийской республики. Бегает он резво – 9 секунд до сотни, это вам не фунт изюму! – траекторию держит уверенно, ПРОВОД ДЛЯ ПОДЗАРЯДКИ батареи прячется в багажнике управлять “Вольтом” легко и просто. И, разумеется, впечатляет тишина в салоне – мало того, что не слышно мотора, так еще и аэродинамические Сложив спинки кресел, получите ровную площадку, а объем багажника УВЕЛИЧИТСЯ БОЛЕЕ ЧЕМ ВТРОЕ Построена машина на базе “Круза”: колесная база у них одинакова, только “Вольт” чуть короче, уже (при более широкой, впрочем, колее) и ниже. Но смотрится при этом гораздо богаче, элегантнее и современнее своего бензинового родственника. Немалую роль в достижении подобного эффекта сыграли нарочито разделенный на две персоны диван, стильная, качественная отделка, черный кожаный салон со вставками белого цвета и кованые (не литые!) 17-дюймовые диски из легкого сплава, обутые в специальные низкопрофильные шины с уменьшенным сопротивлением качению. Последние, кстати, разработаны специально для Европы и сыграли немаловажную роль в снижении уровня шума. Нельзя не отметить и тщательно проработанную аэродинамику кузова: коэффициент сопротивления воздуха равен 0,28, очень приличный результат для относительно короткого автомобиля. Как подсчитали американцы, только это позволило увеличить общий запас хода на одной заправке на 80 км, а на одной лишь электротяге – на 13 км.ЕСЛИ СЛОЖИТЬ РАСХОД ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И БЕНЗИНА, НА 100 КМ ВОДИТЕЛЬ “ВОЛЬТА” ТРАТИТ 109 РУБЛЕЙшумы даже на скоростях хорошо за сотню гораздо слабее, чем в обычных авто. Он и выглядит очень неплохо – и снаружи, и внутри. От розетки 220 В батарея ЗАРЯЖАЕТСЯ ЗА 4 ЧАСА. Кабель может быть настроен на силу тока 16, 13, 10 и 6 амперПод капотом – СЛЕГКА РАСТОЧЕННЫЙ и лишенный турбины бензиновый мотор от “Соника”, американского варианта “Шевроле-Авео”Чудо пока откладываетсяСТОПРОЦЕНТНЫЙ Ц АМЕРИКАНЕЦ ЦС ноября 2010-го “Вольт” собирают на заводе в пригороде Детройта, штат Мичиган. За год будет выпущено 16 тысяч машин, а в 2012-м планируется довести производство до 60 тысяч штук. В соседнем Браунстауне выпускают и аккумуляторные батареи, разработанные совместно с инженерами LG. Гарантия на весь силовой агрегат, включая батареи, составляет 8 лет или 160 тысяч километров пробега.В результате же, если сложить расход электроэнергии (16,9 кВт.ч на 100 км) и бензина (1,2 л/100 км), получится, что на каждую сотню водителю “Вольта” придется потратить примерно 109 рублей. А владелец “Круза-1,6” израсходует 191,4 руб. Впечатляет?44 | w w w . k u p i a u to . r u ПРЯМОЙ КОНТАКТ“ШЕВРОЛЕ-ВОЛЬТ”ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИОднако не спешите звонить дилеру “Шевроле”. Во-первых, продажи электрического чуда в России если и начнутся, то не ранее 2013 года. А во-вторых… Помимо мелких, не слишком существенных недостатков машины, таких как неважная обзорность из-за уходящих далеко вперед стоек ветрового стекла и низковатый потолок над диваном, есть у “Вольта” типично электрические заморочки, с которыми его хозяину придется мириться. На зарядку уходит 4 часа, уже не слишком удобно. А куда втыкать 6-метровый зарядный кабель? Как будет заряжаться батарея при –300С? А если снег с дождем в это время пойдет? В Калифорнии, где с прошлой осени “Вольты” уже продаются, конечно, проще – ни морозов, ни слякоти, ни снега. Представляете, что будет, если ваш “Шевроле” вместе с проводом и чудом найденной розеткой покроется ледяной коркой, как это частенько случается с автомобилями на зимних улицах наших городов? Значит, нужен, как минимум, теплый гараж. Но все это, впрочем, детские вопросы. Главный же повод отложить пока всеобщую электрическую революцию – цена. В Европе “Вольт” стоит €41 900. Между тем “Круз-1,6” там можно купить за €14 990. Итак, что же мы имеем? Автомобиль, который весит почти на полтонны больше своего чисто бензинового родственника, разгоняется на три секунды быстрее, по максимальной скорости уступает 30 км/ч, багажник у него на 103 литра меньше, мест в салоне всего четыре. И едва ли не втрое дороже?! Единственное его неоспоримое преимущество – почти в шесть раз меньшее количество вредных выбросов. Правда, тут лукавые экологи не учитывают кубометры и литры газа или мазута, которые необходимо сжечь в топках европейских ГРЭС для получения электроэнергии. Но даже не это главное. Если уж вы так печетесь о чистоте окружающей среды, купите велосипед. Мороки с ним точно будет меньше, чем с зарядкой “Вольта”.Chevrolet VoltОбщие данныеКузов, число мест/дверей седан-хэтчбек, 4/5 Снаряженная/полная масса, кг 1732/2000 Длина х ширина х высота, мм 4489 х 1787 х 1439 База, мм 2685 Колея спереди/сзади, мм 1546/1573 Диаметр разворота, м 11,0 Скорость, км/ч 160 Разгон 0–100 км/ч, с 9,0 Средний расход электроэнергии (топлива), квт.ч (л)/100 км 16,9 (1,2) Объем багажника (4/2 места), л 310/1005 Объем топливного бака, л 35,2 (Аи-92)ДвигательБензиновый: конструкция 4-цилиндровый, рядный Рабочий объем, см3 1398 Мощность, л. с. при об/мин 86/4800 Крутящий момент, кгс.м при об/мин 13,3/4250 Электрические: мощность, л. с. 150 Крутящий момент, кгс.м 37,8ШассиПривод Подвеска спереди сзади Рулевое управление Тормоза Шины на передние колеса пружинная независимая, на поперечных треугольных рычагах полузависимая, работающая на кручение поперечная балка реечного типа с электроусилителем дисковые, спереди вентилируемые 215/55 R17Похвальная динамика; сверхнизкий расход топлива; симпатичный, качественно отделанный салон Высокая цена; маленький багажник; ограниченная обзорность вперед; трудности с зарядкой аккумуляторной батареи46 | w w w . k u p i a u to . r u