МЕСТО РОЖДЕНИЯЗАВОД “ЛИФАН” В ЧУНЦИНЕИ КОРАБЛЬ ПЛЫВЕТВ едином строюЧто-то смутно знакомое показалось мне в этой полированной под золото вывеске и висящем рядом плакате. Героического вида китайский рабочий в каске смело глядел вперед – навстречу новым свершениям, очевидно. А рядом с ним красовались серп и молот. Ура, товарищи! Тверже крепите знамя коммунистического труда! Все на… Нет, я стояла не перед дверями горкома КПК, а в заводской проходной. Нужно сказать, что и на японских предприятиях, и на европейских сборочных комплексах можно увидетьПридумав для своего детища простую и лаконичную эмблему из трех парусов и соответственно окрестив марку – “Лифан” в переводе на русский означает “Идущий на всех парусах”, – китайцы не прогадали. Сегодня их корабль уже на полном ходу стремится в лидеры автопрома. Пока отечественного, но там, глядишь, и на мировой замахнутся.гов, растяжек, как на заводе в Чунцине, встречать еще не приходилось. Развешены они буквально всюду и первыми бросаются в глаза, как только входишь на территорию завода. В китайском я, увы, не сильна, поэтому пришлось обращаться к сопровождавшей нас улыбчивой и любезнейшей девушке – что означают, к примеру, вот эти иероглифы, длиннейшим плакатищем украсившие сборочный конвейер? “Уделяйте внимание мелочам, и вас ждет успех”, – с радостью отрапортовала мне переводчица “Лифана”. – Это один из принципов, повсевозможные лозунги, призывающие трудящихся трудиться еще лучше. Но такое количество различных ярко-красных транспарантов, лозун-62 | w w w . k u p i a u to . r uMESTO_Lifan+.indd 6216.11.11 17:52 АЛ ЕН А АВ Г УСТИН КАФ ОТ О АВТ ОР Акаждой из ниток ведется постоянный контроль наличия и величины зазоров или повреждений поверхностей с использованием голографического сканирования. Тщательнейшим образом проверяется качество сварки дверей, капота, крышки багажника и подгонки крыши. Из рук сварочных роботов готовые кузова попадают в объятия окрасочных автоматов. Зрелище, прямо скажем, завораживающее: за стеклом второго этажа я долго наблюдала, как будущие автомобили неутомимо охаживает механическая рука с распылителем. После чего разноцветные машинки плавно выдвигались на линию лакировки, готовые стать еще более яркими и блестящими. И, наконец, самые главные линии – сборочные. То есть те, которые непосвященные и называют конвейером: линия по оформлению интерьера салона, установке двигателя и подвески, установке покрытия пола. После того как готовый автомобиль съедет со ста-Основанная в 1992 году группа “Лифан” – сейчас одно из крупнейших частных предприятий Китая. Фирма – самый большой производитель мотоциклов в стране, а еще выпускает генераторы, бензиновые и дизельные двигатели. Продукция завода реализуется более чем в 160 государствах Европы, Америки, Африки и Азии.которому работает наш завод”. Ну что ж, решила я, давайте уделять! китайские машины не могли похвастаться своим качеством и завоевывали рынок экстремально низкой ценой. Сегодня все изменилось: если хочешь продавать автомобили в Европе и рассчитывать при этом на прибыль, необходимо самое пристальное внимание уделять качеству продукции. Именно так с самого начала и работают в Чунцине. Скажем, перед отправкой на сборочный конвейер кузова проходят беспристрастный электронный контроль, а двигатель, подвеска, тормоза, приборы управления – технический. Впрочем, забота о качестве начинается гораздо раньше, еще на участке штамповки. Линия эта – словно выстроившееся в шеренгу стадо гигантских светло-зеленых прессов. На жидкокристаллические мониторы управляющих ими компьютеров выводятся параметры изготовленной детали и информация о сбоях или задержках – если такие случатся. На сварке – а таких линий в Чунцине целых пять – тоже все непросто. На пелей, происходит проверка систем безопасности и внешний контроль качества.Машины, которые делают машиныСам завод с иголочки, новый. Об этом говорили и чистый пол, и свежевыкрашенные стены, и сверкающие новой краской, не успевшие еще пообноситься-прокоптиться станки. Ничего удивительного – построен сборочный комплекс в 2006 году, а на полную мощность в 250 тысяч автомобилей вышел только три года назад. Разумеется, оборудование здесь самое современное. Не секрет, что пять лет назад, как раз когда с конвейера в Чунцине сошли первые седаны “Лифан-520” (у нас они известны под именем “Бриз”),Люди, которые делают машиныОднако же автомобили в Чунцине выпускают не только роботы, но и люди. И, кстати говоря, несмотря на интенсивную роботизацию, на предприятии еще не так мало мест, где используется ручной труд. Между прочим, чтобы устроиться на завод, в первую очередь необходимо техническое образование. Только не бумажка об окончании учебного заведения: уровень знаний определяет беседа кандидата с инженерами завода. В случае удачного собеседования будущий работник должен пройти обучение, затем сдать экзамен и только после этого может приступить к работе. Особо трудолюбивых отправляют на повышение квалификации. Завод работает в две смены, по восемь часов. Средняя зарплата рабочих – а всего здесь трудятся 4000 w w w . k u p i a u to . r uЕСЛИ ХОЧЕШЬ ПРОДАВАТЬ АВТОМОБИЛИ В ЕВРОПЕ, НЕОБХОДИМО САМОЕ ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯТЬ КАЧЕСТВУ ПРОДУКЦИИ| 63MESTO_Lifan+.indd 6316.11.11 17:52 МЕСТО РОЖДЕНИЯЗАВОД “ЛИФАН” В ЧУНЦИНЕчеловек – составляет 2000 юаней, на наши примерно 10 000 рублей. И это, между прочим, по китайским меркам далеко не самая плохая зарплата. Плюс медстраховка, бесплатные обеды, премии за выслугу лет и перевыполнение плана. В полном соответствии с серьезным лозунгом, красующимся при входе в сборочный цех: “Умеешь брать от общества – умей давать обществу”.Чунцин, где расположены 5 автомобильных заводов, не принадлежит ни к одной из провинций – это город центрального подчинения. Здесь живут 7,5 млн. человек, а с ближайшими пригородами – и вовсе 30 млн. Он основан в очень удачном месте, где в Янцзы впадает другая река – Цзялин. Отсюда, кстати, и три паруса “Лифана”: с давних пор порт Чунцина считался важнейшими торговыми воротами Центрального Китая.Для этого в Чунцине уже сегодня расширяют производственные линии, что позволит прибавить 80 тысяч машин. Кроме того, здесь создают учебные центры для дилеров и, главное, строят в Хухехаотэ новый завод на 100 000 автомобилей. Так что совсем скоро мощность “Лифана” приблизится к полумиллиону машин. Как видим, корабль плывет. И еще как!Решения – в жизнь!Сегодня “Лифан” выпускает три модели автомобилей – малыша 320 (мы знаем его как “Смайли”), супермини 520 (это “Бриз”) в виде седана и хэтчбека и “гольф”-седан 620, то есть “Солано”. Готовы к производству малюсенький автобусик “Фойзон” и кроссовер Х60. Тем не менее очередной плакат гласил: “Первые 19 лет для нас – это только стартовая линия, в будущем мы достигнем гораздо большего”. Сказано – сделано, и скоро появятся еще две машины, а в производственной программе будет минимум 7 моделей. В 2012 году у нас появится “Смайли” с вариатором. А “автоматический” “Солано” и ПЕРЕДНЕПРИВОДНЫЙ КРОССОВЕР X60 (на снимке) с 5-ступенчатой МКП доедут до России в конце 2012-го и начале 2013 года соответственно64 | w w w . k u p i a u to . r uMESTO_Lifan+.indd 6416.11.11 17:52