56
57
58
59
МЕСТО РОЖДЕНИЯУЧЕБНЫЙ ЦЕНТР “АУДИ”МАТРИЦА:ПРОРЫВ В РЕАЛЬНОСТЬДемонстрационный зал, как театр после антракта, постепенно погружался в таинственный полумрак. И это вовсе неудивительно – ингольштадтские инженерыкудесники готовили демонстрацию самого загадочного и притягательного из своих изобретений – света!Пара минут езды от мюнхенского аэропорта на микроавтобусе – и мы в учебном центре “Ауди”. Нет, и снаружи это двухэтажное здание ничем не примечательно, и внутри совершенно не похоже на то место, где яйцеголовые технические гении творят автомобильное будущее. Ничто здесь не напоминает исследовательскую лабораторию – ни тебе специального оборудования, ни испытательных стендов, только конференц-залы и комнаты для семинаров. Что ж, идеи действительно рождаются не в недрах сверхмощных компьютеров, а прежде всего в головах. Организовать же ознакомительную экскурсию внутри черепов Майкла Дика, отвечающего в правлении “Четырех колец” за техниче-ское развитие, или шеф-дизайнера марки Штефана Зилафа вряд ли реально. Даже когда теории начинают трансформироваться во что-то более материальное, их повсюду охраняют как зеницу ока – попробуйте, к примеру, проникнуть в исследовательский центр ведущей команды Формулы-1 и заглянуть в компьютер с результатами аэродинамических расчетов… Поэтому скромное здание на отшибе баварской столицы подошло для роли колыбели технологий будущего не меньше, чем штаб-квартира в Ингольштадте. Несмотря на то что свой экскурс по дебрям новых идей в области освещения будущего эксперт по световым технологиям Матиас Бокштегерс начал с обычных автомобильных ламп, в демонстрационном зале ксенон56 | w w w . k u p i a u to . r u В АД ИМ УСТИН О ВФ ОТ О “АУ ДИ”выглядел сущим анахронизмом. Ведь ныне инженеры “Ауди” проводят эксперименты со светодиодными приборами, способными обеспечить по-настоящему адаптивный свет. К несомненным плюсам светодиодов относится то, что их дневной свет гораздо менее утомителен для глаз по сравнению с прочими источниками. Кроме того, они не требуют обслуживания и рассчитаны на весь срок эксплуатации автомобиля. “Матричный луч, – с присущим случаю пафосом провозгласил герр Бокштегерс, – вот наше будущее!” Луч света, который рождается из множества раздельных источников – небольшие светодиоды с помощью линз или отражателей дают отличное освещение в любой ситуации, не нуждаясь в поворотных механизмах. При необходимости они просто включаются и выключаются. Данные для управления матричным лучом посту-Лазерные лучи из встроенного в фонарь источника расходятся треугольником, наклоненным к дорожному полотну. В хорошую погоду они невидимы, но проявляются во время дождя или тумана. А вот основание треугольника в виде красной линии на асфальте в 30 метрах от заднего бампера хорошо видно в любую погоду.СВЕТОДИОДНЫЕ ПРИБОРЫ СПОСОБНЫ ОБЕСПЕЧИТЬ ПОНАСТОЯЩЕМУ АДАПТИВНЫЙ СВЕТпают от камер, системы навигации и датчиков. Как только камера обнаруживает свет фар встречной машины, то светодиоды, обслуживающие определенный сектор дороги, тотчас же гаснут, и автомобиль оказывается в неосвещенной зоне. Один из инженеров наглядно продемонстрировал преимущества светодиодов. Он подошел к стене, которая w w w . k u p i a u to . r u| 57 МЕСТО РОЖДЕНИЯУЧЕБНЫЙ ЦЕНТР “АУДИ”Органические светодиоды могут превратить сам кузов автомобиля в своеобразный информационный дисплей и равномерно осветить салон. Одна беда – материал не выдерживает температур свыше 800С и требует эффективного охлаждения.была ярко освещена концепт-фарой, стоявшей на тумбе в противоположном конце зала. Экспериментатор повернул в сторону фары горящий фонарик, имитировавший свет от встречного автомобиля. За его спиной моментально образовалась тень, вертикальным столбом разделившая световой пучок. Затем он двинулся вдоль стены, и темная зона послушно последовала за ним. Пытливый немецкий ум добрался и до противотуманного фонаря. Почему бы не задействовать в его конструкции лазер? Треугольник, который образуется лазерными лучами, направленными под углом к дороге, прекрасно различим в тумане. Кроме того, его основание образует на асфальте четкую красную стоп-линию в 30 метрах от заднего бампера. “В условиях ограниченной видимости – это прекрасный сигнал для нагоняющего вас водителя, побуждающий сбавитьпыл и притормозить”, – хвастался Бокштегерс. Заинтересовавшиеся лазерным девайсом журналисты обступили докладчика. Я заметил, что его коллега, стоявший поодаль, что-то лихорадочно записывает. Похоже, какой-то вопрос от прессы натолкнул инженера на путь к решению сложной проблемы. На закуску нам предложили совершенно фантастическое зрелище – ор-Адаптивные фары управляются компьютером, который получает данные от камер, датчиков и системы навигации автомобиля. В зависимости от местности, по которой проходит дорога, пучок света принимает нужную формуГОРОД ПЕРЕКРЕСТОКСВЕТОДИОДЫ ДАЮТ ОТЛИЧНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ В ЛЮБОЙ СИТАЦИИ, НЕ НУЖДАЯСЬ В ПОВОРОТНЫХ МЕХАНИЗМАХганические светодиоды в действии. В исходном состоянии они представляют собой нечто вроде пасты и наносятся на кузов автомобиля чрезвычайно тонким слоем – всего в несколько тысячных миллиметра. Под воздействием электрических импульсов светодиоды начинают ярко светиться,СКОРОСТНОЕ ШОССЕ ЗАГОРОДНАЯ ДОРОГАПЕРЕКРЕСТОКЕсли из-за мирно стоящего у бордюра автомобиля на проезжую часть выскочит ошалевший пешеход, то “Ауди” затормозит до полной остановки безо всякого вмешательства со стороны зазевавшегося водителя.58 | w w w . k u p i a u to . r u В АД ИМ УСТИН О В превращая всю поверхность машины в своего рода информационный дисплей: например, он может указывать приближающемуся хозяину расположение дверных ручек или отмечать направление поворота переливами задних фонарей. Опять загомонила пишущая братия, и вновь в полутьме зала безымянный немецкий специалист схватился за свой компьютер. Вообще-то, кроме подобных ослепительных исследований, специалисты “Ауди” заняты усовершенствованием более приземленных и хорошо знакомых нам систем. Я управлял автомобилем, который одновременно находился под круиз-контролем и воздействием помощника удержания на полосе. Машина тормозила перед внезапно выскакивающим на проезжую часть пешеходом, заглядывала за угол и предупреждала о том, что по поперечной дороге движется какое-то транспортное средство, сама маневрировала с прицепом, заезжая на парковку задним ходом. “Ауди” самостоятельно заруливала в гараж и выбиралась обратно на улицу – это с пустым-то водительским креслом, повинуясь лишь нажатию кнопки на ключе! Она демонстрировала, как работает система автоматического полного торможения на скорости свыше 65 км/ч, оценивающая возможные варианты маневра и мгновенно принимающая решение. И хотя не все технические трудности разрешены, опытные образцы работают превосходно. Видно, уже на моем веку дороги заполнят автомобили, самостоятельно ориентирующиеся в дорожной ситуации и сверкающие всеми своими частями не только в переносном, но и в прямом смысле.Ф ОТ О “АУ ДИ”Одна из функций системы превентивной безопасности служит удобству пассажиров: замок ремня выдвигается, чтобы его было легче найти, а когда ремень пристегнут, прячется обратно в свое гнездо.“Ауди” может заглядывать за угол. Обзор водителю закрывают дома, но датчики и камера засекают движущуюся к перекрестку машину и сообщают об этом водителю.Движение и поворот задним ходом с прицепом – сложный маневр. Но водителю “Ауди” достаточно выставить контроллером MMI траекторию поворота на мониторе и аккуратно нажать на газ.Повинуясь нажатию кнопки на ключе, автомобиль совершенно самостоятельно включает двигатель, заезжает в гараж или выезжает из него – как будто к тому месту, где вы стоите, авто подает невидимый водитель.При включенных адаптивном круиз-контроле и ассистенте удержания полосы можно отпустить руль и снять ногу с педали газа: автомобиль следует за ведущей машиной как привязанный даже в поворотах.w w w . k u p i a u to . r u| 59