МЕСТО РОЖДЕНИЯЗАПОРОЖСКИЙ АВТОМОБИЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОДПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮСтоит только подумать о Запорожском автозаводе – и первое, что придет на ум, будет знаменитый“горбатый”, незамысловатый и дешевый. Однако на дворе уже XXI век, а запорожцы по-прежнемупридерживаются традиции выпускать простые и доступные машины.Привет из прошлогоПроизводство любых автомобилей начинается с “пошива костюма”, и поэтому пунктом номер одинв моей программе посещения завода в Запорожье значился цех штамповки. Оказавшись на территориипредприятия, я пыталась узреть хотькакие-нибудь детали из прошлого, однако кроме высоких желтыхкранов, разноцветных контейнеров и толстых труб так ничего и неуглядела: неужели прошлое осталосьв прошлом? И лишь продвинувшисьвглубь завода, я увидела аккуратныесерые корпуса, еще не успевшие преобразиться блестящей современностью. Из темных окон доносилсялязг и скрежет, а воображение тутже дорисовывало черно-белые картинки старых советских фильмов,где главные герои должны были вочто бы то ни стало провести рационализацию или хотя бы перевыполнить план, чтобы стать достойныйпримером для окружающих.Первое, что бросилось в глаза, когда я зашла в цех штамповки, – огромадные желто-зеленые прессы, накоторых крупными белыми буквамибыло выведено: “СССР”, “ЗиЛ”, “Москва”. Я ликовала – вот то, что мне такхотелось увидеть! Эти промышленныевеликаны, рожденные в уже несуществующей стране, живут тут более полувека, а их штампы помнит каждый“Запорожец”, сошедший с конвейеразавода. Более живую историю сложнопридумать.86 | w w w . k u p i a u to . r uMESTO_ZAZ.indd 8631.05.12 10:59 АЛ ЕН А АВ Г УСТИН КАНовая сменаВыйдя на пенсию, эти молчаливыесуровые великаны с ностальгиейследят за новой сменой. Они прислушиваются к ритму современнойиндустриальной музыки, которуюисполняют пришедшие сюда чужаки. Автоматические линии раскроя,пресс-автоматы и прочее оборудование – все отмечено иностранными названиями: “Хитачи Зосен”,“Эрфурт”, “Равне”… Под звонкийгром чистые листы металла перевоплощаются то в двери, то в капот,то в крылья нового автомобиля.Железный “прикид” шьется в трехцехах – крупной, средней и мелкойштамповки, а после отправляется вцех сварки. Здесь гибкие и шустрыероботы-гастарбайтеры из Италии,Германии и США под пристальнымПОД ЗВОНКИЙ ГРОМ ЧИСТЫЕ ЛИСТЫМЕТАЛЛА ПЕРЕВОПЛОЩАЮТСЯ ТОВ ДВЕРИ, ТО В КАПОТ, ТО В КРЫЛЬЯНОВОГО АВТОМОБИЛЯприсмотром молодых украинцев,облаченных в синюю форму, словноиграючи соединяют отдельные детали, из которых складываются разные автомобили – “Ланос”, “Форца”,“Шанс” и “Вида”.Есть на заводе и лаборатория геометрии кузова, где измерительныйприбор легкими касаниями сканирует поверхность кузова и выводит еготрехмерное изображение на экран,на котором можно удостовериться,что “костюм” пошит по мерке.Покраска на заводе сегодняполностью автоматизирована: здесьФ ОТ О АВТ ОР Анесут вахту девять больших роботов,пять из которых наносят цвет, а четыре – лак. Я специально засекла время:полная окраска одного кузова занимает примерно полторы минуты.Куда ни гляну, вижу дамуДолго ли, коротко ли, оказалась я вцехе сборки – и не поверила своимглазам: практически на всей линииглавенствовали женщины! По поточным линиям на подвесных и напольных конвейерах медленно двигалисьразноцветные кузова, а красавицы,аки пчелки, летали вокруг них: жужжа инструментами, они буквальнона глазах превращали железный корпус в автомобиль. Пока я восхищалась увиденным, в новенькую “Виду”запрыгнул веселый усатый дядька – ипоехал мимо меня на стенд обкатки.w w w . k u p i a u to . r uMESTO_ZAZ.indd 87| 8731.05.12 11:00 МЕСТО РОЖДЕНИЯНоворожденный ЗАЗ искупался в камере герметичности, затем прошелпроверку тормозов, регулировку колес и фар. И когда он уже изготовился отправиться на испытательныйтрек, я напросилась в пассажиры.“Вида” спокойно переехала пару“лежачих полицейских”, потрясласьна искусственных неровностях – иотправилась обратно в цех, где еевстретили уже другие девушки. Онипроинспектировали машину наЗАПОРОЖСКИЙ АВТОМОБИЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОДВЫКУПИВ В СВОЕ ВРЕМЯ ЛИЦЕНЗИЮНА “ШЕВРОЛЕ-ЛАНОС”, ЗАПОРОЖСКИЙ АВТОЗАВОД ЯВИЛ МИРУ УЖЕСОБСТВЕННЫЙ “ЗАЗ-ШАНС”предмет царапин и сколов, а послезаписали в табель отчета вердикт:“трек прошел”. У меня как пассажира тоже не было к машине нареканий: свой скромный тест она прошла достойно.ОТ СЕЛЬХОЗТЕХНИКИ К АВТОМОБИЛЯМЗапорожский автозавод появился задолго до образования СССР – свою трудовую деятельностьон начал в далеком 1863 году с выпуска примитивного сельскохозяйственного оборудования.С годами производство крепло, а ассортимент продукции становился все более разнообразным: запорожцы освоили сборку комбайнов, жаток, молотилок. Первый автомобиль сошел сконвейера в 1959 году, а всего с 1960 по 1994-й было выпущено 3 422 444 автомобиля подмаркой “Запорожец”, которая известна в нашей стране каждому.Новое – это хорошозабытое староеРасширяя модельный ряд, Запорожский завод не стал заново изобретать ни велосипед, ни машину.Выкупив в свое время лицензию на“Шевроле-Ланос”, он явил миру ужесобственный “ЗАЗ-Шанс”. Аналогичная история произошла и с некогдакорейским “Авео”, который превратился в “Виду” и теперь готов выйтина российский рынок. Базовая версия – полтора литра на “руке” – будетстоить от 289 000 рублей.И нет ничего зазорного в том,чтобы продлевать жизнь пожилоймодели, делая ее более доступной,более народной. История, как мызнаем, циклична: вы ведь не забыли,что самый первый “Запорожец” тожебыл создан по образу и подобиюФИАТа-600?88 | w w w . k u p i a u to . r uMESTO_ZAZ.indd 8831.05.12 11:00