спортРА Л Л И - Р Е Й ДПервый в истории «Дакар», состоявшийся в Южной Америке, трудно отнести к разряду выдающихся. Марафон омрачила гибель мотогонщика-любителя, да и по-настоящему спортивной схватки между несколькимифаворитаминеполучилось,покрайней мере, за первое место.Победительнового«Дакара»–МаркКома всвоюочередь,чрезмерныминагрузками и испепеляющей жарой. Что же до нагрузок…Скоростиэтого«Дакара»былиочень высокими, возможно, самыми высокими завсюисториюгонки.Впечатляетперечень «сходов»: уже к середине гонки их было 86, это на 231 мотоциклиста и 25 пилотов ATV. Что же касается Марка Кома, то он завладел инициативой с начального же этапа и первую половину маршрута завершил с полуторачасовым преимуществом. После этого испанец мог позволить себе не рисковать без надобности ивелтактическуюборьбу.Егоближайшиесоперники на очень коварной трассе столкнулись с дилеммой выбора резины. Непросто было угадать – устанавливать bib mouses, но она перегревается, или шины с обычными камерами, однако они больше подвержены проколам. Дофинишадобраласьполовинамотогонщиков–113. Кома так и не уступил лидерства до финиша. Трудно припомнить,когдаещефаворит«Дакара»продемонстрировалстольподавляющеепреимущество.Аведь претендентовнапервоеместобылонемало.Однакоих подвела та самая резина. Давид Фретинье (Yamaha 450WRF) и Серил Депрэ (KTM 690 Rally) с первого же этапа отстали на полчаса, Давид Касте – на час. Депрэвсежепобедилначетырехспецучастках,тогда какКомавыигралтолькотри.Последвухнедельизощреннойтактическойборьбы32-летнийкаталонец,в седьмойразучаствовавшийв«Дакаре»,одержалвторую победу: с преимуществом в 1 час 25 минут – над Депрэ и 1 час 38 минут – над Фретинье. Вместе с тем, ДавидФретиньеодержалпобедувкатегории«450». Лучшийрезультатсредиженщинуголландскоймотогонщицы Мариам Пол (она – 53-я в общем зачете). Среди пилотов, выступающих на квадроциклах (до финиша добрались только 13), лучший Иозеф Маршасек(Yamaha).Чех,которомускороисполнится 52года,вочереднойраздоказал,чтоостаетсявхорошейспортивнойформе:онодержалчетырепобедына этапахивпятыйразвыиграл«Дакар».Француженка Элизабет Крафт стала первой женщиной, которая сумела пройти весь маршрут марафона на ATV.«ДАКАР»-ЛАТИНОСМарафон,стартовавшийвБуэнос-Айресе,сложился слишком трудным даже после того, как внесли серьезныепоправкивразметкувторойчаститрассы– несколько укоротили спецучастки. Здесь, в Южной Америке, «Дакар» не стал легче, чем в Африке, а по некоторымпараметрамдажетруднееи опаснее.Его маршрутпредставлялсобойгигантскую9 574-километровуюпетлю,поделеннуюна14 этапов.ОбщаяпротяженностьСУ–свыше5 тысячкилометров.Участникам пришлосьпреодолетьперевалы,гдеотхолодастучали зубами, а на дюнных участках изнывали от жары (в тени – до +37). Далеко не идеальны начальная и завершающаячастимаршрута:покрытаякоркойзасохшейглиныузкаятрассапослепроездапервыхучастниковпревращаласьв колеи,наполненныенаполметра мельчайшей взвесью, и она вздымалась из-под колесиклубилась.Видимостьстановиласьпрактическинулевой,и любойобгонпревращалсявсмертельныйтрюк...Впрочем,организаторыпродемонстрировалиспособностьоперативноадаптироватьсяквозникающимусловиям:лучше«нейтрализовать»некоторые СУ,нежелиостановитьвсюгонку.Ито:редкиймарафон обходится без изменений маршрута. И тем не менее, драма, случившаяся с 49-летним французскиммотогонщикомПаскалемТерри,поставила под сомнение компетентность устроителей ралли в части обеспечения безопасности. Ведь потребовалось почти 15 часов, чтобы сигнал бедствия,посланныймотогонщиком,дошелдодиректорагонкиитотнаправилна местопоисковыегруппы. Терри обнаружили в 15 метрах от его Yamaha 450WRF...Что-томожносписатьна«глюк»спутниковойсвязи,однакотруднопонять,почемупотребовалосьпочтитридня,чтобыобнаружитьтеломотогонщика. Причина смерти – отек легких, спровоцированный сердечной недостаточностью, вызванной, СирилДепрэКонстантин КОМКОВЭлизабет Крафт108№ 03 2009