ГРАФИК ИЗМЕНЕНИЯ КУРСОВ ЕВРО И ДОЛЛАРА К РУБЛЮпо закупочным. Ожидания не оправдались – «слива» техники не последовало. Стало ясно: дальше жди только рост. Потом доллар шагнул «хорошо за 30», а евро – «за 40» рублей. Часть покупателей секонд-хэнда встрепенулась – поспешила вложить деньги в технику, дабы, если упустить момент, не потерять больше. Многие успели приобрести мотоциклы по декабрьским ценам: из салонов в момент исчезли все дорогие модели и макси-скутеры представительского класса. Но другая часть вовсе отказалась от мысли о покупке мотиков. Первым на скачок курсов, еще 1 декабря 2008, отреагировало российское представительство Yamaha – отпускные цены на все модели возросли на 7–15%. Конкуренты попытались извлечь выгоду из этого, сыграли ва-банк – объявили о «замораживании» цен до конца января. Импортеры пошли на серьезный риск – сократили собственную маржу, исключительно ради того, чтобы не отпугнуть покупателя переписанными ценниками и в конечном счете сохранить объемы продаж. Это был смелый шаг, ведь Центробанк РФ гарантировал сдерживание бивалютного коридора только до конца декабря, и импортеры очень надеялись, что политика сдерживания сохранится и позже. Но чуда не произошло… Как изменится ситуация весной 2009 года? Руководитель отдела продаж мототехники Honda Motors Co. в России Олег Снаговский осторожен в прогнозах: – Сейчас потребители опасаются вкладывать деньги в дорогостоящие вещи. Выручка у продавцов стремится к нулю, и дилеры терпят финансовые затруднения, ощущают дефицитАлександр Таривердиев, компания «Аояма Моторс».оборотных средств (до кризиса их можно было получить в виде кредитов, однако сейчас их банки не выдают). Отсюда практически все торгующие компании вынуждены сокращать заказы на покупку товара у производителей – расплачиваться нечем. Наконец, «давят» макроэкономические показатели, продолжает «падать» рубль… Ничего не поделаешь: рублевые цены на мототехнику будут расти, сомнений в этом нет. – Вместе с Honda мы делаем все возможное, чтобы этот процесс был наименее болезненным для клиентов, – продолжил директор мотонаправления компании «Аояма Моторс» – старейшего партнера Honda в России Александр Таривердиев. – Действия Honda очень логичны. Концерн выводит средства из имиджевых проектов, не связанных напрямую с продажами, например из автомобильного чемпионата мира «Формула-1». За счет этого за последние три-четыре месяца, когда курс доллара возрос на 25%, Honda подняла цены лишь на 12%. Представительство в России взяло на себя часть нагрузки. Мы же, в свою очередь, расширили ассортимент «бюджетных» моделей мототехники. Модели 2008 года, которые еще оставались на складах, до февраля 2009-го продавали по осенним ценам. И сформировалась тенденция, – продолжает Александр Таривердиев, – покупатели переключились с люксовых, непрактичных мотоциклов на «шестисотки», в основном, городские нейкеды, а также макси-скутеры и легкие эндуро. Сейчас можно говорить об основных тенденциях, которые будут господствовать в 2009 году на моторынке России. Компаниипродавцы строят осторожные планы: объем продаж – не выше 70% от показателей предыдущего года. Существенно сократится реализация мотовездеходов (на снижение интереса к импортным четырехколесникам скажется еще и введение новых таможенных пошлин на автомобили – с 12 января они увеличены на 5%: законодательно ATV относят к категории авто), спортбайков с объемом двигателя более 750 см3 и тяжелых туристических мотоциклов. В секторе торговли секонд-хэндом не лучше. Денис Ковалев из компании«Драйвмото» не скрывает обеспокоенности: – Во-первых, покупатели стали избирательно подходить к выбору мотоциклов: «хлам за копейки» сегодня никто не заказывает. Во-вторых, в сложившихся условиях не все салоны выживут, объемы продаж сократятся, а выжившие, чтобы компенсировать возросшие затраты, неминуемо поднимут цены – состоявшемуся покупателю придется доплачивать за тех десятерых, что отказались от новых «колес»… Единственное, что обнадеживает, – оперативная реакция американского рынка: на появление моделей 2009 года «вторичка» Соединенных Штатов ответила беспрецедентным снижением цен на мотоциклы 2006–2008 годов выпуска – до 20% относительно цен в Японии. И это пока сдерживает волнообразный рост рублевых цен на заказной секондхэнд. Как считают эксперты, «американские» цены не изменятся в ходе сезона. Однако в целом цены в рублях по отношению к нынешним точно не упадут. Другое дело, если прислушаться к словам Олега Снаговского из Honda Motors Co: «высокая цена» и «низкая» – понятия относительные. – Первое время потребители будут шокированы. Затем оцепенение пройдет, и к новым ценникам все привыкнут – продажи возобновятся в прежнем объеме. Такое допущение справедливо лишь при одном условии: если у покупателей будут деньги, стабильные доходы. А сейчас можно посоветовать только одно: если вам совсем невмоготу без мотоцикла, то не тяните с покупкой – позже будет только дороже. n№ 03 200991