97
98
спортГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ?Не найдется в этом мире мотогонщик, который не задумывался бы о деньгах. Речь не о гонорарах, а о рутинном: где взять достаточную сумму, чтобы оплатить все, что требуется для гонок, и выйти на старт во всеоружии.Пилоты тратят массу времени на поиск богатеньких партнеров, готовых оплатить «гоночные» расходы. Даже именитые. Что уж говорить о еще не выбившихся в звезды! А о просто любителях? Поддержки «со стороны» таким не видать как своих ушей: большинство райдеров во всем мире выступают за свои кровные. Однако не все так плохо – не проводились бы те самые многочисленные гоночные серии, если бы не Большой Бизнес. Система грантов и денежных поощрений давно существует за рубежом, здесь мотогонки – неотъемлемая часть программ продвижения продукции, товаров и услуг. Бизнесмены заинтересованы всячески поощрять спортсменов – гонщики вносят большой вклад в повышение объемов продаж: «Он выиграл в воскресенье – я продал в понедельник». Contingency Program (программа поощрений) существует почти в каждой крупной и среднего калибра компании. «Правила игры» просты и понятны. Любой пилот может стать участником программы, и для этого не обязательно быть Росси или Бейлиссом – достаточно регулярно участвовать в каких-то официально признанных гоночных сериях (в случае с США, все это титульные и кубковые серии под эгидой AMA, а также «альтернативные» кубковые серии вроде WERA и ASRA/CCS). Заключи соглашение с заводом, подай заявку на участие в соревновании, обязательно укажи бренд в списке спонсоров, вовлеченных в соревнования, – и остается только побеждать и получать бонусы! Чем выше результат – тем выше награда. В большинстве случаев это не многотысячные призовые. Зато спонсоров у тебя может быть сколько угодно: от каждого получай по копеечке –№ 04 2009и гонки уже не только не бьют по карману, но и начинают приносить дивиденды. Пример из жизни. Константин, наш соотечественник, вот уже почти десять лет живет и работает в Чикаго. Свободное время посвящает гонкам в кубковой серии CCS на своем Yamaha R6. – Год назад мне удалось войти сразу в три программы поддержки. Самой удачной оказалась программа компании Galfer (тормозные системы для спортивных мотоциклов – прим. ред.). Когда я стал регулярно финишировать в пятерке лидеров, пошли внушительные бонусы: по $1500-2000, иногда больше. И после нескольких этапов я «приехал» к положительному балансу. Мало того, что гонялся в свое удовольствие, покрыл все расходы, так еще и заработал. А ведь масло, колодки, резина, переезды с трека на трек – все это требует постоянных и не копеечных затрат. Так что Contingency здорово облегчает жизнь таким любителям, как я. Константин завершил сезон 2005 года на пятом месте в любительском классе, в следующем году выступал и продолжает выступать уже в классе полупрофессиональном. Чем выше рейтинг пилота, тем более весомы бонусы. Обычно тарифы выплат делятся, в зависимости от статуса гонщика, на три категории: для любителей, полупрофессионалов и профессионалов. Например, любитель, занявший 10-е место в каком-нибудь региональном чемпионате, после предъявления официального табеля заезда может рассчитывать на небольшой гонорар, что-то около $50. Профи за то же место на финише получает $250. Победителям гонок в любительском и профессиональном классах спонсоры вручат соответственно $1500 и $10000. И так далее.Гиганты мотоиндустрии, такие как Honda, Yamaha, Suzuki и Kawasaki, выплачивают своим пилотам самые щедрые призовые. Но и к выбору спортсменов подходят скрупулезно. Так, в 2008 году Honda потратила на поддержку райдеров в Америке более 15 млн. долларов, из них 10 млн. достались кольцевикам, остальные деньги поделили между кроссменами, эндуристами, гаревиками и пилотами ATV. За каждую победу на этапах национальных серий по мотокроссу и суперкроссу в 2008 году заводские пилоты Honda могли рассчитывать на премиальные в размере $25 000. Не менее щедр конкурент – Yamaha. В официальном отчете компании за сезон 2008 года указаны суммы, выплаченные победителям различных гоночных серий – от AMA Superbike до Cross Country. С подробными данными можно познакомиться на официальном сайте Yamaha USA. Общая же сумма выплат также превысила $15 млн. Грянул финансовый кризис, и вроде бы надо было ждать, что щедроты устремятся к нулю, однако завод объявил о небывалом повышении ставок: в 2009 году Yamaha выделила на развитие одной лишь внедорожной программы $12,7 млн. К сожалению, в России ничего подобного пока не существует. Единственное подспорье спортсменам – призовые выплаты по итогам этапов. И то реально их выдали лишь на паре чемпионатов, в остальных случаях эти расходы легли на плечи команд. Понемногу и в России начинают понимать, как можно «выигрывать сегодня и продавать завтра» и извлекать выгоду из не самых обременительных вложений. $50 вознаграждения за финиш «в десятке», может, и не станут спасительными для отдельно взятых пилотов, но изменят ситуацию в другом – наклейки на мотоциклах и нашивки на экипировке гонщиков как бы подскажут денежным господам отважиться сделать ставку на мотоспорт, как составную часть промоушнкампаний. В конце концов, многомиллионные программы японских мотогигантов начинались в 70-е годы именно с таких бонусов. n098Кирилл ЧЕРНЫШЕВ, коллаж Наталии98