ОРДЕН ИМПЕРИИ – ЗА МОТОЦИКЛЫВетерану британского мотоспорта Сэмми Миллеру 75 лет, и шесть десятков из них он посвятил двум колесам. Уроженец Белфаста (Северная Ирландия), Сэмми стартовал в своей первой гонке в 1951 году, когда ему было 16 лет. Он участвовал в шоссейно-кольцевых гонках, гонках на травяных треках. Наиболее значительные его достижения – в триале: Миллер 11 раз выигрывал чемпионат Великобритании и дважды – чемпионат Европы (чемпионатов мира тогда еще не проводили). В шоссейнокольцевых гонках он занял третье место в чемпионате мира 1957 года в классе 250 см³, за рулем итальянского Mondial. В начале 60-х Сэмми вернулся к триалу – разработал для компании Bultaco первый современный триальный мотоцикл – легендарную Sherpa. Миллер не только ездил на мотоциклах и проектировал их – он еще и коллекционер. Сначала собирал только те спортивные машины, на которых выступал, потом скупал и другие наиболее примечательные аппараты. Сейчас в его музее более 400 превосходно отреставрированных мотоциклов. Его деятельность признана на таком уровне, что выше некуда: в начале нынешнего года Сэмми Миллер стал кавалером ордена Британской Империи.МОТО-АНОРЕКСИЯяжелое заболевание – анорексия: это когда человек сам себя морит голодом до смерти. За организм французского конструктора Жан-Франсуа Робера опасаться нечего – у него к хвори стойкий иммунитет, другое дело, он доводит до сверхизящества свои мотоциклы. И давно. Еще в 1982 году построил гоночный Tucson Vega с одноцилиндровым двигателем Rotax, и тот выиграл множество гонок в классе Supermoto, в том числе в силу того, что заводские Ducati и Suzuki были более тяжелыми. Вообще-то Робер работал техническим редактором французского Moto Journal, но параллельно разрабатывал шоссейники «в весе пера». Его новейший Roadson BT550 Superleggera («Сверхлегкий») в этом году дебютирует в престижном французском чемпионате ProTwins. В прошлом сезоне эти гонки выиграл спортсмен на 1340-кубовом Buell XB-RR – аппарате с почти втрое большим мотором, чем установленная на ВТ550 итальянская V-образная «двойка» Aprilia SXV550. Робер считает, что чрезвычайно малая масса его детища поможет одолеть тяжелые Buell’ы и Ducati. Взвешивание машины показало: их мотоцикл с маслом, охлаждающей жидкостью и двумя литрами бензина весит всего 98,4 кг! Выбор двигателя Aprilia обусловлен тем, что он весит всего 31,5 кг – легче, чем многие одноцилиндровые моторы. Итальянская компания была столь любезна, что предоставила не простой силовой агрегат, а прототип, в котором профиль кулачков распредвалаТи передаточные числа коробки передач подобраны для езды по шоссе. Поначалу Aprilia сама готовила спортбайк с этим двигателем, но отказалась от затеи: слишком сложно превратить спортивный мотор с его высокими требованиями к обслуживанию в агрегат серийной машины. Француза же ничто не смущает: в конце года он обещает представить дорожную версию BT550 Superleggera. Колеса и шины для ВТ550 –от 125-кубового гоночного мотоцикла GP, так же как и передняя вилка Paioli – она весит всего 5,3 кг.Стальная трубчатая пространственная рама – собственной разработки, ее масса – всего 3,5 кг. Причем в конструкции нет ни экзотических, ни сверхдорогих материалов, лишь обтекатель изготовлен из углепластика. Но изобретатель намерен заменить его на органические полимеры. Правда, с другой, но благородной целью: они поддаются вторичной переработке. Еще одна особенность, связанная с охраной окружающей среды, – двигатель работает на экологичном топливе Е85. n58№ 04 2009